"Логико-математические игры как средство познавательного развития"
консультация по математике (старшая группа) на тему
Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения. Поэтому в работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать, целенаправленно думать. Представлена последовательность выполнения упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matematicheskie_igry_kak_sredstvo_poznavatelnog_razvitiya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Логико-математические игры как средство познавательного развития»
ЛИТЕРАТУРА:
- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» А.А. Столяр М.П. 1988
- «Математика уже в детском саду» М. Фидлер М.П. 1981
- «Игровые занимательные задачи дошкольников» З.А. Михайлова М.П. 1985
- Б.А. Никитин «Ступени творчества или развивающие игры» М. 1990
- «Математическая тетрадь для дошкольников» Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова М.П. 1992
- Венгер, Дьяченко, Говорова: «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М.П. 1989
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Усвоение математических знаний на различных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения учащихся и перегрузку в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний.
Вопрос о том, с чего начать подготовку детей дошкольного возраста к изучению математики не может решаться в наше время так, как он решался много лет назад. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлением о числах и геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию, измерением в простейших случаях. С точки зрения современной концепции воспитания самым главным является не вопрос обучения математическим операциям, а формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.
Когда речь идет об обучении дошкольников, то имеется ввиду не прямое обучение логическим операциям, а подготовка детей к усвоению точного смысла слов и словосочетаний, обозначающих эти операции и отношения, посредством практическим действий, приводящих к ним.
Таким образом, предматематическая подготовка детей представляется состоящей из 2 тесно переплетающихся основных линий: логической, т.е. подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам рассуждений и собственно предматематической, состоящей в формировании элементарных математических представлений. Логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышления и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит к выводу о необходимости развития в дидактических играх (наряду с функцией закрепления знаний) и функции формирования новых знаний, представлений и способов познавательной деятельности. Речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.
Как часто мы слышим: «Дети, мы поиграли, сейчас будем заниматься, а затем снова играть». Таким образом, организованное занятие противопоставляется игре. А ведь можно играть с детьми на самом занятии, обучать их в процессе игры, играя с ними.
Концепция обучения детей 4-6 лет должна рассматривать игру не просто как метод обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам обучения.
В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т.д. практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительными и доказательными.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
- Чем отличается одна картина от другой? На основе зрительного сопоставления надо найти несколько отличий
- Найти два одинаковых предмета. Рассмотрев и сравнив предметы, надо найти предметы, одинаковые по цвету фигуры, форме, величине и др. характерным признакам
- Какая фигура здесь лишняя и почему? На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти предмет, который не должен быть помещен на таблице, и обосновать выбор
- Лабиринты. На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный предмет, выход и т.д.
- Продолжить ряд изображений. Усложнив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд
- На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру
Кроме указанных, можно использовать другие несложные логические упражнения, заимствуя их из детских периодических изданий («Веселые картинки», «Искорка», «Мурзилка» и др.). Воспитатель может сам составить логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях: закрепления представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках размерных соотношениях предметов и т.д.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствует обучение детей 5-6 лет решению логических задач на поиск недостающих в ряду фигур. Как правило, они наглядно представлены тремя горизонтальными и вертикальными рядами: это могут быть геометрические и сюжетные фигуры, изображения предметов. В каждом ряду по 3 фигуры, отличающиеся одна от другой несколькими признаками. Так в задаче, представленной на рисунке 10, фигура, напоминающая футболиста, отличается от другой фигуры формой головы, ног, мяча, положением рук. Эти признаки повторяются и в фигурах второго ряда. В каждом ряду есть фигура футболиста с круглой, овальной и квадратной головой, круглым, овальным, квадратным мячом, с ногами в форме квадрата, круга, линий и руками, отведенными в стороны, согнутыми в локтях или вытянутыми вперед. Эти предметные признаки лежат в основе нахождения недостающей в третьем ряду фигуре. В данной задаче не предлагаются фигуры, из которых можно выбрать недостающую. Дети могут зарисовать ее мелом на доске и объяснить, почему именно ее считают недостающей. Можно раздать небольшие таблицы с изображенными фигурами (наглядно представленную задачу) и предложить нарисовать недостающую фигуру человека в пустой клетке – футболист с головой и с мячом круглой формы, квадратными ногами и руками, разведенными в стороны. Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд или фигуру по выделенным признакам, сопоставлять обобщающие признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.
В связи с перестройкой преподавания математики в начальной школе и новыми психологическими исследованиями, стали очевидны недостатки математической подготовки в детском саду: неэффективное использование возросших возможностей дошкольников, ограниченность и слабое развивающее влияние обучения. Сложившаяся система обучения в дошкольном возрасте ее содержание и методы ориентировали в основном на развитие у детей предметных способов действий, узких навыков, связанных со счетом и простейшими вычислениями, что недостаточно обеспечивало подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.
Необходимость пересмотров методов и содержания обучения была обоснована в работах психологов и математиков, которые положили начало новым направлениям в работе обучения детей математическим представлениям. Специалисты выяснили вопросы интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения геометрических знаний у детей. Это требовало реконструкции программы воспитания и обучения, в т.ч. системы представлений, последовательности их введения и т.д. отвечающих современному состоянию математики как науки, приведение методов в строгое соответствие с предлагаемым новым содержанием знаний. Развернулись интенсивные поиски путей введения научных понятий в систему работы с детьми дошкольного возраста. Решение этих сложных проблем осуществлялось по разному.
