Цифра 8. Число 8
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме
Конспект ООД
по формированию элементарных математических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект НОД по ФЭМП | 354.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области
Конспект ООД
по формированию элементарных математических представлений
на тему: «Число 8. Цифра 8»
детей группы общеразвивающей направленности 6 -7 лет.
Воспитатель: Романова Е.В.
Котовск
Тема: "Число 8. Цифра 8" в подготовительной группе.
Программное содержание:
I
1) Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.
2) Познакомить с составом числа 8 из единиц
3) Учить раскладывать число 8 на два меньших, а из двух меньших чисел составлять большее.
4) Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7
II
1) Учить обнаруживать логические связи и отношения, отражать их в речи; объяснять, рассуждать, доказывать, четко и понятно для окружающих излагать свои мысли.
2) Учить грамотно использовать в речи математические термины.
III
1) Продолжать развивать способности к предметному и графическому моделированию, символизации; вариативность мышления.
2) Формировать общеучебные умения и навыки: совершенствовать умение выполнять задания по плану воспитателя, указаниям в рабочей тетради.
Материалы к занятию:
Демонстрационный - таблички с семью квадратами красного и 1синего цвета; 7 х7 см; числовые выражения на А4: 1+6=7 6+1=7 7-1=6 7- 6=1; числовой отрезок; цифра 8; демонстрационные кости домино; Таблица №1;
Раздаточный - Палочки Х.Кюизенера на каждый стол; фломастеры или
цветные карандаши; рабочие тетради.
Методические приемы:
Задача 4,1
На доске выставлен ряда квадратов: 1 синий и 6 красных.
Детям предлагается сосчитать все квадраты, квадраты каждого цвета. Составить все варианты равенств. Затем воспитатель предлагает поиграть в игру "День - ночь". Синий квадрат заменяется на красный. Добавляется 1 красный квадрат. Дети рассказывают, как получили число 8.
Задача 1
Воспитатель вывешивает на доску карточку с изображением цифры 8.
Дети рассказывают, на что похожа цифра 8. Затем дети читают стихотворения о цифре 8.
Задача 2,3
На столах коробки с палочками Кюизенера. Детям предлагается достать палочку, которая обозначает число 8. Достать столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой. В числе 8 – 8 единиц. Приложить такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке. Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 и запись соответствующих числовых выражений.
Физкульт. минутка
Задача 1Работа в тетрадях. № 1, стр. 28.Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8. Использование числового отрезка для присчитывания единицы к числу 7. Как из точки 7 попасть в точку 8? Воспитатель показывает это стрелкой на демонстрационном числовом отрезке.
Рассматривание домино.
На какие две части разбили 8 точек? Из каких двух чисел составлено число 8?
Задача 1
Рассматривание рисунков №2 стр. 28. В каких рисунках спряталась цифра 8? Детям предлагается обвести красным фломастером цифры 8, которые спрятались в рисунках.
Задача 1
Детям предлагается встать около столов, выполнить формообразующие движения рукой, ногой, головой: Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет дирижер, футболист?
Задача 2
Объяснение домашнего задания: №3 стр.28. Из каких частей составлено число 8? Какие выражения можно составить по рисункам?
Итог занятия
Оценка работы детей на занятии:
Ход занятия:
1) Повторение состава числа 7.
На доске выставлен ряда квадратов:
- Посмотрите на доску.
- Сколько всего квадратов? красных квадратов, синих квадратов? (7, 6 красных и 1 синий)
- Каким по порядку стоит синий квадрат?(третьим)
- На какие группы можно разбить квадраты? (на красные и синие).
- Какие равенства можно составить?
(1+6=7 6+1=7 7-1=6 7- 6=1)
(вывешиваются числовые выражения)
2) Образование числа 8.
Давайте поиграем в игру "День - ночь". Запомните эти квадратики.
Ночью, пока все спят, происходят разные чудеса. Посмотрим, что произойдет. --Ночь! Дети "засыпают". Воспитатель меняет синий квадрат на красный.
-Что изменилось? (Теперь все квадраты стали красными. Стало 7 красных квадратов).
-Ночь! Дети "засыпают". Добавляет в 1-й ряд 1 красный квадрат.
- Что изменилось? (появился красный квадрат.)
- Сколько квадратов стало в 1-м ряду? (8)
- Как получили 8 квадратов? (К 7 квадратам прибавили еще 1 квадрат. Получилось 8 квадратов)
- Как получилось число 8?
- (7 + 1=8)
-
3) Цифра 8.
Воспитатель вывешивает карточку с изображением цифры 8.
-На что похожа цифра 8?
Дети читают стихотворения о цифре 8:
У восьмерки два кольца Цифра восемь так вкусна:
Без начала и конца. Из двух бубликов она.
