Совместный досуг «Путешествие Мишки в страну Математика» для детей старшего дошкольного возраста и родителей.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Золотарёва Надежда.

 

Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу.

                                                                                                                              Самюэль Джонсон

 Умственное и логическое развитие дошкольника - важная составная часть его общего психического развития и реализации себя как личности в обществе. Помочь воспитанникам в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач детского сада, а в последствии школы.

Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового.

Мышление, по Р. С. Немову - это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Основными видами мышления являются теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно - образное и наглядно - действенное).

Мыслительная деятельность детей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Практический интерес вызывают вопросы о процессах мышления у детей, чем далее проникаем в работу детского интеллекта, тем более развиваем понимание сложности, глубину и напряженность детского мышления. Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для дошкольников представляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания настольных, творческих и дидактических игр.

Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления, как способы познавательной деятельности, необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

 Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Досуг121 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 57 «Дюймовочка»

Совместный досуг

«Путешествие Мишки в страну Математика»

для детей старшего дошкольного возраста и родителей.

 

 

Составила воспитатель:

Н.С.Золотарёва

г. Сургут, 2017 г.

Пояснительная записка

Логика - это искусство приходить к непредсказуемому выводу.

                                                                                                                              Самюэль Джонсон

 Умственное и логическое развитие дошкольника - важная составная часть его общего психического развития и реализации себя как личности в обществе. Помочь воспитанникам в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач детского сада, а в последствии школы.

Развитие логического мышления - одна из главных задач всестороннего развития детей, которому следует уделять серьёзное внимание. Мышление - это высшая форма познавательной деятельности человека, процесс поисков и открытия существенно нового.

Мышление, по Р. С. Немову - это психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Основными видами мышления являются теоретическое (понятийное и образное) и практическое (наглядно - образное и наглядно - действенное).

Мыслительная деятельность детей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Практический интерес вызывают вопросы о процессах мышления у детей, чем далее проникаем в работу детского интеллекта, тем более развиваем понимание сложности, глубину и напряженность детского мышления. Наблюдая за игровой деятельностью детей, я отметила, что наибольший интерес для дошкольников представляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания настольных, творческих и дидактических игр.

Основными показателями умственного развития старших дошкольников являются: усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Важнейшим представляется развитие умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретенные в результате логические приемы мышления, как способы познавательной деятельности, необходимы для решения широкого круга умственных задач и призваны служить основой интеллекта ребенка.

 Таким образом, недостаточная сформированность мыслительных приемов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период подготовки к школьному обучению особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

Цель работы: определение содержания комплекса игр и условий их организации для развития логических приемов мышления, сравнения, классификации, сериации у детей старшего дошкольного возраста при формировании их счетной деятельности.

Объект работы: процесс развития логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет работы: содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления сравнения, классификации и сериации у детей старшего дошкольного возраста при формировании их счетной деятельности.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, шарады, ребусы, решение различных логических задач и лабиринтов - вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество, применяя свои знания.

На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как: “Кто летает?”, “Съедобное - несъедобное”, “Загадки” - они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учат выделять существенные признаки предметов, классифицировать предметы, соотносить текст с картинкой.

Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится характеризовать признаки предметов, развивает мышление, наблюдательность, рассуждать, и быть внимательным.

Совместный досуг

«Путешествие Мишки в страну Математика»

для детей старшего дошкольного возраста и родителей

Цель: развитие логического мышления, тренировка у детей внимания, памяти, восприятия.

Задачи:

1.Закрепить умения логически мыслить.

2. Способствовать для освоения детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

3.Развивать у детей умения оперировать одним свойством - выявлять и отличать одно свойство от другого, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы.

Предварительная работа:

1. Подбор стихотворений, загадок, игр, физминутки

2. Создание презентации о культурно - гигиенических навыках

3. Беседы на тему «Дикие, домашние животные», «Ягоды»

4. Чтение стихотворения «Ягоды»

5. Консультация для родителей «Дидактические игры по развитию логического мышления»

6. Мастер класс дидактических игр для родителей

7. Знакомство с новыми словами по развитию речи «Лукошко», «Путешествие», «Жилище».

