" Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Амелина Ольга Михайловна

Презентация личностно-ориентированного подхода для формирования  математических представлений у дошкольников с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_o_matematike.pptx2.83 МБ
Файл tekst_k_prezentatsii.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ЩЕКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» Тема: «Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Учитель-дефектолог Амелина О.М.

Слайд 2

Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Слайд 3

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует: сосредоточенности; внимания; умственного усилия; умения осмыслить правила; последовательность действий; - преодолеть трудност и.

Слайд 7

Коррекционная работа на начальных этапах направлена на: 1. развитие восприятия; 2. формирование сенсорных действий; 3. знакомство с сенсорными эталонами; 4. действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане.

Слайд 8

«Нанизывание колец на стержень»

Слайд 9

Дидактическая задача: - упражнять в нанизывании колец; - учитывать величину в действиях с предметами; - соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо),

Слайд 12

«Построй башню»

Слайд 13

Дидактические задачи: познакомить с принципом складывания (маленький прячется в большой); -вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действию с ними.

Слайд 15

«Спрячь шарик в ладошках»

Слайд 16

Дидактическая задача : - учим детей ориентироваться на величину предметов; - действия рук с величиной предметов.

Слайд 18

«найди свое место»

Слайд 19

Дидактические задачи: осуществлять выбор цвета по образцу; действовать по цветовому сигналу; - развивать внимание.

Слайд 21

«разноцветные стаканчики»

Слайд 22

Дидактическая задача: - выбирать цвет по образцу.

Слайд 24

«подарим куклам бусы»

Слайд 25

Дидактические задачи: - научить выполнять чередование цветов по образцу; развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания.

Слайд 27

«Строители»

Слайд 28

Дидактическая задача : учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого

Слайд 30

Таким образом, наиболее эффективные условия использования дидактической игры для развития познавательной активности дошкольников с ОВЗ, это: 1. индивидуальный подход; 2. приоритетное влияние на эмоционально-мотивационную сферу личности дошкольника; 3. использование разнообразного дидактического материала; 4. применение системы проблемно-творческих заданий, ситуаций, вопросов;



Предварительный просмотр:

        ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «ЩЕКИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Тема:

«Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений  у детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

                                                                                 Учитель – дефектолог:

                                                                       Амелина Ольга Михайловна                            

   

         Дидактическая игра имеет огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всегда волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

        Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

       К.Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, нелегко отучается от этого направления и в действительной жизни.

      Игра не потеряла своей значимости и в современном процессе воспитания, развития и обучения детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется.

     В коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития, помогает осуществлению целенаправленных интеллектуальных действий. Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

       Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент формирования «картины мира» ребенка.  Оно состоит из взаимосвязанных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

   Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка с ОВЗ в дошкольном возрасте. Играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Такие игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Дефектолог ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

    На первом году обучения чрезвычайно важным условием правильной организации занятий является их игровая форма. На первых порах, когда у детей с ОВЗ еще не сформирован познавательный интерес, они не приучены работать на занятии, не привыкли длительное время сидеть за столами. Занятия начинаем в игровом уголке с привлечением хорошо знакомых игрушек. В этом случае в непринужденной игровой обстановке дети начинают выполнять первые задания, когда они увлекаются «игрой», их можно посадить за столы и продолжить занятие.

    Игровая форма помогает привлечь детей к занятиям, создать положительное эмоциональное отношение к выполнению заданий. В первое время воспитанникам нецелесообразно давать раздаточный материал, так как они еще плохо подчиняются требованиям взрослого и очень отвлекаемы. Дети начинают манипулировать материалом, роняют, отбирают друг у друга и т.п., что приводит к нарушению хода занятий. На первых этапах обучения используется объемный дидактический материал.

