Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа) на тему
Дидактические игры и упражнения по формированиюматематических представлений у дошкольников
ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. Это наиболее эффективно проходит на практических занятиях: форма связывается с характером производимых действий и с функциональными особенностями предмета. Например, в ходе дидактической игры "Что катится, а что не катится" дети знакомятся с круглыми и угловатыми формами. В качестве образцов берут кубики и шарики. Дети ощупывают предметы, трогают углы у кубиков, ощущают гладкую округлую поверхность шариков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igry.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников
ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ
Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета.
Сначала внимание детей привлекают к форме предметов. Это наиболее эффективно проходит на практических занятиях: форма связывается с характером производимых действий и с функциональными особенностями предмета. Например, в ходе дидактической игры "Что катится, а что не катится" дети знакомятся с круглыми и угловатыми формами. В качестве образцов берут кубики и шарики. Дети ощупывают предметы, трогают углы у кубиков, ощущают гладкую округлую поверхность шариков. Они говорят, что шарик круглый, а кубик - не круглый, у него углы. Затем кладут шарики на наклонный желоб, по которому в корзинку скатываются только шарики, а кубики остаются на столе. Взрослый все время фиксирует внимание детей на том, что "шарик катится, потому что круглый", а "кубик не катится, потому что у него углы". Даже в тех случаях, когда ребенок сразу говорит, что катится и почему, он должен проверить свои слова действием и убедиться в их правильности или ошибочности. Такая практическая проверка не только обращает внимание детей на форму предмета, но и делает само восприятие формы более осознанным. Форма при этом становится для ребенка важным признаком предмета.
После практического ознакомления с формой детей начинают учить таким действиям восприятия, как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объемных и плоскостных фигур.
Взрослый помогает детям, но не делает за них выбор, а привлекает их самих к исправлению ошибки. Это позволяет обучать детей не только самостоятельному решению поставленной перед ними задачи соотнесения форм в условиях выбора, но и овладению необходимыми способами этого соотнесения.
Дидактические игры и упражнения на «Ознакомление с формой»
I. Дидактическое упражнение: «Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола.
Материал: счётные палочки (15-20 штук).
Задания:
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек
2.Составить 2 равных квадрата из 7 палочек
3.Составить 3 равных треугольника из 7 палочек
4.Составить 4 равных треугольника из 9 палочек
5.Составить 3 равных квадрата из10 палочек
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника
7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)
II. Дидактическое упражнение: «Составление геометрических фигур»
Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.
Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)
Задания:
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера
2. Составить маленький и большой квадраты
3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.
4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.
III. Дидактическая игра: «Только одно свойство»
Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.
Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
IV. Дидактическая игра: «Найди и назови»
Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.
Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
V. Дидактическая игра: «Сложи квадрат»
Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.
Материал: Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).
Задания к игре:
1. Разложить кусочки квадратов по цвету
2. По номерам
3. Сложить из кусочков целый квадрат
4. Придумать новые квадратики.
VI. Дидактическая игра: "Собери снеговика"
Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
Ход игры: В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.
Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.
¬ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОТНОШЕНИЯМИ ПО ВЕЛИЧИНЕ
Как и игры по ознакомлению с формой, проводятся не только на конструировании, но и на занятиях по формированию элементарных математических представлений, поэтому всю работу в этом направлении следует координировать. Формируя у детей представления о величине, исходят из относительности этого признака.
Чтобы привлечь внимание ребенка к величине предмета, сразу вводят сравнение по этому признаку. Проводят игры, требующие выбора объектов по величине в соответствии с образцом. Сначала выбор проводят на специально подобранных одинаковых предметах, например, на матрешках, шарах одного цвета, машинах, куклах и т.д.
Главное условие выбора - наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используют элементы строительных наборов. Дети выполняют задание выбрать, к примеру, из 3-4 одинаковых по цвету брусков тот, который равен по величине (длине) бруску-образцу. Упражнения такого рода развивают ориентировку детей на этот признак и вырабатывают точность восприятия протяженности как одной из величин. Выбор всегда проверяется путем практического примеривания бруска-образца к тому, который выбран ребенком из ряда. Ребенок прикладывает бруски друг к другу, накладывает, т.е. овладевает практическими способами сравнения предметов.
В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объему, толщине, высоте. Во всех случаях обязательна практическая проверка правильности выбора. Игры на различение, сравнение предметов по величине проводятся и на плоскостном материале (лучше контурном). Рекомендуются игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки.
Сравнивая предметы, элементы строительных наборов, плоскостные изображения, дети знакомятся одновременно и с необходимым речевым материалом.
Закрепляют названия фигур, входящих в состав строительных материалов, а овладение способами сравнения, прежде всего практическими способами, дает возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше.
I. Дидактическая игра: «Что предмет рассказывает о себе»
Цель: Учить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Упражнять детей в составлении рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе». Приучать детей слушать друг друга, не мешая.
Ход игры: доставание из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с другим. Поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно слушать рассказы других детей, доброжелательно помогать при затруднениях.
Предметы, помещенные в «чудесный мешочек», должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не совсем известные, привлекающие детей новизной.
II. Дидактическая игра: «Концовки»
Цель: Ребенок должен продолжить начатое взрослым предложение. Учить различать отношения по величине: длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше.
