Занимательная математика
учебно-методический материал по математике (подготовительная группа) на тему

Красносельская Валентина Борисовна

В данной работе даётся серия занятий и развлечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_-_matematika_9_zanyatiy.docx65.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №1929 дошкольное отделение № 2.

Занимательная математика.

Конспекты занятий и  развлечение

«Путешествие в страну «Математика».

Подготовительная группа

                                     Воспитатель:

                                                 Красносельская В.Б.

апрель 2016 год.

г. Москва.

Конспект развлечения «Путешествие в страну «Математика».

Возрастная группа: подготовительная.

Развивающие задачи: Совершенствовать умение считать в прямом порядке (в пределах 10); развивать у детей геометрическую зоркость, умение анализировать.

Обучающая задача: Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве (на листе бумаги в соответствии со знаками и расположением предметов).

Материал: магнитофон с записью, лист ватмана с нанесёнными точками (форма корабля), счётные палочки, игра «Танграм» по два набора на каждую подгруппу, схематичное изображение гуся и лисы – по одному образцу, задание «Лабиринт» (разное на каждого ребёнка).

Организационный момент.

Дети входят в украшенный зал. Воспитатель – капитан.

Капитан: … «Дети, сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране «Математика». Вы хотите там побывать? (ответы детей). Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели – волшебники. Им очень нравится загадывать гостям загадки, задавать вопросы. Я думаю, что вы все любите математику. Поэтому это путешествие для вас будет очень интересным. На чём мы с вами отправимся в путь?»

Воспитатель разворачивает лист ватмана, на котором изображены точки с цифрами.

…. « Как правильно соединить эти точки вам подскажут цифры; последнюю (.) 9 соединить с цифрами 3 и 4; а цифру 1 с 3.

                        1                    2

                                             3

9                                                                5

                                                                              6  

                         

           8                                                      7

Двое детей выполняют задание.  

  1. Дети рассматривают что у них получилось. Воспитатель объясняет. Что на этом корабле они поплывут в страну под названием «Математика». Капитан  (воспитатель) приглашает всех детей на корабль, объявляя об отплытии. Капитан объявляет первый остров – остров «Загадки».

Звучит голос волшебника (в записи): «Здравствуйте, дети! Я Волшебник, хозяин этого острова «Загадки», приветствую вас! Добро пожаловать на мой остров!

Дети выходят на берег, осматривают остров и находят цветы, на лепестках которых загадки. Дети отгадывают их.

Загадки:

  • Танцует крошка, а всего одна ножка? – (юла).
  • Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят? – (глаза).
  • На четырёх ногах стою,

Ходить же вовсе не могу.

На мне ты станешь отдыхать,

Когда устанешь ты гулять? – (стул).

  • Две сестрички,

    Две плетёнки

    Из овечьей шерсти тонкой.

    Как гулять – их надевать,

    Чтоб не мёрзли пять и пять? – (варежки).

Капитан хвалит детей. Просит ответить ещё на вопросы волшебника острова «Загадки».

  • Сколько солнышек на небе?
  • Сколько глаз у совы?
  • Сколько пальцев у перчатки?
  • Сколько огоньков у светофора?
  • Сколько колёс у машины?
  1. Капитан предлагает детям отправиться дальше и приглашает их на корабль. Следующий остров – «Геометрические фигуры».

Голос Волшебника:  «Дорогие дети! С вами опять говорит волшебник – хозяин острова «Геометрические фигуры». Попасть на мой остров вы сможете только тогда. Когда выполните задания».

  • Какие здесь фигуры и сколько их?

                                             

                           

                                                           

  • Сколько понадобится палочек, чтобы выложить пятиконечную звезду?

Дети выкладывают задание на столах. Из этих же десяти палочек они должны выложить любую фигуру.

Волшебник: «Молодцы! Вы правильно выполнили мои задания. Добро пожаловать на мой остров «Геометрические фигуры». Дети сходят на берег.

  1. Волшебник: «Мои лучшие друзья попали в беду, они ждут помощи. Возьмите конверт, вскройте его и вы узнаете, что вам дальше надо сделать».

Капитан вскрывает конверт и читает задания:

  • Я весёлая лиса,                                                                                  

Мне вцепилась в хвост оса,                                                      

Я, бедняжка, так вертелась,                                            

Что на части разлетелась!

Три сороки возле пня                                                                                  

Стали складывать меня.

Между ними вспыхнул спор:                                                  

Получился мухомор!                                                                                          

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.                                                                                                                    

  • Я весёлый белый гусь,

Ничего я не боюсь!

Но вчера упал я с кочки,                            

Развалился на кусочки.

Собирал меня енот –

Получился пароход!                                              

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.                                                              

Дети распределяются на две подгруппы и                                                                                                                                  

 складывают  изображение лисы и гуся из семи                                                                                                      

геометрических фигур.

                                                                                                           

  Воспитатель  объясняет детям, что корабль                                                                                      

Отправляется и они плывут к следующему острову. Дети заходят на корабль он отплывает.

  1. Капитан: «Наш путь лежит на остров «Лабиринты». Запомните, что из любого лабиринта есть выход, только надо быть очень внимательным».

Детям раздаются разнообразные задания с лабиринтами. С помощью фломастера, находят дорогу из лабиринта. После выполнения заданий. Дети занимают места на «корабле» и отправляются в детский сад.

Капитан: «Вот ребята, мы вернулись с вами в наш детский сад из путешествия в страну «Математика». Хотели бы вы ещё раз там побывать? Я думаю, что ваше желание сбудется, и вы ещё раз побываете в этой замечательной стране».

Занятие № 1.

Задачи. Развивать представление о том, результат измерения (длины, веса, объёма предметов) зависит от величины условной мерки.

           Учить ориентироваться на ограниченной плоскости (тетрадный лист) - дорисовывать предмет по образцу, считая клеточки.

Материал. Демонстрационный: полоска белой бумаги длиной 60 см; цветная мерка длиной 20 см; маркер.

                      Раздаточный: полоски белые длиной 15 см; цветные мерки из плотной бумаги – 5 см; счётный материал, карандаши, тетради  с заданием.

Ход занятия. I. Воспитатель должен создать ситуацию, при которой мерка будет единственно возможным средством измерения. Так, показывая полоску бумаги, воспитатель говорит, что её необходимо измерить. Чем это можно сделать? Дети предлагают варианты: линейкой, сантиметром, деревянным метром. Воспитатель одобряет эти ответы: «Правильно, но у нас нет этих средств. Как быть?». Дети вспоминают, что можно измерить полоской.

Воспитатель показывает вторую полоску меньше первой по длине в три раза, но равную по ширине. … «Вот эта полоска подойдёт? Если мы ей будем измерять, то как она будет называться?» -  (мерка).

Педагог показывает, как надо использовать мерку, объясняет правила измерения, привлекает детей к поиску правильной последовательности  краю полоски, которую их меряем. операций.

Воспитатель. … «И так, первое, что мы сделали, выбрали мерку. Теперь надо приложить её к самому краю полоски, которую измеряем. Что надо сделать, чтобы знать, где закончилась наша мерка?» - (нарисовать карандашом или как – то отметить).

Воспитатель отмечает маркером конец мерки. Там, где уложилась мерка, воспитатель ставит магнит, который будет служить напоминанием о мерке.

Дети ставят перед собой игрушку.

Воспитатель: … «Мы закончили измерять?».

Дети: … «Ещё нет».

Воспитатель выясняет у детей, что же ещё надо сделать. Дети предлагают опять приложить мерку. Педагог уточняет, что мерку надо приложить точно к той отметке, которую они сделали и опять поставить игрушку (магнит). Так же прикладывают мерку и третий раз. Воспитатель объясняет детям, что конец мерки и полоски должны совпасть и отметить карандашом.

Каждый раз, когда отмечается мерка, ставится игрушка (магнит).

Воспитатель: … «Измерение закончено. Каков результат? Сколько раз мерка уложилась в полоске, которую измеряем? Помните, каждый раз, когда мерка укладывалась полностью, мы ставили игрушку (магнит). Измерили – поставили. Как узнать, сколько раз мерка уложилась?».

