Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников
учебно-методическое пособие по математике (старшая группа) на тему

Гуйда Ольга Викторовна

Дидактические игры и упражнения по формированиюматематических представлений у дошкольников

ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета. Это наиболее эффективно проходит на практических занятиях: форма связывается с характером производимых действий и с функциональными особенностями предмета. Например, в ходе дидактической игры "Что катится, а что не катится" дети знакомятся с круглыми и угловатыми формами. В качестве образцов берут кубики и шарики. Дети ощупывают предметы, трогают углы у кубиков, ощущают гладкую округлую поверхность шариков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did_igry.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию математических представлений у дошкольников

ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ФОРМОЙ

Форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета.

Сначала внимание детей привлекают к форме предметов. Это наиболее эффективно проходит на практических занятиях: форма связывается с характером производимых действий и с функциональными особенностями предмета. Например, в ходе дидактической игры "Что катится, а что не катится" дети знакомятся с круглыми и угловатыми формами. В качестве образцов берут кубики и шарики. Дети ощупывают предметы, трогают углы у кубиков, ощущают гладкую округлую поверхность шариков. Они говорят, что шарик круглый, а кубик - не круглый, у него углы. Затем кладут шарики на наклонный желоб, по которому в корзинку скатываются только шарики, а кубики остаются на столе. Взрослый все время фиксирует внимание детей на том, что "шарик катится, потому что круглый", а "кубик не катится, потому что у него углы". Даже в тех случаях, когда ребенок сразу говорит, что катится и почему, он должен проверить свои слова действием и убедиться в их правильности или ошибочности. Такая практическая проверка не только обращает внимание детей на форму предмета, но и делает само восприятие формы более осознанным. Форма при этом становится для ребенка важным признаком предмета.

После практического ознакомления с формой детей начинают учить таким действиям восприятия, как соотнесение форм и выбор по образцу, соотнесение объемных и плоскостных фигур.

Взрослый помогает детям, но не делает за них выбор, а привлекает их самих к исправлению ошибки. Это позволяет обучать детей не только самостоятельному решению поставленной перед ними задачи соотнесения форм в условиях выбора, но и овладению необходимыми способами этого соотнесения.

Дидактические игры и упражнения на «Ознакомление с формой»

I.​ Дидактическое упражнение: «Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола.

Материал: счётные палочки (15-20 штук).

Задания:

1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек

2.Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

3.Составить 3 равных треугольника из 7 палочек

4.Составить 4 равных треугольника из 9 палочек

5.Составить 3 равных квадрата из10 палочек

6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника

7. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника

8. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)

II.​ Дидактическое упражнение: «Составление геометрических фигур»

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см)

Задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера

2. Составить маленький и большой квадраты

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники.

III.​ Дидактическая игра: «Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

IV.​ Дидактическая игра: «Найди и назови»

Цель: закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета.

Ход игры: На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Ведущий просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

V.​ Дидактическая игра: «Сложи квадрат»

Цель: развитие цветоощущения, усвоение соотношения целого и части; формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых.

Материал: Для игры нужно приготовить 36 разноцветных квадратов размером 80×80мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Затем квадраты разрезать. Разрезав квадрат, нужно на каждой части написать его номер (на тыльной стороне).

Задания к игре:

1. Разложить кусочки квадратов по цвету

2. По номерам

3. Сложить из кусочков целый квадрат

4. Придумать новые квадратики.

VI.​  Дидактическая игра: "Собери снеговика"

Цель: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.

Ход игры: В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.

Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.

Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.

​ ¬ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОТНОШЕНИЯМИ ПО ВЕЛИЧИНЕ

Как и игры по ознакомлению с формой, проводятся не только на конструировании, но и на занятиях по формированию элементарных математических представлений, поэтому всю работу в этом направлении следует координировать. Формируя у детей представления о величине, исходят из относительности этого признака.

Чтобы привлечь внимание ребенка к величине предмета, сразу вводят сравнение по этому признаку. Проводят игры, требующие выбора объектов по величине в соответствии с образцом. Сначала выбор проводят на специально подобранных одинаковых предметах, например, на матрешках, шарах одного цвета, машинах, куклах и т.д.