С. Маршак) (Г. Виеру)
К этой цифре ты привык. Цифра восемь плюс крючки -
Цифра 8 - снеговик... Получаются очки...
(В. Бакалдин) (Ф. Дагларджа)
3) Состав числа 8.
Ребята, откройте коробочки с цветными счетными палочками.
Достаньте палочку, которая обозначает число 8.
-Какого цвета эта палочка? (Бордовая).
-А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой.
-Сколько белых палочек лежит на бордовой палочке? (8 белых палочек).
-Да, правильно. В числе 8 – 8 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1 и 1).
-А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке.
-Какого цвета эти палочки?
-Это могут быть палочки таких двух цветов как: белого и черного; розового и и фиолетового; голубого и желтого; 2 красных палочки.
Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот, какой получился красивый ковер!
Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8.
Давайте еще раз их назовем.
-дети, сейчас вы показали, из каких двух меньших чисел можно составить число 8.
-Белая палочка обозначает число 1, а черная – число 7. Значит 8 это 1 и 7.
-Розовая палочка обозначает число 2, а фиолетовая – число 6. Значит 8 это 2 и 6.
-Голубая палочка обозначает число 3 , а желтая – число 5. Значит 8 – это 3 и 5.
- Красные палочки обозначают число 4. Значит 8 это 4 и 4.
Воспитатель рядом со своими палочками прикладывает записи числовых выражений Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8.
.
Таблица1
На демонстрационной доске до конца занятия остаются эти записи.
Физкультминутка: "Зарядка".
Раз - согнуться, разогнуться.
Два - нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
III. Закрепление представлений о числе 8 и цифре 8.
Тетрадь № 1, стр. 28.
а) - Рассмотрите ряд чисел.
- На сколько каждое новое число больше предыдущего? (На 1)
- Посмотрите на числовой отрезок. Как из точки 7 попасть в точку 8? (Надо сделать 1 шаг вправо, то есть прибавить 1, увеличить на 1.)
Воспитатель показывает это стрелкой на демонстрационном числовом отрезке.
б) - Рассмотрите кости домино. На какие две части разбили 8 точек?
(б + 2. 5 + 3, 4 + 4.)
- Что получится, если кости перевернуть, чтобы правая половинка стала левой, а левая - правой? (2 + б, 3 + 5, 4 + 4.)
- А каких двух чисел из состава 8 не встречается на костях домино? (7 и 1.)
При затруднении обратиться к цветным палочкам, на доске.
- Кто знает, как называется восьмой месяц года? У кого в этом месяце день рождения?
2) № 2, стр. 28.
Посмотрите на рисунки. Наша восьмерка очень рада, что нашла
своих друзей:
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружочков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружочков.
- Почему восьмерка так обрадовалась мишке и мышке, матрешке и зайке, грибку и груше? (Все они напоминают восьмерку.)
А теперь встаньте около своих столов.
- Как Буратино напишет цифру 8 своим носом? Как ее пишет дирижер, футболист? Сядьте.
- Обведите по той же траектории красным фломастером цифры 8, которые спрятались в рисунках
3) № 3, стр. 28.
- Молодцы, ребята! Восьмерка очень рада знакомству с вами. Но она не уверена, запомнили ли вы, из каких двух чисел можно составить число 8.
Посмотрите на задание №3 про горошины.
Дома вы будете дорисовывать их так, как написано в задании.
* Если же останется время, то задание выполняется на занятии.
Сколько горошин на 1 -м рисунке? (8)
- Из каких частей составлено число 8? (7 горошин зеленых, а 1 -желтая.)
- Какое выражение можно составить по этому рисунку? (7 + 1.) Что обозначает первое слагаемое? (Число зеленых горошин.) Второе слагаемое? (Число желтых горошин.)
- В стручках гороха должно быть по 8 горошин. Все ли горошины нарисованы? (Нет. На остапьных рисунках горошин не хватает.)
- Дорисуйте их желтым цветом и запишите выражения под рисунками. Расскажите, как вы будете выполнять задание.
1-й ребенок:
Во втором стручке 6 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 2 желтые горошины: 6 + 2.
2-й ребенок:
В третьем стручке 5 зеленых горошин. Чтобы стало 8 горошин, надо дорисовать еще 3 желтые горошины: 5 + 3
3-й ребенок:
В последнем стручке 4 зеленые горошины. До восьми не хватает еще 4 желтых горошин: 4 + 4.
По мере выполнения задания на демонстрационной доске появляются записи:
7+1 6 + 2 5+3 4+4
Обобщение:
Молодцы! Спасибо! Из каких же двух чисел можно получить число 8?
(7 + 1, 6 + 2, 5 + 3, 4 + 4.)
Итог занятия
- С каким числом мы сегодня познакомились?
