Игровая ситуация на занятиях по математике
учебно-методический материал по математике на тему
Игровая ситуация на занятиях по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_situatsiya_na_zanyatiyah_po_matematike.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ.
По какой схеме традиционно организуются занятия по
математике во всех возрастных группах детского сада?
Воспитатель, как правило, более всего озабочен тем,
чтобы подать материал занимательно. С нашей точки
зрения, необходим иной подход. И вот почему.
Причина первая. Внешняя символическая деятельность (по Л.С. Выготскому), являясь формой психологического сотрудничества, должна превратиться «в индивидуальный способ поведения, перенеся внутрь психологической системы ребенка ту структуру, которая и при переносе сохраняет все основные черты (своего) символического строения». Какая именно «структура» (переносится) «внутрь психологической системы ребенка» во время занятия по математике, на котором звери (куклы) в цирке решают арифметические примеры, а он, ребенок, должен помочь им, т.е. ответить так, как требует решение?
Полагаем, при подобном подходе практически теряется суть развивающего воздействия математической символической деятельности на «психологическую систему ребенка». Нет, мы не против игровых ситуаций. Мы за ситуацию, психологически и методически не разрушающую воздействие математической символической деятельности на личностное развитие ребенка. В этом плане интерес представляет исследование Е.В. Филиппова (Принятие роли и переход от игровой деятельности к учебной), где действия персонажа, сказочного или игрового, рассматриваются как средство формирования условно-динамической позиции дошкольника в предлагаемых обстоятельствах (в учебно-игровой ситуации). Если игровая ситуация организована так, что по ходу ее ребенок принимает на себя роль условного лица, условное лицо (персонаж) становится опосредующим звеном между ребенком и его действием, создавая возможность осознания собственных действий. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, не только способствует снятию феномена центрации у ребенка, но и помогает преодолеть разрыв, возникающий при переходе от ведущей игровой деятельности к учебной. Иными словами, игровая ситуация на занятии должна давать ребенку возможность и даже необходимость принятия на себя роли действующего персонажа. В данном контексте словосочетание «действующий персонаж» - ключевое, так как ребенок имеет возможность принять на себя роль главного действующего лица.
Причина вторая. На наш взгляд, в дошкольный период у ребенка необходимо формировать осознаваемую учебно-познавательную мотивацию. Именно осознаваемую, так как прежде всего осознаваемость определяет успешную учебу в школе. Маскируя занятие различными развлекательными деталями, мы тем самым теряем и методический смысл, и математическую сущность. Посещение открытых занятий и анализ конспектов, подготовленных педагогом, подводят к мысли, что веселая обстановка не только не помогает, а, наоборот, мешает пониманию и усвоению математического материала. Более того, суть познавательно-практической задачи оказывается настолько замаскирована насильственно привнесенной веселостью, что ребенок ее не осознает и не воспринимает. Основная задача педагога - отобрать содержание, доступное детям, с учетом их возраста и методически грамотно подать его. Слишком трудное задание отнимает у детей и время, и силы от других видов деятельности и, что самое страшное, формирует отрицательное отношение к математике, неверие в собственные силы, негативную мотивацию, заниженную самооценку.
Цель дошкольного образования - формировать механизмы, необходимые для последующей успешной учебной деятельности ребенка в школе. Главный психологический стержень этих механизмов, как сказано выше, развитие учебно-познавательной мотивации к самому процессу познания (именно это и называют психологической готовностью к школе). Как этого добиться? Постараемся показать на примерах занятий, в ходе которых и педагог, и дети становятся совместными участниками игровой ситуации; при этом дети имеют возможность управлять развитием игровой ситуации в качестве действующего лица.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение "Игровые приёмы на занятиях по математике с детьми младшей группы".
Чтобы обеспечить активную работу детей на занятиях, широко используются игровые приёмы и дидактические игры. ...
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ВЕСЁЛОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МАТЕМАТИКА»
Программное содержание:Продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 8, классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия с о...
Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.
Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...
Конспект ООД по математике, тема: Игровая ситуация «В лесу».
Материал будет полезен воспитателям старших групп при ознакомлении детей с количественным счётом в пределах 10,в сравнении 8 предметов по высоте и раскладывании их в убывающей и возрастающей пос...
Конспект основной образовательной деятельности с использованием проблемно - игровых ситуаций по математике в средней группе: «Задачи от Фиксиков»
Эта образовательная деятельность содействует формированию мышления, памяти, воображению и других психических процессов....
Конспект игровой ситуации по математике в старшей группе детей с нарушением зрения «В гостях у сказки» с использованием ИКТ
Конспект игровой ситуации по ФЭМП на закрепление математических знаний, умений, навыков посредством использования дидактических игр....
Игровая ситуация по математике с использованием дидактической игры в младшей группе «Поиграем с Винни-Пухом»
Игровая ситуация по математике с использованием дидактической игры в младшей группе «Поиграем с Винни-Пухом» Цель: Освоение умения классифицировать множества по двум свойствам (цвет и форма). Разв...