«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством логических игр и УДЕ»
консультация по математике (младшая группа) на тему
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_formirovanie_femp.docx | 247.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32»
Консультация - практикум для педагогов:
«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
посредством логических игр и УДЕ»
Подготовила:
Эренценова С.В.,
воспитатель группы №5
Элиста – 2017 г.
«Формирование элементарных математических представлений
у дошкольников посредством логических игр и УДЕ»
«Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир»
Лев Семенович Выготский.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает умение ориентироваться во всём, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни. Задача педагога – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка, подготовить к успешному обучению в школе.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития– проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребёнка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Логико- математические игры включают в содержание непосредственно образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Место этим играм в структуре непосредственно образовательной деятельности по математике определяется возрастом детей, целью, значением, содержанием, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. Логико- математические игры применяют не только в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного, но и в начале занятия с целью ознакомления нового материала. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, то есть предлагаются им лишь схемы или алгоритм выполнения занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, логическое мышление, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Характерной особенностью деятельности по развитию у дошкольника математических представлений, является её игровая направленность. Например, логико- математические игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Игры Воскобовича», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Волшебный круг», «Кубики и цвет», «Кубики для всех». Основное назначение игр - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур. В играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Из многообразия логико- математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки. Например: Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол).
Назначение загадок и задач – шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработки умения выделять главные свойства. Они могут быть использованы воспитателем в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за какими либо явлениями, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
С целью развития мышления детей используют различные виды логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск закономерностей, чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Какое число надо поставить в пустую клетку? Игра – «Четвертый лишний». Назначение логических задач и упражнений состоит в активации умственной деятельности ребят, в оживлении процесса обучения.
Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В детском саду в утреннее и вечернее время можно организовать игры математического содержания (словесные и с использованием пособий, настольно – печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки. Эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, и геометрическими фигурами, величинами, решению задач. С помощью этих игр, совершенствуются математические представления детей.
В дошкольной педагогике имеется множество разнообразных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Одна из наиболее оптимальной для качественного решения этих задач является технология УДЕ (Укрупнение дидактических единиц), автором которой является академик РАО доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев.
Целью данной методики является развитие творческой личности и совершенствование математического образования. «Чем раньше начато обучение по УДЕ, тем быстрее возрастает эффект активного мышления», - указывает Батр Пюрвеевич Эрдниев.
Суть разработки в том, что технология УДЕ решает задачи преемственности звеньев обучения: детский сад, школа, вуз. А главное достоинство методической системы УДЕ заключается в овладении детьми активными приёмами мышления, начиная уже с детского сада. Это положительно сказывается на всём последующем умственном развитии учащихся.
Главное, чтобы игры проводились в определенной системе с учетом принципа «от простого к сложному». Уяснение педагогом значимости включения данных игр в образовательную деятельность, поможет ему более рационально использовать их интеллектуально - развивающие ресурсы. И тогда игра для его воспитанников станет «школой мышления» - школой естественной, радостной и сосем не трудной.
Существуют такие элементы технологии УДЕ как: Матричное оформление материала, которое дает большие возможности для одновременного рассматривания широкого круга вопросов.
Логические упражнения, сопровождающиеся рисунками. В этих упражнениях прослеживается своеобразное опережение в обогащении словаря и логических операций.
Условные суждения вида: «Если…, то…», так как они являются наиболее распространенными в последующем изучении математики.
Взаимообратные действия – сложение и вычитание. Технология противопоставленных математических.
Прямой и обратный счет.
Сейчас я расскажу о матрице. Матрица в технологии УДЕ – это изображение (таблица), с помощью которого ведется классификация предметов, с учетом двух и более характеристик, где решаются одновременно несколько задач.
При работе с матрицей сначала берётся матрица на два столбца - левый, правый и два ряда – верхний, нижний. По одному рисунку, возможно, предлагать самые разнообразные логические задания на определение положения предмета, и качества предмета. Существует большое разнообразие различных вариантов от простых до самых сложных, над которыми и взрослому интересно «поломать голову».
Работа с матрицей.
Цель: Упражнять в отсчёте предметов по матрице П.Эрдниева, в пределах 6-ти, закрепить количественный и порядковый счёт; понятия: за, между, вверху, внизу, слева, справа. Учить уравнивать неравные группы предметов двумя способами: добавляя к меньшей группе, убирая из большей группы. Закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать мышление. Закрепить на калмыцком: свинья-haxa, лошадь- мөрн, овца-хөн, корова- үкр, кошка – мис, собака – ноха. круг-төгрг, квадрат- дөрвлжн, счёт.
Материал: демонстрационный материал: свинья, корова, овца, лошадь, кошка, собака; круги(8), квадраты(9), набор цифр; большие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ход занятия:
На таблице домашние животные: свинья- haxa, корова- үкр, лошадь-мөрн , овца-хөн, кошка – мис, собака – ноха.
