Методическая разработка. "Развивающие игры с математическим содержанием".
методическая разработка по математике на тему

Протасенко Наталия Васильевна

Развивающие игры по ФЭМП для дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry_s_matematicheskim_soderzhaniem.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры с математическим содержанием.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных и умственных способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Важно научить детей видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения зависимости. Оперировать предметами, знаками, символами.

Важная роль в этом отведена развивающим играм.

Игры - с палочками Кюизенера позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимыми для развития математических представлений. Помогают овладеть счетом, измерениями, простейшими вычислениями. Знакомя их с понятиями: «величина, длинна, высота, ширина». С последовательностью чисел натурального ряда, освоению прямого и обратного счета, с составом чисел, усвоению отношений между числами, овладеть арифметическими действиями, делению целого на части, знакомят со свойствами геометрических фигур.

У детей развиваются:  творческие способности, воображение, фантазия, умение моделировать и конструировать, пространственные представления, логическое мышление, внимание, память. Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели.

Примеры игр:

«Поезда, вагоны, пассажиры»

а) Замени маленькие белые вагончики цветными (несколько белых полосок заменяешь одной цветной)

б) Посади пассажиров в вагоны (сколько белых полосок помещаются в цветной?)

в) Строим поезда из одноместных, двухместных, трехместных, вагонов.

г) Прочитывание вагончиков цветом, длиной, числом (желтый, длинный, пять)

«Комбинаторика»

Составим поезда одинаковой длины из 2 палочек (4,6), (4-6, 6-4).

Из трех палочек (4,6,8) (4-6-8), (6-8-4), (8-4-6), (4-8-6), (6-4-8), (8-6-4).

Поезда из двух вагончиков, используя три цвета (красный, фиолетовый, вишневый).  Красный - фиолетовый, красный - вишневый, вишневый – фиолетовый, фиолетовый – красный, фиолетовый – вишневый, вишневый – красный.

«Мост через реку»

Детям выдается рисунок реки, например шириной 5 см. Их задача «построить мост» через реку, т.е. подобрать палочки не короче 5см.

Тут же строим широкие и узкие мосты из нескольких палочек.

«Заборы - высокие и низкие» (не выше, не ниже).

а) заборчик – клетка в зоопарке (прячем игрушечных животных за заборчиками, чтоб их не было видно).

«Сложение» (решение задач)

Условие - летели две птицы, к ним прилетели еще три. Сколько было птичек?

«Состав числа»

Вот число 6. Что это такое?

«Ковер» - хорошо усваивается состав числа.

Вот ковер-6 –фиолетовый. Это его длина. Как его будем ткать?

5+1,4+2,3+3,2+4,1+5.

Записываем цифрами состав числа.

«Вычитание»

Нужно подобрать третью полоску так, чтобы две верхние полоски были равны нижней по длине 4-1=3.

«Лесенки и ряды, порядковый счет»

Строим вертикальную лесенку 1-10 ,сравниваем полоски по высоте. Найди 5ю сверху,3ю снизу и т.п.

Какой ступеньки не хватает? (убираем одну палочку).

Лестницы четных и нечетных чисел (с помощью розовой полоски -2 выясняется разностное отношение между ступеньками лестницы).

Игры с логическими блоками Дьенеша помогают развивать представления о множестве, операции над множеством: сравнение, классификация, абстрагирование. Умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствия, обобщать по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходство и различия, обосновывать свои рассуждения.

Примеры игр:

«Найди такую же» (по цвету, размеру, форме).

«Найди «подружек» (одного цвета, размера, формы).

«Детский сад» (найди такую же, только маленькую/большую).

«Соберем друзей» (найди такую же, но другого цвета).

«Овощи в банке» (найди такую же, но другой толщины).

«Найди фигуру по двум признакам» (маленький и толстый, большой и тонкий).

«Звери поссорились». Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Для них красные треугольники – общее множество. Звери поссорились, потому что каждый считал красные треугольники своими.

«Трое друзей» (три общих множества). Заяц собирал красные фигуры. Мишка собирал треугольники. Слоник все большие фигуры. Получаются общие множества: красные и большие, большие треугольники, красные треугольники.

Для наглядности дети выкладывают фигуры в обручи. Место пересечения обручей – общие множества.

«Использование схем»: форма, цвет, размер, толщина.

Все игры и задания повторяются, но с использованием схем.

Размер: не маленький, не большой, большой, маленький.

Толщина: не тонкая, не толстая, толстая, тонкая.

Форма: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Форма: не круглая, не треугольная, не квадратная.

Цвет: синий, желтый, красный, не желтый,

не синий, не красный

«Рисуем» схему фигуры в тетради. Используем схему с отрицанием.