Ход игры:
1. Если подоконник выше стола, значит, стол (ниже) подоконника.
2. Если Антон выше Кирилла, значит Кирилл…………..
3. Если Яна сидит правее Ани, значит Аня сидит …………….
4. Если Игорь живет дальше от школы, чем Катя, значит, Катя живет…………..
5. Если сестра старше брата, значит, брат……
6. Если карандаш короче линейки, значит, линейка………….
7. Если папа по росту равен маме, значит мама……….
8. Если река глубже ручейка, значит ручеек……..
9. Если дверь уже окна, значит, окно………..
10. Если сестра ниже брата, значит брат……..
III. Дидактическая игра: «Не ошибись»
Цель: Учить сравнивать полоски путем накладывания друг на друга. Учить активно использовать в активном словаре понятия «выше», «ниже», «равные». Учить действовать последовательно.
Ход игры: Каждому из детей выдается набор картонных полосок из шести штук (все они разные).
Расставь полоски по высоте. Учите действовать последовательно. Выбирать сначала самую длинную полоску, затем длинную из оставшихся и т.д.
Расставь полоски по тону (от самой темной к самой светлой).
¬ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ
Формирование у детей представлений о расположении предметов в пространстве, об изменчивости пространственных отношений. Известно, что ребенок сначала "организует" все пространство вокруг себя. Поэтому полезно проводить специальные упражнения в преднамеренном перемещении ребенка в комнате, на лестнице, участке. Дети учатся обращать внимание на расположение предметов, перечислять предметы, которые находятся от них с "этой стороны (левой)" и с "другой стороны (правой)".
Одновременно детей знакомят с расположением двух и нескольких предметов относительно друг друга (по линии горизонта). С этой целью проводятся упражнения в непредметном конструировании. Эти упражнения обращают внимание ребенка на изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве. Дети учатся воспринимать пространственные отношения, замечать перемещения предметов, а также точно воспроизводить изменяющемся отношения.
Чтобы дети осознаннее воспринимали пространственные отношения между двумя предметами, проводят упражнения по моделированию изменяющихся пространственных отношений по подражанию и по образцу.
Детей учат манипулировать двумя предметами, изменяя их взаиморасположение вслед за действиями взрослого: шарик наверху, а кубик внизу; кубик наверху, шарик внизу; кубик с одной или с другой стороны от шарика и т.д. Дети при этом следят за действиями педагога, замечают перемещение одного подвижного объекта относительно неподвижного (или обоих сразу) и воспроизводят их пространственное расположение сначала по непосредственному подражанию, а затем по простейшему образцу (когда перемещения осуществляются скрыто, за экраном). Проведение этих упражнений тесно связано с усвоением детьми необходимого терминологического словаря, а именно тех слов, которые отражают взаиморасположение объектов.
I. Дидактическая игра: «Где, что находится»
Цель: Учить употреблять понятия: ближе, дальше, перед, за. Учить составлять предложения с предлогами.
Ход игры: Рассмотри рисунок и скажи что, где находится.
Что находится впереди?
Что находится сзади?
Что находится слева, с права, между?
Что расположено дальше, а что ближе?
II. Дидактическая игра: «Концовки»
Цель: Ребенок должен продолжить начатое взрослым предложение. Учить различать отношения предмета в пространстве: ближе, дальше, перед, за, правее, левее.
Ход игры:
1.Если Антон стоит дальше Кирилла, значит Кирилл…………..
2.Если Яна сидит правее Ани, значит Аня сидит …………….
3.Если Петя живет дальше от школы, чем Катя, значит, Катя живет…………..
4.Если сестра сидит с права от брата, значит, брат……
5.Если карандаш лежит ближе линейки, значит, линейка………….
6.Если папа стоит левее мамы, значит мама……….
III. Дидактическая игра: «Дни недели»
Цель: Учить названия дней недели. Учить называть по порядку дни.
Ход игры:
1. Какие дни недели вы знаете?
2. Сколько их? Назовите по порядку.
3. Какой день недели сегодня?
4. Какой день недели завтра?
5. Какой день недели был вчера?
6. Какой день недели будет после среды (перед субботой, за вторником, между четвергом и субботой)?
7. Назови последний день недели;
8. Назови третий день недели, первый и т.д.;
9. Назови дни недели в обратном порядке.
IV. Дидактическая игра: «Какое время года»
Цель: Учить детей слушать поэтический текст. Закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, а дети слушают. Читает два раза. Дети называют время года, о котором идет речь.
Использование примерных поэтических отрывков может быть различным.
Апрель
«-Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям текут ручьи,
На дорогах лужи.
- Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
- Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник».
«Травка зеленеет
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит».
(Весна)
«-Если солнышко печёт,
Плачет снег, ручей течет,
И грачи на горе,
Значит март на дворе».
ОКТЯБРЬ
В октябре, в октябре
Частый дождик во дворе
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик,
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....
Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)
Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей в подборе определений к существительным, антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...
" Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ"
Презентация личностно-ориентированного подхода для формирования математических представлений у дошкольников с ОВЗ...
Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...
Дидактические игры и упражнения по формированию безопасного поведения у дошкольников.
В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями на формирование основ безопасного поведения....
Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений
Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений ...
Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников
Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок всё стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения ...