Создание системы логико-математических игр, направленных на развитие логического мышления
методическая разработка (младшая, средняя группа) на тему

Шаповалова Людмила Евгеньевна

Представлена таблица для использования подвижно-дидактических игр в образовательной деятельности ФЭМП во второй младшей и средней группах, при работе по Финогеновой Н.В.  "Математика в движении""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_sistemy_logiko.docx39.51 КБ

Предварительный просмотр:

Создание системы логико-математических игр, направленных на развитие логического мышления

(«Математика в движении» Финогенова Н.В.)

Вторая младшая группа

№ Занятия

Раздел

Задачи

НОД

Подвижно-дидактические игры

1,2,3

Знакомство с цветом

Стимулировать мыслительную деятельность детей, поддерживая их двигательную активность;

развивать умения выполнять движения по заданию – игры с цветом, действовать рядом, вместе (сообща), выполняя общую работу.

Город цветных человечков. Красный цвет.

Путешествие по осеннему лесу к Желтому Гномику.

Синий цвет. Путешествие к Синему Гномику

«Букетики для гномов»

«Цветные полянки»

«Цветные воротца»

«Цвет – движение»

«Цветные фонарики»

«Цветные палочки»

«Нарисуй все … цветом»

«Найди … краску» (развитие памяти, внимания),

«Собери домик из … кирпичиков» (последовательность постройки)

«Починим гномикам одеяла», «Заплатки большие и маленькие» (эксперименты с формой и цветом)

4,5,6,7,8

Знакомство с величиной

Упражнять в выделении отдельных предметов
из группы и в объединении предметов в группу
по размеру и количеству;

развивать двигательную активность, побуждая выполнять движения по заданию, стимулируя мыслительную деятельность.

Путешествие в осенний лес.

В гостях у трех медведей.

Длинный – короткий. Гусеница.

Высокий – низкий.

Величина – одинаково. По следам Красной
Шапочки

«Сбор урожая» (сравнение предметов по размеру и количеству).

«В гостях у трех медведей», «Заварим вкусный чай» (на согласованность действий, сравнение предметов, соотнесение по размеру).

«Найди и сравни гусеничек» (на согласованность действий, сравнение предметов путем приложения); «Найди и сравни два одинаковых предмета» (на соотнесение предметов по количеству, форме и величине (длине)).

«Сравни дорожки,
ведущие к гусеничкам» (сравнение дорожек по длине движением – ползанье на четвереньках, прокат
мяча).

«Сравни постройки» (на сравнение по величи-не – высоте экспериментальным путем).

«Подарки для бабушки» (на соотнесение предметов по количеству, форме, величине).

«Сравни все вокруг» (сравнение по росту друг друга); «Разбери завал и выложи
дорожку» (на сравнение, соотнесение предметов
по длине, последовательное выстраивание цепочки).

9,10

Сериация.  Знакомство с формой

Продолжать формировать представление
о геометрических формах;

развивать логическое мышление, побуждая
детей выполнять сериацию;

учить складывать предметы по образцу, подбирая детали по форме и цвету.

Елочки. Знакомство с формой – треугольник.

Снеговик. Знакомство с формой – круг

«Капельки»

«Волшебные резинки»

«Форма – движение»

«Солнечные зайчики»

«Фигурные кочки»

«Распознай изображения» (на соотнесение предметов по форме, конструктивное творчество на основе имеющихся представлений, разгадывание изображения, в том числе с использованием подсказки).

«Лепка Снеговика» (на последовательность и согласованность действий; основные движения под стихотворный ритм).

11,12,13

Знакомство со счетом. Сравнение по количеству, форме, цвету, размеру

Учить детей считать до 5, называя числительные по порядку (указывая на предметы), устанавливать равенство групп в пределах 5 путем добавления одного из предметов, результаты обозначать словами: столько – сколько, поровну;

формировать умение выделять из множества
геометрических фигур формы, обладающие двумя заданными свойствами (цвет и форма);

џ побуждать к логическому осмыслению своих действий;

Считаем до 5.

