Инновационная площадка "Развитие логического мышления дошкольников с использованием современных образовательных технологий"
опыты и эксперименты по математике (старшая группа) на тему
Инновационная площадка на базе МБДОУ №11 "Чебурашка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.96 КБ |
![]() | 17.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №11 «Чебурашка»
Павлова Н. В. , воспитатель
Информация об опыте
Мозг хорошо устроенный стоит больше,
чем мозг наполненный
(Мишель Монтень)
Условия возникновения инновационной деятельности
Инновационная деятельность создается на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад №11 «Чебурашка»
Анкетирование родителей показало, что большинство семей мало уделяют внимания развитию логического мышления в силу педагогической безграмотности (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой).
Началом работы стало проведение диагностики по определению исходного уровня логического мышления у детей старшего дошкольного возраста .
Результаты диагностики уровня логического мышления у детей показали, что в основном дети находятся на среднем уровне, т.е. достаточно хорошо владеют количественными операциями, умеют сравнивать предметы по величине. Но дети этой группы не могут применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач, у них недостаточно сформированы представления о математических свойствах и закономерностях; дети затрудняются классифицировать предметы по их свойствам, слабо устанавливают логические связи и закономерности.
На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.
Актуальность
Мы живем в веке информационных технологий и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей.
Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышлени должно проходить на доступном детям материале в игровой форме.
Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых психолого-педагогических условий, содействующих развитию логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе современных образовательных технологий. При проведении работы учитывается преемственность образовательных программ, обязательное включение в эту работу семьи, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка.
Цель: «Развитие логического мышления дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Основные задачи :
- Конкретизировать научное представление о механизме возникновения логического мышления у дошкольников.
- достичь положительной динамики развития логического мышления у старших дошкольников.
- Разработать и апробировать систему логических игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления . Создать банка игр.
- Способствовать эффективному взаимодействию детского сада и семьи в развитии логического мышления детей.
Этапы работы
1 Этап Диагностический – август-сентябрь 2016г.
2 Этап Прогностический – октябрь 2016 г.
3 Этап Организ ационный - ноябрь 2016 – май 2017г.
4 Этап Практический – сентябрь 2017 – декабрь 2018
5 Этап Обощающий – апрель – май 2018г.
6 Этап Внедренческий – май 2018 г.
Ожидаемые результаты
У детей:
- повыситься уровень сформированности таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое (умение анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);
- разовьются речевых навыков (умение рассуждать, доказывать);
- разовьются интеллектуальные возможности детей
Педагоги:
- повысится уровень теоретической подготовки по данной теме, профессионализм;
- самореализация, личностный и профессиональный рост;
- будут использовать современные образовательные технологии для развития логического мышления старших дошкольников
Родители:
- заинтересуются проблемой развития логического мышления детей;
- будут использовать современные образовательные технологии для развития детей
Занятия с детьми дошкольного возраста немыслимы без использования занимательных игр, задач, развлечений.
С опорой на эту классификацию нами уже создана предметно-развивающая среда, а именно, уголок занимательных игр. Он оформлен в соответствии с гигиеническими, эстетическими и дидактическими требованиями. Созданы
картотеки загадок, занимательных задач, словесных игр, упражнений. Приобретены блоки Дьенеша, палочки Кюизнера, разрабатываются развивающие компьютерные игры и презентации, шашки. Многие пособия сделаны своими руками, например, игра «Крестики-нолики», «Танграм», «Геоконт», «Колумбовое яйцо».
- Классификация современных образовательных технологий
Современные образовательные технологии
логические Проекты ИКТ
игры, задачи,
упражнения
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
№ 11 «Чебурашка»
Инновационная деятельность
тема: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»
Авторы: Расторгуева Л. В. , ст. воспитатель
Павлова Н. В. , воспитатель
Моршанск
2016 г.
План экспериментальной работы. Циклограмма.
МБДОУ № 11 «Чебурашка» на 2016 -2017 2017- 2018 учебные годы
по теме: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий»
Цель: «Развитие логического мышления дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Основные задачи :
- Конкретизировать научное представление о механизме возникновения логического мышления у дошкольников.
