Отчёт о реализации проекта по ФЭМП
статья по математике (подготовительная группа) на тему
Отчёт о реализации проекта «Использование развивающих методик в формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР». В течении 2-х лет я работала над данной проблемой с детьми старшего дошкольного возраста. Очень надеюсь, что мой опыт работы будет полезен и интересен коллегам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_realizatsii_proekta_po_matematike.docx | 155.63 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«Использование развивающих методик в формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР»
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, являются одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
На протяжении 30 лет я работаю воспитателем и для меня очень актуален вопрос подготовки детей к школе, формированию у детей интеллектуальной компетенции, т.е. развитию логики, умения мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать.
Необходимо отметить благоприятное влияние развивающих методик на развитие мелкой моторики. Простые в использовании, они позволяют ребёнку сконструировать на плоскости множество различных изображений, которые дают ребёнку уникальную возможность «почувствовать пальцами» форму геометрических фигур и изображаемые силуэты. Ребёнок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметами или явлениями окружающего мира, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Изучение литературы по данному направлению высветило для меня несколько проблем:
- У детей с общим недоразвитием речи отмечается поражение центральной нервной системы, вследствие чего страдает развитие всех психических процессов.
- Речевой дефект сочетается с рядом неврологических синдромов таких, как синдром повышенного черепного давления, что приводит к быстрой утомляемости.
- Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова,
система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".
Изученный материал ещё больше утвердил меня в решении работать над данной проблемой. Далее встал выбор, в какой форме планировать и реализовать тему. Я решила написать проект на тему «Использование развивающих игр в формировании элементарных математических представлении».
Цель моего проекта: Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС с использованием развивающих авторских методик.
С целью выявления знаний по развитию математических представлений была проведена диагностика. Диагностический инструментарий подобран в соответствии с критериями раздела программы «От рождения до школы».
- Результаты диагностики показали, что у 60% детей низкий уровень развития элементарных математических представлений, а 40% имеют средний уровень.
- Параллельно была проведена диагностика развития мелкой моторики рук, что показало - у детей со средним уровнем развития математических представлений мелкая моторика развита лучше.
По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод: уровень развития математических представлений и качество речи взаимосвязано с уровнем развития мелкой моторики. Чем выше и качественнее мелкие движения руки, тем лучше развита речь, мышление, память и внимание.
На втором этапе началась реализация проекта.
Эффективным средством логического мышления считаю дидактическую игру.
В своей работе по развитию логического мышления и формированию элементарных математических представлений я опираюсь на программу «От рождения до школы» под ред. Вераксы и программу Нищевой Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи».
Для успешной реализации поставленных задач в группе выделен уголок «Занимательная математика», где представлены различные дидактические игры, схемы, модели. В математическом уголке всегда находятся игры «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино», дидактические пособия «Логические блоки» Дьенеша и «Цветные палочки» Кюизенера, математические планшеты - все это необходимо для развития логического мышления и необходимо для реализации программы.
В уголке широко представлены дидактические игры с блоками и палочками, например, «Засели домики», «Угадай, кто?», «Лесенка»,
«Зашифрованное число» и т.д. Детей встречает игровой персонаж Веселый Треугольник. Весь материал находится в доступном для детей месте, соответствует возрасту детей, эстетически оформлен.
Палочки Кюизенера так же предназначены для развития логического мышления. Основные особенности этого материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Работу строю по принципу - от простого к сложному.
Для повышения интереса использую нетрадиционные формы
организации на тему телевизионных игр: «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Что, где, когда?», «Умники и умницы».
Ежедневно планирую «Математическую минутку». Это развивающие задания, например: «Чего в группе больше - столов или кукол?», «Что находится от тебя справа?», «Разложи по порядку», различные математические турниры, математические паузы, индивидуальная
коррекционная и развивающая работа с детьми.
Работа по реализации проекта проводилась в сотрудничестве со всеми специалистами и руководителем ДОУ. Большую поддержку я встретила в лице заведующего Балыбердиной Т.К., старшего воспитателя И.Н.Павловой и сменщицы О.В, Губановой. Они помогли сохранить принцип непрерывности. Со старшим воспитателем ДОУ И.Н.Павловой обсудили, как лучше к данной проблеме привлечь других специалистов детского сада. В результате появилась циклограмма, которая определяет время участия специалистов в работе с детьми и методической работе с воспитателями группы. Для полноценного развития детей выстраивала систему сотрудничества с семьями воспитанников. С этой целью использую активные формы работы:
- «Дни открытых дверей»,
- творческие задания,
- совместные экскурсии,
- открытые занятия,
- консультации,
- родительские собрания в форме «круглого стола»,
- выставки совместного творчества,
- совместные развлечения математического содержания.
- использование индивидуальных тетрадей с заданиями,
Чтобы родители были заинтересованы, я информирую их об успехах детей. В уголке для родителей помещаю информацию о проведенных занятиях. Провожу письменные и устные консультации по интересующим темам: «Цветные числа в детском саду», «Как построить работу' по развитию логического мышления в семье», «Игра в саду и дома» и др.
Эффективность используемых мною методов и приемов работы с детьми подтверждается результатами диагностики. Считаю, что целенаправленная работа по формированию у детей интеллектуальной компетенции дала положительные результаты. Прослеживается положительная динамика в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста.
На начало реализации проекта детей с высоким уровнем сформированности математических представлений не было. По итогам реализации проекта с высоким уровнем развития стало 40% детей, со средним 60%, а с низким уровнем развития 0 %.
Результаты сформированности элементарных иатематических представлений
Мониторинг развития речи за 2 учебных года показал положительную динамику.
Уровни речевого развития
Мониторинг понимания важности проблемы родителями за 2 года показал, что 90% родителей стали осознавать важность и своевременность работы по развитию логического мышления у детей. 100 % родителей создали дома игровой уголок из развивающих и математических игр. Каждая семья приняла участие в конкурсе на самую веселую, оригинальную развивающую игру математического содержания.
Проект реализован в полном объеме. Опыт работы представлен перед педагогами ДОУ и воспитателями Чувашской Республики.
Открытое занятие для воспитателей курсов повышения квалификации
Вывод.
Я считаю, что выбранная мною проблема «Использование развивающих методик в формировании элементарных представлений у детей с ОНР» очень важна как для формирования ЭМП, так и для общего интеллектуального развития. Современные методики способствуют развитию остроты, нестандартности, скорости, гибкости мышления. Особо можно выделить развитие логики, т.к. весь развивающий материал способствует выполнению ребенком логических действий, умозаключений. Наряду с развитием мыслительных процессов эффективнее развивается речь. Современные развивающие методики необходимы для организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Все они отвечают принципу «Учимся, играя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"
отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....
Отчёт по реализации проекта "Космос"
подготовительная группа...
Отчёт о реализации проекта "Такая разная осень"
старшая группа...
Отчёт о реализации проекта "Милая мама моя"
старшая группа...
отчёт о реализации проекта "Весна -красна!"
старшая группа...