Варежки.

Через ручеек

«С утра до вечера»
(на закрепление знаний о частях суток, правильная последовательность движений в соответствии
со стихотворным текстом).

«Посчитай лягушек (жучков)» (на внимание
и порядковый счет).

«Гномики потеряли варежки» (знакомство с понятием пара).

«Найди пару» (на сравнение предметов по форме, цвету, размеру, узору согласно образцу).

«Переходим речку» (на сравнение по величине – ширине, основные движения – прыжки с места, ходьба по узкой дощечке),

«Доставим гномикам подарки» (на закрепление контрастных признаков).

14,15

Знакомство со свойствами

Учить сравнивать предметы по двум признакам: величина и цвет, экспериментировать
с этими предметами, выделяя свойства, делая выводы;

учить экспериментировать с предметами;

 считать предметы в пределах 3;

развивать умение ориентироваться в пространстве игровой комнаты

Что плавает, что тонет?

Что притягивает магнит?

«Найди два одинаковых предмета» (на сравнение предметов, выявление сходства и различий),

 «Тонет – не тонет» (на нахождение контрастных признаков предметов).

«Найди магнит» (на ориентировку в пространстве)

«Зеркало» (на внимание)

«Доставим подарки»

«Дорожка к бабушке».

16,17,18

Сенсорные, контрастные признаки

Развивать умение классифицировать предметы
по признаку (цвет, форма), двигательную активность в математических играх, сенсорные возможности;

Закрепить с детьми знание геометрических форм;

Прямой – кривой.

Смешиваем краски.

Смешивание красок. Голубой и розовый цвет

«Найди такую полоску»
(на сравнение).

«Найди предметы, которые
притягиваются магнитами» (закрепление свойства магнита, пространственная ориентировка).

«Нарисуй прямую, кривую дорожку».

«Найди (раскрась) колпачки для друзей, чтобы их
не путали».

«По ровненькой дорожке…», «Учимся смешивать краски» (опыты с красками и водой).

«Собрать рассыпавшиеся бусы» (на счет и пространственную ориентировку на листе бумаги.

«Цветные полянки» (на соотнесение предметов по цвету, пространственную ориентировку).

«Собери веночек» (на выявление закономерности в расположении узора, умение действовать по образцу.

19,20,21

Классификация по одному признаку

Развивать логическое мышление (выявление лишнего предмета), умение работать быстро, вместе (оказывая помощь другим);

формировать интерес к творческим играм,
развивая двигательную активность, умение
работать по сигналу

Расселение по среде обитания. Дикие и домашние животные.

Транспорт. Путешествие в сказки.

Овощи. Фрукты.

«Рассели животных» (загадки на внимание, классификацию животных по среде обитания), «Разложи по величине и посчитай ведерки молока» (на выявление закономерности в выкладывании ведерок в определенной последовательности – в порядке возрастания, по цвету и размеру), «Кто лишний?» (карточки с заданием на обобщающие понятия – логическое мышление),

«Дары леса (деревни)»

«Слушаем и отгадываем» (на слуховое внимание, закрепление временных представлений),

«Цветок-мотылек» (показ последовательности роста цветка движением),

«Найди две одинаковые рыбки»
(на классификацию, осуществление счета движением)

22,23,24

Знакомство с упорядоченной последовательностью

Формировать временные представления;

закреплять умение различать и называть последовательность времен года и частей суток, умение выстраивать последовательность геометрических фигур в порядке убывания, считать до 5;

познакомить с упорядоченной .последовательностью

Последовательность. Рост растений.

Последовательность. Игрушечный детский сад, или Как мы гостей в детском саду
встречали.

