картотека игр направленных на формирование цветовых эталонов
картотека по математике (младшая группа) на тему
картотека игр направленных на формирование цветовых эталонов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnye_tsveta.docx | 59.93 КБ |
Предварительный просмотр:
« Волшебные цвета» Цель: В процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Карточки с разными цветами. Ход игры: Раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху. Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
| «Какие цвета есть на картинке» Цель: Упражнять детей в умении идентифицировать цвета в картинке. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой Материал: Цветные аппликации, планшет с кармашками (8 шт.), карточки с разными цветами. Ход игры: Ребенку предлагается цветная аппликация и набор цветных карточек, ему необходимо выставить на планшете карточки с теми цветами, которые присутствуют в аппликации. |
«Подбери цвет к предмету» Цель: Знакомить детей 3-4 лет с цветовым спектром, упражнять в умении соотносить цветовые карточки с цветом предмета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материалы: Карточки разных цветов, карточки с изображением предметов. Ход игры: Дети берут по одной цветной карточке, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение того предмета, который соответствует его цвету. | «Дидактическая игра «Гусенички» Цель: Упражнять в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: карточки с изображением оттенков, фигура гусенички Ход игры: Детям предлагается из предложенных картинок с оттенками цветов составить гусеничку. |
«Найди предметы такого же цвета» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки, на которых нанесены различные изображения красного, синего, желтого, зеленого цвета. Определив, какого цвета изображение на карточке, дети подходят к столу и выбирают фигуры заданного цвета, называют их. | «Разложи предметы по цвету» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель выкладывает дидактический набор для свободной игры (мозаику, кубики) и побуждает детей называть цвета. После этого дети систематизируют материал по цвету. |
«Воздушные шары» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Ребенку предлагается карточка с изображением разноцветных ниточек и набор кругов – шариков. Надо шарики «привязать» к ниточкам подходящего цвета. | «Веселый поезд» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Ребенку предлагается карточка с изображением паровозика. В паровозик кладется карточка-ориентир с изображением цвета. Ребенок выбирает фигуры такого же цвета и «рассаживает» их по вагончикам. |
«Найди чайную пару» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель раздает детям разноцветные чайные чашки. На столах лежат блюдца соответствующих цветов. Детям предлагается найти чайную пару – соотнести цвет чашки и блюдца | «Где ошиблась Белоснежка?» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Воспитатель расставляет чайные пары по цвету и при этом допускает ошибку и говорит: «К Белоснежке должны прийти гости. Она очень спешила и ошиблась, когда расставляла чайные пары. Помогите Белоснежке расставить правильно по цвету чайную посуду.» |
«Машинки едут по домам» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: У детей карточки с изображением разноцветных машинок. На столе лежат карточки с изображением гаражей разного цвета. Воспитатель предлагает ребенку найти для каждой машины свой гараж. | «Рассели по домам» (дидактическая игра «Большой – маленький-поменьше») Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Разложите перед ребенком карточки картинками вверх. Расскажите сказку, например такую. В одной сказочной стране все предметы одного цвета так крепко подружились друг с другом, что решили поселиться на одной улице в домике такого же цвета. А чтобы братики и сестрички — большие, маленькие и поменьше — жили на одном этаже, их нужно сразу соединить парами. Предложите ребенку по очереди построить домики, у которых картинки на карточках будут одного цвета с крышей. В результате получатся следующие дома: красный — 5-этажный; коричневый — 3-этажный; желтый — 3-этажный; синий — 2-этажный; зеленый 2-этажный. Когда дома будут построены, попросите ребенка сосчитать, сколько этажей в красном домике, сколько в зеленом, сколько в синем и т. д., назвать, и показать соответствующие цифры. Спросите у ребенка, кто живет или что находится, например, на втором этаже зеленого домика или па нервом коричневого и т. д. Попросите ребенка показать самый высокий, самый низкий и средний домик, найти дома, одинаковые по высоте. Пусть он расскажет, сколько в них этажей и какого цвета крыша. |
