Программа кружка "Эрудит" для детей 5-7 лет
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_erudit_5-7_let.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Эрудит» для детей 5–7 лет
Пояснительная записка
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами.
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение. В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам). Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Цель программы - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- учить детей ориентироваться в пространстве.
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Информация о работе кружка:
Программа рассчитана на детей 5 -7 лет
Периодичность занятий -1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год, продолжительность одного занятия 30 минут.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
• Индивидуальная самостоятельная работа детей.
• Работа в парах.
• Групповые формы работы.
• Дифференцированная.
• Самооценка выполненной работы.
• Дидактическая игра.
• Соревнование.
Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
1. Мониторинг исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Ожидаемые результаты дети должны уметь:
1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Перспективное планирование
1 занятие. Мониторинг: выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.
2 занятие. Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.
3 занятие. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
4 занятие. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
5 занятие. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
6 занятие. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. 1
7 занятие. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
8 занятие. Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
9 занятие. Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
10 занятие. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
11 занятие. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
12 занятие. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
13 занятие. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.
14 занятие. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
15 занятие. Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.
16 занятие. Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач.
17 занятие. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
18 занятие. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
19 занятие. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
20 занятие. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления.
21 занятие. Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.
22 занятие. Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.
23 занятие. Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать
24-25 занятие. Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.
26 занятие. Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.
27-28 занятие. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления.
29 занятие. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.
30-31 занятие. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
32 занятие. Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.
33 занятие. Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.
34 занятие. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления.
35 занятие. Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей
36 занятие. Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака –? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются» Верно?). Решение логических задач.
Методическое обеспечение
1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.
2. Е. В. Колесникова "Я решаю логические задачи". Рабочая тетрадь 5-7 лет
3. Тихомирова Л. Ф. «Логика для дошкольников» Издательство: Академия развития
4. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей.
5. Наталья Гордиенко: Развиваем логику. 6-7 лет. ФГОС ДО
6. Просветов Г. И. «Утверждаем и доказываем» Серия: "Занимательная логика"
7. Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Память и внимание
8. Н. Терентьева: 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление
9. Стародубцева, Завьялова: Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей 5 – 6 лет по программе Васильевой
Рабочая программа...
Рабочая программа «Занимательный английский» дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 4 – 7 лет
Содержание.1. Пояснительная записка.2. Требования к уровню образованности обучающихся.3. Учебно-тематический п...
Дополнительная образовательная программа «Буквоед»; программа для детей 6 – 7 лет; срок реализации – один год.
Дополнительная образовательная программа «Буквоед» направлена на коррекцию речевого и психического развития детей 6 – 7 лет в процессе знакомства с буквами, что способствует:созданию предп...
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет на 2021/2022 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 6-7 лет на 2021/2022 учеб...
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей 5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи для детей группы компенсирующей направленности 5 - 6 лет на 2020/2021 уч...