Математические игры и пособия для детей младшего и среднего возраста
материал по теме
Публикация из опыта работы носит методический характер. Она раскрывает вопрос включения на занятиях специальных игровых задач и заданий, которые способствуют развитию познавательных возможностей и способностей, расширяют математический кругозор, повышают качество математической подготовленности. Это вызывает интерес детей к занятию, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_igry_i_posobiya_dlya_detey.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические игры и пособия для детей младшего и среднего возраста
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по подготовке детей к обучению в школе.
В связи с этим одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.
Коллектив ДОУ №3 работает по программе В. Колесниковой, используя УМК:
1. Методическое пособие;
2. Демонстрационный материал;
3. Рабочая тетрадь.
Дошкольники проявляют повышенный интерес к занятиям по математике только в том случае, когда заинтересованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.
Планируя работу с детьми в этом направлении, я ставлю перед собой следующие задачи:
1) способствовать появлению и становлению интереса к познанию, выявление закономерностей связи и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
2) обогащать ребенка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития через практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, счет и т.д.
Одним из важных и первостепенных условий развития познавательных интересов является создание предметно-развивающей среды.
В группе создан математический уголок «Веселая математика», где имеются
- математическое лото,
- книжка - раскладушка «Знакомимся с цифрами»,
-мини-игра «Цифры»,
-игра «Сложи в узор»,
-набор геометрических фигур,
-набор полосок по длине и ширине,
-игра «Собери домики» (на величину),
- дидактическая игры: «Части суток», «Подбери пару»(знание цветов),
«Составь фигуру», «На что это похоже», «Живые числа»,
«Автомобиль и гаражи», «Рассели фигурки»,
-палочки Кюйзенера,
- логические блоки Дьенеша,
- игры для старшего возраста: «Монгольская игра», «Танграм»,
-иллюстрации к сказочной математике (на развитие логического мышления),
- раздаточный материал,
- геометрические пеналы с карточками, бабочки, ягодки, фрукты, мячики, грибочки, веселые динозаврики,
- математические загадки - считалки.
В систему занятий я включаю игровые задания, такие как «Большой- маленький», «Один-много», «Высокий- низкий» , упражнения «Раскрась правильно», «Соедини правильно», наглядно- практические методы и приемы работы по формированию элементарных математических представлений, которые помогают детям овладевать способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике.
Сюжетные занятия, такие как «В гостях у Белочки», «Веселое путешествие», специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Но поскольку на специально организованные занятия по ФЭМП времени отводится не так уж и много (одно занятие в неделю), то знания, полученные на этих занятиях, необходимо постоянно расширять и закреплять.
С целью повышения познавательной активности детей, использую в различных видах деятельности разнообразные задания. С этой целью особое внимание уделяю игровой деятельности, поскольку игра-ведущий вид деятельности ребенка - дошкольника.
В своей работе использую различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, с включением в них математических понятий.
Сюжетно-ролевые игры:
- «Парикмахерская». Во время игры можно спросить детей, у кого волосы длинные, а у кого короткие. Перевести разговор на тему прически: кому подойдет прическа с длинными волосами, а кому с короткими. Закрепление понятия «длинный», «короткий»
- «Магазин». Эта игра позволяет закрепить понятия «больше», «меньше», сравнить, чего больше, чего меньше. Повторить счет до пяти.
Побуждаю детей использовать в сюжетно - ролевых играх постройки из строительного материала: гаражи для больших и маленьких машин. При его использовании идет закрепление формы, цвета, величины.
Подвижные игры:
Математическую тематику можно найти в любой подвижной игре. Я провожу их на прогулке, во время свободной деятельности или использую как физкультминутки во время занятия.
«Далеко – близко». Цель: в процессе метания мешочков с песком в обручи, расположенных на различном расстоянии друг от друга, закрепить у детей пространственные представления далеко и близко
«Беги в свой домик». Цель: закреплять умение находить сходство между геометрическими фигурами и окружающими предметами
Дидактические игры:
Дидактические игры математической направленности я подразделила на несколько групп:
1.Игры с геометрическими фигурами, такие как, «Фигуры»
Цель: познакомить детей в игровой форме с геометрическими фигурами и научить находить сходство между ними и окружающими предметами.
«Собери домики». Цель: закрепление геометрических фигур на величину
«Чудесный мешочек». Цель: Формировать умение детей определять на ощупь геометрические фигуры.
2.Игры на ориентировки в пространстве: «Найди, где сидит зайчик», «Что где находится».
Цель: Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу, впереди – сзади, справа – слева.
Я разработала и использую в своей практике игру «Рассели фигурки»
В игре «Рассели фигурки» дети должны распределить большие геометрические фигурки на большом коврике, а маленькие – на маленьком коврике. Целью данной игры является закрепление понятия «размер» (большой- маленький).
