Математическое развитие
учебно-методический материал по математике по теме

Алёна Андреевна Кирилова

Математическое развитие в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio_po_matematicheskomu_razvitiyu.docx925.21 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио

по Теории и методики

математического развития. 

Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг

Выполнила студентка:                                              

Кирилова Алёна.                                                                    

                                                           

Содержание:

  1. Краткое содержание разделов программ по ФЭМП в дошкольном учреждении.
  2. Роль обучения математике для всестороннего развития личности.
  3. Пути возникновения познавательного интереса к занятиям по ФЭМП.
  4. Приемы ФЭМП.
  5. Методы ФЭМП.
  6. Методические требования к занятию по математике.
  7. Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
  8. Типология технологических карт. Дидактическая игра.
  9. Средства обучения математике.
  10. Принципы обучения математике.
  11. Формы работы по математическому развитию дошкольников.
  12. Значение планирования работы по математическому развитию.
  13. Виды планирования.
  14. Содержание планирования работы математическому развитию.
  15. Индивидуальная работа. Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников.
  16. Примерная схема конспекта занятия.
  17. Виды учета работы.
  18. Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике.
  19. Значение самоанализа.
  20. Примерная схема анализа показательного занятия.
  21. Особенности формирования положительных представлений у дошкольников.

Сотрудники ГУО "Ясли-сад 58 г.Гомеля"

Краткое содержание

разделов программ по ФЭМП

в дошкольном учреждении. 

Математика в играх. Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественно


Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

  1. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

  1. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

  1.      «Форма»: представления о форме предметов, о геометрических        фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

  1.     «Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

           V.         «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».


Роль обучения математике для

всестороннего развития личности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности социальное напр…


 Роль обучения математике для всестороннего развития личности ребенка

  • Умственное

Восприятие, внимание, память, сенсорика, мышление, речь, познавательный интерес, математические ЗУН.

  • Физическое

Развивается мускулатура кистей рук, спины, глаз.

  • Трудовое

Математика является тяжёлым трудом.

  • Нравственное

Дисциплинированность, организованность, ответственность, аккуратность.

  • Эстетическое

Красота математической мысли, эстетика пособий, четрежей, моделей.


Пути возникновения познавательного

интереса к занятиям по ФЭМП. Математика для дошкольников " Горка детский познавательный портал


Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы  («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

  • работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения.  Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
    К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)', положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.


Приемы ФЭМП.

Первые дни в детском саду - адаптация ребенка

Приемы ФЭМП

  1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
  2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
  3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
  4. Вопросы к детям.
  5. Словесные отчеты детей.
  6. Предметно-практические и умственные действия.
  7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • небольшое, но достаточное количество;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • умело пользоваться дополнительными вопросами;
  • давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • на поставленный вопрос;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные...

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)

Методы ФЭМП.

 Математика в детском саду и дома


Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1.        Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а)        словесный   (объяснение,   беседа,   инструкция,   вопросы и др.);

б)        наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в)        практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

2.        Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б)        проблемный;

в)        эвристический;

г)        исследовательский и др.

3.        Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а)        индуктивный (от частного к общему);

б)        дедуктивный (от общего к частному).

4.        Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а)        работа под руководством педагога,

б)        самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

  • выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;
  • широкое использование дидактического материала;
  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;
  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);
  • использование   математических   представлений   в   быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;
  • сюжетный и бессюжетный;
  • объемный и плоскостной;
  • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);
  • фабричный и самодельный.

Методические требования к  применению  наглядного материала:

  • новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;
  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;
  • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;
  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее…

Требования к самодельному наглядному материалу:

  • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой,  бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);
  • эстетичность;
  • реальность;
  • разнообразие;
  • однородность;
  • прочность;
  • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);
  • достаточное количество...

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;
  • грамотная;
  • доступная;
  • четкая;
  • достаточно громкая;
  • приветливая;
  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;
  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций,  темп достаточно быстрый,  приближающийся к ведению урока в школе...

Требования к речи детей:

  • грамотная;
  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить);   полными предложениями;
  • с нужными математическими терминами;
  • достаточно громкая...

