Создание системы логико-математических игр, направленных на развитие логического мышления
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему
Представлена таблица для использования подвижно-дидактических игр в образовательной деятельности ФЭМП во второй младшей и средней группах, при работе по Финогеновой Н.В. "Математика в движении""
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_sistemy_logiko.docx | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание системы логико-математических игр, направленных на развитие логического мышления
(«Математика в движении» Финогенова Н.В.)
Вторая младшая группа
№ Занятия | Раздел | Задачи | НОД | Подвижно-дидактические игры |
1,2,3 | Знакомство с цветом | Стимулировать мыслительную деятельность детей, поддерживая их двигательную активность; развивать умения выполнять движения по заданию – игры с цветом, действовать рядом, вместе (сообща), выполняя общую работу. | Город цветных человечков. Красный цвет. Путешествие по осеннему лесу к Желтому Гномику. Синий цвет. Путешествие к Синему Гномику | «Букетики для гномов» «Цветные полянки» «Цветные воротца» «Цвет – движение» «Цветные фонарики» «Цветные палочки» «Нарисуй все … цветом» «Найди … краску» (развитие памяти, внимания), «Собери домик из … кирпичиков» (последовательность постройки) «Починим гномикам одеяла», «Заплатки большие и маленькие» (эксперименты с формой и цветом) |
4,5,6,7,8 | Знакомство с величиной | Упражнять в выделении отдельных предметов развивать двигательную активность, побуждая выполнять движения по заданию, стимулируя мыслительную деятельность. | Путешествие в осенний лес. В гостях у трех медведей. Длинный – короткий. Гусеница. Высокий – низкий. Величина – одинаково. По следам Красной | «Сбор урожая» (сравнение предметов по размеру и количеству). «В гостях у трех медведей», «Заварим вкусный чай» (на согласованность действий, сравнение предметов, соотнесение по размеру). «Найди и сравни гусеничек» (на согласованность действий, сравнение предметов путем приложения); «Найди и сравни два одинаковых предмета» (на соотнесение предметов по количеству, форме и величине (длине)). «Сравни дорожки, «Сравни постройки» (на сравнение по величи-не – высоте экспериментальным путем). |
«Подарки для бабушки» (на соотнесение предметов по количеству, форме, величине). «Сравни все вокруг» (сравнение по росту друг друга); «Разбери завал и выложи | ||||
9,10 | Сериация. Знакомство с формой | Продолжать формировать представление развивать логическое мышление, побуждая учить складывать предметы по образцу, подбирая детали по форме и цвету. | Елочки. Знакомство с формой – треугольник. Снеговик. Знакомство с формой – круг | «Капельки» «Волшебные резинки» «Форма – движение» «Солнечные зайчики» «Фигурные кочки» «Распознай изображения» (на соотнесение предметов по форме, конструктивное творчество на основе имеющихся представлений, разгадывание изображения, в том числе с использованием подсказки). «Лепка Снеговика» (на последовательность и согласованность действий; основные движения под стихотворный ритм). |
11,12,13 | Знакомство со счетом. Сравнение по количеству, форме, цвету, размеру | Учить детей считать до 5, называя числительные по порядку (указывая на предметы), устанавливать равенство групп в пределах 5 путем добавления одного из предметов, результаты обозначать словами: столько – сколько, поровну; формировать умение выделять из множества џ побуждать к логическому осмыслению своих действий; | Считаем до 5. Варежки. Через ручеек | «С утра до вечера» «Посчитай лягушек (жучков)» (на внимание «Гномики потеряли варежки» (знакомство с понятием пара). «Найди пару» (на сравнение предметов по форме, цвету, размеру, узору согласно образцу). «Переходим речку» (на сравнение по величине – ширине, основные движения – прыжки с места, ходьба по узкой дощечке), «Доставим гномикам подарки» (на закрепление контрастных признаков). |
14,15 | Знакомство со свойствами | Учить сравнивать предметы по двум признакам: величина и цвет, экспериментировать учить экспериментировать с предметами; считать предметы в пределах 3; развивать умение ориентироваться в пространстве игровой комнаты | Что плавает, что тонет? Что притягивает магнит? | «Найди два одинаковых предмета» (на сравнение предметов, выявление сходства и различий), «Тонет – не тонет» (на нахождение контрастных признаков предметов). «Найди магнит» (на ориентировку в пространстве) «Зеркало» (на внимание) «Доставим подарки» «Дорожка к бабушке». |