Дети: … «Надо сосчитать игрушки (магниты). Их три – значит, три раза уложилась мерка».

Физкультминутка.

                          На носочек встанем, потолок достанем (5 раз).

                          Наклонились столько раз, сколько уточек у нас (5 – 6 раз).

                          Сколько покажу кружков, столько сделали прыжков (10).

II. Задание в тетради – « Нарисуй по клеточкам точно такой же рисунок». Ребёнок по клеткам должен повторить образец (цветок).

                                                       

                                                       

                                               

                                                     

                                           

                                                                     

Воспитатель подводит итог занятия.

Занятие № 2.

Задачи. Продолжать закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10. Учить детей правильно отвечать на вопросы; согласовывать числительное в роде, числе, падеже.  Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; уметь различать полоски по длине.

Материал. Игрушки (10 штук разных); плакат с изображением игрушек (в ряд); карточки с полосками, разными по длине.

Ход занятия. I. Перед детьми  десять разных игрушек. Воспитатель просит посчитать игрушки слева направо, и сказать какая по счёт (матрёшка)?

Дети считают (восьмая).

Далее воспитатель предлагает посчитать игрушки справа налево, и сказать какая по счёту (матрёшка) теперь.

Дети считают (третья).

Воспитатель: … «Что произошло? Почему, определяя место одной и той же игрушки, мы получили разные ответы? Мы (матрёшку) передвигали?».

Дети: … «Нет».

Воспитатель: … «Наверное, тот, кто считал, ошибся».

Просит ещё раз пересчитать игрушки: сначала слева направо, а потом наоборот, и обратить внимание на результат:  на каком месте (матрёшка). Все Дети пересчитывают и приходят к выводу, что результат зависит от порядкового счёта. Дети пересчитывают все игрушки.

Вопросы: 1. Сколько всего игрушек?

                   2. На каком месте (зайчик…)?

                   3. Какой по счёту (медведь…)? И т.д.

Физкультминутка.

               Сколько чёрточек до точки, столько встанем на носочки (6 раз).

               Будем считать, грибы собирать (5 – 6 раз).

                Ягоды считаем, дружно собираем (10 раз).

II. Дидактическая игра «Кто первый назовёт».

  • Детям показывают картинку, на которой в ряд (слева направо или сверху вниз) изображены разные предметы. Воспитатель объясняет, откуда надо считать.
  • Ударяет молоточком несколько раз. Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку, которая стоит на указанном месте. Кто первый назовёт игрушку, становится победителем и занимает место «ведущего».

III. Воспитатель раздаёт детям карточки на которых нарисованы разные по длине отрезки. Ребёнок должен распределить отрезки по длине (дать каждому отрезку свой номер).

                                                                         

                                                                       

                                                                                                     

                         

                                                                       

                                                                                                                           

                                         

В конце занятия воспитатель подводит итог.

Занятие – соревнование № 3.

Задачи. Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного расположения, классифицировать, находить лишнее. Закреплять умение ориентироваться на ограниченной  территории (листе бумаги в клетку); навыки порядкового счёта. Развивать внимание, мышление, сообразительность.

Материал. Два плаката с геометрическими фигурами; половина листа в клетку с заданиями; ручка.

Ход занятия. Дети распределяются на две команды. Каждой команде даётся название, и выбираются капитаны.

  1. Разминка капитанов (остальные дети следят за ответами и помогают своим капитанам).

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? ... (квадрат).

Воспитатель показывает модель квадрата.

  1. Далее воспитатель задаёт вопросы по очереди каждой команде:
  • Чем отличается квадрат от треугольника?
  • Три человека ждали поезда три часа. Сколько ждал каждый?
  • Курица, стоящая на двух ногах весит два килограмма. Сколько весит курица, стоящая на одной ноге?
  • В первой коробке десять карандашей, во второй столько же, а в третьей – столько же, сколько и во второй. Сколько карандашей в третьей коробке?

