Конспект открытого занятия по математике: " Прямоугольник" средняя группа
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему
знакомство с геометрической формой - прямоугольник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого занятия | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ
ОТКРЫТОЕ
ПО МАТЕМАТИКЕ
« ПРЯМОУГОЛЬНИК»
Средняя группа
Воспитатель: Шестакова В.Г.
12 октября 2016г.
Тема «Прямоугольник»
Цель:
-сформулировать представление о прямоугольнике, умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки,
выделять фигуры формы прямоугольника среди фигур разной формы;
- сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя( на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом « спросить у того, кто знает»;
- закрепить геометрические и пространственные представления, счёт до пяти, умение соотносить цифру с количеством, умение определять и называть свойства предметов и фигур, сравнивать предметы по свойствам;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание и память, речь и мелкую моторику, фантазию и воображение, смекалку, логическое мышление, творческие способности.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: квадрат, прямоугольник, изображение ёлки, человечка, карточки с цифрами1-5, карточки с геометрическими фигурами, картинки с предметами прямоугольной и непрямоугольной формы.
Раздаточный: квадрат, прямоугольник, карточка с нарисованной на ней речкой.
Ход занятия:
1.Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Дети собираются около воспитателя.
- Были ли вы в театре?
- Хотите сегодня посмотреть в театре спектакль?
2. Актуализация знаний.
Игра « Билеты в театр»
Дидактические задачи:
- актуализировать представления о круге, квадрате, треугольнике, овале, умение их распознавать среди геометрических фигур;
- закрепить счётные умения, умение соотносить цифру с количеством;
- тренировать мыслительные операции: анализ и сравнение, развивать внимание и память, речь.
Что нужно сделать, прежде чем пойти в театр?
Дети покупают у воспитателя билеты, на которых изображено разное( от 1 до 5) количество одинаковых геометрических фигур и разного цвета - кругов, треугольников, квадратов , овалов.
Детям нужно занять место, на котором записана цифра, показывающая количество фигур на билете, и соответствующая им по цвету.
Воспитатель проверяет билеты.
- Сколько фигур на твоём билете?
- Знаете ли вы, как нужно вести себя в театре?
- Почему нельзя шуметь, разговаривать, ходить во время спектакля?
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра « Прямоугольник и квадрат»
Воспитатель выставляет на доске прямоугольник и квадрат. Короткая сторона прямоугольника и сторона квадрата одинаковые по длине.
- Жили – были два друга. Один из них вам знаком. Как его зовут?
Пошли они в лес. Высота ёлки равна длинной стороне прямоугольника.
Вдруг слышат друзья, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и почему может плакать в лесу? ( изображение человечка)
Человечек обратился за помощью к квадрату: « Можно я заберусь на вас и посмотрю, где мой дом?( ставит человечка на квадрат)
-Увидел человек свой дом?
- Почему он не смог этого делать? ( Ёлка выше человечка)
4.Открытие нового знания.
- сформировать представление о прямоугольнике, как общей форме некоторых предметов, познакомить с некоторыми свойствами;
- сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия;
- закрепить пространственные отношения « выше» - « ниже», «длиннее»
« короче», умение определять, называть и сравнивать свойства предметов;
- тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, сравнение и обобщение, развивать речь, инициативность, творческие способности.
-Что делать? Выслушивает версии детей.
Давайте попробуем повернуть квадрат. Что-то изменилось? ( Нет)
Жаль что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуре тоже одинаковые стороны?
-Что же получиться, если её перевернуть?
-Чем это поможет? Переворачиваем прямоугольник и ставим на него человечка и хвалим детей: « Молодцы! хорошо придумали!»
-Чем похожи обе фигуры? Сколько у них сторон, сколько углов?
-Почему же вторая фигура помогла человечку?
5. Затруднение в игровой ситуации.
Игра « Прямоугольник и квадрат» (продолжение)
- создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с названием прямоугольника;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
- Пролетала мимо сорока. « Ну что увидел свой дом? Кто тебе помог?
Человечек не знает имени помощника, так как дети не знают название прямоугольника.
- Смогли вы помочь человечку? Нет.
- Почему не смогли? Мы не знаем, как зовут вторую фигуру.
6.Преодаление затруднения.
- познакомить с названием новой геометрической фигуры – прямоугольника.
Как надо поступить, если не знаешь чего-то имени? Надо у кого то спросить. Дети спрашивают у прямоугольника, как его зовут, а затем повторяют новое слово.
-Кто помог человечку увидеть свой дом?- фиксируем внимание детей
-новая фигура прямоугольник.
7. Включение нового знания в систему знаний.
- организовать активный отдых детей, развивать фантазию, смекалку.
- Человечек, взобравшись на прямоугольник, увидел свой дом. Он был довольно далеко, за речкой. Идти надо по лесу по очень узкой тропинке, по краям колючий кустарник.
-Как вы пойдёте? ( боком). Дерево перегородило тропинку- подлезть.
Игра « Мост».
На пути человечка река, ширина реки не одинакова. Есть дощечки- квадрат и прямоугольник.
- Как человечку перебраться через реку? Дети предлагают варианты.
Нужно построить мост из дощечек.
-Какой формы дощечку вы взяли?
- Почему не взяли для строительства квадрат?
-Почему с помощью прямоугольника вам удалось построить мост?
Игра « Подбери по форме».
Человечек просит подобрать картинки прямоугольной формы. Воспитатель просит назвать то, что нарисовано на картинке.
Дети называют, согласовывая прилагательное с существительным в роде.- Почему вы не взяли остальные картинки?
Итог занятия.
- Где вы сегодня побывали?
-Чем вы помогли человечку?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь человечку найти свой дом, потому что знают, чем прямоугольник отличается от квадрата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе "Путешествие на планету "Математики"
Занятие итоговое...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе на тему: "Путешествие в королевство Математике"
Занятие в подготовительной группе по математике по программе "От рождения до школы", которое проводится в начале учебного года . Цели данного занятия: закрепление навыков количественного счета в...
Конспект открытого занятия по математике средняя группа
Конспект открытого занятия по образовательной области "Познание" (ФЭМП)...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
Математика...
Конспект открытого занятия по математике в подготовительной группе «Занимательная математика»
конспект занятия...
Конспект открытого занятия по математике средней группы №5 "Поездка в сказочный лес"
Продолжать учить детей сравнивать и соотносить пять предметов по размерам. Упражнять в счете предметов в пределах 5; упражнять детей в умении выделять сходство геометрической фигуры с заданн...