     Ввиду особенностей психического развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными  предметами. Наиболее эффективными и действенными методами обучения являются совместные действия педагога и ребенка, подражание действиям педагога и действия по образцу. В ходе осуществления действий по подражанию дети видят каждый предмет, находящийся в руке педагога, и каждое выполняемое им действие. В этом случае выбор необходимого предмета, способы деятельности и последовательность выполнения действий даются в готовом виде. Однако на первых порах даже этот способ выполнения заданий может вызывать трудности у некоторых детей, поэтому довольно часто приходиться прибегать к совместным действиям, когда педагог берет руку ребенка в свою и совместно с ним выполняет нужное действие. Совместные действия используются, как правило, в самом начале обучения, а дальше при формировании новых навыков и выполнении сложных заданий. Совместные действия и действия по подражанию готовят ребенка к выполнению действий по образцу, а затем и к выполнению заданий по словесной инструкции.

   Первоначально все задания, предлагаемые на занятии, имеют как вербальную, так и невербальную форму выполнения, так как многие воспитанники недостаточно владеют речью или являются практически безречевыми. Дети должны иметь возможность наблюдать и подражать речевому поведению взрослого: выполняя какие-либо действия, педагог сопровождает их речью, а также дает словесный отчет о проделанных действиях. В процесс обучения нужно активно подключать руку ребенка как важнейшее познавательное средство. Движение руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений: большой - маленький, длинный – короткий, пустой – полный, много – мало и др. – ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

   Коррекционная работа на начальных этапах направлена, в основном, на развитие восприятия и на формирование сенсорных действий – знакомство с сенсорными эталонами, действия по подражанию и образцу. Далее постепенно осуществляется переход к формированию умственных действий, выполняемых в развернутом наглядном плане.

   Используя дидактические игры в работе, можно добиться положительного эффекта по формированию элементарных математических представлений детей с ОВЗ. В организации дидактической игры очень важен возрастной аспект. Так, например, дети с ОВЗ первой младшей группы еще не умеют играть самостоятельно, поэтому в играх с ними я принимаю самое активное участие. Это помогает детям освоить игру.

     Так, например, дидактическая игра с элементами математических представлений, где закрепляется представления о цвете, форме, величине и размере предмета, реализуется через игровое задание «Нанизывание колец на стержень». Дидактическая задача: упражнять в нанизывании колец; учитывать величину в действиях с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки (брать каждый раз самое большое кольцо), У детей возникает желание узнать, как правильно. Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, я даю наглядный образец игрового действия.  Провожу рукой по надетым колечкам и обращаю внимание детей на то, что пирамидка становится красивой, ровной, что собрана она правильно. Тем самым я  наглядно показываю новое игровое действие - проверить правильность собирания пирамидки. Предлагаю детям сделать это самим.    

   Так же можно использовать игру «Построй башню», с использованием круглых формочек. Дидактическая задача: познакомить с принципом складывания (маленький прячется в большой); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам и действию с ними.

    Играя в игру «Спрячь шарик в ладошках» дети учатся ориентироваться на величину предметов; соотносить действия рук с величиной предметов. Используем шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой - маленький). Я  показываю, как спрятать шарик в ладошке. Если ребенок взял маленький шарик, он выполнил задание, если же большой, то шарик остается видимым.

     Дидактическая игра «Найди свое место», помогает научить осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу, развивать внимание. Используем полоски с чередующимися по цвету (красный, желтый) геометрическими фигурами (круги, треугольники, квадраты). Детям предлагается заполнить полоски, соблюдая цвета. Для выполнения задания можно использовать разный материал фишки, прищепки, пробки, плоскостные фигуры нужного цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия.

   Игра «Разноцветные стаканчики» помогает при обучении выбора цвета по образцу.  Ребенку даю стаканчик красного или желтого цвета и емкость с мягкими шариками двух цветов (красный и желтый). Ребенок должен выбрать шарик в цвет баночки и опустить его в нее. Можно усложнить задание и дать сразу две баночки разных цветов.