Воспитатель и капитаны оценивают детей: за каждый правильный ответ даётся фишка.

Физкультминутка.

                       На носочки встанем – потолок достанем (5 раз).

                       Наклонились столько раз, сколько уточек у нас (5 – 6 раз).

                       Сколько покажу кружков, столько сделали прыжков (10 раз).

III. Соревнование команд. Ведущий – воспитатель оценивает ответы детей (правильные ответы отмечает фишками двух цветов). Выставляются (по очереди)  два плаката с геометрическими формами.

  • Назови фигуры. Сколько их?

                                                     

                                                                                 

                                                                                                       

                                                               

  • Что лишнее?

                                                                           

                                                                                                         

                                                                                                                                 

                     

                                                                                                   

  • Дорисуй. Работа за столами. У каждого ребёнка ½ листа в клетку с заданиями:

  1.             (5 квадратов).

                 

  1.                   (5 прямоугольников).

  1.                     (5 кружков).

  • На этом же листе следующее задание: «Какое число надо поставить в пустую клетку?».

1

2

3

4

5

2

4

6

8

В конце занятия детьми и капитанами подсчитываются фишки. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек.

Занятие № 4.

Задачи. Учить детей видеть равные количества разных предметов и отражать это в речи. Закреплять понятие «длинный», «короткий». Упражнять в умении ориентироваться на плоскости листа. Развивать логическое мышление, сообразительность.

Материал. ½ листа в клетку, счётные палочки.

Ход занятия. Воспитатель – ведущий, дети – «знатоки».

Ведущий напоминает, что нужно уметь  вести себя спокойно, не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказываться своим товарищам. За каждый правильный ответ или выполненное задание даётся фишка.

  1. Лёгкая разминка.

Какой сегодня день недели?

Который он по счёту в неделе?

Какой ваш любимый день?

Который он по счёту в неделе?

  1. Задания:
  • Задача. «У Артёма пап уехал в Воркуту в воскресенье, а в субботу он должен вернуться домой. Через сколько дней (суток) он приедет?».
  • Назовите подряд три дня недели. Воспитатель показывает  на ребёнка и называет день недели, этот ребёнок называет подряд следующие три дня недели.
  • Найди и напиши соседнее пропущенное число.

3

5

7

9

6

  • Нарисуй справа столько кружков, сколько предметов изображено слева.

                         

                             

Физкультминутка.

Сколько чёрточек до точки, столько встанем на носочки (6 раз).

Будем считать – грибы собирать (5 – 6 раз).

Ягоды считаем, дружно собираем (10 раз).

  1. Работа с палочками.

  • Сложить из семи палочек  три равных треугольника; из девяти палочек четыре треугольника; из семи палочек два квадрата.

  1. Задание на внимание.

  • Кто больше найдёт треугольников?

                                   

                                       

             

В конце занятия подсчитываются фишки.

Занятие № 5.

Игра – путешествие «Полёт на Марс».

Задачи. Закрепить знания о геометрических фигурах, величине предметов (ширина, высота). Упражнять в прямом и обратном счёте. Познакомить с монетами достоинством в 1, 2, 5 рублей. Развивать внимание, логическое мышление. сообразительность.

Материал. Карточки – задания  с кружочками, карточки с рисунками и цифры, монеты, картинки (тетрадь, ручка и т.д.); на каждого ребёнка нарисованный циферблат часов и полоски разной ширины.

Ход занятия.  Воспитатель: … «Сегодня у нас необычное занятие: мы полетим на планету Марс. Я буду руководителем полёта и всех вас принимаю в отряд космонавтов».

Предлагает детям разделиться на два экипажа и выбрать командиров.

  1. Разминка – коллективная форма работы.
  • Подобрать членам экипажей ремешки к их часам – задание на закрепление знаний о ширине предметов.
  • Реши задачу: «Лягушонок поспорил с совёнком, сколько грибов растёт на поляне». (воспитатель показывает картинку, на которой изображён лягушонок, сидящий на большом грибе, а перед ним три маленьких).
  • Из разных цифр я сделал бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

На доске нарисованы бусы, в которых написаны примеры: 7     1=6.