16,17,18 | Сенсорные, контрастные признаки | Развивать умение классифицировать предметы Закрепить с детьми знание геометрических форм; | Прямой – кривой. Смешиваем краски. Смешивание красок. Голубой и розовый цвет | «Найди такую полоску» «Найди предметы, которые «Нарисуй прямую, кривую дорожку». «Найди (раскрась) колпачки для друзей, чтобы их «По ровненькой дорожке…», «Учимся смешивать краски» (опыты с красками и водой). «Собрать рассыпавшиеся бусы» (на счет и пространственную ориентировку на листе бумаги. «Цветные полянки» (на соотнесение предметов по цвету, пространственную ориентировку). «Собери веночек» (на выявление закономерности в расположении узора, умение действовать по образцу. |
19,20,21 | Классификация по одному признаку | Развивать логическое мышление (выявление лишнего предмета), умение работать быстро, вместе (оказывая помощь другим); формировать интерес к творческим играм, | Расселение по среде обитания. Дикие и домашние животные. Транспорт. Путешествие в сказки. Овощи. Фрукты. | «Рассели животных» (загадки на внимание, классификацию животных по среде обитания), «Разложи по величине и посчитай ведерки молока» (на выявление закономерности в выкладывании ведерок в определенной последовательности – в порядке возрастания, по цвету и размеру), «Кто лишний?» (карточки с заданием на обобщающие понятия – логическое мышление), «Дары леса (деревни)» «Слушаем и отгадываем» (на слуховое внимание, закрепление временных представлений), «Цветок-мотылек» (показ последовательности роста цветка движением), «Найди две одинаковые рыбки» |
22,23,24 | Знакомство с упорядоченной последовательностью | Формировать временные представления; закреплять умение различать и называть последовательность времен года и частей суток, умение выстраивать последовательность геометрических фигур в порядке убывания, считать до 5; познакомить с упорядоченной .последовательностью | Последовательность. Рост растений. Последовательность. Игрушечный детский сад, или Как мы гостей в детском саду Последовательность в сказках | «Выложи семечки воробышку и хомячку» (на счет, сравнение, уравнивание групп); «Что сначала, что потом» (исправление ошибочной последовательности в частях суток и временах года); «Построй домик (детский сад)» (на соотнесение предметов по цвету и форме согласно карточкам-схемам); «Как мы одевали зайку» (задание на карточках – выкладывание схемы последовательности одевания одежды), «Накорми лисичку» (выкладывание схемы последовательности сервировки стола, выполнение ее по образцу), «Что сначала, что потом» (логические загадки с изображением ответа движением); «Догадайся, что пропало?» (показ отгадок движением); «Найди ошибку», «Посади семечко», «Собери сказку «Репка», «День и ночь». |
25 | Предметная классификация по цвету, форме, размеру | Учить классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, считать до 10; упражнять в умении выделять из множества предмет, обладающий одним или двумя заданными свойствами ; развивать логическое мышление (соотнесение формы, цвета – геометрическая аналогия, классификация по обобщающим понятиям). | Классификация предметов по цвету, форме, | «Цвет – форма» (на внимание, выполнение движений по сигналу – определенному цвету для каждого движения); «Угадай, что упадет с дерева?» (на геометрическую аналогию, карточки-схемы); «Разложи предметы на группы» (на классификацию по обобщающим понятиям), «Сосчитай» (на счет). |