- достичь положительной динамики развития логического мышления у старших дошкольников.
- Разработать и апробировать систему логических игр, способствующих развитию у дошкольников логического мышления . Создать банка игр.
- Способствовать эффективному взаимодействию детского сада и семьи в развитии логического мышления детей.
Название этапа | Сроки | Содержание работы | Необходимое обеспечение | Ожидаемые результаты | Способ контроля и фиксации результатов |
Диагностический 1 | Август-сентябрь 2016 г. | Анализ состояния коррекционно-образовательного процесса по проблеме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» Выявление и формулировка противоречий (наблюдения, результаты мониторинга по направлению «Познавательное развитие», образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» | Результаты мониторинга по направлению «Познавательное развитие», образовательной области «Формирование элементарных математических представлений» за 2016-2017учебный год | Аналитическая справка с формулировкой противоречий, выявление актуальности проблемы | Мониторинг детей |
Прогностический 2 | Октябрь 2016 г. | Разработка карты эксперимента (постановка цели, задач, формулировка гипотезы, продумывание негативных последствий) | Научная и методическая литература. Консультация у специалистов. | Готовность администрации, воспитателей, старших дошкольников к проведению эксперимента. Сформированность у родителей представлений о значимости эксперимента. Необходимая материальная база. | Карта опытно – экспериментальной деятельности |
Организационный 3 | Ноябрь 2016 –май 2017 г. | Подготовка педагогов- экспериментаторов к предстоящей работе. Расширение материальной базы. Разработка экспериментальных материалов. Разработка критериев ожидаемых результатов. | Обеспечение педагогов-экспериментаторов аналитическими и методическими материалами. Оборудование предметно – развивающей зоны по теме эксперимента. | - Протокол педсовета - Протокол родительского собрания - Приказ по МБДОУ - Первичная диагностика детей - Перспективный план работы по экспериментальной деятельности на 2017-2018 учебный год | - Протокол педсовета - Протокол родительского собрания - Приказ по ДОУ - Первичная диагностика детей - Перспективный план работы по экспериментальной деятельности на 2017-2018 учебный год |
Практический 4 | Сентябрь 2017- апрель 2018 г. | Разработка и апробация программы «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» | Оценочные и аналитические критерии, материалы | Разработать цикл развивающих занятий с использованием современных образовательных технологий, способствующих развитию логического мышления старших дошкольников | Мониторинг детей. Опрос родителей воспитанников. Организация и проведение семинара. Выступление на родительском собрании. |
Обобщающий 5 | Апрель – май 2018 г. | Обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы, оформление и описание хода и результатов эксперимента. Обобщение и теоретическое осмысление данных, подготовка и формулировка выводов на основе результатов. | Материалы для обработки полученных результатов. | Подтверждение или опровержение гипотезы эксперимента. Подготовка методических рекомендаций. | Участие в конференции, отчет на родительском собрании. |
Внедренческий 6 | Май 2018 г. | Распространение новой технологии в образовательных учреждениях | Оформление материала ОЭД по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» | Распространение передового педагогического опыта работы «Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ по теме «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий» педагогов-инноваторов Расторгуевой Л. В., Павловой Н. В. | Материалы мероприятия по распространению и внедрению новой технологии в образовательных учреждениях, направленной на повышение качества образовательного процесса |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-241348-1365788655.jpg)
Коррекция познавательно-речевой деятельности дошкольников с использованием современных образовательных технологий.
Предлагаю подгрупповое занятие с использованием ИКТ для закрепления произношения звука Л детьми, посещающими логопункт....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/07/picture-1247410-1588865356.jpg)
Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-1240110-1586880838.jpg)
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-1021462-1521115115.jpg)
Презентация " Развитие речевых навыков дошкольников через использование современных образовательных технологий"
Использование в работе нового метода развития речи" Синквейн"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-133841-1369150592.jpg)
Сообщение из опыта работы : «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников посредством использования современных образовательных технологий
сообщение из опыта работы...
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/23/picture-1478472-1687532548.jpg)
Развитие речи дошкольников с использованием современных образовательных технологий
В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов.Речь &ndash...