Игрушки по методу Монтессори
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему

Гаджиева Фаиза Омаровна

Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала уникальную систему работы с детьми с целью максимального развития их способностей. Обучение по этой методике происходит во время игры. Но самое ценное, что можно изготовить игровые пособия Монтессори своими руками. Цель игр по Монтессори -  тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Умение распознавать различные формы и объекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_po_montessori.docx973.51 КБ

Предварительный просмотр:

Игрушки по методу Монтессориhttp://psylife.com.ua/sites/default/files/imagecache/prew200x280/personality-images/Mariya_Montessori_prevyu.jpg

Известный итальянский педагог Мария Монтессори разработала уникальную систему работы с детьми с целью максимального развития их способностей. Обучение по этой методике происходит во время игры. Но самое ценное, что можно изготовить игровые пособия Монтессори своими руками.  

Цель игр по Монтессори -  тренировка концентрации внимания, развитие мелкой моторики пальцев рук, координация глаз и рук. Умение распознавать различные формы и объекты.

  1. Учимся пользоваться отверткой.

Описание - покажите малышу, как можно закручивать шурупы  при помощи специальной отвертки.

 Необходимые материалы: доска МДФ, шурупы, отвертка.

  1. Учимся заплетать косичку.

Описание - покажите малышу, как можно плести косичку из веревки. Необходимые материалы: Доска МДФ с просверленными отверстием, кусочек картона, веревка.

  1. Учимся наливать воду при помощи воронки.

Описание - покажите малышу, как можно при помощи воронки наливать воду в узкое горлышко банок и не разливать.

Необходимые материалы: воронка, стеклянные банки, губка, чтобы стирать разливы.

4. Учимся зачерпывать половником.

Описание - покажите малышу, как можно при помощи половника зачерпывать нут (или аналогичные бобовые) и переносить в пустую тару.

 Необходимые материалы: 2 тары, половник, нут или аналогичные бобовые (через какое-то время, когда малыш научится аккуратно переносить крупные бобовые из одной тары в другую, можно их заменить на более мелкие бобовые, как например, чечевица или крупы – гречка, рис, ”наивысший пилотаж» научить малыша аккуратно переносить манку, кукурузу или аналогичные сыпучие крупы и не просыпать.

5. Играем в шнуровки. 

Описание - покажите малышу, как можно просовывать веревку через отверстия в фигурках животных.

Необходимые материалы: шнуровки с животными. Подготовка к шитью реальной иглой.

6. Учимся наливать в узкое горлышко при помощи воронки. 

Описание - покажите малышу, как можно наливать в бутылочки с узким горлышком при помощи воронки.

Необходимые материалы: воронка, емкость с водой, бутылки с узким горлышком, губка.

7. Играем на бутылках: 

Описание - возьмите несколько бутылок и налейте в них разное количество воды, а теперь предложите малышу постучать по ним с помощью ложки. Необходимые материалы: бутылки, ложка. Кроме того, как вариант можно взять разные бутылки по объему, банки, склянки, в общем, все что может громко звучать, если бить по нему, и устроить музыкальный концерт дома.

8. Играем с венчиком.  

Описание - налейте в миску немного мыльной воды и покажите малышу, как можно весело взболтать ее венчиком.

Необходимые материалы: венчик, большая миска, кувшин, губка или полотенце, чтобы быстро убрать разливы, мыльная вода.

9. Учимся пользоваться китайскими палочками. 

Описание - покажите малышу, как можно взять мягкий помпончик китайскими палочками и перенести его из одной миски в другую. Необходимые материалы: две миски, китайские палочки для еды и несколько разноцветных помпонов.

10. Играем в рамки-вкладыши (знакомимся с понятием целого и части).

Описание - покажите малышу, как можно собирать такие пазлы. Главное, обратить внимание малыша на различные геометрические формы такого пазла, их цвета, кроме того, малыш должен понять, что одна и та же фигура может состоять из нескольких частей.

Необходимые материалы: пазлы.

11. Учимся забивать гвозди. 

Описание - покажите малышу, как можно прибивать деревянные формы гвоздями.

Необходимые материалы: набор строителя.

12. Учимся переносить мелкие предметы с помощью зажима.

Описание - покажите малышу, как можно с помощью зажима брать стекляные пуговицы и раскладывать их по маленьким ячейкам.

Необходимые материалы: стеклянные бусы или другие мелкие предметы, зажим, лоток с небольшими отверстиями (я взяла у мужа из-под каких-то инструментов).

13. Учимся открывать и закрывать замки. 

Описание - покажите малышу, как можно открывать и закрывать замки. Необходимые материалы: замки разного размера с ключами.

14. Тренируемся просовывать разноцветные палочки через небольшое отверстие в банке. 

Описание - покажите малышу, как можно просовывать палочки через небольшое отверстие в крышке банки.

Необходимые материалы: разноцветные палочки и банка с небольшое отверстием.

15. Тренируемся засовывать монеты в копилку. 

Описание- покажите малышу, как можно опускать монеты через отверстие в копилке, обращайте внимание, что Вы берете монету двумя пальцами, а не всей рукой.

 Необходимые материалы: монеты и копилка (желательно ,чтобы копилку было не просто разбить.

16. Тренируемся сортировать бусинки по цвету. 

Описание - покажите малышу, как можно брать зажимом разноцветные бусинки и раскладывать их по цвету в отдельные контейнеры.

Необходимые материалы: лоток, разноцветные бусинки и зажим.

17. Учимся сортировать пуговицы по форме. 