«Ребята, кого вы видите, можете сказать одним словом? Правильно, это домашние животные. Сколько их? (покажите цифрой). Сколько животных в верхнем ряду? (3) В нижнем? (3). Кто стоит 1 -й в верхнем ряду слева ? (2-й, 3-й, ».В нижнем ряду кто стоит 1-й справа? Сколько животных стоит слева? (справа, посередине). Назовите, кто стоит слева(справа, посередине).Кто стоит за (между)...? Сколько их всех вместе?(6).
Игра с блоками Дьенеша.
Цель: Учить устанавливать равенство групп предметов разного размера, подвести их к пониманию того, что число предметов не зависит от их размеров, продолжать учить различать прямоугольник, квадрат, треугольник, используя блоки Дьенеша. Определять направления от себя: вниз – вверх, направо – налево; развивать логическое мышление. Закрепить на калмыцком: счёт до 5, цвет: зелёный – ноһан, синий – көк, заяц – туула, круг – төгрг.
Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник; набор цифр, 5 больших треугольников, 5 маленьких.
Ход занятия:
1 часть.
Ребята, к нам утром прилетал Карлсон и оставил вам вот это. Что это? Большие и маленькие треугольники. Какого они цвета? (зелёного – ноһан, синего – көк.). Он расставил их в два ряда. Какие? Верхний и нижний. И попросил, чтобы вы, не считая, определили каких треугольников больше. Каких меньше? Почему вы решили, что больших треугольников больше? (больше места занимают). Как проверить? Давайте посчитаем (на двуязычии). Что получилось? Правильно поровну, по 5. Большие треугольники занимают много места, а маленькие мало. Ещё мы как можем проверить, что их поровну? (наложить маленькие треугольники на большие).
Игра с палочками Кюизенера.
Учить детей считать и устанавливать соотношения между 5 предметами по длине.
- Палочки Кюизенера. «Разложи правильно 5 палочек" (разложить палочки, начиная от самой длинной). Давайте сосчитаем, сколько их (на двуязычии) и скажем, какого цвета каждая из них».
Если, при проведении непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности по математике для детей дошкольного возраста использовать логико-математические игры, то это приведёт к развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, к развитию их воображения, логического мышления и повышению уровня знаний по развитию элементарных математических представлений.
Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых выделяются «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера.
Одной из универсальных современных педагогических технологий является использование блоков Дьенеша.
Это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Дидактический материал основан на методе замещения предмета символами и знаками (методе моделирования).
Логические блоки представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.
Цель: Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников
Задачи:
- Развивать мыслительные умения: сравнение, анализ, классификация, обобщение.
- Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером
- Развивать пространственные представления.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Формы работы с блоками:
• Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения)
• Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей: Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;
• В подвижных играх: (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
• В сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – деньги; “Почта” - адрес на доме; “Поезд” - билеты, места;
Играя с блоками Дьенеша дети учатся:
1. Выполняют мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация, обобщение)
2. Выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие
3. Абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства
4. Обобщать объекты по одному, двум или трем свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
Вывод: Игры и упражнения с блоками позволяют моделировать важные понятия не только математики, но и информатики.
-Самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм)
Игры:
«Найди такую же фигуру»,«Найди не такую же фигуру»,«Наведи порядок»,
«Кто быстрее соберет блоки»,«Собери бусы», «Цепочка», «Второй ряд», «Построй дорожку», «Что изменилось», «Какая фигура лишняя?».
Параллельно с блоками Дьенеша можно начать работу с палочками Кюизенера. Эти две игровые технологии воспринимаются детьми как отдельное занятие, так же хорошо друг друга дополняют. Поэтому рекомендуется их использовать в комплексе.
«Палочки Кюизенера» – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Задачи:
1. Формировать понятие числовой последовательности, состава числа.
2. Подвести к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др.
3. Научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, освоить в процессе этой практической деятельности некоторые простейшие виды функциональной зависимости.
4. Подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел.
5. Развивать психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
6. Способствовать развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности.
7. Развивать умение работать в коллективе.
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
Палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием. Дети осваивают пространственные отношения (слева, направо, левее, вдоль, выше, чем и др., понятия «между», «каждый», «одна из.», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета» и т. д. Палочки, как дидактическое средство, вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, уровню развития детского мышления. С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии у них числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и наоборот, число и цвет
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Статья из опыта работы в образовательной области"Познание(формирование элементарных математических представлений)"Тема"Развиние элементарных математических представлений и логического мышления у детей среднего возраста".
В данной статье я хочу поделиться своим опытом работы с детьми среднего возраста при развитии элементарных математических представлений и логического мышления....
Памятка для родителей по теме "Формирование элементарных математических представлений и логического мышления детей старшей группы"
Даны рекомендации по формированию элементарных математических представлений и логического мышления детей 5-6 лет...
Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления - "Логические блоки Дьенеша"
Консультация для родителей...
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дьенеша
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Математическое Королевство". с использованием логических блоков Дь...
Обобщение опыта работы по формированию элементарных математических представлений посредством логических блоков Дьенеша
«Математика продолжает оставаться наиболее трудоемким учебным предметом в школе», - об этом говорят и родители и учителя и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина...
Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».
Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...