Как его получили?
(7+1)
На что похожа цифра 8?
Мне кажется, восьмерка будет рада, если вы придумаете и скажете мне на прогулке другие предметы, в которых она спряталась.
Какое задание вам понравилось больше всего?
Какое задание было трудным?
Оценка работы детей на занятии:
Мне понравилось, как внимательно меня слушали….
Правильно отвечали….
Придумывали, как составить число 8 из цветных палочек….
Аккуратно работали в тетради….
Молодцы!
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Путешествие в страну Знаний"
Задачи:
- Закрепить знание о геометрических фигурах;
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепить понятия: гласные и согласные звуки их характеристику.
- Умение делить слова на слоги;
- Развивать внимание, умение выполнять словесные инструкции взрослого; мышление; мелкую моторику руки.
- Воспитывать терпение, сдержанность, умение доводить начатое до конца, слушать товарища, взаимовыручку.
Интеграция областей:
Социализация: воспитывать дружелюбное взаимодействие у детей, самостоятельность развития речевых средств.
Коммуникация: развить умение поддерживать беседу, научить высказывать свое мнение.
Познание: развить умение у детей рассуждать.
Оборудование: конверт с вложенным в него письмом, листы бумаги А4 и карандаши, геометрические фигуры разных размеров, карточки с цифрами на состав чисел, комплект цифр и знаков каждому ребенку, карточки со словом математика, музыка, нарисованная ракета.
Организационный момент.
Приветствие гостей!
- Добрый день ребята, сегодня, когда я заходила в группу в двери нашла конверт, а в нем письмо. Давайте мы с вами прочитаем, что в нем написано.
(Воспитатель зачитывает письмо).
- Дорогие ребята! Это вам пишет ваш друг «Читай ка – Решай ка». Меня интересует, готовы ли вы к школе? Для того что бы узнать это, я приготовила вам задания с сюрпризами.
Ребята, что бы мы могли показать свои знания, мы должны отправиться в путешествие, вы согласны? (Да!)
- Тогда давайте мы с вами встанем все в круг, соберем свои знания и силы.
Психологический настрой.
Дети, все вместе произносят
Мы спокойны, мы спокойны.
Говорим всегда красиво, четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
(2 раза)
(1 задание)
-Прошу вас остаться в кругу, пришло время для разминки.
Игра « Кто знает, пусть дальше называет».
• Зима, а за ней что?
• Весна, а за ней что?
• Сколько месяцев в году?
• Сколько дней в неделе?
• Какой сегодня день неделе?
• Какой был вчера?
• Какой будет завтра?
• Что больше час или минута?
• Осень, а за ней что?
- Ребятки, ответьте мне, какие транспортные виды вы знаете? (наземный, воздушные, водные)
- А, на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если выполните правильно первое задание
(2 задание) Диктант по клеточкам
- Присаживайтесь за свои столы, нас ждет задание.
РАКЕТА
( На столах детей, приготовлены листочки, на которых по циферкам нужно вывести ракету и карандаши)
- Посмотрите, что у вас получилось? ( Ответы детей: ракета)
Звучит музыка полета.
- Мы летим с вами на самом быстром виде транспорта это – ракета.
-Нам на пути будут встречаться препятствия, и мы должны их пройти. Готовы?
5 4 3 2 1 – пуск, полетели. Звучит музыка полета.
- Прилетели! А кто же это нас встречает?
( На доске схема человека для игры в танграм)
-Какой интересный человечек? Давайте сделаем его портрет.
Дети выкладывают из геометрических фигур человека.
Ну молодцы, все справились с заданием, у вас получились хорошие портреты. Этот человечек нам и укажет дальнейший путь к Считай ке.
- А, вот и он, Считай ка. Показ картинки Считая.
Задание 4
-На моей планете построен дом под номером №7 (Выставить домик на доске). Но жители этого дом, числа поссорились. Они не могут договориться, кто, где должен жить в этом доме.
Появился новый дом,
Числа поселились в нем,
Кто соседи у меня?
Помогите мне друзья?
Состав чисел. У каждого ребенка карточка числа, нужно в пустые окошки вписать числа пропущенные.
- Считай ка. Ну, Спасибо ребятки! Вы помогли помириться числам .
-Молодцы справились вы с заданием.
Звучит музыка.
Продолжаем дальше путь.
Но что, это за знак на нашем пути? ( На доске появляется знак вопроса)
- А Этот знак означает, что пришло время решать задачи. Слушайте внимательно и решение задачи выкладывайте на столе с помощью цифр и знаков.
Задание 5
1.Задача (Выставить картинку к задаче на икт)
Шесть ворон на крышу село,
И одна к ним прилетела.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетел?
Решение: 6+1=7 (дублировать на доске)
(Полный ответ спросить у 2-3 детей)
-Каким действием решили задачу? ( Сложением)
2.Задача (Выставить картинку к задаче на икт)
Пять пушистеньких щенят
Все в корзиночке лежат,
А один решил сбежать –
Сколько их осталось лежать?
Решение: 5-1=4
(Полный ответ спросить у 2-3 детей)
Каким действием решили задачу? (Вычитанием)
-Молодцы справились и с этим заданием. Направляемся дальше.
Звучит космическая музыка
Станция Отдыхайка.
Физминутка.
Раз, два – стоит ракета. (Руки вверх, ладони углом.)
3.4 - самолёт. ( Руки в стороны.)
1.2- хлопок в ладоши,
А потом на каждый счёт. (Руки на пояс.)
Опускайся быстро вниз,
На посадку ты садись.
Задание 6
- Наша ракета прилетела в царство букв и звуков. Царица Звукограда приготовила для вас вопросы.
- Из чего состоят слова? ( Из букв и слогов)
- А слоги? ( Из звуков)
- Чем отличается буква от звука? ( Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем, читаем, печатаем)
- Ребята, а какие бывают звуки? (Гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, ударные и безударные).
- На ИКТ появляются животные ( бегемот, слон, верблюд, крокодил, кит)
Воспитатель. – Ребята, посмотрите пожалуйста на доску, вспомните этих животных и выберите самое крупное, большое животное на Земле?
- Располагая массой до 150 тонн и длиной до 33 метров синий (голубой) кит является наиболее крупным известным животным, которое когда-либо жило на Земле.
- Скажите слово кит так, чтобы хорошо был слышен первый звук. Назовите его. (кь)
-Это строгий братец или добрый? (Добрый)
-Произнеси с указкой и определи второй звук в слове. Назови его. (и). Обозначь звук (и) красной фишкой.
-Найдите третий звук слова. Назовите его. Обозначь звук синей фишкой.
- Звук (т) – строгий или добрый братец? (Строгий)
-Прочитайте это слово медленно, указывая звуки пальчиком под фишками.
-Какой звук в слове произносится легко, долго, когда ничто во рту не мешает говорить.(и)
-Уберите фишку, которая обозначает звук (и).
-Уберите фишку, которая обозначает звук (т).
-Уберите фишку, которая обозначает звук (кь).
-Что вы можете сказать про слово кит? ( В слове кит три звука. Первый (кь) – согласный, мягкий, второй звук (и) – гласный, третий звук (т) – согласный, твердый.
- Составим звуковую схему слова кит.
Задание 7
Рассыпалось слово.
-Чтобы слово узнать нужно все цифры по порядку собрать.
ш к о л а
1 2 3 4 5
- Если карточки перевернем. то можно прочитать слово. (Школа. Учебное заведение для получения общего образования. - Сколько слогов в слове? (Дети, должны прохлопать в ладоши, 2 слога)
-Молодцы, ребята! Ваш путь открыт, вы справились с заданием.
-А, нам, ребята пора возвращаться в детский сад.
Звучит космическая музыка.
-Вот мы и дома.
Итог занятия
- Ребята, вам понравилось путешествие?
- Какое задание понравилось больше?
- Какое задание показалось наиболее трудным?
- Вы рады, что помогли помирить числа?
- И сами будьте дружными. помогайте друг другу.
- Ваш друг «Читай - Решай» очень доволен вами, за ваши старания и успехи он дарит вам энциклопедию, которая поможет в дальнейшем вам расширить знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Число 3.Цифра 3.Число сказок
Математика в движении,средняя группа. познакомить детей с числом и цифрой 3. Дать понятие о добре и зле...
Конспект занятия по ФЭМП для детей средней группы на тему: Число «три». Цифра 3. Число сказок»
Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений для детей средней группы на тему:Число «три». Цифра 3. Число сказок»...
"Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр».
Задачи:-учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;-упражнять в сравнении двух групп предметов;-учить соотносить цифру с количеством предметов;-учить различать понятия &qu...
Задания для закрепления знаний о цифрах и числах от 1 до 6. Знакомство с цифрой и числом 7.
Задания могут быть использованы в старшей группе с задержкой психического развития для закрепления знаний о цифрах и числах от 1 до 6 и для знакомства с цифрой и числом 7. Также данные задания помогаю...
Конспект занятия по ФЭМП «Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; соотнесение цифры с числом»
Конспект занятия по ФЭМП «Счет по образцу; закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5; соотнесение цифры с числом»...
Счет по образцу. Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5, соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Шар, куб, цилиндр».
Задачи:-учить считать по образцу и воспроизводить такое же количество предметов;-упражнять в сравнении двух групп предметов;-учить соотносить цифру с количеством предметов;-учить различать понятия &qu...