Кружок "Занимательная математика"
методическая разработка по математике на тему
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnaya_matematika.docx | 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 117 комбинированного вида Ново-Савиновского района г.Казани
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-6 ЛЕТ.
Воспитатель: Каримова А.К.
Срок освоения: 1 год
Казань- 2014
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Рабочая программа составлена на основании программ Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной «Игралочка» и «РАЗ - ступенька, ДВА - ступенька».
Цель кружка «Занимательная математика»: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Направленность программы.
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Основные задачи программы:
- научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;
- ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
- развитие творческих способностей.
- закрепление представлений о величине;
- развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
- освоение способов измерения с помощью условной мерки;
- развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
- развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
- Дать представления о числах и цифрах от 6 до 10 на основе сравнения двух множеств.
- Учить считать по образцу и названному числу.
- Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
- Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
- Учить писать цифры от 1 до 10.
- Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
- Упражняться в различении количественного и порядкового счета в пределах 10.
- Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
- Учить, как из неравенства сделать равенство.
- Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
- Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
- Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
- Ознакомление с плоскими геометрическим фигурами - ромб, цилиндр, трапеция, конус, призма.
- Ознакомление с объемными геометрическими телами - цилиндр, конус, призма.
- Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Работа распределяется по разделам:
Количество и счет.
Ознакомление с геометрическими фигурами.
Определение величины.
Ориентировка во времени и в пространстве.
Решение логических задач.
Участники:
1 год – дети 3-4 лет.
2 год – дети 4-5 лет.
3 год – дети 5-6 лет.
Работа с детьми строится на основе системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор на основании некоторого критерия (принцип вариативности) ;
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Режим занятий.
1 год. 2 раза в неделю 15-20 мин.
2 год. 2 раза в неделю 20-25 мин.
3 год. 2 раза в неделю 25-30 мин.
Формы проведения занятий:
- в процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия, игры, конкурсы;
- игровые занятия, которые включают различные виды деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную;
- в занятия включены: работа с занимательным материалом, работа в тетрадях, физкультминутки.
Методы:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы);
- практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) ;
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картин, рисунков, плакатов, фото, показ мультимедийных материалов).
Перспективное планирование совместной деятельности детей и взрослых
Раздел | Задачи | Игры |
Количество и счет | Развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, совершенствование навыков счета, счет предметов слева направо, согласование числительных с сущ. в роде, числе. Знакомство с математическими знаками +,-,=, <,>,и их написание. Знакомятся с составом числа из 2-х меньших. Учить соотносить числа от0 до9 с количеством предметов. Учить решать арифметические задачи развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. Совершенствование навыков счета, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, развитие внимания, памяти. | «Назови следующее, предыдущее число», «Назови соседей», «Назови меньше на 1, больше на 1», «Вверх, вниз по числовой лестнице», «Составь и реши задачу» |
Ознакомление с геометрическими фигурами | Закрепить представление о геометрических фигурах, представление о многоугольнике. Знакомство с геометрической фигурой - трапеция. Учить преобразовывать одни фигуры в другие. Изображение фигур в тетради в клетку, составление символических изображений животных из геометрических фигур. | «Назови предметы данной формы», «Что общего и чем отличаются фигуры», «Найди предмет такой же формы», «Подбери фигуры по цвету, размеру и форме», «Найди лишнюю фигуру», «Конструктор», «Почини одеяло», «Танграм», «Пифагор». |
Определение величины | Учить делить целое на две, четыре и более частей, осознавая, что целое всегда больше, чем его часть, а часть меньше, чем целое. Закрепляют умение сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, обозначают величину следующими словами: высокий- низкий, длинный- короткий и т.д. Продолжать учить понимать зависимость величины предметов от пространственного расположения. | «Подбери шарф для куклы», «Подбери мебель для 3-х медведей», « Что выше?», «Построим забор». |
Ориентировка во времени и в пространстве | Уточнение и закрепление знаний о временах года, месяцах, днях недели. | «Вчера, сегодня, завтра», «Дни недели», «Режим дня», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник?» |
Решение логических задач | Развитие у детей приемов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение) | Кубики Никитина, Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизене, «Волшебный квадрат», «Соты», «Волшебный круг», Кроссворды и задачи в стихах |
