Занятие по математическому развитию
материал по математике (старшая группа) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

«ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Тип занятия: комплексный

Вид занятия: итоговый

Тема «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Цель: выявить знания, умения детей по математическому развитию.

Задачи:

Образовательные:   Совершенствование представлений о натуральном ряде чисел. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, конструктивных навыков. Совершенствование навыка ориентировки по плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

«ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Тип занятия: комплексный

Вид занятия: итоговый

Тема «ПОЛЕВЫЕ ЦВЕТЫ»

Цель: выявить знания, умения детей по математическому развитию.

Задачи:

Образовательные:   Совершенствование представлений о натуральном ряде чисел. Объединение частей в целое множество. Установление зависимости между множеством и его частью. Подготовка к пониманию сущности арифметических действий сложения и вычитания. Дальнейшее совершенствование умения выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов. Совершенствование умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, конструктивных навыков. Совершенствование навыка ориентировки по плану.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие мыслительной и речевой деятельности, зрительного и слухового внимания, речевого слуха, координации речи с движением, тонкой моторики.

Воспитательные задачи. Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, произвольности, навыков сотрудничества.

Доминирующая образовательная область: ОО «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей: ОО «Художественно-Эстетическое развитие», ОО «Коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие»

Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.

Словесные: чтение стихотворения «Угадайте, где мы были?»

Наглядные: работа по плану-схеме «Заливной луг»

Практические : игра «На заливном лугу», «Построим мостик»,  «Мы идем в поход», работа в тетради, игра «Математическое домино», физминутка, пальчиковая гимнастика.

Словарная работа: пасека, ульи, схема, стрелка.

Оборудование и материал:

Демонстрационный материал: Схема-макет, магнитная доска, карточки с цифрами, карточки с цветами.

Раздаточный материал: геометрические фигуры,  карточки с числами, цветные карандаши, тетради.

Предварительная работа. Ознакомление с моделью натурального ряда чисел в совместной деятельности. Разучивание пальчиковой гимнастики, разучивание гимнастики для глаз.

Индивидуальная работа. Строительство мостика.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Построим мостик. Создание положительного эмоционального фона занятия и сообщение темы занятия.

(Педагог сообщает детям о начале занятия и приглашает их в центр конструирования, где для каждого ребенка приготовлен контейнер с геометрическими фигурами.)

Педагог. Сегодня у нас последнее в этом году занятие по математике. И мы представим себе, что это прогулка на заливной луг, о котором говорится в стихотворении «Угадайте, где мы были». Но для того чтобы попасть на луг, нам нужно перейти через речку. А чтобы перейти через речку, нужно построить мост. Но сначала разомнем пальчики.

  • Пальчиковая гимнастика

Сейчас каждый из вас построит свой мост и расскажет, какие фигуры он для этого использовал. Обязательно расскажите о том, какого размера и цвета фигуры вы брали для постройки моста. Потом мы выберем самый лучший мост и по нему перейдем через речку.

  • Дети сооружают мосты из данных геометрических фигур, а потом по очереди рассказывают, какие фигуры они использовали для постройки.

(Таким образом отвечают по очереди все дети. Затем они выбирают самый красивый мост и аплодируют победителю.

2. Игра «Мы идем в поход».

Педагог приглашает детей к магнитной доске, на которой нарисован план заливного луга .

Педагог. Прежде чем отправиться в поход, давайте рассмотрим план заливного луга и решим, по какому маршруту мы пойдем.

Дети. На плане внизу мы видим реку и мост. Мы перейдем реку по мосту.

(Педагог кладет магнитную стрелку на мост.)

Дети. Потом мы пойдем налево, потому что слева на плане обозначена лужайка с цветами.

(Педагог кладет магнитную стрелку по направлению к полянке с цветами.)

Педагог. А почему мы не пойдем направо от моста?

Дети. Направо мы не пойдем, потому что справа изображена пасека, где много пчел. Пчелы могут быть опасны. Они могут нас ужалить. Потом мы пойдем в центр заливного луга, где изображено футбольное поле, и поиграем в футбол.