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучение детей математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки.
В настоящее время реализуется идея простейшей логической подготовки дошкольников, разрабатывается методика введения детей в мир логикоматематических представлений: свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции (отрицание, конъюкция, дизъюкция и др.) – с помощью специальной серии обучающих игр.
В советской психологии наиболее полно способность к мыслительной деятельности исследовал Пономарев. Для проверки уровня развития этой способности он использовал задачи, в которых требовалось перемещать шахматного коня в соответствии с правилами его хода по фрагменту шахматной доски, состоящей из 9 черно-белых клеток. Эксперименты проводились с детьми младшего школьного возраста.
Для детей 4-6 лет игра является ведущим видом деятельности, в ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формулируется и развивается.
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых маленьких, способствует постепенному переносу интересов и увлеченности с игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая ребенка, не перегружает его ни физически, ни умственно. Очевидно, что интерес к игре постепенно переходит не только в интерес к игре, но и к тому, что изучается, и в интерес к математике. Поддерживаемый интерес к изучению математики с самого раннего возраста снимает многие из трудностей, возникающих на пути усвоения математических знаний. Устойчивый интерес к изучению математики должен поддерживаться различными методами на всех этапах обучения. Для детей 4-6 лет специальная форма обучения в играх – самая приемлемая форма обучения.
Обучающие логико-математические игры разрабатываются специально таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определенные, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые в дельнейшем для усвоения математических занятий и их применения к решению различного рода задач. Этим оправдано название «логико-математические игры». Названием обучающая игра (синоним дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.
Одной из наиболее актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Книга М. Фидлер «Математика уже в детском саду» состоит из 2-х разделов. В первом разделе автор раскрывает содержание программы по предмету принятой в дошкольных учреждениях Польши.
Использование геометрических фигур Дьенеша способствует развитию логического мышления дошкольников, формированию представлений о геометрических фигурах. Предлагаемые в книге задания можно упрощать используя меньшее количество признаков фигур и в соответствии с этим меньшее количество элементов набора. Это позволяет применять геометрические фигуры Дьенеша при работе с детьми разного возраста, в т.ч. и при индивидуальных занятиях. Автором предложено также интересное, на наш взгляд, пособие – вертикальные цветные счеты.
Дошкольникам доступны наиболее простые виды занимательных задач. По развивающему воздействию на детей можно выделить следующие основные виды:
- Занимательные вопросы, задачи-шутки, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемом активизации умственной деятельности (расставить в комнате 2 стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу). Для решения задач требуется установление связей, отношений между объектами, явлениями.
- Задачи-головоломки, цель которого составить фигуры из указанного количества счетных палочек: 3 разных квадрата из 10, квадрат и 2 разных четырехугольника из 10, 4 равных треугольника из 9. в других аналогичных задачах осуществляется преобразование, изменение заданной фигуры путем перекладывания или уменьшения количества палочек, ее составляющих. Например, в фигуре из 4 равных квадратов, каждая из сторон которых равна 1 палочке, убрать 2 палочки так, чтобы получилось большой и маленький квадраты. Или: переложить в этой же фигуре 3 палочки так, чтобы вместо 4 стало 3 равных квадрата.
- Группа игр на составление (моделирование) плоских или объемных изображений объектов (Головоломка Пифагора, Танграм, Пентамино, Кубики для всех, Уголки и т.д.). Они способствуют развитию образного и логического мышления, пространственных представлений. В игре «Пентамино» (Силуэт-2) из имеющихся элементов надо составить силуэты животных, различных машин, шахматных фигур, дети составляют куб, лесенку, пирамиду и др. объемные фигуры.
- Очень разнообразны наглядные логические задачи: от самых простых на заполнение пустых клеточек, продолжение ряда, поиск признаков отличия, к более сложным – нахождение закономерностей рядов фигур, признаков отличия одной группы от другой.
В процессе решения этих задач у детей формируется умение сравнивать, обобщать, доказывать, делать выводы. Так, для ответа на вопрос логической задачи «Чем одна группа фигур (5-6 фигур треугольной формы с разным соотношением сторон, разного размера, цвета, расположения) отличается от другой (фигуры 4-угольной формы с теми же признаками сходства и различия) необходимо проанализировать, сравнить фигуры, выделить общие признаки, свойственные всем фигурам одной и другой группы, а затем – признак отличия, указать правильность или ошибочность ответа.
В воспитательно-образовательном процессе детского сада занимательный дидактический материал используется как на занятиях, так и вне их для организации самостоятельной детской деятельности. В ходе занятий занимательные игры и упражнения являются одним из средств, способствующих активизации мышления, закреплению математических представлений. Практика дает возможность выделить следующие направления воздействия этого материала на характер подготовки к школьному обучению.
