Клуб знатоков «Умницы и умники»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Цель программы:
- формировать у детей элементарно-математические
представления;
- познакомить с разными областями математической
действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством.
- овладеть навыками счета от 0 до 20;
- познакомить с процессами сложения и вычитания;
- закрепить понятия «больше» и «меньше», «чётный», «нечётный»;
- познакомить со способом образованием чисел второго десятка;
- составлять и решать задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_znatokov_umniki_i_umnitsy_2017-2018.doc | 144.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на Утверждаю
педагогическом совете Приказ № ___от_________
Протокол № ___от _________ Заведующая
МДОУ д/с «Звездочка»
Бушуева О.А.
Клуб знатоков
«Умницы и умники»
руководитель
воспитатель МБДОУ
д/с «Звёздочка»
Агапова В. И.
Направление:
обучающе-развивающее
Возрастная группа:
дети шести-семи лет
Реализуемая программа:
«Математика в детском саду»
В. П. Новикова
Аркадак
2017 – 2018 г.г.
Цель программы:
- формировать у детей элементарно-математические
представления;
- познакомить с разными областями математической
действительности: с величиной и формой предметов, пространственными и временными ориентирами, с количеством.
Задачи программы:
- овладеть навыками счета от 0 до 20;
- познакомить с процессами сложения и вычитания;
- закрепить понятия «больше» и «меньше», «чётный», «нечётный»;
- познакомить со способом образованием чисел второго десятка;
- составлять и решать задачи.
Материально-техническая база:
- «Математика в детском саду» подготовительная группа В. П. Новикова;
- демонстрационный материал «Математика в детском саду 3-7 лет» В. П. Новикова;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- ручки;
- разрезные картинки;
- набор цифр от 0 до 20;
- набор геометрических фигур;
- фишки;
- шарики разной величины;
- фланелеграф;
- магнитная доска;
- коврограф.
Список детей
- Алиева Вика
- Годованиченко Кирилл
- Журавлёва Лера
- Кувалдина Саша
- Белов Кирилл
- Огнев Кирилл
- Примочкина Софья
- Савихина Юля
- Эделева Полина
- Зайцева Даша
График работы:
Вторник в 16:00
Перспективное планирование работы
клуба знатоков «Умники и умницы» на 2017-2018 г.г.
Тема | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | ||
1. Диагностика | Выявить следующие знания по математическому развитию: - образование чисел от 1 до 10; - знание геометрических фигур; - умение измерять сыпучие вещества; - деление целого на равные части; - измерение протяженности; - ориентироваться в пространстве и во времени. | - набор цифр и геометрических фигур; - игрушки; - счётные палочки. |
2. Геометрические фигуры. | - закрепить названия геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «четырехугольник»; - учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; - упражнять в счете в пределах 10; - учить называть слово, противоположное предложенному по смыслу. Игры: - «Считай дальше» - «Наоборот». | - набор геометрических фигур разных по цвету, величине, форме (20 шт.). |
3. Величина | - уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; - упражнять в счете в пределах 10; - учить отсчитывать по предложенной цифре; - упражнять в счете на ощупь. Игры: - «Чудесный мешочек»; - «отгадай, что такое?». | - «Математический набор»; - «Чудесны мешочек» с набором мелких игрушек (12 шт.). |
4. Ориентировка в пространстве | - упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; - закрепить название дней недели; - учить составлять фигуру из восьми треугольников, закрепить названия геометрических фигур. Игры: - «Что, где?»; - «Живая неделя». | - по 8треугольников (сделанных из квадрата). |
Октябрь | ||
1. Знаки равенство, неравенство | - продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; - «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «записи»; - познакомить детей со знаками «=» «≠» (равенство, неравенство); - закрепить временные представления; - учить называть «соседей» данного числа. Игры: - «Назови соседей»; - «Назови скорей» | - «Математический набор», знаки. |
2. Многоугольник | - познакомить детей с многоугольником, его признаками; - сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; - упражнять в счете в пределах 10. Игры: - «Сложи узор»; - «Назови предмет»; -«Найди пару». | - набор геометрических фигур, две карточки, на которых расположены в различном порядке геометрические фигуры. |
3. Быстро, медленно | - учить составлять фигуры из восьми треугольников; - закрепить названия геометрических фигур (треугольник, многоугольник); - упражнять в счете в пределах 10; - закрепить понятия: «быстрее», «медленнее»; - закрепить названия времен года и месяцев. Игры: - «Кто больше запомнит?»; - «Запомни, кто где стоит?» | - квадрат, разрезанный на восемь одинаковых треугольников, на каждого ребенка (цвет и величина квадрата одинаковы у всех детей). |
