Клуб знатоков «Умницы и умники»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Агапова Валентина Ивановна

Цель программы:

 

- формировать у детей элементарно-математические

представления;

 

-  познакомить с разными областями математической

действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством.

 

Задачи программы:

-  овладеть навыками счета от 0 до 20;

-  познакомить с процессами сложения и вычитания;

-  закрепить понятия «больше» и «меньше», «чётный», «нечётный»;

-  познакомить со способом образованием чисел второго десятка;

- составлять и решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_znatokov_umniki_i_umnitsy_2017-2018.doc144.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принято на                                                                        Утверждаю

педагогическом совете                                    Приказ № ___от_________

Протокол № ___от _________                                      Заведующая                                                    

                                                                                МДОУ д/с «Звездочка»

                                                                       Бушуева О.А.

                                       

  Клуб знатоков

 «Умницы и умники»

руководитель

воспитатель МБДОУ

д/с «Звёздочка»

Агапова В. И.

Направление:

обучающе-развивающее

  Возрастная группа:

дети шести-семи лет

   Реализуемая программа:

«Математика в детском саду»

В. П. Новикова

   

Аркадак

2017 – 2018 г.г.

Цель программы:

- формировать у детей элементарно-математические

представления;

  • познакомить с разными областями математической

действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством.

Задачи программы:

  • овладеть навыками счета от 0 до 20;
  • познакомить с процессами сложения и вычитания;
  • закрепить понятия «больше» и «меньше», «чётный», «нечётный»;
  • познакомить со способом образованием чисел второго десятка;

- составлять и решать задачи.

Материально-техническая база:

  • «Математика в детском саду» подготовительная группа                    В. П. Новикова;

- демонстрационный материал «Математика в детском саду 3-7 лет» В. П. Новикова;

  • цветные карандаши;
  • простые карандаши;
  • ручки;
  • разрезные картинки;
  • набор цифр от 0 до 20;
  • набор геометрических фигур;
  • фишки;
  • шарики разной величины;
  • фланелеграф;
  • магнитная доска;
  • коврограф.

                               Список детей

  1. Алиева Вика
  2. Годованиченко Кирилл
  3. Журавлёва Лера
  4. Кувалдина Саша
  5. Белов Кирилл
  6. Огнев Кирилл
  7. Примочкина Софья
  8. Савихина Юля
  9. Эделева Полина
  10. Зайцева Даша

                                      График работы:

                                           Вторник в 16:00

               

              Перспективное планирование работы                

              клуба знатоков «Умники и умницы» на                                                                                                              2017-2018 г.г.

Тема

Задачи

Оборудование

Сентябрь

1. Диагностика

Выявить следующие знания по математическому развитию:                                          - образование чисел от 1 до 10;          

- знание геометрических фигур;                                           - умение измерять сыпучие вещества;                        

- деление целого на равные части;                                             - измерение протяженности;                                - ориентироваться в пространстве и во времени.

- набор цифр и геометрических фигур;

- игрушки;

- счётные палочки.

2. Геометрические фигуры.

- закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»;

- учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме;

- упражнять в счете в пределах 10;

- учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу.

Игры:

- «Считай дальше»

- «Наоборот».

- набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме (20 шт.).

3. Величина

 - уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины;

- упражнять в счете в пределах 10;

- учить отсчитывать по предложенной цифре;

- упражнять в счете на ощупь.

Игры:

- «Чудесный мешочек»;

- «отгадай, что такое?».

- «Математический набор»;

- «Чудесны мешочек» с набором мелких игрушек (12 шт.).

4. Ориентировка в пространстве

- упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве;

- закрепить название дней недели;

- учить составлять фигуру из восьми треугольников,      закрепить названия геометрических фигур.

Игры:

- «Что, где?»;

- «Живая неделя».

- по 8треугольников (сделанных из квадрата).

Октябрь

1. Знаки равенство, неравенство

- продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10;

- «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «записи»;

- познакомить детей со знаками «=» «≠» (равенство, неравенство);

- закрепить временные представления;

- учить называть «соседей» данного числа.

Игры:

- «Назови соседей»;

- «Назови скорей»

- «Математический    набор», знаки.

2. Многоугольник

- познакомить детей с многоугольником, его признаками;

- сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием;

- упражнять в счете в пределах 10.

Игры:

- «Сложи узор»;

- «Назови предмет»;

-«Найди пару».

- набор геометрических фигур, две карточки, на которых расположены в различном порядке геометрические фигуры.

3. Быстро, медленно

- учить составлять фигуры из восьми треугольников;

- закрепить названия геометрических фигур (треугольник, многоугольник);

- упражнять в счете в пределах 10;

- закрепить понятия: «быстрее», «медленнее»;

- закрепить названия времен года и месяцев.

Игры:

- «Кто больше запомнит?»;

- «Запомни, кто где стоит?»

- квадрат, разрезанный на восемь одинаковых треугольников, на каждого ребенка (цвет и величина квадрата одинаковы у всех детей).

4. Состав числа три

- познакомить детей с составом числа три;

- учить составлять число три из двух меньших чисел;

- упражнять в счете по осязанию;

- закрепить временные представления.

