Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста».
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №41 р.п.Петровское
Доклад на тему:
«Использование блоков Дьенеша на занятиях
с детьми дошкольного возраста».
Подготовила: Казаринова Т.Н.,
воспитатель, 1кв.кат.
# В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
# Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.
# Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
- Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.
# На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).
# Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- Цветом – красные, желтые, синие;
- Размером – большие и маленькие;
- Толщиной – толстые и тонкие.
# Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.
# Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.
# Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т.д.).
Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.
# Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу:
1. Сначала путем накладывания, затем самостоятельного выкладывая
2. Рисования фигуры на чистом листе.
Методическое обеспечение
Варианты игр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста».
МАДОУ "Детский сад № 35 "Соловушка", г.Набережные Челны, 2012г. Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях математики с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель Чубурина...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию «Наши помощники». Тема: Использование тренажеров в работе с детьми дошкольного возраста.
В конспекте предложен один из вариантов построения образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием тренажеров в условиях ДОУ....
Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...
опыт работы. Тема "Использование ковролинографии в работе с детьми дошкольного возраста"
наименование и описание игр для ковролинографа....
Доклад на тему: "Организация вокально-хоровой работы с детьми дошкольного возраста в условиях соблюдения принципов индивидуализации и возрастной адекватности".
В докладе отражены цель, задачи, принципы, основные вокально-хоровые навыки, последовательность обучения детей пению и т.д., а также предоставлен практический материал в виде упражнений на дыхание, &q...
Доклад на тему: «Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы.
Доклад на тему:«Активные формы образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по программе «Социокультурные истоки» из опыта работы....