 Меняем цвет, форму, рисуем опираясь на схемы.

«Использование таблиц». Расскажи, как ты это сделал? Подберем схемы.

Например: из маленького тонкого красного треугольника получи большой толстый синий квадрат.

Решение:маленький тонкий красный треугольник> (размер) > большой тонкий красный треугольник >(цвет) > большой тонкий синий треугольник > (толщина) > большой толстый синий треугольник > (форма) >большой толстый синий квадрат

Придумай несколько способов трансформации.

«Сложные лабиринты» с домиками для фигур. Сами домики и дорожки к ним имеют условные обозначения (работа в тетрадях).

«Кубики для всех»- развивают у детей внимание, память (особенно зрительную) комбинированные способности.

«Сложи квадрат»- в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится создавать алгоритмы игры.

«Сложи узор»- способность к мыслительным операциям, воспитывается у ребенка усидчивость, целеустремленность.

«Хамелеон»- усвоение простейших азов черчения.

Игры: «Цветик», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Танграм», «Чудо соты», «Листик», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Чудо крестики», «Абрис», «Летчики», «Волшебный квадрат», «Пифагор», «Сфинкс», «Пентамино», «Гексамино»- все эти игры развивают у ребенка пространственное воображение конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, творческое воображение, сенсорные способности. Дают толчок самостоятельному творчеству ребенка.

«Прозрачный квадрат»- ребенок учится складыванию по алгоритмам. Происходит развитие пальцевой моторики ребенка, что способствует развитию речи.

«Уникуб»- вводит ребенка в мир трехмерного пространства.

Игры: «Город мастеров», «Джунгли», « Архимедова игра» учат восприятию форм, способность выделять фигуру из фона, выделять основные признаки объекта. Развивают зрительно- моторную координацию. Умение работать по правилам.

Игры: «Соты Кайе», «Маленький дизайнер» учат детей конструированию и трансформированию, экспериментированию в области детского дизайна. Дети познают закономерности сочетания элементов орнамента по цвету, расположению, размеру, развивается эстетическое восприятие. Они начинают интуитивно понимать симметрию, пространство, компоновать на нем узоры.

Игры: «Геометрик», «Геоконт», «Математический планшет» они дают возможности исследовательской деятельности для ребенка.

«Коммуникативная игра»: ее цель - организовать детей, дать положительный эмоциональный настрой.

Примеры игр:

«Простое приветствие»–Здравствуй Катя! Здравствуй Миша!

и т.п. ребенок отвечает.

Такое же приветствие с мячом.

-Здравствуйте ребятки! – Здравствуйте!

-Здравствуйте котятки! – Мяу! и т.п.

Справа, справа от меня есть одно местечко (дети повторяют), Я хочу, чтоб Таня села, со мной рядом посидела.

Ребенок рядом с которым сидела Таня говорит: «Справа, справа (слева, слева) есть одно местечко!» и т.п.

«Предай ласковое движение». По кругу гладим друг друга по голове, руке и т.д.

«Передай телеграмму». Ведущий показывает два-три движения (руки вверх, потопать, похлопать). Это телеграмма. Ребенок ее передает другому, тот принимает (тоже повторяет движение)

«Бывает -не бывает». Дети сидят в кругу, им раздаются карточки с предметными картинками, воспитатель задает любой вопрос, а ребенок отвечает тем словом, которое у него на картинке-карточке. Если такое бывает, дети поднимают руки вверх и машут ими, а если не бывает – садятся на корточки.

«Хорошо- плохо». Дети передают из рук в руки предмет и говорят, что у него хорошо, что плохо.

Карандаш: рисует, удобный, легкий, можно им стучать – это хорошо.

Карандаш: пачкается, нужно точить, трудно носить в кармане, может сломаться – это плохо.

Подвижная игра «Не». Встаньте не мальчики! Подымите руки не девочки! Не сидите! Сядьте не слонята!

«Буги-вуги». Руку правую вперед, а потом ее назад, а потом опять вперед и немножко потрясем. (Дальше левая рука, правая и левая ноги).

«Робот». (Робот воспитатель) Робот ничего не понимает, выполняет приказы детей. Наример: Строим дом. Возьми кубик! (если не сказали: «поставь кубик!», робот будет с ним стоять). Поставь кубик! Робот ставит кубик на полку вместо пола. Дети ему не сказали куда поставить.

В результате дети учатся формулировать четкие и правильные команды.

«Кошки – собаки». Дети делятся на две команды.

Шаг вперед

-те, у кого есть хвост!

- те, кто сторожит дом!

- те, кто любит молоко! (Белки-зайцы, волки-медведи, и т.п.).