26,27 | Повторение пройденного материала | Закрепить знание детей о геометрических формах, умение объединять предметы в группы по цвету, форме, размеру, навыки счета и умение уравнивать группы предметов путем убавления или добавления на один; развивать двигательную активность в играх | Итоговые занятия: Путешествие по сказке «Белоснежка и семь Поиграем, помечтаем | «Отгадай и покажи движением» (на внимание, различение видов транспорта, имитацию движений), «Цветные фонарики» (игра с мячом, на закрепление цвета), «Дойди до домика» (основные движения – бег змейкой, ходьба быстрым, мелким шагом), «Цветные шапочки» (на пространственную ориентировку). «Считалка» (счет, пальчиковая гимнастика); «Комнаты для гномиков», «Подари гномикам предметы такой же формы, как комнаты» (на геометрическую аналогию). «Найди ошибку» (на слуховое внимание – выявление неточностей), «Путешествуем вместе с гномиком» (на закрепление геометрических форм), «Четвертый лишний» (на классификацию предметов по обобщающим признакам). «Камешки-ракушки» (на счет и последовательность с выявлением закономерности), «Поймай рыбку» (на классификацию и объединение в группы по цвету, форме), «До новых встреч» (на последовательное выкладывание |
Приложение 1 «Картотека подвижно – дидактических игр»
Средняя группа
№ Занятия | Раздел | Задачи | НОД | Подвижно-дидактические игры |
1,2,3,4, 5,6,7 | Знакомство с числом, цифрой 1 | Закреплять знания о числе и цифре 1 в мире растений, животных, металлов, об округлых геометрических формах; упражнять в нахождении цифры 1 в силуэтных изображениях предметов, в умении ориентироваться в пространстве, находя правильно направления движения: направо, налево, прямо; развивать внимание, сосредоточенность, умение работать вместе, согласованно, помогая друг другу, логику мышления; обобщить знания о числе и цифре 1 при создании числового фриза; совершенствовать двигательные навыки. | «Число 1. Цифра 1. Шар. Круг. Луч». «Число 1. Цифра 1. Шар. Сфера». «Число 1. Геометрическое панно из кругов». «Число 1. Цифра 1. Металл – золото». «Число 1. Цифра 1. Царь зверей – лев». «Число 1. Цифра 1. Дуб – символ силы и единства». «Число 1. Цифра 1. Создание числового фриза | «Давайте познакомимся», «Солнышко и лучики» (изображение детьми лучиков солнца движением), «Похожие формы», «Что на свете бывает только одно?» «Покажи геометрическую фигуру» (изображение детьми объемных и плоских округлых форм), «Сравни мячи» (выявление свойств предметов); «Цапля» (изображение цифры 1 движением). «Надуй и поймай мыльные пузыри» (ознакомление детей с формой – сфера); «Найди похожие предметы» (на выявление предметов шарообразной и сферической формы), «Шар, круг, сфера» (на внимание), «Противоположности» (на выявление свойств предметов); «Построй ряд», «Что изменилось?» (на выявление закономерности и построение последовательности). «Угадай, кто где спрятался?» (на пространственную ориентировку, нахождение и изображение детьми предметов округлой формы), «Когда это бывает?» (на временные представления); «Найди цифру 1 на золотых монетах» (на нахождение цифры 1), «Найди дорогу» (на внимание); «На болоте» (на выявление плоскостных и объёмных округлых форм). «Собери дубовые листочки» (на классификацию по 2 признакам); «Что у дуба такой формы» (на установление сходства между предметами заданной формы); «На что похоже?» (на сравнение и установление сходства); «Найди, где спряталась цифра 1» (нахождение цифры 1 в различных силуэтных изображениях); «По кочкам через болотце» (на геометрическую аналогию и ориентировку в пространстве). |
8,9, 10,11 | Знакомство с числом, цифрой 2 | Закрепить представление о числе как существенном признаке явления природы, знание цифр 1 и 2, умения считать и отсчитывать в пределах 2, соотносить количество предметов с числом; упражнять в классификации предметов по 1 признаку, нахождении парных предметов, развивать логическое мышление; развивать мелкую моторику рук, творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим | «Число 2. Луна». «Число 2. Стихия – вода. Жемчуг. Форма – спираль». «Число 2. Цифра 2. Пара. Серебро». «Число 2. Цифра 2. Итоговое» | «Цифры 1 и 2» (на внимание, воображение), «Нужную цифру покажи» (на соотнесение количества предметов с необходимым числом, цифрой); «Лунный камень» (на умение составлять целое из частей), «Постройся по порядку» (на внимание, быстроту реакции, последовательное построение логического ряда с чередованием цифр), «Кто лишний» – имитация движений: ныряние и плавание в воде (на внимание, быстроту реакции, логику мышления), «Найди одинаковые» – знакомство с геометрической формой спирали (на геометрическую аналогию), «Найди, не ошибись» (на внимание, быстроту реакции, логику мышления); «Клубочки» (на счёт, закрепление понятия «пара»); «Неопознанные следы» (на внимание, координацию и ловкость движений, сравнение предметов по размеру). «Найди свою пару» – выявление сходств, отличий (на сравнение предметов по форме, цвету); «Собери бусы» (на последовательное продолжение логического ряда); |