Главное условие выбора - наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используют элементы строительных наборов. Дети выполняют задание выбрать, к примеру, из 3-4 одинаковых по цвету брусков тот, который равен по величине (длине) бруску-образцу. Упражнения такого рода развивают ориентировку детей на этот признак и вырабатывают точность восприятия протяженности как одной из величин. Выбор всегда проверяется путем практического примеривания бруска-образца к тому, который выбран ребенком из ряда. Ребенок прикладывает бруски друг к другу, накладывает, т.е. овладевает практическими способами сравнения предметов.

В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объему, толщине, высоте. Во всех случаях обязательна практическая проверка правильности выбора. Игры на различение, сравнение предметов по величине проводятся и на плоскостном материале (лучше контурном). Рекомендуются игры на выбор по образцу, а также простейшие группировки.

Сравнивая предметы, элементы строительных наборов, плоскостные изображения, дети знакомятся одновременно и с необходимым речевым материалом.

Закрепляют названия фигур, входящих в состав строительных материалов, а овладение способами сравнения, прежде всего практическими способами, дает возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше.

I.​ Дидактическая игра: «Что предмет рассказывает о себе»

Цель: Учить детей различать в предмете цвет, форму, величину, назначение, название. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Упражнять детей в составлении рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе». Приучать детей слушать друг друга, не мешая.

Ход игры: доставание из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с другим. Поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно слушать рассказы других детей, доброжелательно помогать при затруднениях.

Предметы, помещенные в «чудесный мешочек», должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не совсем известные, привлекающие детей новизной.

II.​ Дидактическая игра: «Концовки»

Цель: Ребенок должен продолжить начатое взрослым предложение. Учить различать отношения по величине: длиннее - короче, выше - ниже, больше - меньше.

Ход игры:

1.​ Если подоконник выше стола, значит, стол (ниже) подоконника.

2.​ Если Антон выше Кирилла, значит Кирилл…………..

3.​ Если Яна сидит правее Ани, значит Аня сидит …………….

4.​ Если Игорь живет дальше от школы, чем Катя, значит, Катя живет…………..

5.​ Если сестра старше брата, значит, брат……

6.​ Если карандаш короче линейки, значит, линейка………….

7.​ Если папа по росту равен маме, значит мама……….

8.​ Если река глубже ручейка, значит ручеек……..

9.​ Если дверь уже окна, значит, окно………..

10.​  Если сестра ниже брата, значит брат……..

III.​ Дидактическая игра: «Не ошибись»

Цель: Учить сравнивать полоски путем накладывания друг на друга. Учить активно использовать в активном словаре понятия «выше», «ниже», «равные». Учить действовать последовательно.

Ход игры: Каждому из детей выдается набор картонных полосок из шести штук (все они разные).

Расставь полоски по высоте. Учите действовать последовательно. Выбирать сначала самую длинную полоску, затем длинную из оставшихся и т.д.

Расставь полоски по тону (от самой темной к самой светлой).

​ ¬ИГРЫ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ

Формирование у детей представлений о расположении предметов в пространстве, об изменчивости пространственных отношений. Известно, что ребенок сначала "организует" все пространство вокруг себя. Поэтому полезно проводить специальные упражнения в преднамеренном перемещении ребенка в комнате, на лестнице, участке. Дети учатся обращать внимание на расположение предметов, перечислять предметы, которые находятся от них с "этой стороны (левой)" и с "другой стороны (правой)".

Одновременно детей знакомят с расположением двух и нескольких предметов относительно друг друга (по линии горизонта). С этой целью проводятся упражнения в непредметном конструировании. Эти упражнения обращают внимание ребенка на изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве. Дети учатся воспринимать пространственные отношения, замечать перемещения предметов, а также точно воспроизводить изменяющемся отношения.

Чтобы дети осознаннее воспринимали пространственные отношения между двумя предметами, проводят упражнения по моделированию изменяющихся пространственных отношений по подражанию и по образцу.