Методы: Словесный метод - беседа, вопросы, объяснение.

Наглядный метод - демонстрация игр, пособий.

Практический метод - действия с дидактическим материалом.

Ожидаемые результаты: Развитие интереса воспитанников к логическим играм, склонности к точным наукам.

Укрепление отношений между детьми и родителями.

Накопление опыта спонтанного участие родителей в совместно с детьми досуговой деятельности.

Оборудование: 1. Средства ТСО: компьютер, телевизор, презентация (слайды), аудиозаписи

2. Зрительный ряд - мультимедийная презентация культурно - гигиенические навыки к игре «Найди лишнее»

2. Геометрические фигуры к игре «Кто спрятался»

3. Муляжи овощей, фруктов, макеты дерева и огорода, мешок - «Морковь», мешок - «Огурец», мешок - «Груша» к игре «Угадай, что, где растёт?»

4. Музыкальное сопровождение к упражнению «Лабиринт»

5. Обручи - 3шт., ягоды - муляжи, нарезанные круги по цвету ягод к игре «Собери по цвету»

6. Игрушки: мишка, лисёнок, зайчонок, волчонок

7. Корзинки, мячи - колобки к игре «Колобок в лукошко»

8. Гимнастические палки (29шт.), обруч (2 шт.) «Постойте жилище медведю игре»

9. Раздаточный материал: рисунки - лабиринт, маркеры, ножницы, чётные палочки.

Ход мероприятия:

        Под музыку дети вместе с родителями проходят в зал, и садятся за столы.

Воспитатель: Уважаемые родители и дети проходите в зал занимайте места.

          Здравствуйте родители, здравствуйте ребята! Дети и родители здороваются.

Воспитатель: У меня есть интересная загадка, для вас, ребята, а о чём и о ком вы послушайте и угадайте её сами.

В чаще он лесной живёт,        

Летом ест малину, мёд,

Лапу зиму всю сосёт.

Может громко зареветь,

А зовут его …(Медведь).

Дети: Медведь.

Воспитатель показывает игрушку - Мишку.

Воспитатель: Правильно. Ребята, посмотрите, вот и Мишка проснулся и что -  то хочет мне сказать. Говорит он, что желает отправиться в загадочное путешествие.  Ребята, что нужно сделать Мишке, прежде чем отправиться в путешествие? А родители помогут, нам, с ответом.

Родители: С утра одеться…

Дети: Проснуться, позавтракать…

Воспитатель: Верно! А мы сейчас поиграем в игру «Найди лишнее».

Условие игры: из предложенных картинок найти картинку, не соответствующую утренним процедурам.

 И тогда мы и посмотрим, что нужно сделать Мишке, прежде чем отправиться в путешествие. Воспитатель включает мультимедийную презентацию, где показывает картинки: умывание, одевание, игра в мяч, чистка зубов, завтрак.

Воспитатель: Кто же заметил, что тут не так? Ребята, а что не делаете утром вы, и не должен делать Мишка? А давайте-ка пап и мам спросим. Родители рассказывают свою версию, игра в мяч.

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, скажите, что здесь лишнее. Дети смотрят на картинки и называют, что здесь лишнее.

Воспитатель: Правильно, с утра в мяч не играют. Мишка выполнил все правильные утренние процедуры и отправился в путешествие. Идёт он по лесу. Скучно ему идти, да как зарычит от скуки. И вдруг лес изменился. Посмотрел направо, видит дерево - берёзу, а из - за берёзы торчат длинные треугольные ушки какого-то зверюшки. Посмотрел налево, а за ёлочкой оранжевый овал.  А вот следы из кружочков? Испугались звери, убежали звери, спрятались звери.

Игра «Кто спрятался».

Условия игры: загадать загадку о животном и сказать, какое животное спряталось в лесу. Собрать из геометрических фигур животного.

Воспитатель: А теперь внимание! Посмотрите внимательно, каких зверей ушки, хвост, следы вы узнали? Если Вы угадали, то в слух не произносите отгадку, а лучше загадайте нам всем загадку о животном, чьи ушки вы узнали.

Дети и родители: Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

                      В сарай попала, кур пересчитала.  (Лиса)  

                                                   

                      Зверь ушастый, летом серый, а зимою снежно-белый.

                      Я его не испугался, целый час на ним гонялся. (Заяц)

                      Дружбу водит он с лисой, для других ужасно злой.

                      Всё зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый ... (Волк)  

Воспитатель: Молодцы, всех животных угадали! Но ещё, нужно собрать из геометрических фигур этих животных. А то какими же они будут звери, если у них не будут лапок, у кого - то ушек, хвостика, мордочки!?  У вас у всех на столах есть геометрические фигуры, разные цветом. Соберите животных так, чтоб они были похожи на Зайчика, Лисичку, и Волка. Родители вместе с детьми собирают животных.

Воспитатель: Какие у всех красивые животные получились. Молодцы!

Мишка приглашает Лисичку, Зайчика и Волчонка в путешествие. Посчитайте, сколько зверей - друзей отправится в путешествие?

Дети: Четыре друга.

Воспитатель: Уважаемые родители, ребята правильно посчитали?

Родители: Да, верно.

Воспитатель: Друзья принесли угощенье. Вот, посмотрите. Воспитатель показывает на мешки.

Воспитатель: Ой, сколько принесли угощения друзья для Мишки! А угощения в мешках, а мешки все разные, необычные. Ребята, но Мишка даже не знает, что где растёт!  А давайте, все вместе поможем ему?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Ура! Ура! Начинается игра!  

Игра «Угадай, где и что растёт»

Условие игры: Угадать, что лежит в мешке и рассказать где это растёт.

Воспитатель: Ребята, что же в первом мешке, если этот мешок похож так на морковку?

Дети: В мешке морковь.

Воспитатель: А правильно ли ответили ребята. Подойдите и посмотрите, есть в мешке морковь?  Приглашённая семья показывает муляжи - морковь.

Воспитатель: Расскажите, где морковь растёт?

Семья Новак: На грядке.

Воспитатель: А в мешке, который похож на грушу узнает семья…Воспитатель приглашает одну семью.

Воспитатель: Последний мешок на что похож?

Дети: На огурец.

Воспитатель: Расскажет о последнем мешке семья. Воспитатель вызывает и приглашает семью одного ребёнка.

Воспитатель: А как вы думаете, к чему они относятся, к фруктам или овощам? Я сейчас приглашаю семью. Воспитатель приглашает одну семью ребёнка.

 Воспитатель: Подойдите ко мне, пожалуйста, помогите нашему другу Мишке. Достаньте из мешка овощ, который растёт в земле, а ботва на улице. Одна семья ребёнка выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, а мы проверим, правильно справились с заданием? Расскажи нам, пожалуйста, что Вы выбрали?

Семья Кузнецовых: Морковь.

Воспитатель: Почему? 

Семья Кузнецовых: Морковь растёт в земле.

Воспитатель: Ребята правильно они справились с заданием?

Дети: Да, морковь растёт в земле. Воспитатель достаёт и выкладывает на стол огурец.

Воспитатель: А вот огурец, где растёт? На земле, или на дереве?

Дети: На земле. 

Воспитатель: А Вы как думаете уважаемые папы и мамы?

Родители: На грядке. Воспитатель достаёт и выкладывает на стол грушу. Воспитатель: Груша где растёт?

Дети: На дереве.

Воспитатель: Вы слышали, мамы, папы, дети наши многое знают. Какие все молодцы! Вот наши замечательные звери позавтракали, и продолжение путешествие продолжается!

Воспитатель: Мамочки, папочки вместе снами с Мишкиными друзьями пошагали в наше путешествие. Все встают, шагают на месте и произносят слова. Физминутка.

Мы идем лесной дорогой.

На прогулку становись!

Не зеваем! А подтянись!

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас станем, отдохнем

И опять гулять пойдем.

Воспитатель: Ребята, смотрите! Наш зайка отстал от друзей и потерялся. Поможем Зайке догнать друзей?  

Дети: Поможем.

Игра - лабиринт «Зайка заблудился»

           Условие игры: суть состоит в том, нужно взять карандаш и провести Зайку по запутанным коридорам, не попасть в тупик, и выйти в нужном месте. Ребята постарайтесь, проявить внимательность.

Воспитатель: каждому ребёнку выдаётся рисунок - лабиринт, карандаш.

Воспитатель: Сейчас папы и мамы помогут своим детям найти и пройти по нужной тропинке Зайчонку.  Звучит музыка «Вальс» П. Чайковского.

Ребёнок вместе с родителями находит выход-тропинку Зайчонка (показ рисунка одной семьи с объяснениями).

Воспитатель: Ребята, у всех тропинку нашёл Зайчонок, у всех получилось?

Дети: Да, Зайка нашёл выход.

Воспитатель: Ну вот, Зайка нашёл в лесу правильную тропинку, и догнал своих друзей. Давайте порадуемся за него и похлопаем в ладоши.        Ребята, а кто с Мишкой отправился в путешествие?

Дети: Зайчонок, Волчонок, Лисёнок.

Игра: «Собери по цвету»

Условия игры: для этой игры потребуется обручи, вырезанные кружочки по цвету ягод: два кружочка синих это черника, два красных - это малина, два жёлтых это морошка; муляжи ягод: две ягодки морошки, две ягодки малины, две ягодки черники. Перед началом игры нужно разложить ягоды и кружочки по полу так, чтобы ребенок мог видеть их все. Ребенок и взрослый начинают собирать «ягоды, кружочки» в обручи. В обручи кладут ягоды и кружочки только одного и того же цвета.

Воспитатель: Уважаемые родители, ребята, а вы знаете ягоды нашего края?

Дети и родители: Знаем.

Воспитатель: Какие молодцы ребята и родители! Пока Мишка и его друзья шли по лесу, они собрали разные ягоды. Воспитатель показывает в корзине круги красных, синих, жёлтых цветов - это ягоды.

Воспитатель: А вот послушайте стихотворение «Ягоды» О. Теплякова

По лесочку я хожу, и на ягодки гляжу:

На кусте малинка, на дереве - рябинка,

В травке - земляничка, под горой черничка,

Морошка - на кочке…

Пусто в кузовочке!

Воспитатель: А, вот, Волчонок не знает, хочет узнать. Давайте ему поможем?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель: На полянке кружки разного цвета, на какие ягоды цветом похожи на кружки? Нужно в каждый большой круг - это будет кочка, из полянки положить ягоду и положить кружочек таким же цветом как ягода. А поможет нам дети вместе с родителями. Воспитатель приглашает три семьи. Дети и родители раскладывают и называют предметы по цвету.

Дети и родители: Клубника - красный круг, синий круг - черника, жёлтый круг - морошка.

Воспитатель: С заданием справились отлично! А наше путешествие продолжается.

Воспитатель: Посмотрите, друзья - зверушки увидели голубое озеро, Им нужно перебраться на другой берег, чтоб путешествие продолжить. А как же им перебраться на другой берег?

Игра: «Построй плот из геометрических фигур»

        Условия игры: игра заключается в придумывании и выкладывании из счётных палочек фигуры - плот.

Воспитатель: На чём можно перебраться, как мы можем это сделать?

Родители, дети: Мы можем построить плот.

Воспитатель: Ну тогда вперёд, а то скоро вечер, а им нужно добраться скорей. Каждая семья на столах выкладывает из счётных палочек плот.

