РМО "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП"
статья (старшая группа) на тему

Куцеволова Ольга Ивановна

В статье освещается актуальность исследования по развитию интеллектуальных способностей деткй старшего дошкольного возраста в математической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo.docx35.51 КБ

Предварительный просмотр:

РМО «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ФЭМП»

Подготовила: Куцеволова О.И, воспитатель

МКДОУ»Краснобратский детский сад»

Здравствуйте те, кто сегодня с улыбкой проснулся

Здравствуйте те, кто к работе с радостью прикоснулся

Здравствуйте те, кто способен всех любить

Здравствуйте те, кто способен с интеллектом творить

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Детство – это летний ветер,

Парус неба и хрустальный звон зимы.

Детство – это значит дети!

Дети – это значит мы! ”

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир, и чтобы каждый маленький человечек чувствовал себя в будущем уверенно, мог найти правильный выход из сложившейся ситуации, принять быстрое решение, необходимо заниматься его интеллектуальным развитием. Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный образовательный процесс.

«Умное детство» закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности.

Современные психологи считают, если учесть, что 80% интеллектуальные возможности формируются до 8 лет, важно не упустить тот «золотой возраст», который находится в наших руках  (1слайд).                  

Дошкольный возраст – благоприятный период для развития интеллекта, именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности.

Дошкольный возраст – это начало длиной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача педагога состоит в том, чтобы научить их не только считать и читать, а прежде всего думать.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения простых умозаключений, переход от практического к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребенком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идет слабо и вяло.

Каждый ребенок талантлив по – своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое может у себя выработать.

Так что же такое интеллектуальное развитие ребенка?

Интеллектуальное развитие ребенка – сумма знаний и умений, способность эти знания усваивать и применять в решении нестандартных ситуаций. Но следует понимать, что ИРР заранее не предопределено. Поэтому, мы педагоги, которые заинтересованы в ИРР, должны направить энергию ребенка в нужное русло.

Интеллектуальное развитие детей – имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу. А готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций.

Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика.

 Известно, что Математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Дети удивительно активны и любознательны, они просто, как губка впитывают в себя все, что происходит вокруг.

Развитие элементарных математических представлений – это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС ДОУ являются первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

В обучении детей развитию элементарных математических представлений я ставлю перед собой цель – сформировать у воспитанников интерес к математике, развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать,  понимание ее значимости для последующего обучения, дать ребенку почувствовать, что он справится, что он может усвоить не только частные понятия математики, но и общие закономерности. Создать ситуацию успеха, а главное – познать радость от преодоления трудностей.

Математика – обладает уникальным развивающим эффектом.

Математика – царица всех  наук! И с этим трудно не согласиться, потому, как окружающий нас мир существует в пространстве и времени. Он осязаем, исчисляем, измеряем. Мы используем знание математики каждый день. 

Она приводит в порядок ум!

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций.

И хотя математика – один из наиболее сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать эту науку с интересом и удовольствием.

Считаю, что обучение детей математикой в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Практика показала, что дошкольники проявляют познавательный интерес к занятиям математикой только в том случае, когда заинтригованы и поражены чем – то им неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной. Задача наша – сделать занятия по ФЭМП занимательными и необыкновенными.

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед дошкольным образованием новые цели, которые требуют новых образовательных технологий.

Современный дошкольник, для успешного обучения в школе, должен уметь:

1. Обдумывать.

2. Самостоятельно добывать знания.

3. Мыслить.

4. Принимать решения.

5. Предъявлять продукт.

Современная технология образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие дошкольника. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции.

Играть любят все: и взрослые и дети.

Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.

Актуальность темы обусловлена тем, что личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.

Что такое игра?

Игра – деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра – что может интереснее и значимее для ребят! Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад.

Особенности игры для дошкольников:

- игра является наиболее доступным и ведущим видом  деятельности;

- игра является эффективным средством формирования всех сторон личности ребенка, его морально – волевых качеств;

- все психологические новообразования берут начало в игре;

-игра -  важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

Значение игры для развития ребенка подчеркивают многие отечественные и зарубежные педагоги.

«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающий советский педагог Н.К.Крупская.

«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

В.А.Сухомлинский.

Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии, и только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем раскрывает свои творческие способности и знания. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о развитии интеллекта ребенка.

Игра – это естественная для ребенка гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы, учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Без игры невозможно нормального развития мозга и тела. Понять природу игры, ее поразительный потенциал – это понять природу счастливого детства.