«Разноцветные поляны» Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Ребенку предлагается игровое поле - поляна, разделенное на разноцветные квадраты и силуэтные изображения игрушек, цветов разного цвета. На поляну можно класть предметы такого же цвета на соответствующие квадраты. | «Собери поезд по цвету» (дидактическая игра «Паровозик для зверят») Цель: научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета; учить группировать предметы по цвету; развивать умение анализировать, сравнивать и классифицировать. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: На столе лежат карточки с изображением 6 разноцветных паровозиков и карточки-вагончики с изображением насекомых, рыб, птиц, дом. И диких животных. Воспитатель предлагает к паровозику подобрать вагончики с пассажирами того же цвета и выложить их в ряд. |
«Цветные автомобили» Цель: Тренировать умение выделять цвет предметов и оттенки, сравнивать предметы по цвету и оттенкам (одинаковые, различные), выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Вырезанные из картона: цветные автомобили, колёса по цвету машин. Ход игры: Воспитатель показывает детям легковые автомобили. Обсуждают, какого они цвета. — Скажите, а можно ли на таких машинах отправиться в путешествие? (Нет.) — Почему? (У машин нет колёс.) Давайте подберём нашим машинам подходящие колёса и отправимся в путешествие. (Дети подбирают колёса под цвет машин.) | |
«Спрятались от дождика» Цель: Учить детей различать геометрические фигуры, находить и называть их; учить группировать их по цвету. Развивать речь, внимание, мелкую моторику. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, треугольник, овал, квадрат, прямоугольник) разного цвета; карточки с рисунками разноцветных зонтиков. Ход игры: К нам на длинной мокрой ножке Скачет дождик по дорожке. А на лужицах круги – это дождика шаги. Дождик, дождик, что ты льёшь? Догулять нам не даёшь? — Дети, когда на улице идёт дождь, чем люди прикрываются от дождя? (зонтами). — К нам в гости пришли разноцветные фигуры (дети рассматривают их). Они просят спрятать их от дождя. У наших гостей есть свои зонтики. Давайте рассмотрим их. Воспитатель раздаёт детям карточки с рисунками разноцветных зонтиков (называют цвета зонтиков). — Под каждым зонтом нарисован контур геометрической фигуры. Например, под красным зонтом нарисован контур треугольника. Значит, под красным зонтом будет прятаться от дождика треугольник красного цвета. Под фиолетовым зонтом нарисован контур квадрата, значит, под этим зонтом будет прятаться от зонтика фиолетовый квадрат. При повторении игры дети меняются карточками. Мокнут зонтики и шляпы, мокнут чьи-то мамы, папы, Мокнут лавочки, ограды, лишь лягушки очень рады: В лужах скачут, песни пляшут, и зеленым флагом машут Кап да кап, да кап… С дождем не пойти играть с мячом… И в песочнице песок потемнел и весь промок. До качелей не дойти — лужи мокнут на пути. Ну, а дождик все гуляет, уходить не помышляет! | «Разложи кубики по цветам» Цель: Учить детей различать и правильно называть цвета. Понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Карточки – «коробочки», разделённые на шесть частей; «кубики». Ход игры: Рассыпаем перед ребенком разноцветные кубики и просим выбрать кубики только одного цвета. Затем другого цвета, третьего и так далее пока все кубики будут разложены по цветам. После сортировки кубиков спросить у малыша какого цвета кубики лежат в каждой «коробочке». |
«Помоги козляткам спрятаться от волка» Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: Педагог раскладывает цветные квадратики, которыми можно закрыть окошечки с изображениями козлят. Показывает на одной картинке, как «прячется козлёнок», когда окошечко закрывается квадратиком такого же цвета, как рамка. | «Спрячь мышку» Цель: Формировать у детей умение различать предметы по цвету с помощью операции сравнения однородных и разных по цвету предметов. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Описание: Педагог раскладывает цветные квадратики, которыми можно закрыть окошечки с изображениями мышек. Показывает на одной картинке, как «прячется мышка», когда окошечко закрывается квадратиком такого же цвета, как рамка. |
«Что бывает такого цвета» (познавательная игра – лото «Мир вокруг нас») Цель: соединить представления детей о цвете и реальных предметах; расширить знания об окружающих предметах. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Изображение предметов разного цвета: овощей и фруктов (лимон, яблоко, банан, помидор, огурец, редис, капуста, морковь), животных (медведь, волк, серый заяц, лиса) и т.п. Ход игры: Педагог называет цвет, дети – предметы этого цвета. За правильный ответ ребёнок получает соответствующую картинку. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут названы, ребята раскладывают картинки и называют то, что на них изображено. Например, ребёнок говорит: «У меня помидор, яблоко». «Правильно, — отвечает педагог, — они красные». Другой ребёнок показывает свои картинки: «Тут огурец, капуста, виноград». «Верно, — отвечает педагог, они зелёные». И т. д. | «Цветные кубики» Цель: Формировать у детей умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами «такой», «не такой» действовать по подражанию. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Крупные пластмассовые кубики (красные, жёлтые, синие, зелёные и др.) – по 2 каждого цвета. Ход игры: Игра проводится индивидуально. Педагог расставляет перед собой и ребёнком по 3 – 4 парных кубика, обращает внимание на их одинаковость: «Тебе такой — мне такой, тебе такой — мне такой…» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни и показывает, как это делать. Процесс постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство («Не такой!»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчёркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем педагог просит ребёнка сделать тоже самое, при необходимости помогает. Ребёнок строит башни 2 – 3 раза. По окончании педагог хвалит его. |
«Помоги Незнайке собрать букеты» Цель: Формировать у детей умение выбирать цвет по образцу и проверять его примериванием; продолжать формировать умения различать цвета («такой», «не такой»); знакомить с названиями цветов и оттенков; формировать эмоционально положительное отношение к игре; учить ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Кукла Незнайка, большой букет из красных, синих и жёлтых и других цветов, а также их оттенки и подставки для цветов. Ход игры: Игра проводится подгруппами не более 6 детей. К детям приходит Незнайка с большим букетом цветов, спрашивает, красивые ли они, и просит помочь разделить их на букет для подарка друзьям. Незнайка достаёт один цветок и говорит, что один букет хочет сделать вот такой (например, синий). По его просьбе выходит один ребёнок и выбирает из большого букета только синие цветы. Затем Незнайка выбирает красный цветок, и другой ребёнок подбирает красные цветы. У Незнайки остаются только жёлтые цветы. «У меня все цветы одинаковые, жёлтые», — говорит Незнайка. Педагог обращает внимание детей, что у всех теперь букет из одинаковых цветов: в одном – синие, в другом – красные. Все букеты красивые. Незнайка благодарит детей, забирает букеты и уходит. Игру можно проводить и с детьми в домашних условиях поэтапно. | «Бегите ко мне» Цель: продолжать учить детей осуществлять выбор цвета по образцу, действовать по цветовому сигналу; развивать внимание. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Флажки 6 цветов и оттенков, бубен. Ход игры: Педагог раздаёт детям флажки. По сигналу бубна ребята разбегаются по комнате. Взрослый говорит: «Бегите ко мне!» и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают флажки вверх. Затем все вновь разбегаются. Взрослый поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например, синий и красный. Дети с такими же флажками подбегают ко взрослому и поднимают флажки вверх. В конце игры педагог или родитель поднимает все три флажка вверх. |
«Найди свою пару» Цель: учить детей выполнять чередование цветов по образцу, развивать целенаправленность и внимание при выполнении задания. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Парные флажки разных цветов, бубен. Ход игры: Раздать детям флажки – по сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и ищут каждый свою пару – ребёнка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми по цвету флажками берутся за руки, пары встают друг за другом и под удары в бубен маршируют по комнате. По мере усвоения игры – задание усложняется: когда дети пройдут парами по комнате, они снова разбегаются, а взрослый подходит к ним и поочерёдно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка. | «Найди своё место» Цель: продолжать учить детей выбирать цвет по образцу, действовать по цветовому сигналу; развивать внимание. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Парные цветные карточки (количество цветов соответствует количеству играющих), стулья (по количеству детей), бубен. Ход игры: дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Взрослый раздаёт им карточки, и дети под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на стулья второй комплект таких же цветовых карточек, которые есть у детей. По сигналу дети бегут к тем стульям, на которых лежат карточки того же цвета, что и у них. Взрослый проверяет правильность выбора. |