4. Состав числа три | - познакомить детей с составом числа три; - учить составлять число три из двух меньших чисел; - упражнять в счете по осязанию; - закрепить временные представления. Игры: - «Игра с яблоками»; - «Какой цифры не стало?» | - «Математический набор»; - по одному плоскому яблоку, сшитому из материала желтого, зеленого, красного цвета, внутри каждого яблока от шести до десяти фасолин. |
Ноябрь | ||
1. Измерение | - учить измерять с помощью условной меры длину предмета; - учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; - продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; -учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, форме, цвету. Игры: - «Бегите ко мне»; - «Найди столько же». | - «Математический набор», полоска 15х2 см, мерка 3х2 другого цвета, карандаш, ножницы, по одной геометрической фигуре (разных цветов и размеров). |
2. Деньги | - познакомить детей с деньгами, их предназначением; - упражнять в ориентировке на листе бумаги: учить ставить точки на пересечении линий (соединять точки по прочерченным линиям); - упражнять в ориентировке в пространстве. Игра: - «Найди спрятанную игрушку». | - тетрадь, карандаш, насадка на карандаш. |
3. Состав числа четыре | - учить детей составлять число четыре из двух меньших чисел; - упражнять в прямом и обратном счете; Учить составлять фигуры из счетных палочек, а затем преобразовывать их. Игры: - «В какой руке сколько?»; -«Игра с кубом». | - красные и желтые кружки, счетные палочки, «Математический набор». |
4. Измерение | - упражнять в измерении с помощью условной мерки; - упражнять в прямом и обратном счете; - упражнять в счете на слух. Игры: - «Считай дальше?»; - «Считай – не ошибись». | - на каждую пару детей – картинка, на которой нарисована наклонная лестница (у одной пары детей мерка укладывается в лестнице шесть раз, у другой – семь раз); - мерка, одинаковая у всех детей; - карандаши, фишки. |
Декабрь | ||
1. Состав числа пять | - познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел; - упражнять в счете в пределах 10; - учить называть дни недели с любого дня; - учить считать по заданной мере. Игры: - «В какой руке сколько?»; - «Живая неделя». | - «Математический набор». |
2. Далеко, близко | - учить составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их друг к другу; - упражнять в счете на слух; - упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги, учить пользоваться словами: «далеко», «близко» и т.д.; - закрепить знание детьми своего адреса. Игры: - «Поговорим по радио»; - «Где звенит колокольчик?». | - по восемь равнобедренных треугольников, клей, кисточки. |
3. Геометрические фигуры | - учить составлять число шесть из двух меньших чисел; - учить составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; - закрепить знания о геометрических фигурах. Игры: - «В какой руке сколько?»; - «Назови предмет». | - «Математический набор», счетные палочки. |
4. Знак «плюс» | - продолжать учить детей увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; - познакомить со знаком «плюс»; - учить называть «соседей» данного числа; - упражнять в составе числа шесть, учить ориентироваться на листе бумаги. Игры: - «Найди соседа»; - «Увеличь число». | - «Математический набор», мелкие игрушки, цветные карандаши, тетрадь. |
Январь | ||
1. Состав числа семь | - учить детей составлять число семь из двух меньших чисел; - закрепить названия дней недели; - упражнять в составлении числа 7 из единиц; - продолжать учить детей увеличивать числа в пределах 10 на единицу. Игры: - «В какой руке сколько?»; - «Живая неделя». | - «Математический набор», коробка цветных карандашей. |
2. Состав числа восемь | - учить детей составлять число восемь из двух меньших чисел; - упражнять в ориентировке в пространстве, при определении положения предмета пользоваться словами: «слева», «справа», «впереди», «сзади»; - учить называть «соседей» данного числа. Игры: - «Ручеек»; - «Назови соседей. | - треугольники двух цветов, «Математический набор». |
Февраль | ||
1. Состав числа девять | - закрепить названия дней недели; - учить детей составлять число девять из двух меньших чисел; - упражнять в обратном порядке счета; - упражнять в счете по составленной мерке. Игра: - «В какой руке сколько?». | - «Математический набор». |
2. Состав числа десять | - учить детей составлять число десять из двух меньших чисел; - учить считать в пределах 10, различать и называть цифры по порядку; - упражнять в ориентировке в пространстве, на листе бумаги. Игры: - «В какой руке сколько?»; - «Ручеек». | - «Математический набор», тетрадь, цветные карандаши |
