Математические представления через сказку.
статья (старшая, подготовительная группа) по теме
Математические представления через сказку.
Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки.
Лев Семёнович Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Математические представления через сказку.
Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки.
Лев Семёнович Выготский.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому в подготовительной к школе группе особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Программа по развитию элементарных математических представлений подготовительной к школе группы предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах. Работа по развитию математических представлений в основном осуществляется на занятиях. Как следует строить их, чтобы обеспечить прочное усвоение детьми знаний? Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения. Установлено, что обучение детей дошкольного возраста разным видам математической деятельности направлено в основном на то, чтобы раскрыть связи и отношения между предметами. А это значит, что такое обучение приводит не только к определенному практическому результату (овладению навыками счета, решению арифметических задач), но и к значительному общеразвивающему эффекту. Проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности. Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников. Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. Ведущая педагогическая идея заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на математические способности детей дошкольного возраста посредством внедрения в непосредственно образовательную и образовательную деятельность технологии использования художественной литературы.
Целью педагогической деятельности является создание условий для развития математических способностей у детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Для достижения цели обозначены следующие задачи:
- Выработать у детей интерес к самому процессу познавательной деятельности;
- Способствовать самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач;
- Учить устанавливать временные отношения, формировать порядковый и количественный счёт, определять пространственное расположение предметов;
- Воспитывать у детей любознательность, инициативность, стремление к достижению познавательной цели.
Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Художественная литература с помощью образных средств открывает и объясняет ребенку особенности различных свойств и отношений, которые существуют в социальном и природном мире и которые значимы для познавательного развития ребенка с отставанием в развитии. При выборе литературных произведений для занятий с математическим содержанием необходимо учитывать состояние связной речи. Использовать для занятий лучше такие художественные тексты, которые формируют представления детей о временах года, времени суток, днях недели, о величине и пространственных ориентировках, количественные представления.
Для математического развития детей дошкольного возраста прежде всего можно использовать произведения народного творчества (потешки, песенки, сказки), авторские рассказы, стихи, сказки Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других. Какие же произведения художественной литературы помогают нам в математическом образовании детей дошкольного возраста?
Важно использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывая их возрастные особенности. С помощью сказок дети легче усваивают временные отношения. Так, очутившись в сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), а также сравнивают предметы мебели по высоте и длине.
Пространственные, количественные и величиные свойства и отношения достаточно ярко представлены в любимой детьми и взрослыми сказке «Репка». С ней дети знакомятся уже в младшем возрасте, а в среднем и старшем возрасте к ней можно обращаться при изучении детьми элементарных математических отношений. Например: дед посадил маленькую репку, а выросла и стала большая. Этот факт может разнопланово проигрываться с использованием тех математических отношений, которые в нем заложены. Пересказывая сюжет сказки, ребенок прибегает к пантомимическим действиям (показ величины руками), так и к словесному определению величины. Герои сказки выстраиваются в ряд, который постоянно увеличивается, по мере того как подходят новые помощники. На примере образовавшейся цепочки героев сказки эффективно формируются представления детей о длине, которые дети могут закрепить с помощью полосок разной длинны. На материале этой сказки формируются количественные представления один, много, два, три персонажа. Закреплять представления о геометрических фигурах используя сюжет сказки «Три поросёнка», помогут задания: «В каком по форме домике будет комфортно жить поросятам?», «Постройте при помощи геометрических фигур домик поросятам». По сказке «Цветик-Семицветик», при закреплении знания порядкового и количественного счёта, а также уравнивания количества предметов можно дать задание детям посчитать «Сколько игрушек у девочки Жени?», «На каком по счёту месте определённая игрушка». Затем, уже размещённые игрушки на полках, сравнить по количеству и определённым способом уравнять их. В сказке «Гуси – лебеди», по сюжету дети прячут героев под яблонькой, предварительно выполнив задание: «Составьте и решите задачу, про яблоки, которые висят на ветке и которые лежат на земле». При формировании временных представлений можно рекомендовать стихотворения «Часы» (Г.Сапгир), «Машенька» (А.Барто), «Пастушок» (Г.Демченко), «Зазвонил будильник» ((Г.Ладонщиков), «Все спят» (С.Капустян), «Новая столовая» (З.Александрова) и другие. У С.Маршака есть целый цикл стихотворений посвященных временам года. Он называется «Круглый год». Ему же принадлежит в полном смысле математическое стихотворение «Веселый счет».В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указания на числа (например, «Двенадцать месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.п.). «Колобок» познакомит с порядковым счётом, «Теремок» и «Репка» помогут запомнить количественный и порядковый счёт, да ещё и основы арифметических действий. Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий.
Например: «Красная Шапочка принесла бабушке пирожки с мясом и грибами. С мясом было 3 пирожка, а с грибами - 2. Сколько всего пирожков принесла девочка своей бабушке?».
Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго. Регулярное использование системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательных способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни. Таким образом, использование нетрадиционных методов работы, разнообразных игр и упражнений математического содержания положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии (развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие у дошкольников математических представлений через сказку"
Как использовать сказки при формировании элементарных математичеких представлений? Ответ на этот вопрос вы найдете в этой статье....
формирование элементарных математических представлений через сказку
формирование элементарных математических представлений через сказку...
доклад по математическому воспитанию дошкольников "Формирование элементарных математических представлений через сказку"
Формирование элементарных математических представлений через сказку...
«Формирование элементарных математических представлений через сказку в соответствии с ФГОС ДО» Выступление на РМО
Сказка учит жить, а иначе, зачем же наши предки тратили драгоценное время на них. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую ж...
Доклад «Формирование элементарных математических представлений через сказку»
Сказки - наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве»...
"Формирование элементарных математических представлений через сказку". Воспитатели МБДОУ "Детский сад №14" Юдина Алевтина Геннадьевна , Бушмакина Елена Николаевна
Свою работу начали с пополнения предметно-развивающей среды.В группе были созданы соответствующие условия дляформирования элементарных математических представленийчерез сказку.Имеющийся материал распо...