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика» для детей 3-4 лет
№ | Наименование мероприятий | Месяц | Количество занятий |
1 | Развитие зрительного внимания. 1. «Раскрась две одинаковые матрёшки». 2. «Раскрась двух одинаковых зайчиков». 3. «Раскрась два одинаковых ведра». 4. «Раскрась две одинаковые ёлочки». | октябрь | 8 |
2 | Развитие концентрации зрительного внимания. 1. «Закрась овощи, которые есть в путанице». 2. «Закрась геометрические фигуры, которые есть в путанице». 3. «Закрась цифры, которые есть в путанице». 4. Закрась фрукты, которые есть в путанице». | ноябрь | 8 |
3 | Анализ и синтез предметов сложной формы. 1. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована кошка». 2. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисован зайчик». 3. «Закрась геометрические фигуры, из которых нарисована собачка». 4. «Закрась геометрические фигуры из которых нарисована машина». | декабрь | 8 |
4 | Поиск недостающих предметов. 1. «Дорисуй мячик». 2. «Дорисуй ёлочку». 3. «Дорисуй домик». 4. «Дорисуй карандаш». | январь | 8 |
5 | Ориентировка в пространстве. 1. «Закрась кубик справа – красным цветом, в середине – жёлтым, слева – синим». 2. «Нарисуй справа от мишки мяч, а слева – грибок». 3. «Закрась карандаш справа – зелёным, в середине – красным, слева – жёлтым»». 4. «Нарисуй справа от ёлочки зайчика, а слева – мишку». | февраль | 8 |
6 | Количество и счёт. 1. «Дорисуй шарики». 2. «Посчитай игрушки и узнай на каком они месте». 3. « Нарисуй кружков столько, сколько корабликов». 4. «Сосчитай». | март | 8 |
7 | Ориентировка во времени. 1. «Дорисуй картинку». 2. «Назови дни недели». 3. Узнай последовательность частей суток». 4. «Когда это бывает» | Апрель. | 8 |
8 | Словесные логические игры. 1. «Задачи - шутки». 2. «Назови части суток, которые я пропустила». Лабиринты 1. «Помоги белочке собрать грибы». 2. «Помоги Буратино взять ключик». | май | 8 |
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика» для детей 4-5 лет
№ | Темы | Содержание | Цели | Месяц |
1 | «Волшебная страна – математика» | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | Октябрь |
«Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | |||
«Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | |||
2 | «Волшебные фигуры» | «На что похоже?» | Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | |
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | Ноябрь | ||
«Кошкин дом» | Учить составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе. | |||
3 | «Деление целого на части» | « Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | |
«Осенний урожай» | Сделать пазлы самостоятельно, разрезав картинку на несколько частей. Закреплять умение работать ножницами, разрезать по контуру. | |||
4 | «Порядковый счёт» | «Что такое «порядок»?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | Декабрь |
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | |||
«Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | |||
«По порядку рассчитайся!» | Закреплять умения детей рассчитываться по порядку. | |||
5 | «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | Январь |
«Аппликация на листе» | Развивать самостоятельность, ориентирование на листе, умение располагать в центре композицию, умение самостоятельно вырезать части композиции, продолжать формировать навык аккуратной работы. | |||
«Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. | |||
«Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | Февраль | ||
6 | «Ориентирование в пространстве» | «Левая и правая рука» | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | |
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | |||
7 | «Ориентирование во времени» | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | |
«Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | Март | ||
«12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | |||
«Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их. | |||
8 | «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают. | |
«Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес» | Апрель | ||
«Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении. | |||
«Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | |||
9 | «Королевство цифр» | «Пишем цифры: 0,1,2,3» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | |
«Пишем цифры: 4,5,6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | Май | ||
«Пишем цифры: 7,8,9» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | |||
«Расставь числа по порядку» | Развивать умение расставлять числа по порядку. |
Календарное планирование работы кружка «Занимательная математика» для детей 5-6 лет
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во занят | Литература |
О | Игра «Посчитаем с гномами» | Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 2 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Конус. Игра «Волшебный мешочек». Игра «В гостях у Петрушки» | Формировать представление о конусе, умение распознавать конус в предметах окружающей обстановки. Формировать умение составлять группы предметов по общему свойству. | 2 | Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. | |
Игра «Фигурки спрятались» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
Н | Решение примеров в тетради в клетку. Игра «рассеянный художник». Игра «Сколько, какой?» | Развитие наблюдательности и счета пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 2 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». | Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. | 2 | Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. | |
Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
Д | Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?» | Развитие наблюдательности и счет до шести. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 2 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Игра-головоломка «Пифагор» | Закреплять умения составлять фигуры из частей. | 2 | З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. | |
Игра «измерь дорожки шагами», «О чем говорят числа?» | Учить определять значение цветных палочек. Учить устанавливать логические связи и закономерности. Развивать зрительный глазомер. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
Игра «Украсим елку бусами» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф)информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
Я | Игра «Сравни и заполни» | Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах. | 2 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г. |
Цилиндр. Игра «Паспортный стол». | Формировать представление о цилиндре, умение распознавать цилиндр в предметах окружающей обстановки. | 2 | Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. | |
Игра «Логические кубики» | Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 1 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
Игра «Узнай длину ленты» | Учить: понимать количественные отношения между числами первого десятка, находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатами измерения, устанавливать логические связи измерения. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
Ф | Игра «Танграм» Игра «Логический поезд» | Закреплять умения составлять фигуры из частей. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | 2 | З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
Игра «Палочки можно складывать» | Учить ориентироваться в пространстве, развивать количественные представления, учить находить полоски, по сумме равные двум данными. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
Игра «Мозайка цифр» | Развитие способностей декодировать информацию. Умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закреплять навыки вычисления. | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
Игра «Состав чисел из единиц», «Путешествие на поезде» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию, составлять числа из единиц, развивать глазомер. Закреплять понятия: который по счету. Учить ориентироваться в пространстве. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
М | Игра «Логические кубики» | Закреплять умение задавать вопросы, выделять свойства | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». |
Математические задачки | Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 2 | Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. | |
Игра «Архитекторы» | Учить выбирать необходимый строительный материал, учить строить объекты детской площадки. | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
Игра «Как узнать номера домов?», «Как разговаривают числа?» | Учить составлять число из двух меньших. Учить оперировать числовыми значениями цветных полосок. Познакомить с понятиями:больше, меньше. , со знаками <, >. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
А | Математические задачки | Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. Развивать логическое мышление | 2 | Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. |
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 2 | Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г. | |
Логическая задача на цветовую последовательность | Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. | |
Игра «Построй предметы» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф)информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно. | 2 | Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем». | |
М й | Игра «Цвет и число», «Число и цвет» | Учить отбирать полоски нужного цвета и числового значения по словесному указанию. Развивать представления о ширине, умение подбирать палочки по размеру, развивать глазомер. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
Математические задачки в стихах | Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 2 | Т. А. Фалькович «ФМП», 2005. | |
Игра «Раздели фигуры» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор. | 2 | Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», ООО «Корвет», 2009. | |
Логическая задача «Детская железная дорога» | Учить решать логич. задачи на основе зрительного восприятия. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 2 | В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г. |
Диагностические материалы
№ | исследуемая функция | автор методики | источник (выходные данные) |
1. | Внимание. | - Таблицы Шульте; - «Корректурная проба»; - Тест «Цифровая таблица». - «Нахождение недостающих деталей» | С.Д. Забрамная, О.В. Боровик «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»; Т.Г. Богданова «Диагностика познавательной сферы ребенка». М.Н.Ильина «Тесты для детей» |
2. | Память. | - «Запомни картинки»; - «10 слов»; - «Пиктограмма» (методика А.Р.Лурия). | С.Д. Забрамная «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». |
3. | Мышление. | - «Четвертый лишний»; - «Поиск закономерностей»; - «Простые аналогии», «Сложные аналогии»; - «Последовательные картинки» (тест Векслера); - «Классификация»; - «Понимание пословиц, поговорок»; - «Схематизация» (методика Венгера). | С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей». |