Методические требования к занятию по математике.

Игра математика 8 класс - Электронные учебники


Методические требования к занятию по математике (зависят от принципов обучения)

1.        Образовательные задачи берутся из разных разделов программы по формированию элементарных математических представлений и комбинируются во взаимосвязи.

2.        Новые задачи подаются небольшими порциями и конкретизируются для данного занятия.

  1. На одном занятии целесообразно решать не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

  1. Знания даются систематично и последовательно в доступной форме.

  1. Используется разнообразный наглядный материал.

  1. Демонстрируется связь полученных знаний с жизнью.

  1. Проводится индивидуальная работа с детьми, осуществляется дифференцированный подход к отбору заданий.

  1. Регулярно осуществляется контроль над уровнем усвоения материала детьми, выявление пробелов в их знаниях и их устранение.

  1. Вся работа имеет развивающую, коррекционно-воспитательную направленность.

  1. Занятия по математике проводятся в первой половине дне в середине недели.

  1. Занятия по математике лучше сочетать с занятиями, не требующими большой умственной нагрузки (по физкультуре, музыке, рисованию).

  1. Можно проводить комбинированные и интегрированные занятия по разным методикам, если задачи сочетаются.

  1. Каждый ребенок должен активно участвовать в каждом занятии, выполнять умственные и практические действия, отражать в речи свои знания.


Способы поддержки хорошей работоспособности у детей на занятии.

Школа 142 - Апрель 2010


Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии

  • Словесная активизация.

  • Чередование различных видов деятельности.

  • Смена наглядного материала.

  • Физкультминутки и релаксация.

  • Трудный новый материал дается через 3—5 минут от начала занятия до 15— 18-й минуты.


Типология технологических карт.

Дидактическая игра. 

Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг


Типология Т.К.

Дидактическая игра.

Этапы игры

Методы приемы

Деятельность воспит-ля.

Деятельность детей.

Название игры

Обучающая задача

Правила

Ход игры

Итог

Дидактическая игра: «Длинное - короткое».

Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Этапы игры

Методы приемы

Деятельность воспит-ля.

Деятельность детей.

Название игры

Словесный метод.

Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски.

Дети внимательно слушают воспитателя.

Обучающая задача

Словесный метод.

Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками.  

Дети с помощью Воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам.

Правила

Работа под руководством

Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик.

Ход игры

Работа с раздаточным материалом.

Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого Воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем.

Итог

Вам понравилась наряжать плюшевого мишку и куклу Катю?

Что мы с вами делали?

Да

Мы измеряли ленточки для мишки и куклы.


Средства и принципы обучения математике.

http://dsuz796.mskobr.ru/images/cms/data/O1edf54fb6a8037bd424bae4c8ed45135.jpg


Средства ФЭМП

  1. Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

  1. Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал, демонстрационный и раздаточный материал, наборы «Учись считать» и др.).

  1. Литература (методические пособия для воспитателей, сборники игр и упражнений, книги для детей, рабочие тетради и др.)...

Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.

  • Наглядность.

  • Деятельностный подход.

  • Систематичность и последовательность.

  • Прочность.

  • Постоянная повторяемость.

  • Научность.

  • Доступность.

  • Связь с жизнью.

  • Развивающее обучение.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

  • Коррекционная направленность и др.


Формы работы по математическому развитию. Здравствуйте. Я - математика!, Обучение, образование - Колледжи, лицеи, школы, детские сады


Формы работы по математическому развитию дошкольников

Форма

Задачи

Время

Охват детей

Ведущая роль

Занятие

Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки

Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой)

Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии)

Воспитатель (или дефектолог)

Дидактическая игра

Закрепить, применить, расширить ЗУН

На занятии или вне занятий

Группа, подгруппа, один ребенок

Воспитатель и дети

Индивидуальная работа

Уточнить ЗУН и устранить пробелы

На занятии и вне занятий

Один ребенок

Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.)

