Проблемно-поисковая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Формирование элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
400_rubley.docx | 14.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-поисковая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей подготовки к школе. Педагог должен заботиться о развитии у детей интереса к математическим занятиям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалке и сообразительности умения делать простейшие обобщения, доказывать правильность тех или иных суждений. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приёмов и средств проверки правильности решения.
Процесс обучения надо организовать так, чтобы появилась особенная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребёнку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребёнка вопрос, когда дошкольник оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. Особенно выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод.
Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи, так как именно на эти знания дошкольник должен опираться, осуществляя самостоятельную поисковую деятельность. Для того чтобы мотивом усвоения знаний была собственная потребность ребёнка, а не требование со стороны взрослого, необходимо продумать такую организацию обучения, которая:
1. обеспечивает познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
2. даёт возможность каждому ребёнку в процессе выполнения заданий другим ребёнком;
3. включает всех детей в процесс решения задачи;
4. является подвижной и изменяется в зависимости от задач данного занятия.
Так как пространственное приближение к педагогу или к месту действия с объектами даёт возможность соучаствовать в происходящем, быть активным. Организующие действия малыми группами, также обеспечивает активность и взаимодействие детей. Организация дискуссий стимулирует поиск правильного решения. Необходимость объяснить способы действия товарища включает всех детей в процесс решения задачи (даже в тех случаях, когда ребёнок практически не действует). Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, что бы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется. Одновременно возникает и деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию, и в процессе решения игровой или практической задачи, помогают друг другу. Педагогические и психологические исследования в области дошкольной педагогики, проведённые за последние годы, позволяют выделить основные положения, которые должны лечь в основу организации обучения, адекватного возрасту дошкольника, обеспечивающего познавательную активность в обучении и дающего желаемый эффект развития. Это следующие принципы:
1. Обучение дошкольников началам математики должно происходить в контексте практической и игровой деятельности детей, в процессе решения детьми проблемных задач.
2. Ребёнку должны быть созданы условия для применения поисковых способов ориентировки в заданиях.
3. В ходе выполнения заданий у ребёнка должна возникнуть потребность иметь те или иные знания, потребность в ознакомлении с разными способами решения задач.
4. Воспитатель организует игровую и практическую деятельность детей, стимулируя выполнение поисковых способов ориентировки в заданиях, и создаёт ситуации, где необходимо применение полученных знаний.
5. В итоге воспитатель обобщает и заключает в слове полученный детьми опыт.
Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание педагог должен уделять неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять свою ошибку и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребёнка. Организация занятия должна способствовать тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС"
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательн-математических способностей дошкольников, ф...
Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.
Консультация для воспитателей по активизации речевой деятельности на непосредственно образовательной деятельностиельности по познавательному развитию. Представлены примеры речевых игр и упражнений, ко...
Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию элемен...
Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников
Познавательно математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у младших дошкольников...
Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду. Главная цель словарной работы с детьми на зан...
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольниковчерез игру в условиях внедрения ФГОС
Познавательно-математическая деятельность на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через игру в условиях внедрения ФГОС...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (на основе учебного пособия Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа)
Конспект занятия по ФЭМП на основе учебного пособия Помараева И.А., Позина В.А. "Формирование элементарных математических представлений" для детей среднегог возраста, дополненный и дор...