3. Второй десяток | - познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; - учить детей считать в пределах 20; - закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. Игры: - «Кто знает - пусть дальше считает!»; - «Отвечай быстро». | - «Математический набор», счетные палочки. |
4. Счет до 20 | - продолжать учить считать до 20; - продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка; - учить называть слова, противоположные по смыслу. Игры: - «Наоборот»; - «Гаражи». | - «Математический набор», счетные палочки, резинка. |
Март | ||
1. Часы | - познакомить детей с часами и их назначением; - упражнять в счете в пределах 20; - учить называть «соседей» данного числа. Игры: - «Что, где?»; - «Отгадай число». | - макет часов с движущимися стрелками. |
2. Получас | - учить определять время по часам с точностью до получаса; - упражнять в ориентировке на листе бумаги; - учить словесно обозначать месторасположения предмета: «слева», «справа», «сбоку», «между»; - закрепит названия геометрических фигур: «трапеция», «ромб», «квадрат», «прямоугольник», «треугольник» и т.д.. Игры: - «Кто куда убежал?»; - «Найди спрятанную игрушку». | - макет часов, лист бумаги и по семь геометрических фигур разного цвета и величины. |
3. Решение задач | - учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядной основе; - учить «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»; - закрепить название месяцев. Игра: - «Круглый год». | - «Математический набор». |
4. Решение задач | - продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать» задачи, используя знаки «+», «-», «=»; - упражнять в увеличении и уменьшении числа на единицу; - упражнять в счете по осязанию; - закрепить названия геометрических фигур. Игры: - «Игра с яблоками»; - «Посмотри вокруг». | - «Математический набор», по одному яблоку, сшитому из материала красного, желтого и зеленого цвета, внутри каждого яблока фасолины или бобы. . |
Апрель | ||
1. Счёт двойками | - учить детей считать; - учить называть общее количество предметов в группах; - закрепить название геометрических фигур; - развивать внимание детей; - закрепить название месяцев. Игры: - «Разложи, как скажу»; - «Двенадцать месяцев». | - «Математический набор», геометрические фигуры. |
2. Решение задач | - продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10; - познакомить детей со структурой задачи; - упражнять в счете в пределах 20. Игра: - «Какой цифры не стало?» | - «Математический набор», счетные палочки. |
3. Деление на равные части | - упражнять детей в делении предмета на восемь равных частей путем складывания по диагонали; - учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8; - учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников; - упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова: «между», «рядом». «сбоку»; - упражнять в счете в пределах 20. | - по одному квадрату разных цветов и размеров, клей, ножницы. |
4. Измерение | - упражнять детей в счете двойками; - развивать наблюдательность, внимание; - упражнять в счете в пределах 20; - упражнять в измерении длины разными мерками. Игра: - «Часы» | - счетные палочки, полоски одинаковой длины, по две мерки на каждую пару детей (одна мерка укладывается на полоске 5 раз, а другая – 7); - ножницы, карандаш, фишки. |
Май | ||
1. Решение задач | - продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, «записывать» задачи, используя знаки; - закрепить названия дней недели; - упражнять в счете в пределах 20; - учить увеличивать и уменьшать число на единицу. Игры: - «Назови скорей»; - Живая неделя»; - «Парная игра». | - «Математический набор». |
2. Сантиметр | - упражнять в измерении длины с помощью условной меры; - познакомить детей с единицей длины - сантиметром; - познакомить с линейкой и ее назначением; - упражнять в счете в пределах 20; - упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. Игры: - «Ручеек»; - «Мы идем, идем». | - полоска длиной 10х1 см, мерка – 1х1 см, карандаш, фишки, линейка. |
3. Счет тройками | - учить детей считать тройками; - учить называть общее количество предметов в группе; - учить классифицировать геометрические фигуры по разным признакам. Игры: - «Считай двойками»; - «По порядку стройся». | - счетные палочки, набор геометрических фигур: круги, квадраты, прямоугольники, треугольники разного цвета величины (20 штук). |
4. Диагностика | Выявить знания и умения, полученные в течение учебного года: - образование чисел второго десятка; - знание геометрических фигур; - ориентировка в пространстве и во времени; - измерение жидкости и сыпучих веществ; - деление на равные части; - счет двойками и тройками; - решение задач. | - «математический набор»; - геометрические фигур; - счетные палочки; - клей, бумага. |
Мониторинг промежуточных результатов
освоения детьми программного материала.