Детей учат манипулировать двумя предметами, изменяя их взаиморасположение вслед за действиями взрослого: шарик наверху, а кубик внизу; кубик наверху, шарик внизу; кубик с одной или с другой стороны от шарика и т.д. Дети при этом следят за действиями педагога, замечают перемещение одного подвижного объекта относительно неподвижного (или обоих сразу) и воспроизводят их пространственное расположение сначала по непосредственному подражанию, а затем по простейшему образцу (когда перемещения осуществляются скрыто, за экраном). Проведение этих упражнений тесно связано с усвоением детьми необходимого терминологического словаря, а именно тех слов, которые отражают взаиморасположение объектов.

I.​ Дидактическая игра: «Где, что находится»

Цель: Учить употреблять понятия: ближе, дальше, перед, за. Учить составлять предложения с предлогами.

Ход игры: Рассмотри рисунок и скажи что, где находится.

Что находится впереди?

Что находится сзади?

Что находится слева, с права, между?

Что расположено дальше, а что ближе?

II.​ Дидактическая игра: «Концовки»

Цель: Ребенок должен продолжить начатое взрослым предложение. Учить различать отношения предмета в пространстве: ближе, дальше, перед, за, правее, левее.

Ход игры:

1.Если Антон стоит дальше Кирилла, значит Кирилл…………..

2.Если Яна сидит правее Ани, значит Аня сидит …………….

3.Если Петя живет дальше от школы, чем Катя, значит, Катя живет…………..

4.Если сестра сидит с права от брата, значит, брат……

5.Если карандаш лежит ближе линейки, значит, линейка………….

6.Если папа стоит левее мамы, значит мама……….

III.​ Дидактическая игра: «Дни недели»

Цель: Учить названия дней недели. Учить называть по порядку дни.

Ход игры:

1.​ Какие дни недели вы знаете?

2.​ Сколько их? Назовите по порядку.

3.​ Какой день недели сегодня?

4.​ Какой день недели завтра?

5.​ Какой день недели был вчера?

6.​ Какой день недели будет после среды (перед субботой, за вторником, между четвергом и субботой)?

7.​ Назови последний день недели;

8.​ Назови третий день недели, первый и т.д.;

9.​ Назови дни недели в обратном порядке.

IV.​ Дидактическая игра: «Какое время года»

Цель: Учить детей слушать поэтический текст. Закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времен года.

Ход игры:

Воспитатель читает стихотворение, а дети слушают. Читает два раза. Дети называют время года, о котором идет речь.

Использование примерных поэтических отрывков может быть различным.

Апрель

«-Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям текут ручьи,

На дорогах лужи.

- Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

- Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник».

«Травка зеленеет

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит».

(Весна)

«-Если солнышко печёт,

Плачет снег, ручей течет,

И грачи на горе,

Значит март на дворе».

ОКТЯБРЬ

В октябре, в октябре

Частый дождик во дворе

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик,

Заготовлены дрова

На зиму для печек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников в средней, старшей и подготовительной группах....

Дидактические игры и упражнения для формирования грамматически правильной речи дошкольников (подготовительная к школе группа)

Здесь представлена подборка игр, которая поможет упражнять детей  в подборе определений к существительным,  антонимов к словам, в отгадывании загадок про птиц, в подборе однокоренных слов, а...

" Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ"

Презентация личностно-ориентированного подхода для формирования  математических представлений у дошкольников с ОВЗ...

Игры и упражнения на формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР.

При общем недоразвитии речи (ОНР) формирование пространственных представлений имеет свои особеннности, связанные со спецификой развития детей с речевой патологией. В данном материале представлены игры...

Дидактические игры и упражнения по формированию безопасного поведения у дошкольников.

В данном материале можно ознакомиться с играми и упражнениями на формирование основ безопасного поведения....

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений

Дидактические игры и упражнения на формирование временных представлений ...

Использование дидактических игр и упражнений в формировании временных представлений у дошкольников

Дошкольное детство - это период игры. В этом возрасте ребенок всё стремится познать через игру. Игра - это отражение детьми взрослого, реального мира. Она таит в себе большие возможности для обучения ...