4. | Восприятие. | - «Разрезные картинки»; - Методика «Эталоны» (Л.А. Венгер); - «Узнавание наложенных друг на друга изображений» (фигуры Поппельрейтора); - «Заполнение отсутствующих деталей»; - «Коробка форм». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей»; С.Д. Забрамная Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» |
5. | Креативность (творческое воображение). | - «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко. - Тест «Назови картинку». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей». |
6. | Геометрические фигуры | - «Графический диктант»; - «Лабиринт». | Т.Д. Марцинковская «Диагностика психического развития детей». «Диагностика развития и воспитанности дошкольников» М.В. Корепанова (Образовательная система «Школа -2100») БАЛАСС Москва 2005г. |
7. | Математические способности | Е.В. Колесникова | «Математические ступеньки. Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь Е.В. Колесникова |
Дидактические игры по формированию математических представлений
№ | Игры | Содержание |
1. | Игры с цифрами и числами («Количество и счет») | «Считай не ошибись!» Цель: Усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете. Оборудование: Мяч. Ход: Перед началом игры детям сообщается в каком порядке они будут считать (в прямом или обратном). Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большому количеству детей принять в ней участие. «Кто быстрее» Цель: Закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов, умение составлять числовой ряд, находить предыдущее и последующее число. Тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание. Оборудование: Карточки с цифрами. Ход: Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к отдельному столу, на котором рубашкой кверху лежат карточки с цифрами. В зависимости от количества детей в командах числа на карточках могут быть такими: 1,3,5,7- у одной команды и 2,4,6,8 - у другой команды (либо 1,2,3,5,6,7 и т.п.). По сигналу воспитателя дети каждой команды должны построиться по порядку. Команды могут располагаться напротив друг друга. Каждой команде задается вопрос: -Каких чисел не хватает в другой команде? -Почему вы считаете, что не хватает, например числа 4? (Потому что за числом 3, идет 4, либо потому что между числами 3 и 5 должно стоять число 4, либо перед числом 5 должно стоять число 4). «Разложи лекарства» Цель: Закрепить порядковый и количественный счет до (например 8), закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи. Оборудование: Фигуры разной формы, цвета и размера. Ход: Дети садятся за столы, на которых для каждого имеются геометрические фигуры, лежащие вперемешку. Воспитатель рассказывает, что девочка, которая любит играть в больницу, поручила детям выдать больным куклам таблетки. Воспитатель, показывает детям карточку с цифрой 4, говорит: -Возьмите вот столько не желтых таблеток. Дети выбирают 4 фигуры желтого цвета, но разной формы. Воспитатель показывает карточку с цифрой 7, говорит: -Возьмите столько же не квадратных таблеток. Дети выбирают 7 фигур разного цвета и разной формы. Воспитателем могут задаваться вопросы следующего содержания: -Сколько всего кукол- пациентов находиться в больнице, если каждой кукле доктор прописал по 1 таблетке? (показывает цифру 8) -Сколько таблеток треугольной формы надо для 3 больных кукол? |
2. | Игры путешествие во времени («Ориентировка во времени») | «Живая неделя» Цель: Закрепление названий дней недели и их последовательности. Оборудование: Кружки разного цвета (цвета радуги). Ход: Для игры к доске вызываются 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. «Было-будет» Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о прошлом, настоящем и будущем времени. Ход: Дети слушают стихотворение и определяют, о чем в нем говорится словами было или будет. 1.Ласточки пропали, А вчера зарей Все грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой… (было) 2.Уронили мишку на пол,- Оторвали мишке лапу….(было) 3.На улице две курицы С петухом дерутся, Две маленькие девочки Смотрят и смеются….(есть) Затем взрослый и ребенок придумывают и загадывают друг другу загадки. Отгадчик должен сказать: было это или будет. Например: Мы ездили на дачу, собирали грибы (было). Завтра у нас будет елка. И т.д. |
3. | Игры на ориентирование в пространстве | «Продавцы» Цель: Закрепить знания о свойствах предметов. Закрепить знания о направлениях «право», «лево». Оборудование: Геометрические фигуры разного цвета и размера. На доске нарисованы полки магазина. Ход: На столах детей наборы геометрических фигур. «В магазин завезли товар и продавцам нужно расставить его на полках так, чтобы на одной полке располагался чем-либо похожий товар. -На полку справа поставьте желтые предметы, на полку слева-красные. -Назовите все, что поставили на полку справа (слева). -На верхнюю полку поставьте большой квадрат, слева от него большой круг, справа - большой треугольник. Детям даются разные задания расстановки фигур используя слова «право», «лево». «Соседи» Цель: Закрепить пространственные представления. Оборудование: Рисунок 3-х этажного дома, по 3 окна на каждом этаже. Изображения 9 сказочных героев на магнитах. Ход: Крокодил Гена и Чебурашка построили дом для друзей, помогите им найти свои квартиры. -Незнайка живет в квартире, которая находится на 2 этаже в центре. Дети находят окно и прикладывают изображение Незнайки к окну. -Красная шапочка живет в квартире над квартирой Незнайки. -Винни Пух - в квартире под квартирой Незнайки. -Пятачок - слева от Винни Пуха. И т.