Последовательность в сказках

«Выложи семечки воробышку и хомячку»  (на счет, сравнение, уравнивание групп);

«Что сначала, что потом» (исправление ошибочной последовательности в частях суток и временах года);

«Построй домик (детский сад)» (на соотнесение предметов по цвету и форме согласно карточкам-схемам);

«Как мы одевали зайку» (задание на карточках – выкладывание схемы последовательности одевания одежды),

«Накорми лисичку» (выкладывание схемы последовательности сервировки стола, выполнение ее по образцу),

«Что сначала, что потом» (логические загадки с изображением ответа движением);

«Догадайся, что пропало?» (показ отгадок движением);

«Найди ошибку», «Посади семечко», «Собери сказку «Репка», «День и ночь».

25

Предметная классификация по цвету, форме, размеру

Учить классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, считать до 10;

упражнять в умении выделять из множества предмет, обладающий одним или двумя заданными свойствами ;

развивать логическое мышление (соотнесение формы, цвета – геометрическая аналогия, классификация по обобщающим понятиям).

Классификация предметов по цвету, форме,
размеру. Чудо-дерево

«Цвет – форма» (на внимание, выполнение движений по сигналу – определенному цвету для каждого движения);

 «Угадай, что упадет с дерева?» (на геометрическую аналогию, карточки-схемы);

 «Разложи предметы на группы» (на классификацию по обобщающим понятиям),

 «Сосчитай» (на счет).

26,27

Повторение пройденного материала

Закрепить знание детей о геометрических формах, умение объединять предметы в группы по цвету, форме, размеру, навыки счета и умение уравнивать группы предметов путем убавления или добавления на один;

развивать двигательную активность в играх
с математическим содержанием, упражняя детей в умении работать вместе, помогая друг другу,
и индивидуально, слуховое внимание.

Итоговые занятия:

Путешествие по сказке «Белоснежка и семь
гномов».

Поиграем, помечтаем

«Отгадай и покажи движением» (на внимание, различение видов транспорта, имитацию движений),

«Цветные фонарики» (игра с мячом, на закрепление цвета),

«Дойди до домика» (основные движения – бег змейкой, ходьба быстрым, мелким шагом),

 «Цветные шапочки»  (на пространственную ориентировку). 

«Считалка» (счет, пальчиковая гимнастика);

 «Комнаты для гномиков»,

 «Подари гномикам предметы такой же формы, как комнаты» (на геометрическую аналогию).

«Найди ошибку» (на слуховое внимание – выявление неточностей),

«Путешествуем вместе с гномиком» (на закрепление геометрических форм),

«Четвертый лишний» (на классификацию предметов по обобщающим признакам).

«Камешки-ракушки» (на счет и последовательность с выявлением закономерности),

«Поймай рыбку» (на классификацию и объединение в группы по цвету, форме),

«До новых встреч» (на последовательное выкладывание
картинок по временам года).

Приложение 1 «Картотека подвижно – дидактических игр»

Средняя группа

№ Занятия

Раздел

Задачи

НОД

Подвижно-дидактические игры

1,2,3,4,

5,6,7

Знакомство с числом, цифрой 1

Закреплять знания о числе и цифре 1 в мире растений, животных, металлов, об округлых геометрических формах;

упражнять в нахождении цифры 1 в силуэтных изображениях предметов, в умении ориентироваться в пространстве, находя правильно направления движения: направо, налево, прямо;

развивать внимание, сосредоточенность, умение работать вместе, согласованно, помогая друг другу, логику мышления;

обобщить знания о числе и цифре 1 при создании числового фриза;

совершенствовать двигательные навыки.

«Число 1. Цифра 1. Шар. Круг. Луч».

«Число 1. Цифра 1. Шар. Сфера».

«Число 1. Геометрическое панно из кругов».

«Число 1. Цифра 1. Металл – золото».

«Число 1. Цифра 1. Царь зверей – лев».

«Число 1. Цифра 1. Дуб – символ силы и единства».

«Число 1. Цифра 1. Создание числового фриза
на цифру 1».

«Давайте познакомимся», «Солнышко и лучики» (изображение детьми лучиков солнца движением),  «Похожие формы», «Что на свете бывает только одно?»

