Методическая разработка:Развивающие рчевые игры по теме: "Животные Севера"
методическая разработка (старшая группа)
Рассказы о животных Севера.Расширяем представление детей об образе жизни животных в условиях Севера. Использование здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: Животные Севера
Понедельник
1.Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Рассказы о животных Севера (белый, медведь, тюлень, морж, северный олень и т.д.)
Север — это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. Логопед показывает глобус. Показывает, где находится Север. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или на корабле (ледоколе). Люди на полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климатические условия, жизнь животных. Около Северного Ледовитого океана есть часть земли, которую называют тундрой. В тундре тоже очень холодно. Большую часть года земля там покрыта снегом и только в течение 1—2 месяцев тает снег. Там живут: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и т.д.
4.Физкультминутка:
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Изо льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками)
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно)
Ребята, послушайте загадку.
Он для всех хороший друг
в тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
с ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это. (Северный олень)
5. Загадки
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на Севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Толстый в складку богатырь
В ластах и безухий.
Ковыряет с дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой
Угадайте –ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж).
Ночью ухает: «Ух – ух!»
Съем любого, кто лопух.
Догоню, когтями цап -
Утащу и съем во льдах.
У меня желты глаза -
Перья тонки, белы,
Клюв короткий и кривой –
Я охотник смелый.
(Полярная сова).
Что за хищник здесь такой,
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны -
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. (Песец).
Он король полярных льдин,
Черно-белый господин.
Ух, для птички он велик,
Ходит очень важно.
Самый южный материк
Заселил отважно. (Пингвин)
Ночь полярная, ни зги,
Холодно, угрюмо.
Нас в упряжку запряги -
Довезем до чума.
У природы строгий нрав
За полярным кругом.
Человеку, гав-гав-гав,
Легче с верным другом.
(Собаки-лайки)
Вторник
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Отгадайте, ребята, кто это такой: кто бегает, бьет копытом, разгребает снег, ест мох и грибы, тянет упряжку?
Дети: Северный олень! (аналогично угадать остальных)
-бегает по снегу, на мышей охотится, тявкает, хитрит, путает следы? - песец
-крадется, рычит, воет, охотится, скалит клыки – полярный волк
-отдыхает на льдине, охотится на тюленей, ревет, косолапит – белый медведь
-ныряет, ревет, греется на солнце, защищается бивнями – морж
-плавает, машет плавниками, ловит рыбу, спасается от моржа – тюлень
4.Игра на координацию речи с движением «Морж»
На морской валун прилег
(Дети садятся на корточки, обнимают колени)
Толстый кожаный мешок,
Он ракушками объелся
(Двустворчатая ракушка из ладоней: створки открываются и закрываются)
И решил вздремнуть чуток.
(Обе ладони под щеку)
А у этого мешка
(Дети встают, ноги на ширине плеч)
Здоровенных два клыка,
(Ладони сжаты в кулаки, движение от подбородка резко вниз)
Ласты-ноги, ус-щетина,
(Свободные взмахи ладонями - ласты)
В складки собраны бока.
(Руки на пояс, несколько раз «прихватить складки»)
Только ты его не трожь,
(Погрозить пальцем)
Пусть поспит немножко морж.
(Ладони под щеку, голову склонить набок).
5.Давайте познакомимся с животными Севера поближе.
• На севере живут: (дети перечисляют животных)… белые медведи.
• Но самое крупное животное Севера – это белый медведь. Тело его покрыто белой длинной шерстью. На снегу его совсем не видно, только нос черный. Когда он охотится, то прикрывает нос лапой. Толстый слой жира и густая шерсть спасает его от холода и он может долго находиться в воде. Большие расстояния проходит он по льдам в поисках пищи. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами. В декабре у медведя рождается медвежонок.
• Расскажите медведь какой? (большой, толстый, неуклюжий, хищный, мохнатый)
• Если у него толстые лапы. Он какой? – толстолапый. (скажи одним словом)
• Если у него короткие уши… -
• Если у него длинная шерсть… -
• Если у него короткий хвост…. -
• Давайте назовем медвежью семью: папа – медведь, мама- медведица, детеныш – медвежонок.