Игры:

- «Игра с яблоками»;

- «Какой цифры не стало?»

- «Математический набор»;

- по одному плоскому яблоку, сшитому из материала желтого, зеленого, красного цвета, внутри каждого яблока от шести до десяти фасолин.

Ноябрь

1. Измерение        

- учить измерять с помощью условной меры длину предмета;

- учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.;

- продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков;

-учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету.

Игры:

- «Бегите ко мне»;

- «Найди столько же».

- «Математический набор», полоска 15х2 см, мерка 3х2 другого цвета, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуре (разных цветов и размеров).

2. Деньги

- познакомить детей с деньгами, их предназначением;

- упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям);

- упражнять в ориентировке в пространстве.

Игра:

- «Найди спрятанную игрушку».

- тетрадь, карандаш, насадка на карандаш.

3. Состав числа      четыре

- учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел;

- упражнять в прямом и обратном счете;

Учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их.

Игры:

- «В какой руке сколько?»;

-«Игра с кубом».

- красные и желтые кружки, счетные палочки, «Математический набор».

4. Измерение        

- упражнять в измерении с помощью условной мерки;

- упражнять в прямом и обратном счете;

- упражнять в счете на слух.

Игры:

- «Считай дальше?»;

- «Считай – не ошибись».

- на каждую пару детей – картинка, на которой нарисована наклонная лестница (у одной пары детей мерка укладывается в лестнице шесть раз, у другой – семь раз);

- мерка, одинаковая у всех детей;

- карандаши, фишки.

Декабрь

1. Состав числа пять

- познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел;

- упражнять в счете в пределах 10;

- учить называть дни недели с любого дня;

- учить считать по заданной мере.

Игры:

- «В какой руке сколько?»;

- «Живая неделя».

- «Математический набор».

2. Далеко, близко

- учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг к другу;

- упражнять в счете на слух;

- упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги, учить пользоваться словами: «далеко», «близко» и т.д.;

- закрепить знание детьми своего адреса.

Игры:

- «Поговорим по радио»;

- «Где звенит колокольчик?».

- по восемь равнобедренных треугольников, клей, кисточки.

3. Геометрические фигуры

- учить составлять число шесть из двух меньших чисел;

- учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек;

- закрепить знания о геометрических фигурах.

Игры:

- «В какой руке сколько?»;

- «Назови предмет».

- «Математический набор», счетные палочки.

4. Знак «плюс»

- продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу;

- познакомить со знаком «плюс»;

- учить называть «соседей» данного числа;

- упражнять в составе числа шесть, учить ориентироваться на листе бумаги.

Игры:

- «Найди соседа»;

- «Увеличь число».

 - «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь.

Январь

1. Состав числа семь

- учить детей составлять число семь из двух меньших чисел;

- закрепить названия дней недели;

- упражнять в составлении числа 7 из единиц;

- продолжать учить детей увеличивать числа в пределах 10 на единицу.

Игры:

- «В какой руке сколько?»;

- «Живая неделя».

- «Математический набор», коробка цветных карандашей.

2. Состав числа       восемь

- учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел;

 - упражнять в ориентировке в пространстве, при определении положения предмета пользоваться словами: «слева», «справа», «впереди», «сзади»;

- учить называть «соседей» данного числа.

Игры:

- «Ручеек»;

- «Назови соседей.

- треугольники двух цветов, «Математический набор».

Февраль

1. Состав числа      девять

- закрепить названия дней недели;

- учить детей составлять число девять из двух меньших чисел;

- упражнять в обратном порядке счета;

- упражнять в счете по составленной мерке.

Игра:

- «В какой руке сколько?».

- «Математический    набор».

2. Состав числа       десять

- учить детей составлять число десять из двух меньших чисел;

- учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку;

- упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги.

Игры:

- «В какой руке сколько?»;

- «Ручеек».

- «Математический набор», тетрадь, цветные карандаши

3. Второй десяток

- познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка;

- учить детей считать в пределах 20;

- закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция.

Игры:

- «Кто знает - пусть дальше считает!»;

- «Отвечай быстро».

- «Математический набор», счетные палочки.

4. Счет до 20

- продолжать учить считать до 20;

- продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка;

- учить называть слова, противоположные по смыслу.

Игры:

- «Наоборот»;

- «Гаражи».

- «Математический набор», счетные палочки, резинка.

Март

1. Часы

- познакомить детей с часами и их назначением;

- упражнять в счете в пределах 20;

- учить называть «соседей» данного числа.

Игры:

- «Что, где?»;

- «Отгадай число».

- макет часов с движущимися стрелками.

2. Получас

- учить определять время по часам с точностью до получаса;

- упражнять в ориентировке на листе бумаги;

- учить словесно обозначать месторасположения предмета: «слева», «справа», «сбоку», «между»;

- закрепит названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник» и т.д..

Игры:

- «Кто куда убежал?»;

- «Найди спрятанную игрушку».

- макет часов, лист бумаги и по семь геометрических фигур разного цвета и величины.

