Дошкольная математика для родителей
методическая разработка по математике (младшая группа) по теме
Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did.igry_na_geometr_figury.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Подбери фигуру
Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.
Ход игры. Показываю круг и, обводя его пальцами, спрашиваю: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показываю овал, тоже обвожу его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделываю с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирую внимание на углах. Исправляю неточные и ошибочные ответы детей.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными». Прошу детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать её на начерченную фигуру и только при полном совпадении - класть.
В конце игры подвожу итог: « Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».
2. Назови геометрическую фигуру
Дидактическая задача. Учить детей зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Материал. 14 таблиц с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал), на каждой таблице контурные изображения двух-трёх фигур в разных положениях и сочетаниях. Таблицы вложены в конверты.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой (5 – 6 детей). Я достаю из конвертов таблицы и предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, движением руки обвести контуры фигур и назвать их. При первой игре использую не более трёх таблиц. Детям, затрудняющимся самостоятельно обвести контуры фигур, помогаю – рукой ребёнка проделываю нужные действия в воздухе.
Продолжительность игры – 10-15 минут. При повторном проведении игры увеличиваю число таблиц, и меняет их.
3. Подбери по форме
Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета величины.
Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).
Ход игры. Раздою детям на подносах карточки и фигуры.
«Дети, мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура?» Показываю круг, вызываю отдельных детей для ответа. Далее этот вопрос повторяю с показом других фигур в следующем порядке: овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
«Сейчас мы будем раскладывать фигуры по форме, на цвет не надо обращать внимание. Положите перед собой карточки и разложите по форме сначала большие фигуры, а потом на них поменьше».
Детям, неправильно разложившим фигуры, предлагаю обвести фигуры пальцем, найти и исправить ошибку.
4. Найди предмет такой же формы.
Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). По три – четыре предмета каждой из этих форм, обруч.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном – геометрические, на втором – предметы.
«Мы сейчас будем играть в игру «Найди предмет такой же формы». Я буду катить обруч, ребёнок, к которому он подкатился, подойдёт к столу и найдёт предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребёнок, которого он выберет».
Качу, обруч к ребёнку (первым выбираю более смышлёного воспитанника). Ребёнок, к которому подкатился обруч, выходит, я показываю круг и предлагаю найти предмет такой же формы. Найденный предмер ребёнок показывает остальным детям, если он выбран правильно, то они хлопают в ладоши. Вызванный ребёнок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет кладём рядом с кругом. Затем качу, обруч к следующему ребёнку и предлагаю другую форму. Игра продолжается пока все предметы не будут подобраны к образцам.
5. «Найди то, что я покажу»
Дидактическая задача. Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов. Игра требует двойного сопоставления: вначале форма предмета сопоставляется с геометрической фигурой, затем эта фигура – с формой другого предмета.
Материал. Набор плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.
Ход игры. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры – образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо – круглой формы; флажок, кубик, пирамидку – треугольной формы; книгу, зеркало, поднос – прямоугольной формы и т.п. После этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть: «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую фигуру соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает « Коробка и кольцо – предметы круглой формы». Дети поочередно выполняют задание.
Длительность и повторность. Игра заканчивается, когда дети найдут все нужные предметы, пользуясь геометрическими фигурами – образцами. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов. Игра повторяется 3 – 4 раза. Продолжительность игры – 15 минут.
6. Геометрическое лото
Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Игра отличается от предыдущей тем, что на этот раз дети действуют не с реальными предметами, а с их изображениями, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приёмов обследования.
Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта), треугольной (пирамидка, ёлка, морковь, палатка, косынка).
Ход игры. «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы».
В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом.
7. Домино фигур
Дидактическая задача. Учить детей находить среди многих одну определенную фигуру, называть ее. Игра закрепляет знания о геометрических фигурах. Дети знакомятся также с новой фигурой — многоугольником.
Материал. 28 карточек, на каждой половинке изображена та или иная геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник). На карточках-«дублях» изображены две одинаковые фигуры, седьмой «дубль» состоит из двух пустых половинок.
Ход игры. В игре принимают участие 2–4 детей. Карточки выкладываются на стол фигурами вниз. Воспитатель знакомит детей с материалом игры, объясняет правила. Игра начинается с выкладывания карточки «дубль - пусто». Как и в обычном домино, за один ход ребенок подбирает и прикладывает одну нужную карточку к любому концу «дорожки» и называет фигуру. Если у играющего нет на карточке требуемой фигуры, он подыскивает карточку с этой фигурой из общего числа карточек (при условии, когда играющих двое-трое). Если ребенок не назовет фигуру, он не имеет права на очередной ход. Выигрывает тот, кто раньше других освободится от карточек. В ходе игры воспитатель дает дополнительные указания, пояснения. Игра проводится 2—3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как преодолеть трудности в овладении математикой. Советы родителям.
Небольшая статья о том, как формировать у ребенка интерес к изучению математики, будет полезная родтелям детей дошкольного и младшего школьного возраста....
учебно-методическое пособие по дошкольной математике на тему "символы"
Игра «Сложи картинку»Учебно-методическое пособие для детей среднего дошкольного возраста по теме «Символы»Цели:1. учить выделять свойства геометрических фигур: цвет, форма, раз...
Дошкольная математика
Очень удобно когда под рукой имеются шаблоны для раздаточного материала, поэтому я часто сканирую понравившиеся мне книги...
Открытое занятие по математике для родителей детей старшей группы.
Открытое занятие по математике для родителей детей старшей группы. Тема: «Путешествие по островам»...
Занятие в старшей группе по математике для родителей: «Весёлые приключения в королевстве Считая Второго»
Мы показали родителям свои знания по математике...
Консультация для родителей «Математическое развитие дошкольников в курсе дошкольной математике «Игралочка» Г. Л. Петерсон»
Основные задачи:Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.Развитие мыслительных операций:Формирование умения понимать правела игры и...
Совместный досуг «Путешествие Мишки в страну Математика» для детей старшего дошкольного возраста и родителей.
Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу....