Интеллектуальное развитие детей в математической деятельности через интеллектоформирующие технологии
статья по математике на тему
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Так как же обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, соответствующее возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интеллектуальное развитие детей в математической деятельности через интеллектоформирующие технологии
Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.
В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно - операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. И если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.
Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей.
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одно из распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. В последние десятилетия возникли тенденции: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы обучения и нередко они сводятся к обучению их счету, чтению, письму. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Так как же обеспечить, развитие математических способностей, отвечающее современным требованиям, соответствующее возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти?
На практике явно недооцениваются такие вопросы интеллектуального развития, как формирование у дошкольников пытливости, любознательности, самостоятельности, т.е. тех качеств, которые необходимы ребенку для радостного восприятия окружающего мира и предстоящей учебной деятельности. Потенциальные возможности детей часто остаются нереализованными.
Результаты исследований психологов показывают, что уровень интеллектуально – творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько подуманным и верным было обучение ребенка в семье и детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребенка и типу ведущей деятельности.
Огромную роль в развитии математических способностей и в развитии интеллекта играют интеллектуальные игры. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.
Недаром сказал В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушным ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.
Построение игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то «предметного» результата.
Такие игры могут стать интеллектоформирующими технологиями в математической деятельности детей.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.
Вот как определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:
1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
4. Развивать пространственные представления.
5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики и информатики.
Следующим примером интеллектоформирующей технологии может стать - технология Воскобовича – «Сказочные лабиринты игры»
Её основные принципы таковы:
- Игра плюс сказка.
Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание.
- Интеллект.
Вторым принципом технологии является построение такой игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления. Постоянное и постепенное усложнение игр (по спирали) позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности. Интенсивному развитию способствует и продуктивная деятельность. В каждой игре дети добиваются какого – то «предметного» результата.
- Творчество.
Ещё одним принципом технологии «Сказочные лабиринты игры является раннее творческое развитие детей дошкольного возраста. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
Чем же интересны игры Воскобовича?
- Конструктивными элементами.
- Широким возрастным диапазоном.
- Многофункциональностью.
- Творческим потенциалом.
- Образностью и универсальностью.
- Эмоциональной культурой речи.
- Различными возможностями использования.
- Приоритетностью в выборе игры.
- Методическим обоснованием, изготовлением.
Палочки Кюизенера как интеллектоформирующее средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Задачи , которые они решают:
- познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
- познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
- познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
- осваивать прямой и обратный счет.
- познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
- помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
- научить делить целое на части и измерять объекты.
- развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
- развивать логическое мышление, внимание, память.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.
В старшем игры с палочками могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы.
Упражнения с палочками Кюизенера могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Перед нами воспитателями стоит задача: формировать познавательный интерес детей дошкольного возраста. Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка? Необходимо сделать обучение занимательным.
Сущностью занимательности является новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать, объяснения.
Занимательность может дать:
- Первоначальный толчок к познавательному интересу;
- Опору для эмоциональной памяти, средство запоминания;
- Своеобразную разрядку напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- Средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Главная наша педагогическая задача это создание условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать.
А на занятиях с использованием интеллектоформирующих технологий дети, несомненно:
- Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
- Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
- Внимательны (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);
- Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
И, таким образом, решается одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, а развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование развивающих
Консультация для родителей...
Инновационный педагогический проект "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ИКТ"
В соответствии с ФГОС ДО мы должны выпустить из ДОО человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, ...
Достижение целей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе» и «Кубиками Никитина
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового ...
РМО "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП"
В статье освещается актуальность исследования по развитию интеллектуальных способностей деткй старшего дошкольного возраста в математической деятельности....
Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из ...
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ ИРЫ В ШАХМАТЫ»
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольников, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость....
Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...
- Мне нравится (1)