Воспитатель: Смотрю, вы все конструкторы, все постарались для друзей и для Мишки, у всех получился плот? Теперь друзья смело могут переплыть на другой берег. Спасибо всем вам! С заданием справились отлично! А наше путешествие продолжается. Посмотрите ребята, Лисичка взяла с собой лукошко с колобками, и нечаянно запнувшись, уронила корзинку с колобками. Давайте поможем Лисичке собрать колобки?

Игра: «Колобок в лукошко»

Условие игры: задание на внимательность! У каждого колобка есть номер - 1, 2. 3, 4. 5. Родители и ребята, ваша задача, собрать колобки по порядку и в нужное лукошко. Лукошки нужно поставить по порядку 1,2,3,4,5.  Ребята, а как это по порядку?

Дети: 1,2,3,4,5. Все, дети и родители собирают в лукошко колобки по номерам.

Воспитатель: Молодцы, все постарались и справились с заданием!

И вот наступил вечер, путешествие наших друзей зверушек было необычным и интересным и подошло к концу. Друзья Мишки собрались домой, спать. У них есть свои жилища - норы, где они спят, а у Мишки нет. Давайте построим Мишке жилище?

Дети: Давайте.

Игра: «Построй берлогу для медведя»

        Условие игры: игра заключается в придумывании и выкладывании различных фигур - растений, домика с помощью гимнастических палок и других предметов. 3 палки - треугольники — это деревья (18 шт.), обруч- круг — это дерево, 4 палки - квадрат — это пенёк, 6 палок – треугольник с квадратом это домик - берлога для медведя.

Воспитатель: Сейчас все будут строить для Мишки прекрасное, уютное жилище, а для этого нам понадобятся гимнастические палки, обручи. Сейчас родители будут выкладывать на полянке, пенёк, елочки, берёзы. А дети будут выкладывать домик для Мишки. Приступаем к работе и друг друга не отвлекаем, а помогаем!

Воспитатель: Какие молодцы! А давайте спросим у Мишки, нравиться ему такое жилище? Воспитатель спрашивает у игрушки, Мишка - игрушка наклоняется на ушко, шепчет, что ему очень понравился его новое жилище.

Воспитатель: Пришло время попрощаться с Мишкой и со зверушками. Мишка говорит всем до свидания!  И мы скажем им: «До свидания!».

     Я уверена, что и вам понравилось наше путешествие, и будем ещё не раз совершать походы, приключения и путешествия.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, какие вы внимательные и активные. У меня есть для вас сюрприз, я открываю сундук, а там! А там магнитики Мишки для вас в память о нашем интересном путешествие. воспитатель каждому ребёнку дарит магнитик.

Рефлексия о проведённом мероприятии.

Воспитатель: А для вас мамы и папы, корзинки. Если Вам было интересно, комфортно, и хотелось бы ещё с нами встретиться, то Вы берёте красный мячик и кладёте в корзинку, а если же Вам было неуютно, и Вы чувствовали себя скованно, то берёте синий мячик и кладёте в другую корзинку.

Воспитатель: Всем ребятам и гостям – спасибо! До новых встреч, друзья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математическому развитию:"Путешествие в волшебную стран "Математика." для детей старшего дошкольного возраста.

Закрепить счёт в пределах десяти, умения работать с карандашом и с бумагой. Развивать умения решать математические задачи, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Развивать сообразительность, вооб...

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"

Занятие по математике для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по стране математике"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша на тему «В стране Математики» для детей старшего дошкольного возраста

непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию детей старшего возраста через формирование элементарных математических представлений....

Спортивный досуг на тему «Путешествие в страну сказок» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программное содержание:Цель:Укреплять здоровье детей по средствам физических упражнений и русских народных  подвижных  сказок....

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений "Путешествие в стране Математики" для детей старшего дошкольного возраста.

Коспект позволяет продолжать расширять и обогащать знания в области формирования элементарных математических представлений....

Конспект Проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Путешествие в страну математики» (для детей старшего дошкольного возраста)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВИДНОВСКАЯ СОШ №10, дошкольное отделение Семицветик»...