Занимательная математика
учебно-методический материал по математике (средняя группа) на тему
Перспективный план кружковой деятельности по математике для детей средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progamma_kruzhka_zanimatelnaya_matematika.docx | 68.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования
«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Принято педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №11» Протокол № от « » 2016 г. | «Утверждаю» Заведующая МБДОУ «Детский сад №11» _________ Э.И.Нуриахметова Приказ № от «» 2016г. |
Рабочая общеобразовательная программа
дополнительной образовательной области познание (ФЭМП)
"Занимательная математика"
для детей средней группы (4-5 лет)
Составила: Артамонова Н.М.,
воспитатель
Оглавление
Оглавление ………………………………………………………………...2
I.Целевой раздел…………………………………………………………...3
Пояснительная записка ……………………………………………………. 3
Задачи программы …………………………………………………………………….4
Возрастные особенности психофизического развития воспитанников…………5 Планируемые результаты освоения программы……………………………… 9
II. Содержательный раздел………………………………………………..10
Содержание программы дополнительной образовательной деятельности…… 10
Календарно-тематическое планирование…………………………………….11
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников……………………………..15
III. Организационный раздел………………………………………………16
Расписание дополнительной образовательной деятельности…………………..16
Особенности организации предметно-пространственной среды………………....16
Приложения ……………………………………………………………….18
Использованная литература………………………………………………….18
Диагностические материалы по освоению программы………………………...18
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Рабочая общеобразовательная программа дополнительной образовательной области "Занимательная математика" по ФЭМП для детей средней группы (4-5 лет) разработана в соответствии со следующими документами:
1.Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от29.12.2012г.;
2.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013
№ 30038);
4.Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 гола № 706 «Правила оказания платных образовательных услуг»;
5."Основная образовательная программа воспитательно-образовательной деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»»;
6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13», утвержденные 15.05.2013г.;
7.Устав МБДОУ «Детский сад №11»;
Ведущей целью рабочей общеобразовательной программы ДОД является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 20 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель программы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи программы:
- 1.Развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
- 2.Развитие математических способностей и склонностей;
- 3.Качественная подготовка ребенка к школе;
- 4.Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Основные принципы:
1. построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
2. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3. поддержка инициативы детей в работе в тетрадях;
4. сотрудничество с семьей;
5. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
6. возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Для достижения цели и задач программы первостепенное значение имеют следующие факторы:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
Возрастные особенности детей 4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?»,
большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Формирование элементарных математических представлений у детей средней группы (от 4 до 5 лет)
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три —всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4,4-4,4-5, 5-5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными ипорядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по слету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну —3 и 3» или: «Елочек больше (3), а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»),
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные (длиннее —короче, шире —уже, выше —ниже, толще —тоньше или равные (одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной последовательности — в порядке убывания или нарастания величины. Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов (эта (красная) башенка —самая высокая, эта (оранжевая) —пониже, эта (розовая) — еще ниже, а эта (желтая)— самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.).
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров: большой —маленький куб (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка — круг, платок — квадрат, мяч —шар, окно, дверь —прямоугольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед — назад, направо —налево, вверх —вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева —окно, сзади на полках —игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко —близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Планируемые результаты освоения программы
1.Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
2.Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
3.Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
4. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
5.У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
6. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
7. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории. Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Овладение детьми следующими знаниями и умениями по формированию элементарных математических представлений
Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
Умеет считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?».
Сравнивает количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5), а также путем поштучного соотнесения предметов двух групп (составления пар); определять, каких предметов больше, меньше, равное количество.
Умеет сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения.
Различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знает их характерные отличия.
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе вверху — внизу, впереди — сзади); умеет двигаться в нужном направлении по сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице).
Определяет части суток.
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание дополнительной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений
Формирование элементарных математических представлений предполагает развитие предпосылок:
- сенсорные (ощущение и восприятие);
- мышления
-память
- развитие речи
- развитие специальных навыков ( счет, вычисление, измерение)
-развитие познавательных интересов.