После разминки воспитатель предлагает детям приготовиться к запуску ракет. Начинается обратный отсчёт.

Ракеты набрали нужную высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту.

  1. Задания экипажам.
  • У каждого ребёнка карточка. Какое количество кружков надо нарисовать в пустой клеточке? Обозначьте цифрой.

   

                     

           

                       

 

  • Работа у доски – по одному человеку от команды (всего по три ребёнка). Рассмотрите фигуры. Какие фигуры вы видите? Сколько их?

                                                                                                             

                 

                                               

Физкультминутка (любая).

  • Найди две одинаковые карточки. Работают две команды (у каждой команды свои карточки). Воспитатель раздаёт карточки с кружочками (кружочков разное количество и разное расположение), каждая команда находит одинаковые карточки.
  • На столе у каждого экипажа лежат монеты (одна на подгруппу). Воспитатель показывает, спрашивает: «Что можно купить за вашу монету?». Дети называют предметы, возле которых стоят цифры, соответствующие их монетам. Например: тетрадь – 3 рубля, альбом – 5 рублей, конверт – 1 рубль, карандаш – 2 рубля и т.д.
  • Воспитатель: «Я вижу на экране своего пульта какие – то живые существа. Это наверно марсиане!». Выставляет несколько «портретов». Даёт задание рассмотреть, из каких форм составлен «портрет» и сколько каких (работа по подгруппам). Портреты марсиан составлены из разных геометрических форм.

В заключении объясняет, что все ракеты прилетели на планету Марс и даёт установку на следующее путешествие: «Возвращение на Землю».

Занятие № 6.

Задачи. Упражнять в умении делить целое на части (2 и 4). Закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, в середине. Учить составлять задачи по заданным числам, действовать с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Развивать внимание, логическое мышление, сообразительность.

Материал. Две карточки в виде цветочка, две картинки для нахождения сходства и различия, карточки с числами, домик с животными, предметы (продукты), задания с дорисовкой, счётные палочки.

Ход занятия. Воспитатель: «Сегодня мы с вами возвращаемся на землю. Быстро или медленно полетят ваши ракеты, будет  зависеть от того, как дружно вы будете действовать, выполнять распоряжения своего командира». Члены экипажей, посовещавшись, выбирают командиров.

  • Проверка готовности экипажей к полёту – составить из палочек силуэт ракеты (по 2 человека от экипажа).
  1. Разминка – коллективная работа.
  • Ёж спросил ежа соседа:

Ты откуда непоседа?

Запасаюсь я к зиме:

Видишь яблоки на мне.

Собираю их в лесу:

Пять унёс, да два несу.

Призадумался сосед –

Это много или нет?

  • Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок – сосед.

На пенёк зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята ловок?

Сколько съедено морковок?

  • Разминку продолжают дети. Каждая команда составляет задачи, противоположная их решает. У каждой команды цветок, на лепестках написаны цифры, в середине у одной команды + 1 (на сложение), у другой – 1 (на вычитание).
  1. Воспитатель даёт задание приготовиться к пуску ракет: «Начинаем отсчёт времени (от 10…). Заработали моторы, ракеты набрали высоту, космонавты удобно расположились в креслах и приготовились к работе на борту».
  • Найти сходство и различие (любые две картинки).
  • Нади «соседей» - работа парами.

4

6

8

5

7

9

6

8

10

2

4

6

1

3

5

6

8

10

 

Физкультминутка (любая на усмотрение воспитателя).

  • Рассмотреть рисунок и сказать, кто из зверей какой балкон занял и назвать форму балкона – задание для двух экипажей.

