КАРТОТЕКА "Упражнения с палочками Кюизенера"
картотека по математике на тему
Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название - “числа в цвете”, “цветные палочки”). 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см.
Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соот-щие числам 5 и 10.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palochki.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА Упражнения с палочками Кюизенера | Данный материал представляет собой набор счетных палочек (другое название - “числа в цвете”, “цветные палочки”). 10 разных цветов и разной длины от 1 до 10см. Комплектация набора не случайна, а является сложно продуманным математическим множеством. Каждый цвет и каждая длина соответствуют определенному числу. Например, палочка белого цвета – это куб со стороной 1см, она соответствует числу -1; палочка розового цвета – это прямоугольная призма длиной 2см и соответствует числу 2; палочка оранжевого цвета – длиной 10см и соответствует числу10. Таким образом, все палочки в наборе различаются по трем признакам: цвет, длина и число, которому они соответствуют. Кроме того, цвет палочек тоже не случаен. Все палочки в наборе распределены по цветовым семействам, к каждому из которых, относятся палочки, объединенные по определенному соотношению в их величине. Например, “красное семейство” составляют палочки розового, красного и бордового цветов, и соответствующие числам 2,4 и 8, то есть числам кратным 2. “Синее семейство” – палочки голубого, фиолетового и синего цветов, соответствуют числам 3, 6 и 9, то есть числам кратным 3. В “желтое семейство” входят палочки желтого и оранжевого цвета, соот-щие числам 5 и 10. |
Составление ковриков, узоров. Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же". Возможны различные варианты:
| Игра-конструирование «Кроватки для мышат» Детям предлагается вспомнить мышат из мультфильма «Кот Леопольд»; вывешиваются картинки с их изображением на доску. Педагог обращает внимание детей на то, что перед ними два разных мышонка - один толстый, а другой худой, - предлагает построить для них кроватки. И подводит детей к выводу, что худому мышонку нужна узкая кроватка, а толстому – широкая. После построения дети делают вывод: чем короче палочка (чем меньше число), тем уже кроватка и наоборот. |
Кодовый замок На волшебном сундучке (коробке), где спрятан сюрприз, в ряд расположены цветные палочки – числа. Подберите шифр в кодовом устройстве: назовите по порядку числа, которые обозначает каждая палочка. Когда волшебный сундучок будет открыт, дети получают сюрприз. | Состав числа 8 Достаньте палочку, которая обозначает число 8. -Какого цвета эта палочка? (Бордовая). -А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой. -Сколько белых палочек лежит на бордовой палочке? (8 белых палочек). -Да, правильно. В числе 8 – 8 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1 и 1). -А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке. -Какого цвета эти палочки? (Это могут быть палочки таких двух цветов как: белого и черного; розового и фиолетового; голубого и желтого; 2 красные палочки.) Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот, какой получился красивый ковер! Давайте еще раз назовем полученные ряды: -Белая палочка обозначает число 1, а черная –7. Значит 8 это 1 и 7. -Розовая палочка обозначает число 2, а фиолетовая – 6. Значит 8 это 2 и 6. -Голубая палочка обозначает число 3, а желтая – 5. Значит 8 – это 3 и 5. - Красные палочки обозначают число 4. Значит 8 это 4 и 4. Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 и запись соответствующих числовых выражений. |
Цвет На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите синюю палочку. -Какого цвета у тебя, Юля, палочка? -Положите палочки в кучку. -А сейчас возьмите 2 одинаковые по цвету палочки. -Таня, у тебя одинаковые палочки? Какого они цвета? | Длина (высота) На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Возьмите 2 одинаковые по цвету палочки. Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки одинаковой длины. Они одинаковые по цвету и по длине. -Катя, какого цвета твои палочки? Теперь возьмите 2 разные по цвету палочки. Приложите свои палочки друг к дружке. Сравните их по длине. Вывод: одинаковые по цвету палочки одинаковой длины, а разные по цвету – разной длины. |
Развитие мелкой моторики На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Дети собирают палочки определенного цвета одними и теми же пальцами левой и правой руки (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из палочек (одного цвета). У кого выше и ровнее сруб, тот победил. Строим лесенку вертикальную или горизонтальную. | Развитие количественных представлений Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?" Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. |
Ориентирование в пространстве Положите желтую палочку в верхний левый угол, красную – в нижний правый, синюю – в верхний правый, а белую – в нижний левый угол. Спрячьте черную палочку под стул. Достаньте ее. Откуда достали черную палочку? | Порядковый счет Игра «Составь поезд» - Каким по порядку стоит голубой вагон? Жёлтый? - Вагон, какого цвета стоит четвёртым? Шестым? - Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым? |
Игра «Магазин» Новая валюта - палочки Кюизенера Раскладываем “товар” в “витрине” и назначаем цены. Но говорим, что сегодня платить будем в новой валюте, другими денежками - палочками. Чтобы детям было легче найти нужную палочку, раскладываем белые палочки - “единички” в ряд и покупатели по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая ее к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится, наконец, нужная палочка, “покупатель” радостно несет ее в кассу и получает свой товар. | Сложение, вычитание чисел 1. Предложить детям в одну руку взять желтую палочку, в другую – красную. - Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку, равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9. 2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами и знаками (+, =). 3. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). |
Соотнесение по ширине «Пройди через реку» Дети строят мосты жёлтого, красного, голубого цвета в соответствии с шириной реки. - Какого цвета мостик длиннее жёлтый или голубой? - Какого цвета мостик короче красный или голубой? - Ребята, по какому мостику вы хотите перейти реку? | Соотнесение по длине Подберите к домику крышу, чтобы края крыши точно совпадали со сторонами домика. |
Состав числа Давайте изготовим красивые коврики. За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета. Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться. - Сколько белых палочек поместится в жёлтой? (5) - Чему равна жёлтая палочка? (Пяти) - «Прочитайте» ковёр числами (пять – это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один). | Горизонтально или вертикально Положите палочку на стол и скажите детям, что она лежит горизонтально. А теперь поставьте ее и скажите, что она стоит вертикально. Поиграйте в игру: вы называете предметы из окружающего мира, а дети поднимают свою палочку и, соотнося с названным предметом, ставят ее то вертикально, то горизонтально. Дерево: вертикально, человек лежит - горизонтально, дым из трубы стоящего поезда - вертикально, вода течет из крана - вертикально. |
Обезьянки (развитие связной речи) Посадите детей спина к спине. Каждому ребенку дайте одинаковый комплект палочек Кюизенера. Например, оранжевая, пара голубых, одна белая и две желтые палочки. Теперь договоритесь, что один из них выкладывает из палочек узор, а другой ребенок должен не глядя на результат труда первого, следуя указаниям, собрать такую же картинку. Повторите несколько раз, в обе стороны. Так как дети еще не очень умеют давать правильные команды, водящему можно дать карточку с рисунком. | Бусы для куклы Сделай бусы для куклы так, чтобы палочки в них не повторялись. Или наоборот, соберите такие бусы, в которых палочки разного цвета ритмически чередуются. |
Цвет
| Длина 1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине? 2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. 3. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины. 4. Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета? 5. Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка. |
Палочки Кюизенера и обучение грамоте Вот таким образом показываем ударение:
Ко-шка Сы-но-чек | Палочки Кюизенера и обучение грамоте С помощью палочек можно легко показать сравнительные прилагательные.
хороший лучший самый лучший |
Длина
| Вверху, внизу, посередине
|
«Угадай, какую палочку я выбрала?» Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему | Геометрические фигуры Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие ты знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? какая меньше? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника? |
Измерение разными мерками
Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. Насколько частей разделила красная (розовая, белая) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех | Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа |
Выше, ниже Возьми по одной палочке каждого цвета и, положив их друг на друга, сделай башню. Какая палочка ниже: красная или оранжевая (красная или синяя)? Какая из палочек выше: желтая или синяя (голубая или красная)? Какая палочка лежит между черной и синей (красной и розовой)? Какая палочка лежит над черной (голубой, синей)? под желтой (бордовой, синей)? выше всех? ниже всех? | Число 2 Возьми самую короткую палочку. Придвинь две белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые. |
«Назови число — найди палочку» Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем, ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает. Например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее. Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку. | Послушай бубен и покажи число (слуховое восприятие) Каждый ребенок (по очереди) должен показать палочку, которая обозначает такое число, сколько ударов в бубен он услышит. |
Сосчитай! Покажи палочками: Сколько тебе лет? Сколько пальцев на одной руке? Сколько пальцев на двух ногах? Сколько ног у курицы, кошки? Сколько ног у двух куриц, кошек? Сколько колес у двух машин? Сколько дней в неделе? Сколько вершин (сторон) у квадрата, треугольника? Сколько карандашей разного цвета нужно взять, чтобы нарисовать радугу? | Строим дом (конструирование по словесной инструкции) В гости пришла матрешка. Она просит построить ей дом. Для этого она подобрала строительный материал – палочки разного цвета: - 4 красные – для стен, - 3 желтые (1 желтую) – для крыши, - 1 розовую – для трубы. В дом надо «привезти» мебель: кровать для матрешки, стол и стул. Стенки кровати и матрас – красные, на кровати – 2 белых подушки. Ножки стола – голубые, а столешница – красная. Спинка стула – красная, ножка – розовая, а сиденье – голубое. |
Числа второго десятка Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19. | Половина, четверть Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила красная (розовая, белая) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех и так далее). Что больше: четыре части из восьми (четыре восьмых) или две части из восьми (две восьмых)? две из четырех (2/4) или три из четырех (3/4)? Что меньше: 1/2 или 2/2? Что больше: 1/2 или 1/4? На сколько 1/4 меньше 1/2? |
Больше (длиннее) на…, меньше (короче) на…
| Состав числа
|
Лево, право Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или коричневый? Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо. | Подвижная игра «Найди пару» Для игры понадобятся 2 «волшебных» мешочка с одинаковым набором палочек. Дети делятся на две команды. Все члены команд по очереди вытягивают по одной палочке из своих мешочков. Задание: найди, у кого такая же палочка и встань с ним в пару. Более сложный вариант игры – найди себе такую пару, чтобы сумма ваших палочек равнялась 10 (5, 7 и т.д.). |
Игра-конструирование «Разноцветные заборы» Построить заборы для животных игрушечного зоопарка в соответствии с ростом животного – высокий забор для высокого животного и низкий забор для низкого. Обратить внимание на то, что животные должны быть видны из-за забора, но не смогли бы убежать. | Игровое упражнение «Измеряем разными мерками» У детей 2 ленты разной длины (8 см и 16 см) и разные мерки – красная и розовая (число 4 и число 2). Дети измеряют длину ленты разными мерками и отвечают на вопрос: «Сколько раз поместилась мерка на ленте?» (4 и 2; 8 и 4) - Почему получились разные числа? Вывод: чем больше мерка, тем меньшее число раз она укладывается в ленте, и наоборот, чем меньше мерка, тем большее число раз она уложится в ленте. |
Игровое упражнение «Узнай длину ленты» У детей по две ленты разной длины и розовая палочка (мерка). Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки) и определить, сколько раз мерка уложилась в длинной и в короткой ленте. Затем дети делают вывод о том, что лента, в которой мерка уложилась большее количество раз, длиннее, и наоборот. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с старшей группе по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера "Простая геометрия с цветными палочками"
Закрепить знания детей о числовом значении палочек Кюизенера в пределах 10; упражнять в количественном и порядковом счёте; активизировать знания о геометрических фигурах; закрепить знания цифр, числов...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ЦВЕТНЫМИ СЧЕТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ – МОГУТ БЫТЬ ЦИФРАМИ»
Цель:Ø Развитие логического мышления.Задачи:Ø учить пересчитывать в различных направлениях, пользуясь порядковыми числителями мужского и женского рода, употреблять порядковые и количественные числител...
Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»
Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...
Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.
Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера младшая группа «Знакомство с палочками Кюизенера»
laquo;Знакомство с палочками Кюизенера»...
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)
Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...
Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Дидактическое пособие « Учимся играя» для работы с детьми раннего возраста как подготовительный этап освоения учебно-методического комплекса Джордж Кюизенера «Цветные счетные палочки...
- Мне нравится (1)