Календарно-тематическое планирование
№ | Темы | Содержание | Цели | Количество занятий | Месяц | ||
1 | «Волшебная страна - математика» | «Знакомство с цифрами» | Побеседовать о цифрах, их значении, повторить знакомые цифры, познакомить с цифрами от 1 до 9. Познакомить с цифрой 0. | 1 | Сентябрь | ||
«Геометрические фигуры» | Побеседовать о геометрических фигурах, повторить ранее изученные и познакомить с новыми фигурами (трапеция, ромб), ввести понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. | 1 | |||||
«Сравнение множеств» рабочая тетрадь задание А стр.1 «Сравнение множеств» рабочая тетрадь задание Б стр1 | Учить детей сравнивать множество предметов отображая их в квадратах. | 1 | |||||
«Счёты» | Познакомить со счётами, рассмотреть их, объяснить их назначение. Познакомить с калькулятором, объяснить его значение. | 1 | |||||
2 | «Волшебные фигуры» | «На что похоже?» | Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур. | 1 | Октябрь | ||
«Волшебные превращения геометрических фигур (сгибание, разрезание, вырезание)» | Учить детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. | 1 | |||||
« Волшебные пазлы» | Познакомить с пазлами, показать, как их нужно складывать. Учить собирать пазлы из 6-12 частей. | 1 | |||||
3 | «Деление целого на части» | ||||||
«Часть – целое» рабочая тетрадь задание А стр 16 | Учить детей определять недостающую часть целого. | 1 | |||||
4 | «Порядковый счёт» | «Что такое «порядок»?» | Объяснить, что такое «порядок числа», расставить числа по порядку, познакомить с порядковыми числами. | 1 | Ноябрь | ||
«Интересные слова «между», «за», «после», «перед»» | Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других. | 1 | |||||
«Какой? Сколько?» | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов. | 1 | |||||
«Счет до 5» рабочая тетрадь задание А и Б стр.9 | Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов | 1 | |||||
5 | «Ориентирование на плоскости (на листе бумаги) | «Ориентирование на листе» | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | 1 | Декабрь | ||
«Лесенка» | Развивать графические навыки детей, умение ориентироваться на листе бумаги, находить «верх, низ, лево, право» на листе бумаги, выполнять графические задания. | ||||||
1 | |||||||
«Рисование фигур по точкам» | Развивать графические навыки детей. закреплять представление о геометрических фигурах. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. | 1 | |||||
«Ориентировка на листе» рабочая тетрадь задание А стр.14 | Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа. | 1 | |||||
6 | «Ориентирование в пространстве» | «Левая и правая рука» «Налево , направо» рабочая тетрадь, задание А стр 15 | Закрепление знаний о левой и правой стороне человека. Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки. Познакомить с «зеркальным отражением» | 1 | Январь | ||
«Сравнение по величине» рабочая тетрадь задание А стр.15 | Учить детей сравнивать предметы по величине. | 1 | |||||
«Выше –ниже» рабочая тетрадь задание А и Б стр.12 «Сравнение по высоте» рабочая тетрадь задание А и Б стр 13 | Учить детей определять предметы по высоте. | 1 | |||||
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» | Развивать умение ориентироваться в пространстве, умение называть расположение предмета относительно других предметов. | 1 | |||||
7 | «Ориентирование во времени» | «Сутки. Часы. Минутки» | Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. | 1 | Февраль | ||
«Дни недели» | Познакомить детей с днями недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так. | 1 | |||||
«12 месяцев» | Знакомство с месяцами, их порядком в году. Ввести понятие «календарь» | 1 | |||||
«Время года. Сезоны» | Познакомить детей с понятием «сезоны», рассказать , сколько их. | 1 | |||||
8 | «Измерительные приборы: линейка, весы, часы»» | «Знакомство с часами» | Познакомить детей с часами, рассказать об их значении, рассказать, какие виды часов бывают. | 1 | Март | ||
«Весы. Их использование» | Познакомить детей с весами, рассказать, какие бывают весы и их значение. Дать понятие «вес» | 1 | |||||
«Какие бывают линейки» | Познакомить детей с линейкой, рассказать о её значении. | 1 | |||||
«Рисуем по линейке» | Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку. | 1 | |||||
9 | «Королевство цифр» | «Пишем цифры: 0,1,2,3» «Число 2,3» рабочая тетрадь задание А и Б стр.2,3 | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | 1 | Апрель | ||
«Пишем цифры: 4,5,6» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . | 1 | |||||
«Числа от 1 до 5» рабочая тетрадь задание А и Б стр.6,7 | Учить детей работать в тетради с заданиями. | 1 | |||||
«Пишем цифры: 7,8,9» «Расставь числа по порядку» | Развивать мелкую моторику рук. Учить детей писать цифры, знать состав числа и порядок нахождения в линейке цифр . Развивать умение расставлять числа по порядку. | 1 | |||||
10 | «Логические задачки» | «Задачи на смекалку» «Задачи на действия (сложение и вычитание)» | Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия. Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать. | 1 | Май | ||
«Задачи на составление целого из частей» «Задачи на разделение целого на части» | Развивать мышление детей, умение делить целое на части и из частей составлять целое. | 1 | |||||
11 | «Волшебные монетки» | «Деньги. Их значение» | Познакомить детей с деньгами, их назначением | 1 |
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:
- Познакомить родителей с особенностями формирования элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста.