«Какого цвета нет» Цель: формировать интерес детей к игре с цветом, умение ориентироваться на цвет и запоминать цвет, активизируя внимание, развивает память; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов по образцу, воспринимать и определять не только различные, но и близкие цвета и оттенки; закреплять знание названий основных цветов. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: цветовые карточки, лист белой бумаги. Ход игры: Взрослый располагает на доске наборное полотно, вставляет в него (в случайном порядке) 4 цветовые карточки (названия цветов хорошо знакомы детям) и просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно убирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет. Игра повторяется, каждый раз взрослый меняет местами цветовые карточки. В дальнейшем увеличиваются количество карточек и их цвета. | «Что бывает такого цвета» Цель: соединить представление детей о цвете и реальных предметах; дать понять, что цвет – одно из свойств предмета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Наборы предметов разных цветов: овощи, фрукты (апельсин, яблоко, помидор, редис, огурец, капуста, баклажан), ягоды (чёрная и красная смородина, клубника, крыжовник), изображения животных (белый и бурый медведи, лягушка крокодил, серый и белый зайцы, лиса), игрушки, цветовые карточки, салфетка. Ход игры: На столе взрослого лежат помидор, огурец, лист дерева (зелёный или жёлтый), яблоко (зелененое или красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом взрослый закрывает всё салфеткой, достаёт цветные карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трём детям взять по одной карточке. Потом они поворачивают карточки лицевой стороной вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы, лежащие на столе. Обладатель зелёной карточки называет предметы. (Все предметы при этом закрыты салфеткой). У третьего ребёнка – синяя карточка: также вспоминает синие предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку снимают и проверяют правильность ответов детей. Взрослый говорит «Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок – зелёного. А бывает помидор синего цвета? А синий листок? Синий огурец». Дети отвечают. Взрослый просит всех вспомнить и найти в групповой комнате синие предметы. |
«Цветные домики» Цель: учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Материал: Кубики цветные или аппликации. Строим из кубиков несколько домиков разных цветов (или вырезать из цветной бумаги заготовки домиков и предметов быта). Подбираем предметы разных цветов. Ход игры: Ребенку предлагается красную машинку привезти к желтому дому, поставить серого зайчика у синего дома. Вариант 2. Ребенок должен собрать у желтого дома только желтые предметы, а у красного только красные. | «Красная башенка» Цель: учить детей выделять цвет предметов, выбирать из группы предметы нужного цвета, составлять группы предметов одного цвета. Закрепить умения различать и называть 6 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый) и оттенки цветов (оранжевый, коричневый, голубой) Ход игры: К детям приходит маленький щенок (котенок или медвежонок) . Щенок просит малышей построить для него домик красного цвета. На столе лежат кубики красного, желтого и синего цвета. Воспитатель дает каждому ребенку по одному красному кубику и предлагает помочь щенку. Но чтобы получилась башенка, ребенок должен выбрать еще несколько кубиков красного цвета. Когда дети справятся с заданием, воспитатель спрашивает детей: «Какого цвета твоя башенка?» Щенок подходит к башенкам, радуется и хвалит малышей. Играя в следующий раз, дети строят башенки из кубиков других цветов. |
Картотека игр направленных на восприятие цвета |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников.
Собраны игры по культурно-гигиеническим навыкам....
картотека игр направленных на формирование звуковой культуры речи для детей 2-3лет
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слухаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, сл...
Картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками
Представлена картотека игр,направленных на формирование позитивного общения дошкольников со сверстниками...
Дидактические игры как средство формирования цветовых эталонов.
Дидактические игры как средство формирования цветовых эталонов....
Игры,направленные на формирование сенсорных эталонов у детей раннего дошкольного возраста
Сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, которые обеспечивают формирование у ребенка чувственного познания, развивают у него процессы ощу...
Картотека игр, направленных на формирование звуковой культуры речи детей с 2-3 лет.
Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слухаЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, сл...