    Играя в игру «Подарим куклам бусы» дидактическая задача: научить выполнять чередование цветов по образцу; развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания. Показываю детям готовые бусы, где бусины чередуются по цвету. Ребенку дается шнурок, емкость с бусинами. Используем разный материал  (крышками, деревянными фигурками, мягкими кольцами и т.п.)  и предлагаю сделать такие же бусы. При выполнении задания по необходимости помогаю, указывая на ошибки, сопоставляя с образцом.

     В конструировании детям с ОВЗ очень нравится самим выбирать цвет и форму материала, это развивает у них самостоятельность. Так, например, игра «Строители»  дидактическая задача: учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого.  Строим разноцветные башни, ребенок берет  тот кирпичик, который ему больше всего понравиться. Строятся башни из строительного материала, по подражанию с обозначением формы и цвета строительного материала у каждого ребенка.

   Руководя играми, я стараюсь использовать разнообразные средства воздействия на дошкольников с ОВЗ. Выступая в качестве участника игры, незаметно для них направляя игру, поддерживаю их инициативу, сопереживаю с ними радость в игре. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, делаю это чаще всего не прямо, а косвенно: выражаю удивление, шучу, использую разного рода игровые сюрпризы и т.п.

     

   Таким образом, наиболее эффективные условия использования дидактической игры для формирования элементарно математических представлений дошкольников с ОВЗ, это:

1. индивидуальный подход;

2. приоритетное влияние на эмоционально-мотивационную сферу личности дошкольника;

3. использование разнообразного дидактического материала;

4. применение системы проблемно-творческих заданий, ситуаций, вопросов;

   С учетом всего это, создаю и совершенствую в кабинете предметно- развивающую среду и, непосредственно дидактические игры, основываясь на принципах доступности, новизны и с учетом личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания интереса к играм изготовлены и приобретены игровой материал и пособия.

     Дидактическая игра даёт большую возможность для формирования элементарно математических представлений у детей с ОВЗ с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

     

Играя в такие дидактические игры «Разрезные картинки», «Что это?» (приложение 1) у детей с ОВЗ формируются представления о целостном образе предмета, кроме того развивается внимание, восприятие. Дети увлекаются составлением картинки, если предварительно сказав, что получится волшебная фигурка, подарок для зайчика и т.п., то есть, создав настрой на необычный и неизвестный конечный результат, игровой, сюрпризный момент.

Но развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей с ОВЗ, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется. Удержать игру в пределах установленного времени - большое искусство. Поэтому стараюсь уплотнять время, прежде всего за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является, на мой взгляд, условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач. Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей с ОВЗ интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.  

    Например, я поставила на полу воротца (красного и синего цвета), а на столе положила разного цвета шары и предложила детям поиграть— покатать шары в воротца. Вначале дети катают шары кто как захочет, а потом можно установить правила игры. В красные воротца катать только красные шары, а в синие — только синие или, наоборот,— синие шары в красные ворота. Могут быть и другие сочетания шаров и ворот. Затем я могу внести ряд усложнений — катать шары то левой, то правой рукой, увеличивать расстояние до ворот и т. д. Детям с ОВЗ, которым трудно выполнить эти правила, можно предложить покатать шары просто от одного ребенка к другому. В этой игре я тем самым направляю деятельность детей на выполнение дидактической задачи — закрепление цвета. Одновременно у детей развиваются глазомер, сила толчка, мускулатура рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – спосо...

Статья "Дидактическая игра,как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

quot;Что такое дидактическая игра?"Данная статья раскрывает нетолько понятие дидактической игры, но и ее ценность в образовательной деятельности....

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 4 - 5 лет (о форме, объеме, пространстве)

Одним из важнейших вопросов интеллектуального развития является математическое развитие ребенка, и окружающаяжизнь  предоставляет для этого неограниченные возможности.  Трудно  найти та...

Дидактическая игра как средство развития элементарных математических представлений у детей 4 - 5 лет

      Одним из важнейших вопросов интеллектуального развития является математическое развитие ребенка, и окружающая жизнь  предоставляет для этого неограниченные возможности...

Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников.

Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дидактическая игра содержит в себе большие возмож...