Дети – творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

Игра для них – учеба,

Игра для них – труд,

Игра для них – серьезная форма воспитания.

Дошкольный возраст – возраст игры.

«У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять.

Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Вся его жизнь – это игра»

                            А.С. Макаренко

 В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно – игровую методику. В основе ее лежат развивающие игры. С детьми нужно « играть» в математику. Но обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

 Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение  находят дидактические игры Формированию у детей математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.

Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени. Вот поэтому большое значение в процессе ФЭМП я уделяю дидактическим играм, это связано прежде всего с тем, что их основная цель – обучающая.

А именно игра с элементами обучения интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. игры с цифрами и числами.

2. игры путешествие во времени.

3. игры  на ориентирование в пространстве.

4. игры с геометрическими фигурами.

5. игры на логическое мышление.

Представляю  вашему вниманию игры, сделанные своими руками, которые я использую для ФЭМП у детей.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, я знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10/20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Назови соседа».

Игры – путешествия во времени, использую для знакомства детей с днями недели, название месяцев.

В третью группу игр входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определить свое место по заданному условию.

Четвертая группа игр используется для закрепления знаний о форме геометрических фигур, детям предлагается узнать в окружающих предметах формы геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал). Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Пятая группа игр – игры на логическое мышление. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть умение рассуждать, делать свои умозаключения.

Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов.

Игры – головоломки (геометрические конструкторы).

Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или по замыслу, и они являются эффективным средством умственного, в частности математического развития дошкольников

Счетные палочки – это богатейший материал для развития математических способностей детей, а также они способствуют развитию мышления, на основе которых можно конструировать геометрические фигуры, решать примеры и задачи, учить работать с шаблонами и схемами.

Танграм – игра - головоломка дает возможность создавать силуэты человека, животных, птиц, предметов обихода по принципу мозаики, учит комбинаторским способностям, развивает воображение и смекалку.

«Колумбово яйцо» - игра – головоломка, учит детей воссоздавать сложные формы из геометрических частей, выстраивать образы по схеме, развивает сообразительность и смекалку.

«Геоконт» - игра – конструктор, в народе ее называют «дощечки с гвоздиками», на игровом поле размещены пластмассовые гвоздики, на гвоздики натягиваются резинки и получаются контуры геометрических фигур и предметных силуэтов, развивает мыслительные и творческие способности.

Самостоятельная игровая деятельность.

Это вид деятельности чрезвычайно важен для развития ребенка, так как в самостоятельных играх тренируются умения совершенствовать умелость и интеллект, и самое главное, проявляется неограниченная возможность придумывать и творить.

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?

Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…, думайте сами!

Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игры перешла в радость учения!

Учение должно быть радостным!!!

Вывод: Итак, на мой взгляд, без использования дидактических математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, творческих способностей и других личностных качеств. Их многообразие и доступность помогают нам успешно планировать и реализовывать поставленные задачи, как в коллективной, так и в индивидуальной работе с детьми, что является залогом успешного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста и как следствие, последующего его школьного обучения.

 

И в заключении мне хочется сказать:

Давайте поставим веселую точку в конце нашей встречи (я буду говорить не большие фразы, если вы согласны с ними, то выполняйте соответствующие движения).

- Если вы думаете, что при игре с ребенком, эмоции очень важны – дотроньтесь до кончика носа.

- Если вы уверены, что взрослые должны играть вместе с детьми – топните ногой.

- Если вы думаете, что игра способствует интеллектуальному развитию ребенка – кивните головой.

- Если вы считаете, что игра важна для развития личности ребенка – улыбнитесь.

- Если вам понравилось? – похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста через организацию экспериментальной деятельности

Содержанием разработки является  тематический план , разработанный в логике интегративного подхода, решения образовательных задач через организацию разных видов деятельности, с учетом времени год...

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста через использование занимательного материала.

В статье раскрывается значение  занимательного материала в формировании основ математических представлений....

Инновационный педагогический проект "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через ИКТ"

         В соответствии с ФГОС ДО мы должны выпустить из ДОО человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, ...

Достижение целей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через организацию конструктивно-модельной деятельности с «Сотами Кайе» и «Кубиками Никитина

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту к структуре образовательной программы, на которые мы теперь обязаны ориентироваться в своей педагогической деятельности, как такового ...

ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство

1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг  и из них изготавливать  листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...