12,13, 14 | Знакомство с числом, цифрой 3 | Продолжать знакомить с числом и цифрой 3; учить соотносить цифры с количеством предметов в пределах 3, восстанавливая последовательность количественного ряда предметов и цифр; упражнять в счете; развивать внимание, память, самостоятельность, логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля. | «Число 3. Цифра 3. Число сказок». «Число 3. Цифра 3. Треугольник. Трилистник». «Число 3. Цифра 3. Путешествие на планету Марс. | «Найди заплатки нужной формы и цвета» (на классификацию предметов по форме и цвету); «Собери драгоценные камни в сундуки» (на составление последовательного ряда из 3 цифр, геометрическую аналогию); «Волшебный цветок», «Собери 3 пары волшебных башмачков» «Дровосек», «Сосчитай до трех и обратно». «Комната кривых зеркал» (на сравнение предметов по форме, цвету, величине, выделение изменяющихся признаков); «Найди волшебный цветок» (на внимание, построение последовательного ряда, счёт, классификацию предметов по форме). «Попади в цель» (на зрительную ориентировку, знание цифр от 1 до 3, логику мышления). «Очисти планету Марс» (эксперимент на закрепление свойств магнита, ознакомление с металлом – железом, планетой Марс); «Живые цифры» (на восстановление последовательного ряда цифр); «Что сначала, что потом» (на воображение). |
15,16, 17,18 | Знакомство с числом, цифрой 4 | закрепить представление о числе 4 как существенном признаке явления окружающего мира, умения детей ориентироваться в пространстве, используя счёт до 10, навыки счёта и отсчёта в пределах 4. | «Число 4. Цифра 4. Времена года». «Число 4. Цифра 4. Четвероногие друзья». «Число 4. Цифра 4. Четырехугольники». «Число 4. Цифра 4. Итоговое» | «Найди направления по компасу» – эксперименты с компасом «Восстанови часы времен года» (на временные представления, внимание, воображение); «Мяч бросай, быстро отвечай» (на быстроту реакции, логику мышления); «Обведи в круг предметы, которых по 4» (на счёт); «Сосчитай и изобрази» (на воображение и счет); «Уголки и фигура» (на счёт, геометрическую аналогию); «Что где стоит?» (на внимание, пространственную ориентировку); «Четвертый – лишний» (на логику мышления); «Собери цифру 4 из палочек». |
19,20 | Знакомство с числом, цифрой 5 | Знакомить с числом и цифрой 5, дать представление о числе как существенном признаке явления окружающего мира; упражнять детей в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов); упражнять в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов). | «Число 5. Цифра 5. Путешествие в Подводное «Число 5. Цифра 5. Пятиугольники. Цветы с пятью | «Разложи морских обитателей в группы и посчитай, показав количество цифрой» (на счёт, логическое мышление); «Медузка, соберись» (на классификацию предметов по цвету); «Сравни ладошки по отпечатку» (сравнение предметов «Чистая вода» (на классификацию предметов по 1 признаку/свойству); «Собери квадраты» (на конструктивные навыки); «Построй шахматную доску» (на восстановление последовательного ряда); «Играем в шашки» (на зрительную ориентировку, быстроту и логику мышления); «Исследуй фигуру» (на измерение с помощью условной мерки). |
21,22 | Знакомство с числом, цифрой 6 | Упражнять в различении форм, путем нахождения предметов по их схематическому изображению, проведению геометрической аналогии, в умении выкладывать последовательно картинки (сериация) с изображением дерева в разное время года, | «Число 6. Цифра 6. Пчелы и мед. Шестиугольники». «Число 6. Цифра 6. Насекомые. Лилия (итоговое)» | «Выложи дорожку в улей Пчелки Жужжи» (на последовательное построение цифрового ряда, абстрактное мышление); «Составь предмет для дома Пчелки Жужжи» (на конструктивные навыки); «Найди насекомых, похожих на силуэты из геометрических фигур» (на установление геометрической аналогии); «Что происходит с деревом в разное время года?» (на временные представления); «Выложи цветные дорожки жучкам» (на логическое мышление); «Цветок – бабочка»; «Посчитай насекомых и соедини их с соответствующей цифрой» (на счёт). |
