Использование математических игр как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста.
статья по математике (средняя группа) на тему
Статья "Использование математических игр как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста" наиболее актуальная тема, которую я использовала в своей работе с детьми среднего дошкольного возраста. В этой я доказывю гипотезу, об использование игр В.В.Воскобовича положительно влиять на развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста при условии подбора интересного содержания игр и разработки методики их использования, стимулирующей проявление любознательности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 27.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Составила Елисеева В. С.,
Воспитатель ГБДОУ №37 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: в статье рассмотрено использование математических игр как средства развития любознательности у детей среднего дошкольного возраста, предлагаются методы для развития математических способностей детей.
Ключевые слова: дошкольное образование, принципы дошкольного образования, математика, математические игры.
В ДОУ началась подготовка к реализации ФГОС ДО, который ориентирован на развитие личностных качеств ребёнка. Среди них выделяется и любознательность, как качество, которое в дальнейшем формирует и развивает познавательный интерес. Любознательность побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему делать открытия, как для себя, так и для всего мира. Любознательность порождает гениев: ученых, педагогов, математиков, инженеров - конструкторов, художников, многие из которых стали лауреатами Нобелевской премии. Сто лет стояла неразрешимой математическая задача Ферми, но русский педагог-математик Григорий Перельман, в силу своей исключительной любознательности, ее решил. Он не мог согласиться с тем, что задача не решаема. Российский инженер- конструктор, лауреат многих премий, герой России М.Т. Калашников создал свой уникальный автомат. Ему помогла любознательность. Исследователи эпохи Ренессанса утверждают, что Леонардо да Винчи говорил о любознательности, как об одном из семи основных принципов, которые помогли ему развить свой гений, и что он может быть развит в каждом человеке. В научной литературе отсутствует единство мнений о психолого- педагогической природе данного феномена. Любознательность рассматривается как черта характера, уровень познавательной потребности, интеллектуальное качество, умственная активность человека.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, требованиями ФГОС ДО [3, с. 7], а, с другой - социально-экономической ситуацией в нашей стране. Государственный стандарт устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Планируемые итоговые результаты освоения детьми программы дошкольного образования описывают совокупные комплексные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения этой программы. Одним из них является любознательность.
ФГОС ДО так представляет это качество: «Любознательный, активно и заинтересовано познающий мир, т.е. интересуется новым, неизвестным в окружаемом мире (мире предметов и вещей, мире отношений и в своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)» [3,с. 29]. Особая острота анализируемого вопроса подчеркивалась Л.С. Выготским [1]. Ученый характеризовал появляющийся в дошкольном возрасте тип обучения в качестве промежуточного, между спонтанным, присущим ребенку более раннего возраста, и реактивным, который присущ детям школьного возраста. В дошкольном возрасте ребёнок уже может обучаться по программе, которая задается взрослым, но только в силу того, как программа взрослых становится его собственной программой, сливается с естественным ходом развития ребенка. Данный тип обучения Л.С. Выготским назывался спонтанно-реактивным. По мнению Л.С. Выготского, научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются при помощи величайшего напряжений всей активности его собственной мысли [1, с. 340]. При этом математика может и должна играть особенную роль в гуманизации образования, в его ориентации на процесс воспитания и развития детской личности. Ребенок растет, вот он уже заканчивает первое звено системы образования - детский сад, впереди его ждет школа. Если он любознателен в дошкольном возрасте, его любознательность будет возрастать и в школьные годы
Тема исследования «Использование математических игр для развития любознательности детей среднего дошкольного возраста» выбрана нами не случайно. В математике заложены большие возможности общего развития ребенка: математические знания содействуют совершенствованию познавательных, процессрв, а также формированию личностных качеств: целенаправленности, активности, организованности, способности самостоятельно думать и принимать решения. Правительство РФ в 2010 г. приняло Федеральную целевую программу развития образования (ФЦПРО) на 2011-2015гг. как основу внедрения инновационных подходов образовательного процесса. В 2013 году появилась Концепция развития математического образования в Российской Федерации, которая вскрыла многие проблемы содержательного характера процесса образования. С каждым годом система образования улучшается, а-вот методы обучения остаются прежними.
В связи с этим обострился ряд противоречий. На социально- педагогическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между необходимостью развития любознательности детей дошкольного возраста и сложившейся практикой, не всегда способствующей высокому уровню детской любознательности. На научно-теоретическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между необходимостью теоретического анализа проблемы развития любознательности дошкольников и недостаточной изученностью названного феномена в современных психолого- педагогических исследованиях. На научно-методическом уровне актуальность проблемы обусловлена противоречием между возможностью развивать любознательность детей среднего дошкольного возраста в условиях ДОУ и недостаточной компетентностью педагогов в построении педагогического процесса по данному направлению личностного развития.