                                               

                                     Петух

                                                                                                                                 

                                                           

                              заяц          ёж           лиса

                                                           

                     

                               лягушка               медведь

                                                     

                                         

                     

  •  Воспитатель объясняет, что на борту есть автоматы с хлебобулочными изделиями. Даёт задание: «Что можно купить за 1 р, 2 р, 5 р, 10 р. Возле каждого булочного изделия написана сумма. От каждой команды по 1 человеку. Тот, кто купит больше – выигрывает.
  •  Дорисуй. У каждого члена экипажа листочки с заданием. Чей экипаж быстрее выполнит задание и правильно, тот экипаж выигрывает. Сделанные задания экипаж сдаёт своему командиру, который отдаёт руководителю полёта – воспитателю.
  • Для того, чтобы нам приземлиться на Землю, необходимо выполнить последнее задание всем вместе. Задание: «Как можно разделить круг на 2 и 4 части и что из этого получится».

После правильных ответов корабль приземляется, дети заканчивают своё путешествие.

Занятие № 7.

Задачи. Закрепить знания о составе чисел 2, 3, 4, уметь сравнивать числа; записывать их на доске. Продолжать учить измерять длину предмета, пользуясь линейкой, устанавливать взаимоотношения между числами, пользуясь знаками. Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

Материал. Фланелеграф, фигурки зверей. Тетради в клетку с заданиями, картинки с квадратами.

Ход занятия.

  1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие числа они знают. Обращает внимание на фланелеграф, где расположены в беспорядке зверушки (2 зайки, 3 белки, 4 мишки). Даёт задание: расположить зверушек так, чтобы их было удобно считать. Ребёнок раскладывает картинки, другой под ними ставит цифры. Вопросы:
  • Какая цифра показывает на самую большую группу животных?
  • Какая цифра показывает на самую маленькую группу животных?
  • Что показывает цифра 2, 3, 4?
  • Назовите цифры по порядку.
  1. На фланелеграфе остаётся 1 заяц, 1 белка, 1 мишка, 1 лисичка. Вопросы:
  • Какие зверушки остались на фланелеграфе?
  • Сколько лисичек (белочек и т.д.)?
  • Сколько всего зверушек?
  • Какое число можно составить из единиц?

Задание: поставить справа цифру, соответствующую числу. Составленному из единиц; а слева столько единиц, сколько их содержится в числе 4. Под цифрой 4расоложить цифру 3. А слева – столько единиц, сколько их содержится в числе 3.  Вопросы:

  • Какое число содержит больше единиц 3 или 4?
  • Какая цифра показывает большее число?
  • Какая цифра показывает меньшее число?

Физкультминутка.

Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (4 – 5 раз).

Сколько ёлочек зелёных. Столько сделаем наклонов (4 – 5 раз).

Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас (10).

  1. Воспитатель просит детей открыть тетрадь с заданием. В каждой тетради начерчены линии (3 см и 4 см), (2 и4 см), (2 и 3 см).

Задание: измерить длину линий. Записать цифрами и расставить знаки.

3 < 4;     2 < 4;  2 < 3;

4 > 3;     4 > 2;   3 > 2;

Вопросы:  1.  Какое число больше (меньше)?

                   2. На сколько больше (меньше)?

III. Игра «Найди, где спрятано!».

Воспитатель прячет в разных местах игрушки, вызванный ребёнеок должен найти эту игрушку.

Подведение итога занятию.

Занятие № 8.

Задачи. Закрепить знания детей о цифрах 6, 7, 8; учить составлять из двух меньших; делить предмет на 2 и 3 части.

Материал. Кукла «Петрушка», монеты. Демонстрационный: карточки с цифрами  от 1 до 10; карточки с  с изображением зверей (разное кол – во слева и справа). Раздаточный: монеты разного достоинства (в сумме 6 рублей); карточки – билеты, листы с заданиями.

Ход занятия. I. Воспитатель объясняет, что сегодня мы  идём в театр зверей. У входа нас встречает Петрушка. Он продаёт билеты. Петрушка очень умный, учит зверей  и детей считать.

Билет стоит шесть рублей (монеты лежат на столе). Возьмите шесть рублей разными монетами и купите у Петрушки билет. Воспитатель проверяет правильность выполнения детьми задания.

У Петрушки билеты – это карточки, на которые разделены пополам (на одной половине с одной половине  цифра, а на  другой кружки).