6.Игра «Составь предложение».
• Из данных слов составьте предложения:
На, водятся, Севере, медведи, белые.
Холодно, там, зимой, очень.
Люди, оленей, разводят, там, северных.
Медведи, хищники, белые, это.
Из, делают, шубы, теплые, песца, меха.
7.Игра «Подбери признак».
• Ребята, давайте посмотрим на животных Севера и назовем какие они?
• Если это олень, то у него большие рога, сильные копыта, длинные ноги, короткий хвост, теплая шерсть.
• А если это песец, то у него …
• А если это морж, то у него …
• А если это тюлень, то у него
8.Динамическая пауза «Кто на Севере живёт?»
По ледяной пустыне
Медведица идёт (Идут по кругу вперевалочку медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперёд (Убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (Обнимают себя руками)
Повсюду снег и лёд (Повороты с вытянутой рукой вправо влево).
По полынье холодной
За нерпой морж плывёт (Идут, делают гребни руками).
Бегут, спешат олени (Бегут, высоко поднимая колени).
Сугробы – не трава.
Над ними тихо кружит
Полярная сова. (Бегут маленькими шажками,
руки в стороны)
9. Кто у кого?
• У оленя – олененок – оленята
• У моржа - ………… - ……….
• У медведя - ………… - ………….
• У совы - ……………. - …………..
Среда
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3. Придумай слова – определения: (по 3 к каждому слову)
Медведь (какой?) – белый, неуклюжий, косолапый.
Песец (какой?) – ……………………………………..
Олень (какой?) – ………………………………………
Сова (какая?) - ……………………………………….
4. Скажи правильно:
• 1 песец – 2 …….. – 5 …………….
• 1 морж – 2 …….. – 5 …………….
• 1 медведь – 2 …….. – 5 …………….
• 1 сова – 2 …….. – 5 …………….
5. Игра «Один — много»
Игру можно проводить с мячом. Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.
Например:
Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей
6. Игра «Чья, чей, чьи?»
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.
Например:
У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?) медвежий.
У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа
бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...
7.Упражнение «Кто лишний и почему?»
Морж, тюлень, оленёнок, медведь.
Соболь, песец, белая сова, морж.
Тюлень, олень, пингвин, соболь.
Морж, моржиха, морс, моржонок.
Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.
Медведь, Север, песец, соболь.
8.Изменить слова по вопросам: Белый медведь…
Умеет .. . Что делал? Что делает? Что будет делать?
нырять нырял ныряет будет нырять
ловить ловил ловит будет ловить
плавать плавал плавает будет плавать
добывать добывал добывает будет добывать.
9.Обучение грамоте
1.Тема «Звуки Н – Нь и буква «Н»».
2.Повторить, что звук «Н» — согласный, твёрдый, обозначается синим цветом (синей фишкой). Звук «Нь» - согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой.
3.Уметь выкладывать из палочек букву «Н», лепить из пластилиновых «колбасок», печатать.
4.Учить определять в словах звук «Н» как звучит: твёрдо или мягко.
Игра «Синий – зелёный».
Взрослый называет слова, ребёнок должен определить, какой там звук (твёрдый или мягкий), поднять синюю или зеленую карточку:
Слова: Носорог, нерпа, пингвин, олень, тюлень, нарвал, льдина, снег, бивни.
10.Массаж пальцев
«НА СЕВЕРЕ БЕЛЫЙ МИШУТКА ЖИВЁТ…»
На севере белый мишутка живёт,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(массировать пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждую строчку)
11.Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:
Где ты живешь? — В лесу.
А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? — Коричневого.
А у меня шерсть белая. Что ты ешь? — Листья, ягоды, рыбу.
Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? — Сплю в берлоге.
А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом а).
Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый ... .
У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого ... .
Бурый медведь ест малину, мед, рыбу, а белый ... .
Бурый медведь спит в берлоге, а белый ... .
Четверг
1. Пальчиковая гимнастика
2. Артикуляционная гимнастика
3.Пересказ описательного рассказа
Северный олень.
Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега. У него замечательная шерсть – серая, густая, пушистая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают самые лютые северные морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Это позволяют ему быстро перемещаться по рыхлому снегу и болотам. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Родители с детства учат своих детей управлять оленями, вылавливать и загонять их.
4.«Сосчитай до пяти»:
- Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре…, пять северных оленей;
- Одна полярная сова, две полярные совы, три…., четыре…, пять полярных сов;
- Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, три…, четыре…, пять клыкастых моржей;
- Один ловкий песец, два ловких песца, три…, четыре …, пять ловких песцов;
- Один белый медведь, два белых медведя, три…, четыре…, пять белых медведей.
5.Раздели слова на слоги: (хлопками)
мед – ведь морж жи – вот – ны – е
тю – лень пе – сец пинг-вин
о-лень о-ле-нё-нок мор-жо-нок
6. Игра «Скажи какой».
Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.
Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.
7. Чистоговорки :
Ина – ина – ина – вот большая льдина
Эни-эни-эни – на Севере олени
Ин –ин – ин – рыбу ест пингвин
Эни –эни –эни – на льдине спят тюлени
Пятница
Пальчиковая гимнастика
1. Артикуляционная гимнастика
2.
3. Пальчиковая гимнастика « Животные севера».
Кто на Севере живет? Кто там ест и кто там пьет?
(Хлопки в ладоши — удары кулачками попеременно)
Звери необычные, к холоду привычные.
(«Замок» меняя положение пальцев)
Вот песец из норки смотрит,
(Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем, образовывая «колечки»).
Белый мишка важно ходит,
(Пальчики «шагают»).
Ну, а морж, как капитан,
Покоряет океан.
(Ладони «лодочкой» двигаются вперед)
Гордый северный олень
(Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты)
Грузы возит целый день.
(Растирание ладоней движениями вверх, вниз)
4.«Кто около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске картинки с изображением животных. Воспитатель задает вопросы.
Кто около тюленя? — Около тюленя медведь.
Кто около пингвина? — Около пингвина олень.
Кто около медведя? — Около медведя заяц.
Кто около моржа? —Около моржа тюлень.
Кто около оленя? —Около оленя песец.
5. Массаж пальцев
Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)
Животных целая семья:
У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная
У тюленя- тюленёнок, с большого)
У пингвина- пингвинёнок,
У оленя- оленёнок.
А теперь кормить их будем.
Травку дам оленю,
Рыбки дам тюленю,
Мишке белому- медка,
А моржу дам молока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка -"Развивающие игры математического содержания "
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение : игра для них - учеба , игра для них - труд , игра для них - серьезная форма воспитания ....
Методическая разработка. Развивающая дидактическая игра "Узнай, сложи и расскажи".
Игра предназначена для развития речи детей раннего (2-3 года) и младшего дошкольного возраста...
Логопедические игры по теме "Животные Севера"
Презентация с речевыми играми и упражнениями по лексической теме "Животные Севера"...
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Животные крайнего Севера».
занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира по теме "Животные крайнего Севера"...
методическая разработка "Развивающие упражнения и игры с игрушкой pop-it"
методическая разработка по использованию игрушки pop-it в работе с детьми с нарушениями речи...
Методическая разработка. Развивающая настольно-печатная игра «ПИНГВИНЫ»
Игра предназначена для детей 5-7 лет. Пособие можно использовать в индивидуальной, парной или подгрупповой работе. Игра способствовует формированию и развитию умения со...
Методическая разработка "Развивающие ритмические игры с палочками для детей 4-7 лет "Палочки-стучалочки" (игры с клавесами)
Развитие чувства ритма – это одна из главных задач, которую ставит музыкальный руководитель при работе с дошкольниками. Чувство ритма помогает вызвать желание активно и с радостью участвовать в ...