3. Решение задач

- учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе;

- учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»;

- закрепить название месяцев.

Игра:

- «Круглый год».

- «Математический набор».

4. Решение задач

- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»;      

- упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу;                                               - упражнять в счете по осязанию;                                  

- закрепить названия геометрических фигур.

Игры:

- «Игра с яблоками»;

- «Посмотри вокруг».

- «Математический набор», по одному яблоку, сшитому из материала красного, желтого и зеленого цвета, внутри каждого яблока фасолины или бобы.

.

Апрель

1. Счёт двойками

- учить детей считать;

- учить называть общее количество предметов в группах;

- закрепить название геометрических фигур;

- развивать внимание детей;

- закрепить название месяцев.

Игры:

- «Разложи, как скажу»;

- «Двенадцать месяцев».

- «Математический набор», геометрические фигуры.

2. Решение задач

- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10;

- познакомить детей со структурой задачи;

- упражнять в счете в пределах 20.

Игра:

- «Какой цифры не стало?»

- «Математический      набор», счетные палочки.

3. Деление на равные части

- упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали;

- учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8;

- учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников;

- упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: «между», «рядом». «сбоку»;

- упражнять в счете в пределах 20.

- по одному квадрату разных цветов и размеров, клей, ножницы.

4. Измерение

- упражнять детей в счете двойками;

- развивать наблюдательность, внимание;

- упражнять в счете в пределах 20;

- упражнять в измерении длины разными мерками.

Игра:

- «Часы»

- счетные палочки, полоски одинаковой длины, по две мерки на каждую пару детей (одна мерка укладывается на полоске 5 раз, а другая – 7);

- ножницы, карандаш, фишки.

Май

1. Решение задач

- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки;

- закрепить названия дней недели;

- упражнять в счете в пределах 20;

- учить увеличивать и уменьшать число на единицу.

   Игры:

- «Назови скорей»;

- Живая неделя»;

- «Парная игра».

- «Математический набор».

2. Сантиметр

- упражнять в измерении длины с помощью условной меры;

- познакомить детей с единицей длины - сантиметром;

- познакомить с линейкой и ее назначением;

- упражнять в счете в пределах 20;

- упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел.

Игры:

- «Ручеек»;

- «Мы идем, идем».

- полоска длиной 10х1 см, мерка – 1х1 см,   карандаш, фишки,  линейка.

3. Счет тройками

- учить детей считать тройками;

- учить называть общее количество предметов в группе;

- учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам.

  Игры:

- «Считай двойками»;

- «По порядку стройся».

- счетные палочки, набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разного цвета  величины (20 штук).

4. Диагностика    

Выявить знания и умения, полученные в течение учебного года:

- образование чисел второго десятка;

- знание геометрических фигур;

- ориентировка в пространстве и во времени;

- измерение жидкости и сыпучих веществ;

- деление на равные части;

- счет двойками и тройками;

- решение задач.

- «математический набор»;

- геометрические фигур;

- счетные палочки;

- клей, бумага.

          Мониторинг промежуточных результатов

           освоения детьми программного материала.

       

       Методика 1. Выявление умения счета.

               Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку посчитать до 20.

               Методика 2. Выявление знаний цифр.

       Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

       Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16).

       Методика 3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счет.

       Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.

       Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б); просит посчитать по порядку.

        Методика 4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.

       Материал. «Математический набор».

       Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.

        Методика 5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.

        Материал. «Математический набор».

        Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.

        Методика 6. Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.

        Материал. «Математический набор».

       Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаком. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.

        Методика 7. Выявление умений измерять с помощью линейки.

       Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.

       Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку определить длину отрезка с помощью линейки.        

        Методика 8. Выявление умений считать по заданной мере.

        Материал. Миска с крупой, чайная ложка.

        Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, дает следующее: «Отложи рядом еще три такие же кучки крупы».

        Методика 9. Выявление знаний о геометрических фигурах.

        Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

        Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).

        Методика 10. Выявление умений ориентироваться в пространстве.

       Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находиться слева от него.

       Методика 11. Выявление знаний о днях недели и месяцах.

       Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку: а) назвать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; г) какой сейчас месяц; д) какой среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель, а какой – летний: сентябрь, июль, февраль.

        Оценка результатов

  •  1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
  •  0,5 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки;
  •  0 баллов – ребенок не справляется с заданием.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умники"

Игра для детей дошкольного возраста по  реализации проекта "Родной свой край люби и знай"...

Конспект НОД по математике для подготовительной группы «Клуб умников и умниц»

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе ДОУ...

Логический клуб " Умники и Умницы"

Логический клуб " Умники и Умницы". Проводилось с детьми подготовительного вограста, с использованием блоков Дьенеша....

Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе

Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе...

Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей»

Заседание детско - родительского клуба"Мы вместе"гостиной "Почемучки" тема заседания "Умники и умницы" или как развивать познавательные способности днтетей"...

«Умницы и умники» - отчет по работе клуба знатоков с детьми средней группы.

laquo;Умницы и умники» - отчет по работе клуба знатоков с детьмисредней группы....