Проект "Забавные фигуры"
проект по математике (средняя группа) на тему
Данный проект направлен на более углубленное усвоение детьми знаний о геометрических фигурах, применение знаний в конкретной ситуации, в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zabavnye_figury.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»
Проект
«Забавные фигуры»
Автор
воспитатель:
Дебирова
Минара
Такабудиновна
2016г. Нефтеюганск
Участники проекта: воспитанники средней группы №3, родители, воспитатели.
Сроки реализации: 19.09. – 26.09.16г.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Вид проекта: информационно - исследовательский, творческий.
Актуальность проекта: Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Данный проект направлен на более углубленное усвоение детьми знаний о геометрических фигурах, применение знаний в конкретной ситуации, в повседневной жизни. В ходе реализации проекта дети увидят значимость знаний о геометрических фигурах и формах.
Проблема: неумение детьми применять знания о геометрических фигурах в нестандартных ситуациях, находить их в окружающем пространстве.
Цель проекта: Расширение представлений воспитанников о геометрических фигурах. Повышение у детей среднего дошкольного возраста интереса к познанию посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, тел с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
Задачи проекта:
- Продолжать формировать у детей представления о геометрических фигурах: сравнивать между собой, видеть их в формах окружающих предметов.
- Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение.
- Развивать у детей конструктивные способности, интерес к аппликации.
- Развивать умение работать как самостоятельно, так и в совместной деятельности с другими детьми.
- Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Ожидаемый результат:
- Закрепление и расширение знаний о геометрических фигурах,
- Формирование конструктивных способностей, развитие интереса к аппликации.
- Развитие умений систематизировать, обобщать, классифицировать, преобразовывать одну геометрическую фигуру в другую.
- Формировать умение работать в паре и договариваться друг с другом.
Этапы проекта:
- Подготовительный,
- Исследовательский
- Заключительный (обобщающий).
- Этап: Подготовительный.
Воспитатели:
1.Постановка проблемы.
2. Определение целей и задач.
3.Создание условий для презентаций.
4.Подбор информации через интернет (интересные сообщения о геометрических фигурах, телах)
5.Подготовка информации для родителей о проекте (объявления, индивидуальные консультации).
Родители:
- Участие в оформлении дидактических пособий.
- Участие в оформлении схем-знакомств с геометрическими фигурами.
Дети:
- Поиск информации в различных источниках.
- Оформление книжек – малышек на тему «Загадки о геометрических фигурах».
- Рисование + аппликация «Удивительные фигуры».
2. Этап: Основной
Формы реализации проекта.
Вид деятельности | Задачи | Методы и приемы |
Познание ФЭМП | Познакомить с геометрическими фигурами. | Совместная организованная деятельность. Дидактические игры. Рассматривание: 1. Схемы постройки «домика» из строительного материала. 2.Образцов аппликации из геометрических фигур. Занятие «Умка и геометрические фигуры» (с использованием презентации «Математика вокруг»). Просмотр презентации «В мире геометрических фигур». Тематический коллаж «Превращение геометрических фигур в предметы» |
Познавательное развитие | Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. | Наблюдения. Отгадывание загадок. Беседы: «Расскажи о геометрической фигуре», «Почему квадрат не катится», «Какие геометрические фигуры и тела ты знаешь» Рассматривание картин и иллюстраций. |
Развитие речи | Учить описывать геометрические фигуры, составлять рассказы и сказки о фигурах. | Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Составление рассказов, сказок. |
Ознакомление с худ. литературой | Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок предметы заданных форм, творческого преобразования отдельных художественных образов. Развивать стремление к новым встречам с героями, вспоминать события. | Чтение стихотворений о геометрических фигурах. Чтение сказок «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Три поросенка». Заучивание стихов, считалок, загадок о геометрических фигурах, задачи в стихотворной форме, пересказ детьми сказок по модели с заместителями «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята», «Теремок». Разные виды театра. Рассказывание сказки по схеме. «Закончи сказку по-другому». |
Физ.воспитание | Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определенных форм. | Подвижные игры: «Найди свой домик», «Ловишки из круга», «Ловишки с мячом», «Найди, где спрятано? », «Свободное место», дидактические игры с математическим содержанием: «Угадай вид спорта», «Спортивное домино». |
Социально-коммуникативное развитие | Закрепить форму геометрических фигур через рисование разных предметов, лепку. Формировать умения использовать полученные знания в сюжетно-ролевой игре | Аппликация + Рисование + Лепка Превращение фигур в предметы. Составление коллажа «Веселое приключение», альбома «Удивительные фигуры». Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Строители», «Детский сад», «Ателье». Учебные пособия: «Магнитная мозаика», блоки Дьенеша, Дидактические игры: «Укрась снеговиков», лото «цвета и фигуры». Настольные развивающие игры: «Подбери по цвету и форме», «Веселые фигуры», «Цвет и форма». Решение логических задач на поиск недостающих фигур, закономерностей. Пальчиковые игры: «Домик», «Колечки», «Зонтик». Отгадывание загадок о геометрических фигурах. Работа с родителями: изготовление математических игр: «Судоки», «Танграм»; дидактических игр «Укрась снеговика», «Логические цепочки». |
Самостоятельная деятельность | Развивать умение детей создавать образы предметов из геометрических фигур. | Конструирование по схеме или по собственному замыслу из цветной бумаги, конструктора, блоков Дьенеша (на выбор ребенка) и презентация своего рассказа (сказки) о нем. |
Формы реализации проекта:
- Непосредственно – образовательная деятельность
ОО «Познание» ФЭМП. | Беседы: «Моя любимая фигура», «Как найти предмет похожую на фигуру?», «В мире фигур», «Почему квадрат не катится». |
ОО «Коммуникация» | Составление описательных рассказов о фигурах, предметах заданной формы. Составление рассказов, сказок. |
ОО «Чтение художественной литературы». | РНС «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята» |
Физ. воспитание. | Подвижные игры: «Найди свой домик», «Ловишки из круга», «Ловишки с мячом», «Найди, где спрятано? », «Свободное место». |
- Этап: Заключительный
Итог проекта:
Проект позволил детям расширить знания о геометрических фигурах, сформированы умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность стимулировала у воспитанников развитие логического мышления, мыслительных операций, повысила мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформирован стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Продукты проектной деятельности
1. Создание альбома «Удивительные фигуры».
2. Дидактические игры на развитие логики и мышления: «Танграмм», «Судоки».
3. Создание книжек - малышек с загадками и сказками.
4. Коллаж «Веселое приключение».
5. НОД «Умка и геометрические фигуры»
Используемая литература:
1. Н. Ехевич, Б. Никитин «Развивающие игры для детей», М: «ТОМО», 1990 г.
2. З.А. Михайлова «От трех до семи», СПб: « Детство-пресс»,2003г.
3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002.
Приложение
Математические задачи в стихах
Пять цветочков у Наташи,
И ещё два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять?
____________________________________________________
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек?
_____________________________________________________
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
______________________________________________________
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет.
Съел одну конфету внук.
Сколько же осталось штук?
_______________________________________________________
Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Две большие клеточки
В каждой по три веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?
_____________________________________________________
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
___________________________________________________
Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать?
___________________________________________________
В снег упал Серёжка,
А за ним Алешка.
А за ним Иринка,
А за ней Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
___________________________________________________
Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят?
___________________________________________________
Как под ёлкой встали в круг
Зайка, белка и барсук,
Встали ёжик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последним встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь!
Картотека игр:
«Сделай узор»
Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки, правильно называть геометрические фигуры, а потом их них складывать различные предметы.
Загадайте детям загадки про геометрические фигуры:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его?...
(квадрат)
Ты на меня, ты на него, на всех нас посмотри,
У нас всего, у нас всего, у нас всего по три:
Три стороны и три угла, и столько же вершин,
И трижды трудные дела мы трижды совершим.
Все в нашем городе друзья, дружнее не сыскать,
Мы….. семья, нас каждый должен знать.
(треугольник)
Без конца, без края -
Линия прямая.
Хоть сто лет по ней иди -
Не найдёшь конца пути.
(круг)
«Назови такое же число»
Цель: Учить детей находить различное количество геометрических фигур, сравнивать их по размеру, цвету, Учить находить предметы похожие на эту фигуру.
Перед детьми на столе «коврик» (лист бумаги), разделённый на треугольники разной конфигурации, квадраты, прямоугольники и игральный кубик. Дети по очереди бросают игральный кубик на коврик и должны назвать фигуру, на которую упадёт кубик. (можно также найти на «коврике» столько же фигур, сколько точек на грани кубика; назвать фигуру и найти в комнате предметы такой же формы).
«Кто больше запомнит?»
Цель: Закрепить знания о геометрических фигурах, считать их, называть количество и цвет.
На фланелеграфе в произвольном порядке располагаются разные геометрические фигуры (6 шт.). Дети рассматривают их и запоминают. Воспитатель считает до 3 и закрывает фигуры, предлагает назвать как можно больше фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто назовёт больше фигур. Он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.
«Игра со счетными палочками Кюизенера»
Игра «У кого больше»
Цель. Закреплять название геометрических фигур: «треугольник», «квадрат», «прямоугольник». Учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине. Развивать воображение.
Воспитатель раздает детям карточки с геометрическими фигурами и предлагает им выложить их из палочек.
Вопросы
– Какого цвета треугольники?
– У кого из вас треугольник большой? У кого маленький?
– Какие треугольники по величине?
– Почему получились разные треугольники?
– Посмотрите на свои фигуры и скажите, что еще может быть такой формы (косынка, колпак, елка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)
Развивать у детей младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и устанавливать равенство между двумя группами предметов...
Конспект открытого интегрированного занятия для второй младшей группы на тему «Заколдованные фигуры» (обобщение темы «Геометрические фигуры»)
Развивать у детей младшего дошкольного возраста умение самостоятельно распознавать геометрические фигуры по форме, цвету и величине и устанавливать равенство между двумя группами предметов...
Интегрированная образовательная деятельность на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка»
Интегрированное занятие в средней группе на тему « Геометрические фигуры при обучении счету и аппликация из геометрических фигур «Бабочка» Цель: математика: продолжать...
«Закрепление и обобщение полученных знаний в области геометрических фигур, знакомства с новой геометрической фигурой - трапецией».
Знакомство с трапецией....
Количество и счет. Закрепить знания о цифре 2. Величина. Короткий, длинный, геометрические фигуры. Овал (находить среди множества фигур).
· Закрепить знания о цифре 2:· Учить соотносить цифру с количеством предметов.;·...
Конспект итогового занятия по математике в старшей группе Тема: «Играем с Машей и Медведем» Программное содержание: Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплять представления детей о геометрических фигурах. Прод
Конспект итогового занятия по математике в старшей группеТема: «Играем с Машей и Медведем»Программное содержание:Образовательные: Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигур...
"Геометрические фигуры" Закрепляем знание геометрических фигур.
Закрепить знания о геометрических фигурах круг, овал, прямоугольник, квадрат...