Воспитатель: «… Все купили билеты? Посмотрите на свой билет. Кружки – это место, а цифра – это номер ряда. Займите свои места». (Стулья стоят в три ряда). Дети находят свои места и садятся.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы для выполнения следующего задания.

«Игровое упражнение»: звери решили покататься на качелях. Надо посадить их так, чтобы в каждом ряду было 7 (8). Воспитатель выставляет карточку с изображением зверей (слева – 3, справа – 4); (слева – 4, справа – 4). Спрашивает: «Сколько зверей слева? Сколько зверей справа? Покажите это цифрами. А теперь, скажите, как по  другому можно рассадить зверей на качелях, чтобы их тоже было 7 (8)». В процессе упражнения дети уточняют состав чисел 7 и 8.

II. Петрушка расставил карточки с цифрами по порядку от 1 до 10. Но некоторые из них перевёрнуты. Надо угадать, какие цифры записаны на карточках. Вопросы:

  • Какое число находится между 3 и 5; 6 и 7; 8 и 10; и т.д.
  • Назовите соседей числа 2 (4, 5 и т.д.).

Физкультминутка.

Сколько чёрточек до точек, столько встанем на носочки (6 раз).

Будем  считать, грибы собирать (5 раз).

Ягоды считать, дружно собирать (10 раз).

  1. Каждому ребёнку раздаётся лист с заданиями:
  • Помочь котёнку и щенку разделить сосиску пополам.
  • Помочь девочкам разрезать ленту на три равные части.

Воспитатель проверяет выполнение детьми заданий.

В конце занятия вместе с детьми воспитатель подводит итог занятия.

Занятие № 9.

Задачи. Познакомить детей с составом числа 9, сравнение соседних  чисел. Закрепить знания о последующем и предыдущем числе. Продолжать учить детей ориентироваться в тетради, правильно отсчитывать клетки и находить нужную. Упражнять детей в решении арифметических задач.

Материал. Демонстрационный: цифры 6, и 9, предметные карточки с пятью, шестью, семью, девятью предметами (по 2 штуки). Раздаточный: тетради с заданиями.

Ход занятия. I. на доске две цифры 6 и 9. Здесь же предметные карточки с пятью, шестью, семью, девятью предметами (по 2 штуки). Воспитатель даёт задание: найти знакомые цифры и поставить рядом с теми карточками, которые им соответствуют.

Незаметно воспитатель переворачивает цифру 9 и цифру 6. Спрашивает: «А эти цифры разве не знакомы вам?». Дети разгадывают хитрость воспитателя и сами объясняют: «Это новая цифра 9».

Воспитатель объясняет: «Цифра 9 – большая фокусница. Посмотрите, как она меняется если её перевернуть. Цифра девять иль девятка – цирковая акробатка. Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет. Запомните эту цифру». Вопрос: Какое число при счёте мы называем раньше 6 или 9?

Задания: 1. Нарисуйте девять треугольников в ряд.

  1. Какая цифра идёт перед цифрой девять?
  2. Нарисуйте восемь квадратов, под треугольниками.

Вопросы: 1. Чего больше (меньше)?

  1. На  сколько больше (меньше)?
  1. Какое число больше (меньше)?

Физкультминутка.

Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (5 раз).

Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов (5 раз).

Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас  (10 раз).

  1. Воспитатель предлагает детям открыть тетрадь и обвести девять клеток (интервал между ними равен двум клеткам), затем отсчитать шестую клетку и закрасить её красным карандашом; отсчитать девятую – закрасить синим.
  2. Педагог объясняет детям, что сегодня они будут решать задачи. Вспоминают из каких частей состоит задача.  Предлагает по очереди двум детям подойти к доске записывать задачи цифрами.
  • В живом уголке живут пять рыбок и две канарейки. Сколько всего животных?
  • В кастрюле было четыре литра воды, когда долили ещё немного воды, то стало семь литров. Сколько воды долили в кастрюлю?

В конце занятия воспитатель подводит итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

занятие по математике для следней группы детского сада...

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...

"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)

Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...

Занятие по математике "Занимательная математика"

Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...

Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"

Итоговое занятие по математике для старшей группы....

Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»

     « Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...