Игра обладает важнейшим значением в жизни маленького ребенка. У детей потребность в игре сохраняется и занимает существенное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети являются творцами настоящего и будущего - в этом состоит обаяние игры. Отметим, что для воспитанников цель игры - в самой игре, а для взрослых, организующих игру, существует и иная цель - развитие детей, усвоение ими установленного количества знаний, формирование определенных навыков и умений, выработка тех либо других качеств личности.
Развитие познавательного интереса и любознательности в дошкольном возрасте идёт в различных направлениях при педагогической поддержке со стороны взрослого. В процессе математических игр происходит решение задач, которые содействуют процессу ускорения формирования и развития у дошкольников математических представлений. Такого рода игры помогают дошкольникам в дальнейшем успешным образом овладевать основами математики и информатики. Дети получают элементарные знания о множествах, числах, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве.
Исследования по вопросу использования математических игр для развития любознательности у детей с дошкольного возраста имеются в работах ученых и педагогов-практиков. Учеными Р.А. Березиной, З.А. Михайловой, Р.П. Непомнящей была разработана методика формирования математических представлений у дошкольников посредством использования развивающих игр [4]. В своей работе «Ступеньки творчества или развивающие игры» педагог- новатор Б.П. Никитин говорит об опыте применения и использования игр, которые позволяют успешным образом развивать творческие способности ребёнка [2, с. 27]. На современном этапе в развитии элементарных математических представлений можно применять игры с элементами теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Работа с элементами ТРИЗ дает возможность в большей степени решить задачи обучения математической деятельности.
Таким образом, процесс бурного развития математической науки и проникновение ее в разные сферы знаний обусловливает увеличивающуюся роль математической подготовки детей. Новизну нашего исследования мы видим в том, что существующая сегодня система математических игр способна развить любознательность к математике у маленького ребёнка, если воспитатель создаст условия, при которых ребёнок познакомится с интересным материалом, попробует свои силы, проявит интерес, активность. Предметом нашего исследования является использование математических игр В.В. Воскобовича как средства развития любознательности детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: обоснование возможностей использования математических игр для развития любознательности детей среднего дошкольного возраста, разработка и апробация методики по использованию данных игр.
Гипотеза: мы предполагаем, что использование игр В.В. Воскобовича может положительно повлиять на развитие любознательности детей среднего дошкольного возраста при условии подбора интересного содержания игр и разработки методики их использования, стимулирующей проявление любознательности
Наше исследование проводится в средней группе на базе ГБДОУ № 37 Красносельского района. Констатирующий эксперимент проводился в течение трех месяцев, в нём участвовало 12 детей. На этом этапе исследования мы использовали диагностику К.М. Рамоновой [3]. Анализ результатов показывает, что 50% детей проявляют низкий уровень развития любознательности и 50% детей средний уровень. Полученные результаты убеждают, что необходимо создать условия для использования игр В.В. Воскобовича, увлечь детей их содержанием. Мы уверены, что наша работа положительно скажется на развитии любознательности детей.
Список литературы
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ-АстрельХранитель, 2008. - 671с.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М.: Инфра, 2011.-354 с.
- Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. - СПб.: Питер, 2007. - 187с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Режим . доступа: http://www.гq.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А.Столяра. - М.: Инфра, 2010. – 303 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
В данной статье представлены материалы ученых о роли и значении пальчиклвых игр для детей дошкольного возраста и об эффективности их использования в развитии речи детей....
«Пальчиковые игры как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Материалы разработки содержат описание, задачи, этапы разучивания пальчиковых игр....
Сюжетно-ролевые игры в средней группе, как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
Одной из основных задач воспитания и образования является развитие связной речи и формирование речевой культуры дошкольников. Однако, развитие речи - процесс своеобразный, сложный, протекающий не...
Использование дидактических игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации для воспитателей по использованию дидактических игр для развития речи дошкольников...
« Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития любознательности детей старшего дошкольного возраста»
В статье рассказывается о необходимости развития любознательности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности....
«Использование сказок Чуковского, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.Ребенок п...
«Использование сказок Чуковского, как средство обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»
laquo;Использование сказок К.И.Чуковского как средства обогащения словаря детей среднего дошкольного возраста»Актуальность темы : Овладение родным языком, его словарным богатс...