"Общая характеристика системы игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления детей"(блоки Дьенеша)
учебно-методический материал по математике на тему
Предварительный просмотр:
Охарактеризуем три группы постепенно усложняющихся игр и упражнений:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства,
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам,
- для развития способности к логическим действия и операциям.
Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III). Игры упражнения I варианта развивают у малышей умения оперировать одним свойством (выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе). С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие. С помощью игр и упражнений II варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами (выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам). Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и другие. Игры и упражнения III варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Подробнее о играх и упражнениях этого варианта смотрите в разделе «Методические рекомендации по организации игровой деятельности с блоками в группах детей старшего дошкольного возраста».
Упражнения, за исключением третьей группы (логические действия и операции), не адресуются конкретному возрасту. Так как дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления,используемых для развития речи детей.
логические игры и упражнения для занятий по развитию речи. Средняя группа....
Консультация для воспитателей: "Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"
Консультация для воспитателей: "Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера"...
Создание системы логико-математических игр, направленных на развитие логического мышления
Представлена таблица для использования подвижно-дидактических игр в образовательной деятельности ФЭМП во второй младшей и средней группах, при работе по Финогеновой Н.В. "Математика в движении""...
Выписка из картотеки математических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления (средняя группа)
Предлагаются математические игры и упражнения, способствующие формированию и закреплению основных логических функций...
Консультация для воспитателей «Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера»
Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операций над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических пон...
Игры на развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера
Развитие логического мышления через блоки Дьенеша и палочки Кюизенера....
Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста представлена планированием занятий на учебный год. Система занятий преследует ряд ...