Серия дидактических игр по ФЭМП для младших дошкольников
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Цурган Светлана Викторовна

Серия дидактических игр по формированию представлений о размерах предметов "Большой-маленький", "Длинный - короткий"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Серия дидактических игр

по формированию представлений о размерах предметов

«Длинный- короткий»

Подготовила:

Старший воспитатель

МДОАУ д/с «Белочка»

Цурган С.В.

1 этап - выявление представлений о понятиях

длинный – короткий – 1 задание

Дидактическая игра «У кого лента длиннее»

Цель: Познакомить детей с понятиями «узкий» – «широкий».

Стук в дверь. Воспитатель: «Дети, кто-то к нам пришёл. Пойду, посмотрю». Возвращается с куклой Машенькой и коробкой. «Ребята, - говорит Машенька. - Я пошла с подружками в лес, заблудилась и попала в дом к Медведю. А он меня не отпускает к бабушке с дедушкой, пока я не отгадаю  загадку: какая из лент в коробке длиннее, а какая короче».

Дети охотно откликаются на предложение воспитателя помочь Маше. Двое детей по желанию подходят к коробке. Потянув за концы лент, устанавливают, что их длина различна: одна лента длиннее, другая короче. Значит одна лента длинная, другая - короткая.

Воспитатель спрашивает: «У кого лента длиннее? А у кого лента короче? Правильно ребята. А давайте Маше объясним, как Медведю показать длину каждой из лент».

После показа воспитателем протяжённости длинной и короткой лент, вызываются дети, которым предлагается показать то длинную, то короткую ленты (пальчиком вдоль всей протяжённости слева направо) и при этом изучаемый признак выразить словом: длинная лента, короткая лента (сначала за воспитателем хором, а затем индивидуально).

Затем воспитатель показывает, как правильно сравнить ленты по длине:

- подравнять концы лент с одной стороны,

- совместить края лент и посмотреть есть ли остаток.

Только после этого можно сказать, что одна лента длиннее, а другая короче, и разведёнными руками показать на сколько (остаток).

После того, как все дети поупражняются, довольная Машенька благодарит детей за помощь и бежит к Медведю.

2 этап -уточнение и закрепление понятий длинный – короткий – 3 задания

Дидактическая игра «Огород для Машеньки».

Цель: Развивать представления детей о длине  предметов; результаты сравнения отражать в речи словами: «длиннее», «короче», учить показывать ширину предметов.

Игровое правило.

На длинную грядку «посадить» (наклеить) картофель, а на узкую – морковку.

 Игровые действия.

Сравнение полосок по длине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: две полоски разной длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) Раздаточный материал:  две полоски разной длины (20 см), разного цвета (чёрного и коричневого) три- четыре морковки, три-четыре картофелины (вырезаны из цветной бумаги). Клей, кисточка, подставка, клеёнка. Всё по количеству детей.

Ход игры.

Воспитатель говорит: «Дети от Маши прилетела птичка, принесла весточку. Маша просит нас прийти к ней и помочь посадить огород». Дети подходят к столу воспитателя, где сидит Маша, и становятся полукругом. «Ребята, - говорит Маша. - Родители уехали в лес за дровами, а мне наказывали посадить морковку и картошку. Морковку надо посадить на длинные грядки, а картошку на короткие. Помогите разобраться. А то я запуталась». Воспитатель говорит: «Сначала давайте с вами разберёмся, где у грядок длина. Покажите мне её. (Ответы детей). Правильно, вот это длина (показывает), а вот это ширина (показывает поперёк предмета,  проводя пальцем сверху вниз по всей протяжённости полоски). Чтобы нам с вами найти длинную и короткую грядки, их нужно сравнить между собой по ширине. Для этого мы прикладываем концы полосок друг к другу, подравниваем нижние края полосок и смотрим:  выступает верхний край одной из полосок или нет. (Объяснение способа действия воспитатель сопровождает показом), Если верхний край одной из полосок выступает, то она длиннее. Посмотрите, что у нас получилось. Верхний край какой полоски выступает? (Коричневой).Значит эта полоска короче или длиннее? (Шире). А  чёрная полоска? (Уже). Правильно дети. Коричневая полоска шире чёрной. Чёрная полоска уже коричневой. А теперь все вместе скажем, коричневая полоска какая по ширине? (короче). А чёрная? (длинная). Пусть каждый из вас подойдёт и покажет длину чёрной полоски и коричневой. Молодцы! А теперь садитесь за свои столики. У каждого из вас по две полоски разной длины. Это грядки. Вам надо определить какая «грядка» длинная, а какая короткая. Когда все дети разобрались, где длинная грядка, а где короткая, воспитатель предлагает взять детям в руки кисточку и наклеить на длинную грядку картофелины, а на короткую – морковки .


  

Дидактическая игра «Разложи полотенца в разные стопки».

Дидактическая задача.

Закреплять умение сравнивать предметы по ширине, используя приёмы приложения и  наложения; результаты сравнения отражать в речи словами «шире», «уже», «широкое», «узкое»; закреплять умение показывать ширину предметов.

Игровое правило.

Длинное полотенце положить в одну стопку, а короткое – в другую.

Игровые действия.

Сравнение полосок по ширине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: два прямоугольника (полотенца) жёлтого и зелёного цветов, разной длины (30 см),

Раздаточный: такой же  как демонстрационный (по количеству детей).

Ход игры.

Маша обращается за помощью к детям: «Ребята, родители ушли в поле работать, а мне нужно чистые полотенца разложить в две стопки: в одну стопку положить длинные полотенца  для мамы и папы, а в другую стопку – короткие –для меня .  Помогите мне, пожалуйста, справиться с работой». Дети соглашаются. Воспитатель приглашает детей встать полукругом вокруг стола. Перед ними два прямоугольника длинный и короткий. Воспитатель  говорит: «Покажи длину жёлтого (зелёного) полотенца. (Обращаясь к ребёнку). Жёлтое полотенце какое по длине? А зелёное? Как ты догадался? Кто мне покажет как можно сравнить полотенца по длине. Молодцы дети. А теперь я покажу вам  как можно сравнить полотенца по длине не прикладывая их друг к другу, а накладывая их друг на друга». Воспитатель накладывает длинный прямоугольник на короткий, совмещает нижние края, подравнивает прямоугольники по бокам. (Все свои действия воспитатель поясняет словами). То полотенце, у которого выступает верхний край – длиннее, другое – короче.

Воспитатель предлагает детям занять места за своими столиками. Перед каждым ребёнком два прямоугольника (длинный и короткий). Детям необходимо  определить какое «полотенце» длиннее, а какое короче, накладывая прямоугольники друг на друга. Затем  подойти к Машеньке и длинное «полотенце» положить в одну стопку ,а короткое – в другую .

Во время выполнения задания  воспитатель подходит то к одному ребёнку, то к  другому и спрашивает: «Какое полотенце длиннее? А короче? Как  ты узнал? Что ты сделал? После того, как все полотенца разложены по стопкам, Маша радуется и благодарит детей. Воспитатель провожает Машу и помогает ей отнести полотенца.

Дидактическая игра « Поможем Машеньке посолить огурчики».

Дидактическая задача.

Развивать умение детей сравнивать предметы по длине; используя приём приложения, результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинный», «короткий»; показывать правильно длину предметов.

Игровое правило.

Длинные «огурчики» класть в большую «кадушку», а короткие «огурчики» класть в маленькую «кадушку».

Игровые действия.

Попарно сравнивать «огурчики» между собой по длине, используя приём приложения.

Материал.

Демонстрационный: фланелеграф, вырезанные из бумаги две кадушки (большая и маленькая) и огурчики (длинные – 18 см и короткие – 12 см, зелёного цвета, одинаковой ширины).

Раздаточный: на каждого ребёнка силуэты двух кадушек (большой и маленькой) и по три пары «огурцов», отличающихся только длиной – 18 см и 12 см.

Ход игры.

В  гости к детям приходит Машенька. Воспитатель предлагает детям пригласить её поиграть. Но Маша отказывается: «Ребята, большое вам спасибо, но я забежала только на минутку, вас проведать. Меня и подружки звали в лес за ягодами. Но мне надо помочь матушке. Они с батюшкой уехали на базар, а мне наказывали, чтобы я посолила огурчики».