д. Пока не заполнятся все квартиры. «Сделай коврик цветным» Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (на листе). Оборудование: Прямоугольный лист бумаги, на котором нарисованы контуры геометрических фигур в углах и в центре. Ход: Воспитатель: Сегодня мы с вами будем раскрашивать коврик. Фигуру, которая нарисована в правом верхнем углу раскрасить красным цветом; фигуру, в левом нижнем углу раскрасить желтым цветом; фигуру, в правом нижнем углу раскрасить синим цветом; фигуру, в центре - зеленым; фигуру, в левом верхнем углу - оранжевым цветом. 2 вариант - рисование фигур на чистом листе по заданию воспитателя. «Найди игрушку» Цель: Закрепить умение ориентироваться в пространстве по заданию. Оборудование: Письмо от Карлсона с инструкциями, игрушки. Ход: Воспитатель: Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетел Карлсон и принес подарок. Но он любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти. Далее воспитатель читает инструкции из письма. «Надо встать перед столом, пройти 3 шага вправо и т.д.» Дети выполняют задание и находят игрушку. Игра может усложняться тем, что в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. |
4. | Игры с геометричес-кими фигурами | «Геометрическая мозаика» Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения. Оборудование: Наборы фигур. Ход: Дети делятся на команды в соответствии с уровнем умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: -Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому образцу) -Работа по условию (собрать фигуру человека) -Работа по собственному замыслу. Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. «Разложи по коробкам» Цель: Повторить формы геометрических фигур, закрепить умение определять форму предметов окружающей обстановки. Оборудование: Коробочки с нарисованными на них геометрическими фигурами. Карточки с нарисованными предметами. Ход: Детям раздаются карточки с нарисованными предметами. Дети определяют форму предмета и кладут карточку в коробку с подходящей фигурой. |
5. | Величина | «Сок на завтрак» Цель: Закрепить сравнение предметов по высоте, закреплять умение составлять равные группы предметов и обосновывать их равенство с помощью общего правила. Оборудование: Столбики разной высоты и цвета ( стаканы сока). 2 одинаковых круга (подносы) Ход: В детском саду готовят завтрак, наливают сок в стаканы. Например: красный - морковный, желтый - апельсиновый, зеленый- яблочный, синий- сливовый. Воспитатель просит поставить стаканы на 2 подноса так, чтобы получились равные наборы стаканов с соком. -Как вы будете это делать? Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм: -Находим пару одинаковых стаканов, один стакан ставим на один поднос, а другой такой же стакан - на другой поднос. -Чем отличаются стаканы? (Цветом и высотой) -Какие стаканы можно назвать одинаковыми? (Стаканы, у которых одинаковый цвет и одинаковая высота) -Как будем сравнивать стаканы по высоте? (поставим 2 стакана рядом на ровную поверхность и посмотрим на верхний край, если верхние края двух стаканов совпадают, то они равны по высоте). |
Литература:
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду».
- Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук» Ярославль,1998.
- Зырянова Л.Н., Лужбина Т.В. «Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях» Ростов-на-Дону «Феникс»2012
- Колесникова Е.В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М.2008
- Колесникова Е. В. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет.».
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. «Логика и математика для дошкольников».
- Панова Е. Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
- Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Раз – ступенька, два – ступенька»
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М.,2011
- Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Математика для дошкольников» М.,1993
- «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации. Н. А. Арапова-Пискарева, 2007г.
- Учимся, играя. Занимательная математика для малышей, в стихах. Кузнецова Е. В. – М. : ИРИАС, 2006.
- Т.И.Тарабарина, Н.В.Елкина «И учеба, и игра: математика», Ярославль, 1997.
- Рабочие тетради «Математика малышам» №1 и №2 для детей 4-5 лет из серии «Солнечные ступеньки».
- Рабочие тетради «Математика малышам» №1 и №2 для детей 5-6 лет из серии «Солнечные ступеньки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по математике и обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе «Математика в дороге»
Программное содержание: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, учить на наглядной основе составлять и решать задачи на сложение и вычитание, закрепить умение измерять длину предмета с помощью ус...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
конспект по математике " Юный математик"
Группа: Подготовительная , старшая.Технология: Социо-игровая Цель:Развитие логического мышления через блоки Дьенеша.Задачи: Развитие умений рассшифровывать ( декодировать информацию)о наличии или...
Конспект занятия по математике. "Путешествие в страну МАТЕМАТИКА".
В помощь воспитателям....
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности физкультура+математика "Путешествие по островам королевы математики в старшей группе.
Интегрированная организованная образовательная деятельность физкультура+математика "Путешествие по островам "Королевы математики"...
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие в страну Математики" Программное содержание. Закрепить с детьми свойства геометрических фигур (цвет, форма, величина), ...