«Счетные палочки» как материал для составления геометрических фигур.

«Треугольник».

Три вершинки, три угла, три сторонки, вот и я.

Построение треугольников: из трех палочек, из шести, девяти, двенадцати палочек.

«Квадрат».

Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой!

Все четыре стороны одинаковой длины!

Вам его представить рад,

А зовут его - …. (Квадрат)

Построение квадратов: из четырех, восьми, двенадцати, шестнадцати палочек. Считаем количество углов, вершин, сторон, обращаем внимание на прямой угол.

Прямой угол проверяется четвертинкой солнышка.

В тупых и острых углах четвертинка солнышка не помещается.

Построение фигур из палочек по образцу.

Построение фигур по словесному описанию

Построй дом, лодку и т.п.

Построй такую же фигуру, как у нас получилась из «Волшебного квадрата».

«Пальчиковые игры» помогают нам развить мелкую моторику и подготовить руку к письму.

Пальчиковые игры сопровождаются стихотворным текстом, иногда иллюстрациями. Дети сами проговаривают текст, сопровождают его движениями.

Обычно игры  подбираются по теме занятия. Особое место занимают пальчиковые игры для двух рук.

«Подвижные логические игры»  являются физ. минутками, а также помогают закрепить материал по ознакомлению с окружающим миром, развивают логическое мышление.

«Прилетели птицы»

Прилетели птицы: голуби, синицы, чайки, сороки, миски, сковородки…(если звучат названия птиц - дети машут руками, если нет - прячут руки за спину).

«Шаг вперед» (игра с мячом)

Например: съедобное- ловим  мяч, несъедобное– не ловим. Делаем шаг вперед ,меняем задание (мебель- немебель  и т.п). Шаг вперед делают только те дети, кто  правильно выполнил  задание

«Командиры» (зайчики, мышки и т.п)

Детям предлагается выполнить какие-то движения только после того, как они услышат определенное обращение. (Зайчики руки вверх, зайчики руки в стороны, а теперь – опустили (дети не опускают – т.к. слова «Зайчики» не было).

«Разбегалочки»

Дети сидят в кругу «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое!» (кто одет в зеленое, у кого есть брат и т.п).

«Волшебный сад»

Дети-цветы, воспитатель-садовник. Воспитатель «сажает» цветы.1й ребенок поднимает руки вверх, 2й – руки на пояс, 3й-вверх,4й-должен сам догадаться, что делать, за ним в заданной последовательности становятся все дети группы.

«Ветерок»

Делай как я. Жил-был ветерок. Сначала он дул вперед (Наклоняемся вперед), потом пошевелил листочки на деревьях (руки вверх, трясем ладошками) и т.п.

«Путаница» («Кривое зеркало»)

Я для вас кривое зеркало. Показывает все неправильно. Делайте только то, что я говорю, а не то, что показываю (говорю- руки вверх, показываю -руки на пояс).

«Цирк»

Мы – дрессированные собачки (показываем), мы - клоуны, мы - жонглеры, мы – акробаты, и т.п.

«Что изменилось?»

Ведущий отворачивается, дети становятся в определенные позы. Ведущий поворачивается, запоминает позы детей, затем снова отворачивается, а дети меняют позы (2 ребенка). Ведущий поворачивается и находит ошибки.

Эти игры воспитывают нравственно-волевые качества: настойчивость, целеустремленность, желание думать, искать путь решения и приходить к положительному результату. Развитие сенсорных способностей, пространственных представлений, смекалки и сообразительности. Дети осуществляют анализ сложной формы и воссоздания ее из частей на основе восприятия и сформированного представления. У детей формируется привычка к умственному труду. Способность предвидеть результаты своих действий. А все это и является умственным развитием детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Развивающая дидактическая игра "Узнай, сложи и расскажи".

Игра предназначена для развития речи детей раннего (2-3 года) и младшего дошкольного возраста...

Методическая разработка "Развивающие музыкальные игры"

В данной разработке приведены музыкальные игры, способстующие развитию психических процессов - память, мышление, внимание, эмоции. Формируют у дошкольников нравственно - волевые качества личности: нас...

Методическая разработка: Развивающие речевые игры по теме: "Профессии"

Формирование представления о профессиях.Что такое профессия?Для чего нужны профессии?Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?Что бы случилось, если бы не было врачей, строителей, учителей,поваров, пожарн...

Методическая разработка:Развивающие рчевые игры по теме: "Животные Севера"

Рассказы о животных Севера.Расширяем представление детей об образе жизни животных в условиях Севера. Использование здоровьесберегающих технологий....

Методическая разработка «Развивающие ритмические игры с палочками (клавесами) для детей 5 - 7 лет «Палочки-стучалочки»

Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в ...