23,24 | Знакомство с числом, цифрой 7 | Продолжать знакомить с числом и цифрой 7, символикой числа 7; знакомить с днями недели; закрепить знание последовательности цветов спектра, знания о геометрических фигурах, навыки счета до 10 и далее, количественного и порядкового счёта до 7. | «Число 7. Цифра 7. 7 цветов радуги. Цветик-семицветик». «Число 7. Цифра 7. Итоговое. Создание странички | «Собери связку баранок» (на пространственную ориентировку, построение последовательного цветового ряда); «Подарки для друга» (на воображение); «Склей все осколки вазочки» (на абстрактное мышление); «Собери цветные шапочки» (на конструктивные навыки); «Колпачок и курточка» (на счёт, развитие тактильных анализаторов); «Собери лепестки на юбку куклы Семи-цветик»; «По страницам сказок, где встречается число 7»; «Дни недели» – знакомство с днями недели. |
25 | Знакомство с числом, цифрой 8 | Знакомить с числом и цифрой 8, понятием «четные числа»; дать представление о числе как явлении окружающего мира; учить решать математические задачки на слух, развивая логическое и ассоциативное мышление. | «Число 8. Цифра 8. Чётные числа. Создание странички числового фриза» | «Найди пары» (на количественный счёт, закрепление понятия «пара»); «Сравни длину дорожек к залу Принцесс» (на конструктивные способности, сравнение предметов по величине, используя условную мерку); «Играем с Принцессами» (на ассоциативное мышление); «Сосчитай группы и соедини с соответствующей цифрой»; «Закономерности» (на построение цифрового ряда). |
26 | Знакомство с числом, цифрой 9 | Знакомить детей с числом и цифрой 9; дать детям представление о числе как явлении окружающего мира; познакомить с понятием «нечетные числа»; закрепить навыки счета до 10, количественного и порядкового, прямого и обратного счета, знание обобщающих понятий, умения выкладывать количество предметов соответственно цифре, соединяя их пары. | «Число 9. Цифра 9. Нечётные числа. Создание странички числового фриза» | «Играем с Принцами нечётных чисел» (на ассоциативное мышление); «Неразлучная тройка» (на счёт, обобщающие понятия); «Я знаю 5 названий» (на классификацию предметов); «Смешиваем краски» (на закрепление цветов, оттенков); «Построй цифровой ряд» (на абстрактное мышление); «Поиграем с числом 1» (на логику мышления). |
27 | Повторение пройденного материала | Упорядочить знания детей о числах; упражнять в выкладывании цифр, совершенствуя конструктивные навыки, в решении математических задачек на слух, развивая логическое | Итоговое занятие «Путешествие по стране Математике» | «Наведите порядок» (на зрительную ориентировку, память, быстроту реакции и конструктивные умения); «Поиграем с числом 1» (на логику мышления); «Дни недели» (на слуховое внимание и временные представления) |
Список литературы:
- Математика в движении. Планирование. Интегрированные занятия. Подвижно-дидактические игры для детей 3-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у дошкольников
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует умственному развитию и необходимо для успешного перехода к школьному обучению....
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления,используемых для развития речи детей.
логические игры и упражнения для занятий по развитию речи. Средняя группа....
Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления
в перспективном планировании выстроена система использования дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...
Создание условий по использованию дидактических игр в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа
Создание условий по использованию ди в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа...
Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста представлена планированием занятий на учебный год. Система занятий преследует ряд ...
Статья " Использование логико-математических игр в работе по развитию логического мышления у старших дошкольников"
Развитие логического мышления у детей через логико-математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьник...