Картотека дидактических игр для развития цветовых эталонов
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Для закрепления знаний о хроматических цветах: основных и производных очень важна экспериментальная деятельность, когда ребенок, имея всего три основных цвета, может получить любые производные цвета и оттенки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_did.igr_dlya_razvitiya_tsvetnyh_etalonov.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры

на развитие

 цветового восприятия

для детей дошкольного возраста

(используются

в индивидуальной и групповой работе)

Подборка дидактических игр, направленных на  развитие цветового восприятия у детей  дошкольного возраста.

 Материал можно использовать как на занятиях, так и в индивидуальной, и групповой работе.

Развитие цветового восприятия у детей старшего дошкольного возраста

«Сделаем мир цветным (хроматические цвета)»

Для закрепления знаний о хроматических цветах: основных и производных очень важна экспериментальная деятельность, когда ребенок, имея всего три основных цвета, может получить любые производные цвета и оттенки. Дети с удовольствием смешивают краски на палитре, поэтому во время экспериментов с цветом лучше не давать готовых решений, а предлагать им самим определить, какие цвета нужно смешать, чтобы получить тот или иной производный цвет или оттенок. Особое значение для детей имело называние полученных оттенков. Дети сами учились давать название получившимся цветовым сочетаниям (оттенкам), используя названия исходных цветов. Например, желто-зеленый, красно-оранжевый, красно-коричневый. Для закрепления названий цветовых оттенков проводились игры, где подбираются несколько цветных предметов таким образом, чтобы среди них имелись одинаковые предметы, окрашенные в разные оттенки одного цвета, например игра: "Чего не стало",  "Назови цвет предмета",  "Угадай, какого цвета одежда",  "Разложи предметы по цвету", "Найди предмет такого же цвета".

Детям сообщалось, что для некоторых цветовых оттенков существуют и другие названия - "болотный", "розовый", "малиновый" и другие.

При работе с красками дети, промывая кисточки, обратили внимание на изменение цвета воды в баночках. И нам удалось превратить это в веселую игру. Каждый придумывал, что у него получилось в баночке - молоко, какао, апельсиновый сок и др.

Для закрепления знаний о получении производных цветов и называния их, можно проводить художественно-дидактические игры:

"Разноцветный дождь",

"Помоги украсить хвост павлину",

"Палитры потерялись".

Черно-белая красота (ахроматические цвета)

Знакомство с ахроматическими цветами: черный - серый - белый и различение цветов по насыщенности.

В ходе художественно - дидактических игр:

"Отгадай цвет", "Помоги кроликам встать по порядку", "Фокусник", эксперимента "Превращение", занятий по рисованию "Что бывает серое", "Ворона и воробей", дети систематизировали знания об ахроматических цветах, учились получать и называть различные по тону ахроматические цвета. Завершало блок занятие "Как белая и черная краска подружились". Дети узнали, что ахроматические цвета имеют большие изобразительные возможности. В самостоятельной художественной деятельности дети стали шире применять в рисунке графитные карандаши, уголь, используя их изобразительные возможности, черную и белую краски для получения различны оттенков серого цвета.

Цвета и чувства (эмоциональное восприятие цвета):

Возможность цветом передавать характер, эмоциональное состояние, чувства, настроение, рассматривалась в третьем блоке с помощью художественно - дидактических игр "Угадай настроение клоуна", "Музыкальная палитра", Занятий "Розовая радость и зеленая тоска", "Какого цвета музыка", "Добрый и злой сказочный герой", "Снегурочка и Снежная королева". При рисовании доброго или злого персонажа дети легко определяли, что добрых героев нужно нарисовать светлыми, яркими красками, а злых - темными. Благодаря ранее проведенной работе, дети старались получить разнообразные оттенки, для получения светлых тонов добавляли белила, для получения темных - черную краску. Характерным при изображении персонажей являлся именно цвет, а не выражение лица, поскольку и Кощей - Бессмертный может улыбаться, перебирая свое золото, а Иван-Царевич может грустить и сердиться когда похищают его невесту… Более сложным в выборе цветовых сочетаний для передачи характера персонажа было изображение Снежной королевы, ее нельзя изобразить темными цветами, здесь контраст между положительным и отрицательным героем, строился на контрасте теплых и холодных тонов. При изображении Снегурочки нельзя было взять чисто теплые цвета, ведь она из снега и может растаять. Дети, рисуя Снегурочку, "холодили" теплые цвета при помощи белил. Большой эмоциональный отклик вызвало занятие, на котором дети цветом пытались изобразить абстрактные понятия (доброта, радость, сомнение, грусть и другие) "Розовая радость и зеленая тоска", более сложным было занятие по теме, "Какого цвета музыка", где дети сначала должны были услышать и описать настроение музыки, а затем выразить это в цвете.

По мере проведения игр   всех блоков, параллельно необходимо проводить закрепление изученного материала в течение дня.  

при рассматривании книжных иллюстраций подбираются  книги с цветными рисунками, в которых чаще всего встречаются изучаемые цвета;

в беседах с детьми часто заводится разговор о цвете, предлагается  назвать свои любимые цвета;

во время прогулок дети рассматривают изменение цвета снега (земли, деревьев) в зависимости от времени суток, погоды, окружающих предметов, текстуры поверхности...

дети рассматривают репродукции картин известных художников (особое внимание обращается  на колорит и особенности цветового решения).

«Радуга»

     Цель игры: научить детей рисовать радугу, правильно называть ее цвета, помочь запомнить их расположение, развивать речь и словарный запас ребят.

    Оборудование: образец рисования радуги на листе формата А2, альбомные листы для детей, кисточки, гуашевые или акварельные краски разных цветов, баночки с чистой водой, тряпочки, палитра для смешивания красок (если понадобится).

   После того как дети ответят на поставленные вопросы, педагог показывает всем образец рисования радуги и просит ребят назвать цвета, которые они увидели. Затем все хором разучивают фразу, которая помогает запомнить расположение цветов в радуге:

   каждый (красный)

   охотник (оранжевый)

   желает (желтый)

   знать, (зеленый)

   где (голубой)

   сидит (синий)

   фазан (фиолетовый).

   Следующим этапом можно попросить ребят нарисовать радугу самостоятельно, используя для этого акварельные краски. Если дети в группе хорошо усвоили материал и знают способы получения разных цветов из красного, синего и желтого, то они вполне могут нарисовать радугу, используя для этого только три основных цвета.

   В случае если малыши к этому еще не готовы, то педагог просит их нарисовать данную картинку, используя уже готовые краски фиолетового, оранжевого и зеленого цветов.

    Ход игры: когда все подготовлено на столах детей, педагог говорит, что сегодня игра будет посвящена радуге, и спрашивает, видел ли кто-нибудь радугу на улице, в какое время года это было – зимой или летом, какая погода была в это время – солнечно или только что прошел сильный дождь.

«Черное и белое»

    Цель игры: развивать внимательность, ловкость, быстроту, умение быстро действовать в зависимости от ситуации.

    Оборудование: картонный диск диаметром 30–40 см, одна сторона которого окрашена в белый цвет, другая – в черный.

        Ход игры: педагог делит всех игроков на 2 команды: «черных» и «белых», которые выстраиваются вдоль прочерченных линий друг против друга. Затем педагог объясняет правила игры, которые заключаются в том, что одна команда должна ловить другую, но делать это можно только после полученного сигнала и только на игровом поле, которое ограничивается начерченными линиями.

   Педагог бросает диск, и все смотрят, каким цветом вверх он упал. Если это черный, то команда «черных» начинает ловить команду «белых», которые в свою очередь стараются проскочить за противоположную линию, считающуюся теперь их домиком. Все пойманные участники выходят из игры. Побеждает та команда, в которой осталось большее количество игроков.

   Для закрепления названий цветов можно диск окрасить в другие цвета (например, с одной стороны в синий, с другой – в зеленый). Можно использовать и другие сочетания, помогающие ребятам в игровой форме запомнить нужные оттенки.

«Разноцветное домино»

    Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.

    Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов). Распределение должно соответствовать настоящему времени.

    Ход игры: педагог набирает команду игроков, в которой должно быть не более 4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее на стол.

   Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход.

   Выигрывает человек, у которого раньше остальных закончатся карточки домино.

   Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или 7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.

   Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их, когда они выкладывают необходимую карточку на стол.

«Веселые обезьянки»

   Цель игры: формировать навыки по различению и правильному называнию цветов, развивать быстроту, ловкость, артистизм, умение самостоятельно действовать в сложившейся ситуации.

    Оборудование: маски обезьянок для каждого участника, футболки разного цвета для каждого игрока, 2 мяча, 2 обруча, 2 гимнастические палки.

    Ход игры: педагог набирает команду игроков, в которой должно быть 8-10 человек, и просит участников надеть футболки и маски обезьянок. Для игры требуется еще один ребенок, который будет исполнять роль водящего.

   Условия игры заключаются в том, что водящий отворачивается от обезьянок, называет цвет, который должен совпадать с цветом футболки одного из игроков, и просит выполнить определенное задание. Если участник игры с легкостью справился с полученным заданием, то он остается в команде, но если не справился, то выбывает. Победителем становится та обезьянка, которая смогла выполнить все задания.

   В случае, когда игра проводится среди детей 3-летнего возраста, роль водящего может взять на себя сам педагог.

   Задания для участников могут звучать следующим образом:

   1) обезьянка в синей футболке, отгадай, в какой руке я спрятал конфету;

   2) обезьянка в красной футболке, ты должен присесть на месте 10 раз;

   3) обезьянка желтого цвета, ответь на вопрос, как кричит петух, и продемонстрируй это 3 раза;

   4) задание для обезьянки в белой футболке: расскажи самую смешную историю, которая происходила с тобой в жизни;

   5) обезьянка в оранжевой футболке должна пробежать 2 круга вокруг стола;

   6) задание для мальчиков-обезьянок: помериться силами на руках;

   7) розовая обезьянка должна посчитать, сколько цветов находится на окне;

   8) фиолетовая обезьянка должна при помощи гимнастической палки перекатить мяч в указанное место;

   9) другие (в зависимости от возраста участников                          

Дидактическая игра "Цирк зажигает огни".

Цель игры: учить создавать целостную картину цирка на подмалевке, решать задачи по пространственному освоению листа. Закрепить знания детей об артистах цирка, атрибутах, используемых на представлениях. Уточнить знания о костюмах артистов: акробатов, жонглеров, клоунов, укротителей животных.

Активизация словаря детей: арена, прожекторы, дрессировщики, жонглеры и т.д.

Ход игры:

Педагог предлагает детям рассмотреть подмалевки арены цирка, атрибуты и инвентарь, которые артисты используют для выступлений. Затем рассматриваются фигурки цирковых артистов, их костюмы, фигурки цирковых животных. Педагог предлагает детям на подмалевке выложить цирковой номер и рассказать о нем. Необходимо оказывать детям помощь при составлении композиции на подмалевке.

Цель игры: закреплять навыки детей в изображении портрета, создании выразительного образа. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние человека по схематическим изображениям. Развитие мелкой моторики.

Дидактический материал: карточки-пиктограммы с графическим изображением эмоций человека: горя, гнева, страха, радости, удивления. Вырезанные овалы лица (15Х15 см) с нарисованным носом, части лица: глаза, брови, рот, различные по форме и цвету прически (одинаковые наборы для каждого ребенка в конвертах), цветные фишки для оценки работы.

Ход игры:

Педагог предлагает детям за определенное время (2-3 минуты) разложить на подносах перед собой части лица; первый, выполнивший задание, получает фишку. Затем педагог берет в руки карточку-пиктограмму и предлагает детям изобразить на портрете это состояние человека, объяснить, какое состояние они изобразили, почему они так считают. На выполнение этого задания отводится 3-4 минуты. Фишку получает тот ребенок, который правильно смог передать эмоциональное состояние, дополнительные фишки получают дети, которые смогли красочно рассказать об этом состоянии.

Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг)

Для детей старшего дошкольного возраста. В игре могут принимать участие 6-8 детей.

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к  искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

Педагог вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Педагог предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Педагог объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Педагог выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Педагог вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Педагог может предложить детям по очереди вращать стрелку.

Дидактическая игра "Народный костюм"

Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях народного костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:

- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).

Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "веночек", "шаровары", "свитка"и т. д..

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со стихами Т.Г.Шевченко, украинскими народными сказками. Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов, с картинами поэта и художника Шевченко.

Педагог читает отрывок из сказок и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев  народных сказок и героев зарубежных сказок.

Дидактическая игра "Подводный мир"

Цель игры: закрепить знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Ход игры:

Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.

Дидактическая игра "Театр"

Цель игры: познакомить детей с видом искусства - театром. Объяснить условности этого жанра: костюм, декорация, сцена. Учить детей подбирать для инсценировки декорации, костюмы для героев. Учить создавать сюжетную композицию на подмалевке, создавать театральное действие. Развивать воображение, фантазию, актерское мастерство. Упражнять в составлении связного рассказа. Активизировать словарь детей.

Предварительная работа: педагог рассказывает детям о виде искусства - театре и его особенностях: в театре существует сцена, на которой происходит театральное действие. На сцене выступают актеры, которые могут исполнять самые разнообразные роли: изображать животных и людей, сказочных героев. Для этого театральными художниками создаются костюмы. Для одного и того же спектакля могут быть созданы разные декорации и костюмы. Все актеры обязательно учат свои роли и пытаются передать образы своих героев.

Ход игры:

Педагог показывает детям подмалевки сцены и предлагает инсценировать сказку по желанию детей. Дети вспоминают героев сказки, подбирают соответствующие декорации, выкладывают на подмалевке театральное действие и рассказывают о нем.

Вариант игры:

Педагог рассматривает театральные костюмы, предлагает детям охарактеризовать этих героев, подобрать необходимые декорации, выложить на подмалевке театральное действие и рассказать о нем.

Дидактическая игра "Придумай пейзаж"

Для детей 5-7 лет.

В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

    Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила.

    Пожелтел орешник, и зарделись клены. В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

    Утешает осень - не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем воспитатель рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем педагог читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ   ДВИЖЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТРАФАРЕТА

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ  ИГРА «ПОДБЕРИ   К   ИЗОБРАЖЕНИЮ  ИГРУШКУ»

Цель игры: научить детей зрительному анализу силуэта и формы реального предмета. Упражнять зрение в выделении формы в плоскостном изображении и объемном предмете.

Ход игры. Детям раздаются карточки с силуэтными изображениями. На подносе лежат объемные предметы: игрушки, строительный материал. Педагог предлагает подложить под каждый силуэт предмет соответствующей формы.

Выигрывает тот, кто скорее заполнит все клетки.

Варианты игры могут быть разнообразны. Например, на картинке изображены реальные предметы, дети отбирают вырезанные из картона силуэтные изображения и накладывают на реальные изображения.

Формирование способов сличения, анализа предметов и их изображений является эффективным приемом обогащения предметных представлений. Этому способствуют игры типа «Наложи предмет на его изображение», «Составь предмет из частей», «Найди такой же предмет», «Найди такую же половинку предмета, изображения».

          При этом важно учитывать индивидуальные различительные возможности зрения. При низкой остроте зрения и отсутствии навыков восприятия изображения лучше начинать работу по сличению предмета с его реальным, цветным изображением, а затем можно перейти к сличению предмета с силуэтным изображением.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЕМ, КАК РАСПОЛОЖЕНЫ ТАРЕЛКИ НА СТОЛЕ»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать  предметы  по  величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного  размера,   к ним пририсованы ручки.

Ход занятия. Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы  получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО БОЛЬШЕ И БЫСТРЕЕ НАРИСУЕТ КРУЖОЧКИ»

Цель: упражнять детей с помощью рисования по трафаретам в изображении кругов разной величины, учить детей дорисовывать к кругам прямые линии, изображать яблоко и ягоды вишни.

Материал: трафареты с прорезями кругов разной величины, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия. Педагог предлагает рассмотреть трафареты, выделить большие и маленькие круги, показывает, как накладывать трафарет, как обводить.

Можно предложить детям раскрасить круги, не снимая трафарета, закрашивание вести круговыми движениями, так, как рисуют клубочки ниток.

Можно показать детям преобразование кругов в мячи путем деления круга двумя линиями: одна рисуется – слева - направо, а  другая  рисуется  - справа – налево.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «НАРИСУЕМ СОЛНЫШКО»

Цель: упражнять детей в рисовании круглых форм и прямых линий.