«Покажи геометрическую фигуру» (изображение детьми объемных и плоских округлых форм),

«Сравни мячи» (выявление свойств предметов);

«Цапля» (изображение цифры 1 движением).

«Надуй и поймай мыльные пузыри» (ознакомление детей с формой – сфера);

«Найди похожие предметы» (на выявление предметов шарообразной и сферической формы),

«Шар, круг, сфера» (на внимание),

«Противоположности» (на выявление свойств предметов); «Построй ряд», «Что изменилось?» (на выявление закономерности и построение последовательности).

 «Угадай, кто где спрятался?» (на пространственную ориентировку, нахождение и изображение детьми предметов округлой формы),

«Когда это бывает?» (на временные представления);

«Найди цифру 1 на золотых монетах» (на нахождение цифры 1),

«Найди дорогу» (на внимание);

 «На болоте» (на выявление плоскостных и объёмных округлых форм).

«Собери дубовые листочки» (на классификацию по 2 признакам);

«Что у дуба такой формы» (на установление сходства между предметами заданной формы);

 «На что похоже?» (на сравнение и установление сходства);

«Найди, где спряталась цифра 1» (нахождение цифры 1 в различных силуэтных изображениях);

«По кочкам через болотце» (на геометрическую аналогию и ориентировку в пространстве).

8,9,

10,11

Знакомство с числом, цифрой 2

Закрепить представление о числе как существенном признаке явления природы, знание цифр 1 и 2, умения считать и отсчитывать в пределах 2, соотносить количество предметов с числом;

упражнять в классификации предметов по 1 признаку, нахождении парных предметов, развивать логическое мышление;

развивать мелкую моторику рук, творческую и двигательную активность, внимание, быстроту реакции и ловкость в играх с математическим
содержанием.

«Число 2. Луна».

«Число 2. Стихия – вода. Жемчуг. Форма – спираль».

«Число 2. Цифра 2. Пара. Серебро».

«Число 2. Цифра 2. Итоговое»

«Цифры 1 и 2» (на внимание, воображение),

«Нужную цифру покажи»  (на соотнесение количества предметов с необходимым числом, цифрой);

«Лунный камень» (на умение составлять целое из частей),

«Постройся по порядку» (на внимание, быстроту реакции, последовательное построение логического ряда с чередованием цифр),

«Кто лишний» – имитация движений: ныряние и плавание в воде (на внимание, быстроту реакции, логику мышления),

«Найди одинаковые» – знакомство с геометрической формой спирали (на геометрическую аналогию),

«Найди, не ошибись» (на внимание, быстроту реакции, логику мышления);

«Клубочки» (на счёт, закрепление понятия «пара»); «Неопознанные следы» (на внимание, координацию и ловкость движений, сравнение предметов по размеру).

«Найди свою пару» – выявление сходств, отличий (на сравнение предметов по форме, цвету);

«Собери бусы» (на последовательное продолжение логического ряда);
«Найди пару матрёшек и угости их чаем» – закрепление понятия «пара» (на классификацию по форме, цвету, размеру).

12,13,

14

Знакомство с числом, цифрой 3

Продолжать знакомить с числом и цифрой 3;

учить соотносить цифры с количеством предметов в пределах 3, восстанавливая последовательность количественного ряда предметов и цифр;

упражнять в счете;

развивать внимание, память, самостоятельность, логическое мышление, навыки контроля и самоконтроля.

«Число 3. Цифра 3. Число сказок».

«Число 3. Цифра 3. Треугольник. Трилистник».

«Число 3. Цифра 3. Путешествие на планету Марс.
Металл – железо» (итоговое)

«Найди заплатки нужной формы и цвета» (на классификацию предметов по форме и цвету);

«Собери драгоценные камни в сундуки» (на составление последовательного ряда из 3 цифр, геометрическую аналогию); «Волшебный цветок», «Собери 3 пары волшебных башмачков»
(на сравнение предметов по величине).

«Дровосек»,  «Сосчитай до трех и обратно».

«Комната кривых зеркал» (на сравнение предметов по форме, цвету, величине, выделение изменяющихся признаков); «Найди волшебный цветок» (на внимание, построение последовательного ряда, счёт, классификацию предметов по форме).

«Попади в цель» (на зрительную ориентировку, знание цифр от 1 до 3, логику мышления).

«Очисти планету Марс» (эксперимент на закрепление свойств магнита, ознакомление с металлом – железом, планетой Марс); «Живые цифры» (на восстановление последовательного ряда цифр); «Что сначала, что потом» (на воображение).

15,16,

17,18

Знакомство с числом, цифрой 4

закрепить представление о числе 4 как существенном признаке явления окружающего мира,
знания о временах года, частях суток, частях
света, четвероногих животных;

умения детей ориентироваться в пространстве, используя
в речи слова, выражающие пространственное
расположение предметов; знания о геометрических формах – четырехугольниках;

 счёт до 10, навыки счёта и отсчёта в пределах 4.

«Число 4. Цифра 4. Времена года».

«Число 4. Цифра 4. Четвероногие друзья».

«Число 4. Цифра 4. Четырехугольники».

«Число 4. Цифра 4. Итоговое»

«Найди направления по компасу» – эксперименты с компасом
(на пространственную ориентировку);

«Восстанови часы времен года» (на временные представления, внимание, воображение);

 «Мяч бросай, быстро отвечай» (на быстроту реакции, логику мышления);

«Обведи в круг предметы, которых по 4» (на счёт);

«Сосчитай и изобрази» (на воображение и счет);

«Уголки и фигура» (на счёт, геометрическую аналогию);
«Квадрат» (на развитие быстроты, ловкости и координации движений, сериацию);

 «Что где стоит?» (на внимание, пространственную ориентировку);

«Четвертый – лишний» (на логику мышления);

«Собери цифру 4 из палочек».

19,20

Знакомство с числом, цифрой 5

Знакомить с числом и цифрой 5, дать представление о числе как существенном признаке явления окружающего мира;

упражнять детей в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов);

упражнять в умении выкладывать последовательно картинки (соответственно цифре и количеству предметов).

«Число 5. Цифра 5. Путешествие в Подводное
царство».

«Число 5. Цифра 5. Пятиугольники. Цветы с пятью
лепестками (итоговое)»

 «Разложи морских обитателей в группы и посчитай, показав количество цифрой» (на счёт, логическое мышление);

 «Медузка, соберись» (на классификацию предметов по цвету); «Сравни ладошки по отпечатку»  (сравнение предметов
по размеру, на зрительную ориентировку);

«Чистая вода» (на классификацию предметов по 1 признаку/свойству);

«Собери квадраты» (на конструктивные навыки);

«Построй шахматную доску» (на восстановление последовательного ряда);

«Играем в шашки» (на зрительную ориентировку, быстроту и логику мышления);

«Исследуй фигуру» (на измерение с помощью условной мерки).

21,22

Знакомство с числом, цифрой 6

Упражнять в различении форм, путем нахождения предметов по их схематическому изображению, проведению геометрической аналогии,
развивая логическое мышление;

в умении выкладывать последовательно картинки (сериация) с изображением дерева в разное время года,
а также дорожки по величине в порядке возрастания.

«Число 6. Цифра 6. Пчелы и мед. Шестиугольники».

«Число 6. Цифра 6. Насекомые. Лилия (итоговое)»

«Выложи дорожку в улей Пчелки Жужжи» (на последовательное построение цифрового ряда, абстрактное мышление);

«Составь предмет для дома Пчелки Жужжи» (на конструктивные навыки);

 «Найди насекомых, похожих на силуэты из геометрических фигур» (на установление геометрической аналогии);

«Что происходит с деревом в разное время года?» (на временные представления);

«Выложи цветные дорожки жучкам» (на логическое мышление);

«Цветок – бабочка»;

«Посчитай насекомых и соедини их с соответствующей цифрой» (на счёт).

23,24

Знакомство с числом, цифрой 7

Продолжать знакомить с числом и цифрой 7, символикой числа 7;

знакомить с днями недели;

закрепить знание последовательности цветов спектра, знания о геометрических фигурах, навыки счета до 10 и далее, количественного и порядкового счёта до 7.

«Число 7. Цифра 7. 7 цветов радуги.

Цветик-семицветик».

«Число 7. Цифра 7. Итоговое. Создание странички
числового фриза»

«Собери связку баранок» (на пространственную ориентировку, построение последовательного цветового ряда);

«Подарки для друга» (на воображение);

«Склей все осколки вазочки» (на абстрактное мышление);

«Собери цветные шапочки» (на конструктивные навыки); «Колпачок и курточка» (на счёт, развитие тактильных анализаторов);

«Собери лепестки на юбку куклы Семи-цветик»;

«По страницам сказок, где встречается число 7»;

«Дни недели» – знакомство с днями недели.

25

Знакомство с числом, цифрой 8

Знакомить с числом и цифрой 8, понятием «четные числа»;

дать представление о числе как явлении окружающего мира;

учить решать математические задачки на слух, развивая логическое и ассоциативное мышление.

«Число 8. Цифра 8. Чётные числа. Создание странички числового фриза»

«Найди пары» (на количественный счёт, закрепление понятия «пара»);

«Сравни длину дорожек к залу Принцесс» (на конструктивные способности, сравнение предметов по величине, используя условную мерку);

«Играем с Принцессами» (на ассоциативное мышление);

«Сосчитай группы и соедини с соответствующей цифрой»;

«Закономерности» (на построение цифрового ряда).

26

Знакомство с числом, цифрой 9

Знакомить детей с числом и цифрой 9;

дать детям представление о числе как явлении окружающего мира;

познакомить с понятием «нечетные числа»;

закрепить навыки счета до 10, количественного и порядкового, прямого и обратного счета, знание обобщающих понятий, умения выкладывать количество предметов соответственно цифре, соединяя их пары.

«Число 9. Цифра 9. Нечётные числа. Создание странички числового фриза»

«Играем с Принцами нечётных чисел» (на ассоциативное мышление);

«Неразлучная тройка» (на счёт, обобщающие понятия);

«Я знаю 5 названий» (на классификацию предметов);

«Смешиваем краски» (на закрепление цветов, оттенков);

«Построй цифровой ряд» (на абстрактное мышление);

 «Поиграем с числом 1» (на логику мышления).

27

Повторение пройденного материала

Упорядочить знания детей о числах;

упражнять в выкладывании цифр, совершенствуя конструктивные навыки, в решении математических задачек на слух, развивая логическое
и ассоциативное мышление, в различении основных цветов и цветовых оттенков.

Итоговое занятие «Путешествие по стране Математике»

«Наведите порядок» (на зрительную ориентировку, память, быстроту реакции и конструктивные умения);

«Поиграем с числом 1» (на логику мышления);

 «Дни недели» (на слуховое внимание и временные представления)

Список литературы:

  1. Математика в движении. Планирование. Интегрированные занятия. Подвижно-дидактические игры для детей 3-7 лет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, направленные на развитие логического мышления у дошкольников

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует  умственному развитию и необходимо для успешного перехода к школьному обучению....

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления,используемых для развития речи детей.

логические игры и упражнения для занятий по развитию речи. Средняя группа....

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Создание условий по использованию дидактических игр в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа

Создание условий по использованию ди в развитии логического мышления. ФЭМП. Старшая группа...

Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Система занятий с использованием игр для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста представлена планированием занятий  на учебный год. Система занятий преследует ряд ...

Статья " Использование логико-математических игр в работе по развитию логического мышления у старших дошкольников"

 Развитие логического мышления у детей через логико-математические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьник...