Проект «Что нас окружает: геометрические фигуры и тела»
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

 Надежда Евгеньевна Зонова  (Иликбаева)

Тип проекта: информационно-практический

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Предмет проекта: развитие у детей умения ориентироваться в пространстве.

Сроки реализации проекта: шестинедельный.

Актуальность: Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Ориентировка в пространстве» для детей старшей группы

Тип проекта: информационно-практический

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Предмет проекта: развитие у детей умения ориентироваться в пространстве.

Сроки реализации проекта: шестинедельный.

Актуальность: Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления.

Проблема: В режимных моментах, а также, при поведении занятий выяснилось, что у детей имеются трудности в ориентации в пространстве, а именно, при сервировке стола дети часто путают с какой стороны класть столовые приборы; на занятиях по физкультуре также происходит путаница при перестроении; трудно усваивается детьми и ориентация на листе бумаги. В связи с этим данная проблема позволила выбрать  тему проекта.

Цель: создание условий для развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве.

Задачи проекта:

Образовательные:

- закрепить и расширить пространственные представления относительно себя, других, листа бумаги;

- научить детей обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;

- научить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со стрелками - указателями маршрутов;

- привлечь родителей в освоении темы детьми вне дошкольного учреждения;

Ожидаемый результат:

- уверенно выделяет ведущую руку;

- обозначает словом своё местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому; по отношению себя;

- ориентируется на листе бумаги;

- сформировано умение писать графические диктанты по речевой инструкции;

Продукт проекта:

- составление игротеки для детей;

- составление памятки для родителей с играми на развитие ориентирования в пространстве.

Роль родителей в реализации проекта:

- активные, заинтересованные в успехах своих детей участники проекта.

Этапы проведения проекта:

1 этап: Подготовительный.

  • Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта.
  • Подбор методической литературы и необходимых материалов.
  • Разработка конспектов, создание развивающей среды.

2 этап: Практическая деятельность.

  1. Работа с детьми.
  • Проведение НОД, бесед, игровых ситуаций, дидактических игр.
  • Проведение графических диктантов;
  • Совместная деятельность с детьми «Весёлые лабиринты»;
  • Чтение художественной литературы.
  1. Работа с родителями.
  • Консультации для родителей;
  • Проведение консультаций для родителей на родительских собраниях;
  • Памятка для родителей с играми на развитие ориентировки в пространстве.

План реализации проекта.

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

НОД

Закрепить понятия: «высоко, низко, далеко, близко» .

Закрепить понятия: «вперёд, назад, спереди, сзади».

Закрепить понятия: «Справа и слева»

Закрепить понятия: «Верхний правый и левый углы, нижние правые и левые углы»

Индивидуальная работа

Игровое упражнение «Найдём секрет по плану»

Игровое упражнение «Что где?»  

Игровое упражнение «Составь узор»  

Игровое упражнение «Где лежит предмет?»

Дидактические игры

«Весёлый круг»

Д/и: «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?»

Д/и: «Кто где стоит?»

Д/и: «Как пройти к зайке?»

Беседы

«Что такое пространство?»

«Почему важно учиться ориентироваться в пространстве»

«В каком направлении двигаются водители»

Рассказ детьми «Семейные фотографии: кто с какой стороны находится»

Беседы по картине

«Что находится впереди и позади девочки?»

«Расскажи, кто, за кем находится»

«Около бабушки - кошка.

Далеко от бабушки корова»  

«Над кроватью - картина. Под кроватью ящик с игрушками»

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Как важно научить ребёнка ориентироваться в пространстве»

Перерисовать на клеточную бумагу «цветочек»

«Предложить родителям совместно с детьми сделать план комнаты ребёнка»

Провести родителям графический диктант «Ключик»

Чтение художественной литературы

В. Берестова «Стоял человек на развилки дорог».

Работа с иллюстрациями по сказкам

О. Емельянова «Про мальчика Ваню»

Обращение внимания детей на направления расположения, движения героев при чтении русских народных сказок

3 этап: Подведение итогов.

Достигнутые результаты:

  1. Детьми освоены пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди (перёд, сзади, за, между, рядом);
  2. Детьми освоены ориентация на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине);
  3. Умеют обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе и другому предмету;
  4. Умеют определять своё местонахождения среди окружающих людей и предметов.

Продукт проектной деятельности:

  1. Памятка для родителей с играми на ориентировку в пространстве;
  2. Игротека для детей;
  3. Презентация проекта

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Геометрические фигуры и тела

Данное занятие позволяет:закрепить знания детей о геометрических фигурах;учить отвечать детей на проблемные вопросы;развивать у детей  логическое мышление, умение объяснять, сравнивать, находить ...

Проект «Что нас окружает: геометрические фигуры и тела»

Проект «Что нас окружает: геометрические фигуры и тела»...

Проект по математике " Мир геометрических фигур"

Проект «Мир геометрических фигур»...

Тематический проект "Путешествие в страну геометрических фигур"

Тематический проект"Путешествие в страну геометрических фигур"...

Проект "Путешествие в страну геометрических фигур"

Данный проект проводился в старшей группе. Проект направлен на взаимодействие с родителями по обучению детей ФЭМП....

Проект в старшей группе " Геометрические фигуры"

Проект по математическому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему  "Геометрические фигуры"...

Проект "Путешествие в страну геометрических фигур"

Проект направлен на формирование сенсорных эталонов формы у детей 4 - 5 лет....