1. Под влиянием систематического использования занимательного дидактического материала на занятиях и с целью организации самостоятельной деятельности детей вырабатывалось умение быстро включаться в активный познавательный процесс. Как показало изучение особенностей решения дошкольниками занимательных задач, поиск результата здесь основан на разностороннем анализе условия задач. Он представлен соотнесением данных условий с действительностью (бывает так или не бывает), выяснением возможностей решения задачи (можно ли составить силуэт танка из имеющегося набора геометрических фигур), осмыслением предлагаемой трансфигурации. Как изменится заданная фигура, если я переложу эти палочки? Уже в ходе анализа у детей возникает идея подхода к решению. В процессе обучения они быстро усваивают, что без внимательного рассматривания невозможно решить занимательную задачу. В связи с этим у них появляется желание напряженно думать, искать решение.
Сначала дети осваивают способы анализа игровой задачи: порядок и направление рассматривания изображенного – при решении логических задач, соотнесения строения силуэта с реальным предметом и формой имеющихся у него элементов – в играх на воссоздание силуэтов. Игровая задача легко воспринимается ребенком, желание получить результат (разгадать, найти, изменить) вызывает умственную активность. Дети осваивают разнообразные практические операции: раскладывание элементов (головоломка Пифагора), перекладывание палочек в задачах – головоломках, подбор кубиков и т.д.
2. Занимательный математический материал способствует формированию элементов логического и интуитивного мышления, умение проявлять догадку. Эти качества необходимы уже в 1 классе на уроках математики. От детей требуется умение быстро и однозначно ориентироваться в ситуации (найти неизвестное, способ решения) т.е. проявлять сообразительность.
Замечено, что эффективнее развивается смекалка при параллельном использовании в работе с детьми разных видов занимательных задач.
3. В процессе систематического использования в работе с детьми занимательных задач у них постепенно вырабатывается умение творчески инициативно подходить к задаче, ее результату. Игры на воссоздание плоских и объемных изображений (Сфинкс, Сложи узор, Уникум, Пентамино).
Для детского творчества надо предусмотреть переход от овладения игрой к самостоятельному придумыванию композиций. Обучение в данном случае понимается своеобразно. Он состоит в направлении поиска детьми таких способов расположения фигур, которые обеспечивают образность, выразительность составляемому предмету.
Наибольшего творчества дети 5-6 лет достигают при условии определенной последовательности в формировании у них составлять силу эту в играх типа Танграм, Головоломка, Пифагора.
- знакомство с игрой, название, обследование, группировка фигур по размеру, форме.
- составление новых геометрических фигур, по образцу, по замыслу. Называние и обследование их осязательно-двигательным и зрительным путем.
- придумывание и выкладывание образных изображений на плоскости из неполного набора элементов игры (что хочешь составить и какие элементы для этого потребуются) – по замыслу, по заданию.
- выкладывание силуэтов из полного набора игры.
- выкладывание силуэтов из 2-х одинаковых наборов (Танграм, Сфинкс).
4. Дети, увлеченные поиском результата, проявляют определенные волевые усилия (см. Дошкольное воспитание № 8 – 1976 г.).
5. Занимательный материал способствует повышению интереса к занятиям, зарождению и развитию стремления к выявлению и усвоению элементарных связей и зависимостей. Под влиянием развивающей наблюдательности, активности и инициативы, меняется отношение ребенка к обучению в целом.
В детском саду все эти задачи можно решить при условии подбора нужного материала для различных возрастных групп, разработана последовательность включения материала в занятия по ФЭМПу, созданы условия для развития самостоятельной познавательной деятельности и игровой деятельности: игротеки в групповых комнатах с постоянно пополняющимся комплектом игр, должно быть обеспечено квалифицированное руководство деятельностью детей, направленной на развитие самостоятельности, инициативы, воспитание интереса к играм интеллектуального характера.
Рассматривая игру как основной метод обучения, нельзя ее, однако, считать универсальным методом обучения. Обучающаяся игра должна сочетаться с традиционными формами обучения (применение нетрадиционных дидактических игр). Немаловажно значит изучение того, какие игры меньше утомляют детей и больше развивают их. По исследованиям физиологов, занятие-игра значительно меньше утомляет детей. В результате применения специальных методов обучения мышление детей достигает более высокого уровня развития, чем с помощью традиционных способов обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол " Игра как средство познавательного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" ( районный семинар)
Разработка круглого стола на тему " Игра как средство познавателоьного развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС" предназначена для воспитателей детских садов...
игра как средство познавательного развития
Игра-вечный спутник детства,творческого самовыражения,обогощение опыта, формирование силы воли-учит и воспитывает маленького человека. Развитие творческих и умственных способностей раскрываются его за...
игра как средство познавательного развития
Игра-вечный спутник детства,творческого самовыражения,обогощение опыта, формирование силы воли-учит и воспитывает маленького человека. Развитие творческих и умственных способностей раскрываются его за...
"Квест-игра – как средство познавательного развития дошкольника"
Квест (от англ. Quest - «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)– это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление р...
Дидактические игры, как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста».
презентация...
Мастер-класс на тему "Музыкально-дидактические игры как средство познавательного развития дошкольников".
Конспект мастер-класса...
дидактическая игра как средство познавательного развития
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление; она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и с...