Математическое развитие
учебно-методический материал по математике по теме
Математическое развитие в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx | 925.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио
по Теории и методики
математического развития.
Выполнила студентка:
Кирилова Алёна.
Содержание:
- Краткое содержание разделов программ по ФЭМП в дошкольном учреждении.
- Роль обучения математике для всестороннего развития личности.
- Пути возникновения познавательного интереса к занятиям по ФЭМП.
- Приемы ФЭМП.
- Методы ФЭМП.
- Методические требования к занятию по математике.
- Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
- Типология технологических карт. Дидактическая игра.
- Средства обучения математике.
- Принципы обучения математике.
- Формы работы по математическому развитию дошкольников.
- Значение планирования работы по математическому развитию.
- Виды планирования.
- Содержание планирования работы математическому развитию.
- Индивидуальная работа. Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников.
- Примерная схема конспекта занятия.
- Виды учета работы.
- Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике.
- Значение самоанализа.
- Примерная схема анализа показательного занятия.
- Особенности формирования положительных представлений у дошкольников.
Краткое содержание
разделов программ по ФЭМП
в дошкольном учреждении.
Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ
- «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.
- «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).
- «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.
- «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.
V. «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».
Роль обучения математике для
всестороннего развития личности.
Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка
- Умственное
Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН.
- Физическое
Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз.
- Трудовое
Математика является тяжёлым трудом.
- Нравственное
Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность.
- Эстетическое
Красота математической мысли, эстетика пособий, четрежей, моделей.
Пути возникновения познавательного
интереса к занятиям по ФЭМП.
Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:
- объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);
- работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);
- связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);
- интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);
- посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.
Приемы ФЭМП.
Приемы ФЭМП
- Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
- Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
- Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
- Вопросы к детям.
- Словесные отчеты детей.
- Предметно-практические и умственные действия.
- Контроль и оценка.
Требования к вопросам воспитателя:
- точность, конкретность, лаконизм;
- логическая последовательность;
- разнообразие формулировок;
- небольшое, но достаточное количество;
- избегать подсказывающих вопросов;
- умело пользоваться дополнительными вопросами;
- давать детям время на обдумывание...
Требования к ответам детей:
- краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
- на поставленный вопрос;
- самостоятельные и осознанные;
- точные, ясные;
- достаточно громкие;
- грамматически правильные...
Что делать, если ребенок отвечает неправильно?
(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)
Методы ФЭМП.
Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):
а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);
б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);
в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).
2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):
а) иллюстративно-объяснительный;
б) проблемный;
в) эвристический;
г) исследовательский и др.
3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):
а) индуктивный (от частного к общему);
б) дедуктивный (от общего к частному).
4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):
а) работа под руководством педагога,
б) самостоятельная работа детей.
Особенности практического метода:
- выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
- широкое использование дидактического материала;
- возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
- выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
- использование математических представлений в быту, игре, труде и др.
Особенности наглядного метода
Виды наглядного материала:
- демонстрационный и раздаточный;
- сюжетный и бессюжетный;
- объемный и плоскостной;
- специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
- фабричный и самодельный.
Методические требования к применению наглядного материала:
- новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
- по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
- одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
- новый наглядный материал лучше показать детям заранее…
Требования к самодельному наглядному материалу:
- гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);
- эстетичность;
- реальность;
- разнообразие;
- однородность;
- прочность;
- логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);
- достаточное количество...
Особенности словесного метода
Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.
Требования к речи воспитателя:
- эмоциональная;
- грамотная;
- доступная;
- четкая;
- достаточно громкая;
- приветливая;
- в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
- в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе...
Требования к речи детей:
- грамотная;
- понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;
- с нужными математическими терминами;
- достаточно громкая...
Методические требования к занятию по математике.
Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)
1. Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.
2. Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.
- На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.
- Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.
- Используется разнообразный наглядный материал.
- Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.
- Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.
- Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.
- Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.
- Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.
- Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).
- Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.
- Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.
Способы поддержки хорошей работоспособности у детей на занятии.
Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
- Словесная активизация.
- Чередование различных видов деятельности.
- Смена наглядного материала.
- Физкультминутки и релаксация.
- Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.
Типология технологических карт.
Дидактическая игра.
Типология Т.К.
Дидактическая игра.
Этапы игры | Методы приемы | Деятельность воспит-ля. | Деятельность детей. |
Название игры | |||
Обучающая задача | |||
Правила | |||
Ход игры | |||
Итог |
Дидактическая игра: «Длинное - короткое».
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Этапы игры | Методы приемы | Деятельность воспит-ля. | Деятельность детей. |
Название игры | Словесный метод. | Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. | Дети внимательно слушают воспитателя. |
Обучающая задача | Словесный метод. | Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. | Дети с помощью Воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. |
Правила | Работа под руководством | Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. | |
Ход игры | Работа с раздаточным материалом. | Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого Воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная. | Внимательно слушают и повторяют за воспитателем. |
Итог | Вам понравилась наряжать плюшевого мишку и куклу Катю? Что мы с вами делали? | Да Мы измеряли ленточки для мишки и куклы. |
Средства и принципы обучения математике.
Средства ФЭМП
- Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).
- Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).
- Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...
Принципы обучения математике
- Сознательность и активность.
- Наглядность.
- Деятельностный подход.
- Систематичность и последовательность.
- Прочность.
- Постоянная повторяемость.
- Научность.
- Доступность.
- Связь с жизнью.
- Развивающее обучение.
- Индивидуальный и дифференцированный подход.
- Коррекционная направленность и др.
Формы работы по математическому развитию.
Формы работы по математическому развитию дошкольников
Форма | Задачи | Время | Охват детей | Ведущая роль |
Занятие | Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки | Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) | Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии) | Воспитатель (или дефектолог) |
Дидактическая игра | Закрепить, применить, расширить ЗУН | На занятии или вне занятий | Группа, подгруппа, один ребенок | Воспитатель и дети |
Индивидуальная работа | Уточнить ЗУН и устранить пробелы | На занятии и вне занятий | Один ребенок | Воспитатель |
Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.) | Увлечь математикой, подвести итоги | 1—2 раза в году | Группа или несколько групп | Воспитатель и другие специалисты |
Самостоятельная деятельность | Повторить, применить, отработать ЗУН | Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности | Группа, подгруппа, один ребенок | Дети и воспитатель |
Значение, виды и содержание планирования работы
по метаматематическому развитию.
Значение планирования работы по математическому развитию
- Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.
- Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития.
- Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.
- Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.
- Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.
Виды планирования
- Перспективное (на месяц, квартал, год).
- Календарное (по датам).
- Тематическое (по определенной проблеме).
- Комплексное (сочетающее разные задачи по различным
- направлениям).
- Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).
Содержание планирования работы математическому развитию
- Занятия по математике.
- Работа вне занятий (во время других режимных процессов).
- Связь с занятиями по другим методикам.
- Индивидуальная работа.
Индивидуальная работа. Условия, помогающие правильно спланировать работу по математическому развитию дошкольников.
Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников.
- Знание программы математического развития в ДОУ.
- Знание дидактических принципов обучения.
- Владение методикой математического развития дошкольников.
- Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.
- Знание возрастных особенностей детей данной группы.
- Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.
- Учитывание имеющихся знаний у детей.
- Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.
- Повышение квалификации воспитателя путем изучения
передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.
Примерная схема конспекта занятия.
Примерная схема конспекта занятия.
- Номер по порядку и название.
- Литература (автор, название, страницы).
- Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.
- Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).
- Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение
сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).
- Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).
- Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).
Виды учёта работы.
- Анализ занятия.
- Итог работы за день.
- Учет работы за месяц, квартал, год.
- Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.
Вопросы для самоанализа, значение и примерная схема анализа занятия.
Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике
- Выполнены ли программные задачи.
- Степень усвоения детьми программных задач.
- Какие дети и в чем затруднялись, почему?
- Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?
- Над чем еще надо работать.
Значение самоанализа
- Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.
- Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.
- Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.
Примерная схема анализа показательного занятия
- Фамилия, имя, отчество воспитателя.
- Название или тема занятия.
- Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии).
- Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.).
- Анализ содержания занятия:
- формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП;
- соответствие программе;
- соответствие возрасту и уровню развития детей;
- дозировка материала;
- сочетание задач из разных разделов;
- сочетание нового и старого.
6. Анализ хода занятия:
- структура (названия и последовательность частей);
- длительность занятия и частей;
- оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.);
• оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа).
- Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка).
- Оценка используемого наглядного материала:
- виды;
- количество;
- соответствие возрасту и уровню развития детей;
- соответствие программной задаче;
- эстетичность и гигиеничность;
- удобство размещения;
- эффективность применения.
9. Анализ, примененных методов и приемов.
10. Общие выводы: положительные, отрицательные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование познавательных книг математического содержания и рабочих тетрадей в логико-математическом развитии дошкольников
Полезная информация для педагогов...
Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».
Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...
Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....
Конспект ОД во второй младшей группе по математическому развитию Образовательная ситуация: «Математическое путешествие».
Конспект ОД во второй младшей группепо математическому развитиюОбразовательная ситуация: «Математическое путешествие»....
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.
Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...
Тезисы выступления на тему «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» (Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников)
Тезисы выступления на тему: "Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка"...