Одаренные дети
статья по математике на тему

Гадеева Людмила Владимировна

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

— на занятиях все легко и быстро схватывают;

— знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

— быстро запоминают услышанное или прочитанное;

— решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

— задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

— оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

— очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей.

Одаренность и способности не являются биологически заданными явлениями, а формируются при нужных условиях в процессе деятельности, поэтому дети могут достичь успеха в любом деле. Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое.
Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности. Для успешного развития одаренности необходимо создание предметно-развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_odarennyh_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx15.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренных детей дошкольного возраста

Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальную неповторимую личность. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад. 

Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:

·        высоко развитая любознательность, пытливость;

·        способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;

·        высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);

·        раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей;

·        хорошая память, высокий интерес к новому, необычному;

·        способность к творческому преобразованию образов, импровизациям;

·        оригинальность суждений, высокая обучаемость;

·        стремление к самостоятельности.

В статье журнала «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» представлены карточки с математическими заданиями как для детей, не способных самостоятельно проанализировать задачу и составить краткую запись, так и для детей имеющих более высокий, творческий, уровень развития познавательной самостоятельности. Усложнение идет постепенное. Задания помогают учиться домысливать, анализировать, самостоятельно выделять необходимые данные и оформлять их, находить оригинальные решения задачи.

Многие дети с начальных классов испытывают проблемы с математикой. И ответ на вопрос «почему у моего ребенка не получается решать примеры» зачастую кроется не в неусидчивости или невнимательности чада, а в самой системе современного образования. Жесткие стандарты, обязательные тестирования — все это лишает обучение творческого подхода, вынуждая детей просто зазубривать нужные последовательности решений. Между тем каждый ребенок уникален, и найти к нему подход означает развить умственные способности. Поэтому начать подготовку и развить математические навыки ребенка стоит еще до школы.

Перспективным и важным направлением в работе с детьми, имеющими склонность к математике, является развитие у них логического мышления, которое подразумевает формирование приемов мыслительной деятельности, а также умений понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений, выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Обязательным условием развития логического мышления у интеллектуально одаренных детей является формирование приемов умственных действий: сравнения, обобщения, анализа, синтеза, классификации, аналогии, систематизации, абстрагирования. В пособии представлены примерные варианты упражнений на развитие логического мышления и способностей к аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

Практика обучения дошкольников показывает, что на успешность развития одаренных детей влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. С этой целью используются средства занимательной математики. Они содействуют развитию познавательной активности детей, аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, воображения, формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.

В работе с детьми применяются различные виды занимательного материала:

  • занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности;
  • задачи-головоломки, цель которых – составить фигуры из указанного количества счетных палочек: в данных задачах осуществляется преобразование, видоизменение заданной фигуры путем уменьшения или перекладывания ее составляющих;
  • группа игр на моделирование плоских или объемных фигур, которая способствует развитию образного и логического мышления, пространственных представлений;
  • наглядные логические задачи: на заполнение пустых клеток, продолжение ряда, поиск признаков отличия, нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы фигур от другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей у дошкольников с предпосылками одаренности «Одаренные дети»

 Выявление одарённых детей должно начинаться уже в ДОУ на основе наблюдения за ребенком, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Одарённые дети: имею...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Информация для родителей "Одаренные дети - признаки одаренности".

Как понять, что твой ребенок не такой , как другие дети. Чем он отличается от них? Какие у него необычные способности? Как помочь одареному ребенку  реализовать свои способности?...

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Конспект НОД в форме интеллектуальной игры «В гостях у сказки» к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми»

Конспект НОД  в форме интеллектуальной  игры «В гостях у сказки»  к педсовету «Одаренные дети. Работа с одаренными детьми». Даное НОД  помогает закрепл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...