Увлечь математикой, подвести итоги

1—2 раза в году

Группа или несколько групп

Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность

Повторить, применить, отработать ЗУН

Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности

Группа, подгруппа, один ребенок

Дети и воспитатель


Значение, виды и содержание планирования работы

по метаматематическому развитию. Для дошкольников интеллектуальная игра что где когда - Электронные учебники


Значение планирования работы по математическому развитию

  • Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития-детей.
  • Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития.
  • Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.
  • Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.
  • Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

  • Перспективное (на месяц, квартал, год).
  • Календарное (по датам).
  • Тематическое (по определенной проблеме).
  • Комплексное (сочетающее разные задачи по различным
  • направлениям).
  • Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Содержание планирования работы математическому развитию

  • Занятия по математике.
  • Работа вне занятий (во время других режимных процессов).
  • Связь с занятиями по другим методикам.
  • Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа. Условия, помогающие правильно спланировать работу по математическому развитию дошкольников.

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию художественных способност


Условия, помогающие правильно спланировать работу математическому развитию дошкольников.

  • Знание программы математического развития в ДОУ.
  • Знание дидактических принципов обучения.

  • Владение методикой математического развития дошкольников.

  • Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

  • Знание возрастных особенностей детей данной группы.

  • Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

  • Учитывание имеющихся знаний у детей.

  • Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.

  • Повышение квалификации воспитателя путем изучения
    передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.

Примерная схема конспекта занятия.

Частный детский сад ясли полного дня в Санкт-Петербурге для малышей от 1,5 лет Взмах - частный детский сад школа с английским

Примерная схема конспекта занятия.

  1. Номер по порядку и название.

  1. Литература (автор, название, страницы).

  1. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.

  1. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).

  1.  Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение
    сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).

  1. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).

  1. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).

Виды учёта работы.

Веселые картинки для детей. Обои для рабочего стола с персонажами мультфильмов и детских книг

  • Анализ занятия.
  • Итог работы за день.
  • Учет работы за месяц, квартал, год.
  • Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.

Вопросы для самоанализа, значение и примерная схема анализа занятия.

 "Метод мажоранта" математика Выполнили: ученицы 10а класса Куркотова Ирина Трепачева Елена

Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике

  1. Выполнены ли программные задачи.
  2. Степень усвоения детьми программных задач.
  3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?
  1. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?
  2. Над чем еще надо работать.

Значение самоанализа

  • Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.
  • Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.
  • Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.

Примерная схема анализа показательного занятия

  1. Фамилия, имя, отчество воспитателя.
  2. Название или тема занятия.
  1. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии).
  2. Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.).
  3. Анализ содержания занятия:

  • формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП;
  • соответствие программе;
  • соответствие возрасту и уровню развития детей;
  • дозировка материала;
  • сочетание задач из разных разделов;
  • сочетание нового и старого.

6.        Анализ хода занятия:

  • структура (названия и последовательность частей);
  • длительность занятия и частей;
  • оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.);

•        оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа).

  1. Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка).
  2. Оценка используемого наглядного материала:

  • виды;
  • количество;
  • соответствие возрасту и уровню развития детей;
  • соответствие программной задаче;
  • эстетичность и гигиеничность;
  • удобство размещения;
  • эффективность применения.

9.        Анализ, примененных методов и приемов.
10. Общие выводы: положительные, отрицательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект занятия по математическому развитию в старшей группе Тема: «Игровые занимательные задачи, как одно из средств формирования математических представлений и развитие логического мышления и воображения».

Задачи:Закрепить умение работы с планом.Умение строить из палочек логическую дорогу по зрительной памяти.Умение определять место числа среди других чисел ряда.Состав чисел из двух меньшихРешение...

Конспект НОД по математическому развитию «Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, деление квадрата на 2, 4 части»

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью цифр и знаков, познакомить с цифрой 7, учить порядковому счёту....

Конспект ОД во второй младшей группе по математическому развитию Образовательная ситуация: «Математическое путешествие».

Конспект ОД во второй младшей группепо математическому развитиюОбразовательная ситуация: «Математическое путешествие»....

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Математика в детском саду», за 2017-2018 учебный год.

Отчет в подготовительной группы «Теремок» о работе пилоткой площадке развития математического образования на основе комплексной программы математического развития «Мате: плюс. Матема...