(Педагог кладет стрелку по направлению к футбольному полю.)

Педагог. В правом верхнем углу плана изображены деревья и палатка. Там у нас будет привал. Мы немного отдохнем.

(Педагог кладет стрелку по направлению к деревьям и палатке.)

Дети. В левом верхнем углу нарисован лес. От палатки мы пойдем налево к лесу, погуляем в лесу и насобираем земляники.

(Педагог кладет стрелку по направлению к лесу.)

Дети. А потом мимо полянки с цветами мы вернемся к мосту и перейдем речку. Так закончится наше путешествие.

(Педагог кладет стрелку по направлению к мосту.)

Педагог. Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь по плану. Можем идти в поход.

3. Игра «На заливном лугу».

  • Педагог приглашает детей на стульчики, стоящие перед коврографом, и прикрепляет на него в свободном порядке пять изображений ромашек.

Педагог. Вот мы и на цветочной полянке. Сколько ромашек на ней выросло? Сосчитайте.

(Дети пересчитывают цветы)

Дети.  Hа  Полянке выросло всего пять ромашек.

  • Педагог прикрепляет на коврограф в свободном порядке три изображения колокольчиков.  

Педагог. А сколько колокольчиков на полянке?

(Дети вновь пересчитывают цветы.)

Дети. На полянке всего три колокольчика.

Педагог. Каких цветов больше — ромашек или колокольчиков?

Дети. Ромашек больше, чем колокольчиков. Колокольчиков меньше, чем ромашек.

  • Педагог помещает на коврограф два изображения одуванчиков.)        

Педагог. На полянке выросли еще и одуванчики. Сколько всею одуванчиков?

(Дети вновь пересчитывают цветы.)

Дети. На полянке выросло всего два одуванчика.

Педагог. Сколько всего цветков на полянке? Сосчитайте.

Дети. На полянке всего десять цветков.

Педагог. Как получилось число десять?

Дети. Пять ромашек, три колокольчика и два одуванчика — всего десять цветков.

4. Игра «Ветерок-проказник».

(Педагог убирает с доски изображения одуванчиков.)

  • Педагог. Налетел ветерок-проказник, и шарики-одуванчики разлетелись на ветру. Сколько всего цветков осталось на полянке?

(Дети вновь пересчитывают цветы.)

Дети. Всего осталось восемь цветков.

Педагог. Почему цветков стало меньше?

Дети. Цветков стало меньше, потому что два шарика-одуванчика разлетелись.

Педагог. Верно.

(Педагог убирает изображения цветков.)

         Физминутка -упражнение «На футбольном поле».

(Педагог приглашает детей в центр группового помещения и предлагает им встать врассыпную.)

Педагог. Вот мы и на футбольном поле. Сейчас каждый из вас должен будет показать, как он играет с мячом на футбольном поле.

(Дети изображают игру в мяч)

         5. Работа в тетради. Упражнение «Нарисуй цветы».

(Педагог приглашает детей за столы, где приготовлены тетради и карандаши)

  • Педагог. Теперь мы на привале. Решили немного отдохнуть и нарисовать цветы, которые видели на лужайке. В квадратной рамке нарисуйте семь ромашек.

(Дети выполняют задание)

Педагог. Сколько ромашек вы нарисовали?

Дети. Мы нарисовали семь ромашек.

(Педагог ставит на наборное полотно карточку с цифрой «7»)

Педагог. В круглой рамке нарисуйте колокольчиков на один больше, чем ромашек.

(Дети выполняют задание)

Педагог. Сколько колокольчиков вы нарисовали? Почему?

Дети. Мы нарисовали восемь колокольчиков, потому что восемь на один больше, чем семь.

(Педагог ставит на наборное полотно карточку с цифрой «8»)

Педагог. В овальной рамке нарисуйте одуванчиков на один больше, чем колокольчиков.

(Дети выполняют задание)

Педагог. Сколько одуванчиков вы нарисовали? Почему?

Дети. Мы нарисовали девять одуванчиков, потому что девять на один больше, чем восемь.

(Педагог ставит на наборное полотно карточку с цифрой «9») Педагог. И наконец, в прямоугольной рамке нарисуйте незабудок на одну больше, чем одуванчиков.

(Дети выполняют задание.)

П еда го г. Сколько незабудок вы нарисовали? Почему?

Дети. Мы нарисовали десять незабудок, потому что десять на один больше, чем девять.

(Педагог ставит на наборное полотно картонку с цифрой «10».)

  • Педагог. Прочитайте получившийся ряд чисел.

Дети. «Семь», «восемь», «девять», «десять».

Педагог. Как получилось каждое следующее число в этом ряду?

Дети. Мы добавляли один к предыдущему числу.

  • Педагог. Правильно, а теперь я хочу поставить на доску карточки от «одного» до «семи», чтобы получился ряд чисел от «одного» до «десяти». Подскажите мне, как нужно расставить карточки.

Дети. «Один», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть». (Педагог ставит на наборное полотно картонки с соответствующими цифрами.)

Педагог. Прочитайте весь ряд чисел.

Дети. «Один», «два», «три», «четыре», «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять», «десять».

Педагог. Верно. И в этом ряду чисел каждое следующее число получено добавлением единицы к предыдущему числу.

6. Игра «Математическое домино».

(Педагог приглашает детей к магнитной доске и ставит на нее в ряд карточки с цифрами «5», «6». В руки он берет контейнер с картонками,

разделенными на две части.)

  • Педагог. После привала мы продолжили свое путешествие и оказались в лесу. А здесь уже созрели земляника и черника. Сейчас каждый из вас будет собирать ягоды — возьмет себе одну карточку, на одной половинке которой изображены ягоды земляники, а на другой — ягоды черники. Вике карточки не достанется. Она будет выполнять другое задание.

(Дети выбирают по одной карточке.)

Педагог. Пересчитайте, сколько всего ягод земляники и черники у каждого из вас на карточке.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Поставьте карточку под соответствующую цифру.

Педагог. Очень хорошо. Вы не допустили ошибок.

  • Педагог. Из каких чисел состоит число «пять»?

Дети. Число «пять» состоит из чисел «один» и «четыре», или «два» и «три», или «три» и «два», или «один» и «четыре».

  • П е даго г. Из каких чисел состоит число «шесть»?

Дети. Число «шесть» состоит из чисел «один» и «пять», или «два» и «четыре», или «три» и «три», или «четыре» и «два», или  «пять» и «один».

Педагог. Отлично! Это было очень трудное задание. Похлопайте себе. Наше путешествие закончилось. Мы идем через луг, переходим речку и возвращаемся в детский сад.

8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

(По предложению педагога дети вспоминают, что нового они узнали, что им было интересно делать на занятии. Затем педагог оценивает деятельность каждого ребенка.)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №43 комбинированного вида»

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности

«Полевые цветы»

Подготовила и провела

воспитатель  Тарасова В.И.

Саранск, 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Итоговое занятие по математическому развитию "Математическая страна"

Программное содержание:Образовательные:1. Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).2. Формировать представление о свойствах предметов: цвет...

Конспект занятия по математическому развитию во второй младшей группе «Математическое путешествие»

Закрепить умение находить один и много предметов в специально – созданной обстановке, пользоваться словами один, много; продолжать учить различать и называть круг квадрат....

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе. Тема: «Составление предмета из треугольников» (математический аквариум, старшая группа)

Цель: учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Задачи:-  упражнять в счете в пределах шести;- закреплять навыки порядкового счета впределах шести;- зак...

Конспект к организации и проведению занятия по математическому развитию «Математическая полянка»

Занятие по математике проходит с помощью 4 игр. Первая игра – «Сонные цифры», где мы вспоминаем цифры и расставляем их в нужном порядке и пересчитываем. Потом мы закрепляем состав чи...

Интегрированное итоговое занятие по математическому развитию «Путешествие на математический остров»

Интегрированное итоговое занятие по математическому развитию «Путешествие на математический остров»...