Ход занятия. «Наложите трафарет и нарисуйте круг». Дети находят на трафарете круг и обводят его. После этого снимается первая часть трафарета, и педагог предлагает   нарисовать лучи солнца пальчиком.

В другом задании можно предложить детям нарисовать с помощью трафарета одуванчик, пуговицы на пальто, неваляшку, воздушные шары и т. д.

Перед тем как дети начнут создавать сюжеты рисунков, надо научить их с помощью трафарета рисовать детали и предметы, которые затем могут войти в сюжет: облако, лодка, дождик, солнце, волны, елки, грибы, домик и т. д.

Начинать рисование надо с более простых по форме предметов. Например: вначале рисуют солнце, позже облако или грибы, а потом елку, снеговика, неваляшку и др.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДВИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ

          Материал: трафареты с изображением рыб,  уток,  гусей,  машин,  самолетов и др.

          Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть изображения на трафаретах и показывает, как можно путем переворота трафарета нарисовать предмет , а затем отпечатать его движущимся в другом направлении.

После выполнения рисования предметов дети совместно с педагогом называют направления, в которых движутся на рисунке объекты: влево или вправо, вверх или вниз и т. д.

Иногда можно предварять рисование выкладыванием из вырезанных по контуру изображений рисунка на фланелеграфе или же создавать предметные ситуации из игрушек, реальных предметов.

Иногда целесообразно упражнять детей в определении и изображении движения и направления с опорой на словесное указание педагога: «Нарисуйте машину, едущую вправо и т. д.».

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ «УКРАСИМ   ПРЕДМЕТЫ»

Цель: упражнять детей в умении заполнять  ограниченное пространство в соответствии с заданной формой предметов.

Ход занятия. Педагог предлагает детям трафареты с прорезями формы различных предметов: платья, шапки, полотенца, носового платка, чашки, косынки и др.

Затем дети разрисовывают цветными  изображения  заданное пространство . В зависимости от уровня развития изобразительных навыков сложность контуров предметов определяется каждому ребенку индивидуально: один разрисовывает полотенце, другой — платье.

Такие упражнения обогащают детские впечатления о форме реальных предметов, учат замечать общее между ними, в частности, что все предметы раскрашены цветными полосками, все они разные (посуда, одежда, белье и т. д.). Так формируются у детей умения обобщать предметы по одному сходному признаку, вне зависимости от  их  функционального назначения.

                                                  «РЫБКИ  В АКВАРИУМЕ»

           Цель: упражнять детей в рисовании предмета, отталкиваясь от основной формы или формы дополнительных деталей, учить зрительному анализу строения предмета.

            Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть трафареты, где в прорезях дана основная форма рыб — овал, а затем дорисовать детали, используя уже знакомые нетрадиционные техники.

            Затем дети выполняют обводку и дорисовывают  по замыслу.

            После создания наброска дети раскрашивают  красками,     фломастерами, цветными мелками, пастелью.

            Рисование начинают с дополнительных деталей, рисование основной формы дети могут выполнить с использованием  трафарета, а затем с использованием различных видов нетрадиционных техник.

Таким же способом можно научить детей рисовать грибы, самолет, цветок и др.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В РИСОВАНИИ ЛИСТЬЕВ И ВЕТОК ДЕРЕВЬЕВ С ЛИСТЬЯМИ

Материал к заданию:   трафареты   листьев различных пород деревьев.

Ход занятия. Дети рассматривают трафареты, обследуют форму листьев. Затем педагог предлагает им обвести по контуру или трафарету листья. Задание может быть дано на скорость: кто из детей больше обведет листьев за определенный отрезок времени.

В другом задании дети после обводки раскрашивают листья в разные цвета, так у них получается узор из цветных листьев, в следующем — создают узор из листьев и веток.

             Если дети способны рисовать предметы самостоятельно, можно дать задание   создать образец сюжета на фланелеграфе из контурных изображений, а затем срисовать. Обязательное рисование по трафаретам идет только в случае затруднений, имеющихся у детей при изображении предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

Картотека игр на развитие сенсорики у детей младшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

Познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы ч...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов.

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов....

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов

Картотека дидактических игр для развития сенсорных эталонов...