- Совместно с родителями способствовать развитию детской самостоятельности
- Помочь родителям в обогащении сенсорного опыта ребенка, развитии его любознательности, накоплении первых представлений о предметном, природном и социальном мире.
- Развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с ребенком дома, познакомить их со способами развития воображения, памяти, мышления, развития познавательных интересов у детей.
- Помочь родителям создать условия для развития сенсорных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
- Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
- Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об эстетическом воспитании детей.
- Организация тематических консультаций, папок – передвижек по формированию элементарных математических представлений у детей среднего возраста.
- Семинары – практикумы для родителей по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
- Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта по обучению ребенка дома.
- Организация семейных клубов по интересам.
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Расписание дополнительной образовательной деятельности:
№ | День недели | Время проведения |
1 | Вторник | 15.20 – 15.45 |
Список детей: 10 человек
Особенности организации предметно-пространственной среды
Успешное выполнение рабочей программы дополнительной образовательной деятельности требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды с учетом требований ФГОС ДО, а так же должна отражать индивидуальность педагога и детей группы. Программа предъявляет определенные требования к предметно – развивающей среде. Среда должна:
- обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
- побуждать детей к деятельности;
- способствовать развитию самостоятельности и творчества;
- обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка;
- должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
Материально-техническое обеспечение:
- ноутбук
- проектор
- магнитофон
4. медиа- и аудиотека с записями музыкальных произведений
Дидактические материалы по сопровождению продуктивной деятельности:
-рабочая тетрадь «Математика для малышей 4+» автор Д.Денисова и Ю.Дорожин,
-задачи в стихах,
- счётные палочки,
-математический конструктор,
- цифры,
- наглядные пособия
-методическая литература.
-дидактические игры для детей:
"Выложи узор",
"Логика",
"Геометрические фигуры",
«Мозаика",
"Собери цветы на поляну",
"Одинаковые и разные" ,
«Говорящие цвета»,
"Найди предмет"
«Волшебные пазлы»
Раздаточный материал:
рабочие тетради «Математика для малышей» 4+
счетные палочки
наборы геометрических конструкторов
карандаши
геометрические фигуры
альбомные и тетрадные листы.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Использованная литература
1.И.А. Понамарева, Формирование элементарных математических представлений. Москва, "Мозаика-Синтез", 2015;
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- 3-е изд., испр. И доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
3.Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст]: практическое пособие для воспитателей. - М: Академия. - 1996.
4. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада / Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. - М.: Просвещение , 1998.
6. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. -М.: Академия.
7.Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
8. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006.
9. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. - М., Просвещение, 2005.
10. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.
11.Л.А. Венгер. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.,«Просвещение» 1989.
12.З.А.Михайлова. Игровые и занимательные задачи для дошкольников. М., «Просвещение», 1990.
13.З.М.Богуславская. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., «Просвещение» 1991.
14.Т.В.Тарунтаева. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение» 1980.
15.Развитие математического мышления у детей 5-7 лет.
Диагностические материалы по освоению программы: В начале и конце учебного года проводится мониторинг, детей которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
№ | Список детей | «Количество и счет» | «Ознакомление с геометрическими фигурами» | «Определение величины» | «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости» | «Решение логических задач» |
| ||||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
Мониторинг проводится по 3 бальной системе диагностирования:
3 балла – высокий уровень ( выполняет задания самостоятельно)
2 балла – средний уровень ( выполняет задания при минимальной помощи взрослого)
1 балл – низкий уровень (выполняет задания при максимальной помощи взрослого)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
занятие по математике для следней группы детского сада...
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группе
Конспект НОД по математике «Занимательная математика» в старшей группеПрограммные задачи:-- закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;-- продолжать учить детей составлять и решать а...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
"Занимательная математика" (конспект занятия по математике в средней группе)
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; формировать представление о равенстве и неравенстве 2-х групп предметов на основе счета; закрепить умение различать шар, куб, цилиндр; закрепить умение раз...
Занятие по математике "Занимательная математика"
Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе...
Занятие по математике в старшей группе "Занимательная математика"
Итоговое занятие по математике для старшей группы....
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...