3.Игры на ориентировки во времени: Игры на тему «Времена года», «Какая картинка лишняя?», «Когда это бывает»
Целью данных игр является формирование умения временных представлений.
В работе я использую различные варианты пальчиковых игр, имеющих математический контекст. Например:
Пальчик – мальчик, Пальчики уснули
Где ты был? В кулачок свернулись
С этим братцем – Один! два! Три !четыре !пять!
В лес ходил, Захотели поиграть.
С этим братцем –
Щи варил,
С этим братцем –
Кашу ел,
С этим братцем –
Песни пел.
Использую загадки, имеющие математическое содержание.
Эти загадки я всегда стараюсь сопровождать подсказывающей картинкой. Предлагаю детям найти на картинках то, о чём говорится в загадках и сосчитать, с целью сопоставить текст и предмет, о котором в нём говорится. Загадки:
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок.
Устойчив я лишь на бегу.
Две педали есть внизу.
(велосипед)
У него глаза цветные
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
(светофор)
Также в своей работе я использую сказки. Сказки развивают и тренируют способность удерживать в памяти и воспроизводить упорядоченный ряд.
Такие как «Колобок», «Теремок», «Репка». Этими сказками закрепляю количественный и порядковый счет .
Особое внимание я уделяю индивидуальной работе с детьми. Во время режимных моментов детям даю множество необременительных, а наоборот, вызывающих интерес и желание выполнять их, задания. \
Варианты заданий:
Величина - Цель: учить детей сравнивать и подбирать предметы по величине, понимать и правильно использовать в речи слова большой, поменьше, маленький, одинаковые и т. п.
1.На прогулке предлагаю собрать камешки, листочки, большие и маленькие.
2.Предлагаю сделать на прогулке куличики из ведёрок разного размера, сравнить их.
Цвет – Цель: упражнять детей в различении и назывании цветов.
1. Во время утреннего приёма обращаю внимание детей на одежду ,цвет.
2. При одевании на прогулку обсуждаю с каждым ребёнком, какого цвета у него шапка, куртка, сапоги, шарф, варежки и т.
3. В зоне творчества предлагаю нарисовать, что бывает зелёного, красного и других цветов.
Количество – Цель: учить детей сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно употреблять слова «много»– «мало» ,закреплять счёт.
1. Во время рассматривания иллюстраций спрашиваю детей, сколько каких предметов на ней изображено.
Форма – Цель: показать детям многообразие форм в окружающем нас мире. Активизировать в речи детей их названия.
1. Предлагаю детям на сыром песке сделать отпечатки разных предметов: ладошек, подошв обуви , спрашиваю на что похож тот или иной отпечаток.
2. Предлагаю рассмотреть кукольную одежду: форма платочка, косыночки, юбочки и т. п.
Пространственные отношения - Цель: Развивать умение ориентироваться в расположение частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху - внизу , впереди – сзади, справа – слева.
1. Рассматривая картину, предлагаю рассказать, что изображено вверху, что внизу, что слева, а что справа.
2. На зарядке выполнить движения в заданном направлении: вверх- вниз, вперёд-назад, вправо-влево.
3. Наклеить фигуры вверху, внизу, в углу, в центре листа бумаги
Временные отношения – Цель: Расширять представление детей о частях суток и их последовательности. Учить, на конкретных примерах, устанавливать последовательность конкретных событий: что было раньше, что позже.
1.Предлагаю по иллюстрации определить, какое время суток изображено на ней.
Вывод: Включение на занятиях специальных игровых задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Это удерживает интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное дидактическое пособие для детей младшего и среднего возраста «Дикие животные»
Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе. Тема: «Дикие животные»Возраст: 3-4годаЦель: формировать ...
Деловая игра(практическая часть) «Коммуникативные музыкальные игры в режимных моментах и на прогулке для детей младшего и среднего возраста»
Цель: решение педагогических, нравственно-этических и психологических задач; социальное развитие детей, воспитание у них патриотизма, навыков коммуникации совместной деятельности.Место при...
Конспект родительского собрания в 1 мл. группе «Игры и пособия для детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Игры и пособия для детей младшего дошкольного возраста»...
Дидактическое пособие по развитию речи для детей младшего и среднего возраста (лэпбук) "В гостях у сказки".
Описание лэпбука по развитию речи "В гостях у сказок"....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ по ПДД для детей младшего и среднего возраста «МАЛЫШАМ О ТРАНСПОРТЕ»
Дидактические игры предназначены для индивидуальных и групповых обучающих занятий в детском саду, подходят для дошкольников 3-5 лет. Знания, получаемые в ходе таких занятий, имеют практическую на...
Дидактическое пособие по ФЭМП для детей младшего и среднего возраста
Данное методическое пособие предназначенно для детей младшего и среднего дошкольног возраста,родителей и педагогов дошкольного образования,в которое можно играть дома,в дороге и в ДОУ....
Игры для развития речи детей младшего и среднего возраста
20 игр для развития речи детей...