Сенсорное воспитание дошкольников в отечественной педагогике
статья по математике (младшая группа) на тему

Никитина Алиса Борисовна

Противоречия  сенсорного развития дошкольников в  отчественной педагогики и пути их разрешения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсорное воспитание15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание дошкольников в отечественной педагогике

Сенсорному воспитанию посвящено множество статей и научных исследований. Однако систематическом внедрение наработок отечественных теоретиков мало кто занимался. Возникает вопрос: с чем это может быть связано?

Сенсорному воспитанию посвящены работы таких ученых как, Венгер Леонид Абрамович. Открывая любое методическое пособие для педагогов - дошкольников, можно встретить фразы: «…образовательная среда должна включать в себя предметы, способствующие сенсорному развитию…» или «…главной задачей педагога при работе с младшими дошкольниками является развитие сенсорных и моторных навыков, в разработанной для этого среде…», а также «…развитие ребенка должно двигаться от простого к сложному», здесь же нелишним будет упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт, говорящий о вариативности образовательной среды и об интеграции областей детского развития. Невольно возникают вопросы, как у молодых специалистов, так и у опытных педагогов: Каким образом построить образовательную среды, чтобы выполнить, как требования ФГОС ДО? Как построить область сенсорики для младших дошкольников, выполнив методические рекомендации, ориентируясь на три группы детей: с развитием по возрасту, опережающих развитие, отстающих в развитии?

Ведь в современном обществе проблема сенсорного воспитания стоит особенно остро, поскольку люди, улучшая себе условия жизни, усложняют ребенку возможность исследования и познания мира. Для поиска и обработки необходимой информации современное медиа пространство идеально, однако, для получения сенсорной информации  подходит мало, поскольку для ребенка дошкольного возраста гораздо важнее тактильное восприятие окружающего мира, а не зрительное или слуховое. Недостаток сенсорного воспитания в дальнейшем проявляется трудностями в начальных классах, где дети учатся писать, продолжают или начинают рисовать. Ребенку с недостатком сенсорного воспитания трудно правильно написать букву, самостоятельно построить рисунок, изготовить поделку, повторить некоторые движения за инструктором по физической культуре. Эти сказывается на самооценке ребенка, на его желании продвигаться дальше.

Как на практике работает отечественная система сенсорного воспитания: педагог на свое усмотрение берет из разных источников методики и по своему усмотрению. Если провести семинар практикующих педагогов разных детских садов из разных уголков страны, предложить им представить свои методические разработки, то мы получим разнородные материалы, начиная от фасоли и шишек, заканчивая самодельными играми и материалами. Но единой системы, которая охватывала бы все области сенсорики мы, к сожалению, не получим, поскольку педагогам неоткуда ее взять.

Что делать в сложившейся ситуации? Обратить внимание на опыт коллег, работающих по педагогическим системам зарубежных авторов, которые давно прописали методы, описали материалы, которые облегчат жизнь, как педагогу, так и ребенку.

Я согласна, что оборудование дорогостоящее, умение с ним обращаться требует времени и практики, но возможно поэлементное заимствование, если полное замещение невозможно.

Можно пойти по другому пути: на основе разрозненных отечественных методик составить систему сенсорного воспитания с учетом особенностей российской образовательной системы. Такая система должна быть разработана при активном участии практикующих педагогов-дошкольников и апробирована на 5 дошкольных возрастах: первом и втором младших, среднем, старшем, подготовительном. Последнее необходимо для создания преемственности между возрастными группами и возможностью использованием одного и того же игрового или дидактического материала для работы с разными возрастами, не теряя интереса детей и педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.Раздел программы: «Программа по ознакомлению ...

Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики

Приобщение детей к народной культуре не только своей страны, является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности, толерантности....

Сообщение из опыта работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику»

В нашем дошкольном учреждении  имеется  мини – музей  «Башкирская гостиная». Цель создания: нравственно- патриотическое воспитание, знакомство детей с башкирской символикой, с предметам...