Воспитатель предлагает: «Дети, давайте мы все вместе поможем Маше, а потом поиграем». Дети соглашаются. Маша радуется: «Спасибо ребята, только мне нужно в большую кадушку (воспитатель показывает на фланелеграфе) положить длинные огурчики, а в маленькую кадушку (воспитатель показывает) короткие огурчики. А вот и огурчики». Воспитатель берёт из общей кучки два огурца (длинный и короткий) и говорит: « Кто Маше подскажет, как узнать, какой огурец длинный, а какой короткий. (Сравнить). Как сравнить? (Положить один под другим. С одной стороны концы подравнять). А кто покажет длину огурчиков? (Слева направо пальчиком от одного кончика огурца до другого). Какой огурец короче? А какой длиннее? На сколько? (Показывая разницу, ребёнок проводит пальчиком вдоль остатка.) Вот какие вы молодцы! Всё так хорошо объяснили. Осталось положить длинные огурцы в большую кадушку, короткие в маленькую и залить рассолом. Садитесь за свои столики и принимайтесь за работу».

Дети начинают выполнять задание. Перед каждым ребёнком лежит две «кадушки» (большая и маленькая), и три пары «огурчиков» разной длины. У каждого ребёнка в кучке сверху обязательно лежат два «огурчика» разной длины, чтобы он сам их сравнил и разложил по кадушкам. Далее огурчики лежат вперемешку. Если ребёнку попадаются разные по длине огурчики, то его действия аналогичны предыдущим. При этом воспитатель тихонечко общается с детьми: «Как ты определил, где длинный огурчик? А где короткий? Как ты сравнил огурчики по длине? Покажи пальчиком длину каждого огурчика. Какой огурчик длиннее? А какой короче? Покажи на сколько». Если ребёнку попались два одинаковых по длине огурчика и он затрудняется в какую кадушку их положить, воспитатель тихонечко советует взять огурчик из любой кадушки и приложить его к тем огурчикам, что уже есть у ребёнка.

Когда работа закончена, Маша благодарит детей за оказанную помощь.,

3 этап - закрепление в практической деятельности понятий длинный – короткий – 2 задания

Дидактическая игра «Поможем Маше зашнуровать ботиночки по длине».

Дидактическая задача.

Развивать умения детей сравнивать предметы по длине, используя приём наложения, и результаты сравнения выражать словами: «длиннее», «короче», «длинная», «короткая»; упражнять детей в правильном показе длины предметов.

Игровое правило.

Длинный шнурок положить на длинный ботиночек, а короткий шнурок положить на короткий ботиночек 

Игровые действия.

Сравнение шнурков по длине, используя приём наложения.

Материал.

Демонстрационный: два ботинка разной длины, два шнурка одинаковой ширины (3 см), разной длины (30 см и 20 см) и разного цвета (синего и красного).

Раздаточные: на каждого ребёнка по два шнурка синего и красного цвета, шириной 3 см, длиной 30 см и 20 см.

Ход игры.

Стук в дверь. Воспитатель идёт открывать и возвращается с Машенькой. Маша грустная: у неё в руках много разноцветных шнурков и два разных ботинка. Она обращается к детям: «Ребята, я сегодня собралась с мальчишками поиграть в футбол, но обнаружила, что все мои шнурки вытащил и перепутал мой любимый щенок Тишка Кладёт их кучкой на стол. «Здесь и красные, и синие, и длинные, и короткие. Воспитатель говорит: «Маша, а давай мы тебе с ребятами поможем разобрать шнурки по длине. Мы все длинные шнурки сложим на длинный ботиночек, а все короткие на короткий короткую. Тебе так удобнее будет». «Вот здорово!- говорит Маша.- Как я раньше не догадалась». Воспитатель обращается к детям: «Ребята, поможем Маше? (Ответы детей). Тогда давайте вспомним, что нужно сделать, чтобы узнать какой шнурок длинный, а какой короткий. (Сравнить). Правильно, ребята. Когда мы с вами прежде сравнивали предметы по длине, мы их прикладывали друг к другу. Но можно сравнивать предметы по длине и по-другому: накладывая их друг на друга. А теперь садитесь за свои столики. Мы с Машей каждому дадим по два шнурка: длинный и короткий. А вы, накладывая их друг на друга, найдите длинный и короткий. Потом мы длинные шнурки положим в длинный ботинок, а короткие – в короткий». Дети приступают к выполнению задания. Когда ребёнок справился с заданием, воспитатель подходит к нему с коробочками и тихонько расспрашивает: « Какой шнурок длиннее (короче)? Как ты определил? Что нужно сделать? Покажи длину красного (синей) шнурка. В конце Маша благодарит детей за помощь, за то, что они отзывчивые, трудолюбивые, добрые.