Методика 1. Выявление умения счета.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку посчитать до 20.
Методика 2. Выявление знаний цифр.
Материал. Набор цифр в произвольном порядке.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку разложить цифры по порядку от 1 до 20, а затем назвать те числа, которые ему покажут (19, 13, 12, 16).
Методика 3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счет.
Материал. На столе лежат в ряд игрушечные овощи: картошка, огурец, помидор, морковь, свекла.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счету картошка (а), который по счету помидор (б); просит посчитать по порядку.
Методика 4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой.
Материал. «Математический набор».
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отсчитать двенадцать кружков, а потом обозначить это количество цифрами.
Методика 5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу.
Материал. «Математический набор».
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку отсчитать 12 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого дает следующее задание: сначала отсчитать 14 треугольников, а потом увеличить число на единицу.
Методика 6. Выявление умений решать задачи на сложение и вычитание.
Материал. «Математический набор».
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку придумать задачу, «записать» ее с помощью цифр и знаком. После выполнения задания ребенок должен рассказать задачу и объяснить, как он ее решал.
Методика 7. Выявление умений измерять с помощью линейки.
Материал. На листе бумаги начерчен отрезок длиной 5 см; линейка.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку определить длину отрезка с помощью линейки.
Методика 8. Выявление умений считать по заданной мере.
Материал. Миска с крупой, чайная ложка.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает ребенку сделать кучку из двух ложек крупы. После выполнения задания, дает следующее: «Отложи рядом еще три такие же кучки крупы».
Методика 9. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Методика 10. Выявление умений ориентироваться в пространстве.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку сказать, что находиться слева от него.
Методика 11. Выявление знаний о днях недели и месяцах.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку: а) назвать все дни недели по порядку; б) назвать сегодняшний день недели; в) сказать, какой день недели был вчера, какой будет завтра; г) какой сейчас месяц; д) какой среди названных месяцев – зимний: май, декабрь, апрель, а какой – летний: сентябрь, июль, февраль.
Оценка результатов
- 1 балл – ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы;
- 0,5 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки;
- 0 баллов – ребенок не справляется с заданием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Умники и умники"
Игра для детей дошкольного возраста по реализации проекта "Родной свой край люби и знай"...
Конспект сценария встречи в детско-родительском клубе"Навстречу друг другу"тема встречи:"Умницы и умники"старшего дошкольного возраста.
Конспект встречи разработан для детей старшего возраста....
Конспект НОД по математике для подготовительной группы «Клуб умников и умниц»
Итоговое занятие по математике в подготовительной группе ДОУ...
Логический клуб " Умники и Умницы"
Логический клуб " Умники и Умницы". Проводилось с детьми подготовительного вограста, с использованием блоков Дьенеша....
Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе
Сценарий клуба знатоков «Умники и умницы» по теме «Правила безопасности в лесу» в подготовительной к школе группе...
Заседания детско - родительского клуба «Мы вместе», гостиной «Почемучки». Тема: «Умники и умницы» или как развивать познавательные способности детей»
Заседание детско - родительского клуба"Мы вместе"гостиной "Почемучки" тема заседания "Умники и умницы" или как развивать познавательные способности днтетей"...
«Умницы и умники» - отчет по работе клуба знатоков с детьми средней группы.
laquo;Умницы и умники» - отчет по работе клуба знатоков с детьмисредней группы....