 

Дидактическая игра «Открытки для друзей к Новому году»

Дидактическая задача.

Продолжать учить подбирать предмет к образцу по ширине, используя приём  приложения или наложения; результат сравнения отражать в речи словами «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».

Игровое правило.

Подобрать открытку к конверту в соответствии с его длиной.

Игровые действия.

Сравнение предметов по длине приемами приложения и наложения. Подбор к предметов по длине в соответствии с образцом.

Материал.

Демонстрационный: три прямоугольника, один из которых белый (конверт), два других разных цветов с изображением различных  животных (открытки). Все они разной длины. Одна из «открыток» по длине отличается от «конверта», а другая «открытка» одинаковая по длине с «конвертом».

Раздаточный: такой же как демонстрационный. Всё по количеству детей.

Ход игры.

Маша приходит в гости к детям и предлагает поздравить зверей с Новым годом. Она говорит: «Дети, посмотрите сколько у меня открыток (воспитатель показывает цветные прямоугольники). Какие они разноцветные. На каждой изображено какое-нибудь животное (на цветной картон наклеена картинка). Надо все открытки разложить по конвертам (воспитатель показывает белые прямоугольники). Но я пока к вам шла, перепутала все конверты и открытки. А они разные по длине. Помогите мне, пожалуйста, подобрать к каждому конверту открытку».

Дети садятся за столики. Перед каждым ребёнком кладётся один белый прямоугольник (конверт) и два цветных (открытки). Одна «открытка» отличается по длине от «конверта», а другая совпадает с ним по длине. Детям предлагается самостоятельно справиться с заданием: подобрать по длине открытку к конверту. В ходе выполнения задания воспитатель тихонечко беседует то с одним, то с другим ребёнком: «Как ты подбирал открытку к конверту? Почему ты решил, что они одинаковые по длине? И так далее». Затем игра повторяется, но при этом  детям дается по одной открытке и два конверта. В конце игры Маша благодарит детей за помощь и предлагает им почитать стихи про Новый год.

     

4й этап - выделение величины предметов в естественных условиях – 1 задание

Цель: Учить детей выделять длинные и короткие предметы в естественной среде

На стульчиках разложены разные вещи: шарфы, ленты, шнурки. Детям предлагается распределить эти вещи по длине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Серия дидактических игр по сенсорному развитию у дошкольников»

Презентация «Серия дидактических игр по сенсорному развитию у дошкольников»...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников. Раздел «Количество и счет»

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников.Раздел «Количество и счет»  «Посчитай»Цель: показать образование чисел.Ход игры. Воспитатель выставляет на наборном пол...

Консультации для воспитателей. «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»

Консультация «ФЭМП у младших дошкольников при помощи дидактических, словесных и игровых заданий»Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умени...

Использование дидактических игр по ФЭМП у младших дошкольников

Математические игры, которые можно использовать на занятиях по ФЭМП в младшей группе детского сада, как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми....

Использование дидактических игр по ФЭМП у младших дошкольников

Роль математики в образовательном процессе  дошкольников...

Картотека дидактических игр по ФЭМП для младших дошкольников

В этой категории представлены игры для детей младшего дошкольного возраста, обучающих группированию и сопостановлению объектов ....

Методическая разработка электронно- дидактической игры по ФЭМП у младших дошкольников «Починим коврик для щенка»

Использование электронно- дидактических игр в программе МС PowerPoint на занятиях по ФЭМП  у младших дошкольников....