Описание - покажите малышу, как можно сортировать пуговицы по их форме. Необходимые материалы: лоток и пуговицы различной формы.

18. Приобретаем навык откручивания и закручивания. 

Описание -покажите малышу, как можно откручивать и прикручивать трубы к друг другу

Необходимые материалы: пластиковых трубы.

19. Тренируемся держать китайские палочки в руке.

Описание - покажите малышу, как можно переносить мелкие предметы из одной емкости в другую при помощи китайских палочек.

Необходимые материалы: 2 миски, китайские палочки для еды, губка.

20. Учимся набирать и пересыпать большой ложкой. 

Описание - покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.

Необходимые материалы: 2 миски, большая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).

21. Учимся набирать и пересыпать маленькой ложкой. 

Описание - покажите малышу, как можно зачерпывать бобы большой ложкой и пересыпать их в другую емкость.

Необходимые материалы: 2 миски, маленькая ложка, большие бобы ( макароны или аналогичные бобовые).

 22. Учимся открывать и закрывать банки 

Описание - покажите малышу, как можно отвинчивать крышку из-под банки и как завинчивать.

Необходимые материалы: несколько банок из толстого стекла. Кстати, для большего интереса малыша к развитию этого навыка можно положить в банку маленькую игрушку и предложить ее открыть, а потом переложить в другую банку и закрыть.

23. Учимся складывать салфетки 

Описание - покажите малышу, как можно складывать салфетки при этом попробуйте показать несколько способов складывания, обращайте его внимание на форму салфетки. Сложите ее в виде треугольника, прямоугольника, квадрата и т.д.

 Необходимые материалы: салфетка (полотенце).

24. Играем на музыкальных инструментах. 

Описание - покажите малышу, как можно играть на простых музыкальных инструментах.

Необходимые материалы: любые простые музыкальные инструменты.

25. Учимся рисовать с помощью губок для рисования 

Описание - вылейте краски в небольшие емкости и предложите малышу, взяв губку, макнуть ее в краску, а потом оставить след на листке бумаги. При этом называйте малышу название фигуры и ее цвет. Например, макнем мишку в желтую краску. Будет желтый мишка.

 Необходимые материалы: губки, краски, бумага.

26. Учимся рисовать. 

Описание - дайте малышу множество разноцветных карандашей и фломастеров и предложите свободу действия.

 Необходимые материалы: цветные карандаши, фломастеры, мелки, бумага.

27. Рисуем на мольберте 

Описание - предложите малышу нарисовать картину красками на мольберте. Необходимые материалы: бумага, краски, кисти, мольберт, стаканчик для воды, тряпочка.

28. Учимся резать ножницами 

Описание - покажите малышу, как можно резать бумагу с помощью ножниц. Необходимые материалы: ножницы с тупым концом, разноцветная бумага.

29. Играем с пластилином. 

Описание - покажите малышу, как можно лепить различные формы и фигурки из пластилина.

Необходимые материалы: пластилин.

«Прищепки в ведре»
Вам потребуется: пластиковое детское ведерко с бельевыми прищепками. Ведро можно заменить вырезанными из картона фигурами.
Как играть: Предложите малышу вынуть прищепки из ведерка одну за другой, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край ведра.
Можно закреплять прищепки на фигуры из картона: нарядить ёлку. Сделать ёжику колючки и т.д.

«Пуговка за пуговкой»

Вам потребуется: ремешки, пуговицы разных размеров и петли к ним, шнурки, кнопки, крючки; одежда с различными видами застежек.
Нарисуйте или сделайте из ткани контуры парных фигур (заяц-морковка, еж-грибок, собака-косточка и т.д.).
На фигуры животных прикрепите пуговицы, одну часть кнопки, липучки. На парную фигуру - петельки, вторые части кнопок и липучек.
Как играть: С такими игрушками можно придумать кучу игр, например "Покорми зайчика морковкой!", "Помоги отнести ежику грибочек до дома" и т.д.

«Размешай ложкой»
Вам потребуется: прозрачный сосуд, ложка, пищевые красители, сыпучие продукты (соль, сахар и т.д.)
Как играть:Дети любят размешивать ложкой что-либо. Но движения у них не скоординированные.
Вначале помогите малышу, двигая его рукой. Чтобы было интересно, вначале размешайте в стакане какое-либо вещество, которое окрасит воду. Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку.
Чтобы ребенок хорошо освоил это действие - совместите это с пересыпанием (ложкой пересыпать сахар в стакан, крупу в миску)

«Что нарисовано»
Вам потребуется: картинка с изображением предмета и сам предмет
Как играть: вы даете ребенку картинку, а он находит предмет и кладет рядом с карточкой

«Рыболов»
Вам потребуется: миска с водой, мелкие предметы, маленькое сито с ручкой
Как играть: налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все предметы

«Насыпать и налить»
Вам потребуется: крупа, кувшин, стакан
Как играть: насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как пересыпать крупу в стакан. Если малыш просыпал зерна - можно смести их щеткой в совок.
Когда пересыпание будет освоено - предложите переливать воду из кувшина в стакан. Разлившуюся воду предложите убрать с помощью губки.

«Юный скульптор»
Вам потребуется: пластилин, клеенка, стеки для лепки
Как играть: дайте малышу небольшой размятый кусок пластилина. Приготовьте. К примеру, обед для кукол: колобки, колбаски. Блинчики.
Не поддавайтесь искушению лепить ЗА малыша, лепить ВМЕСТЕ!

«Есть лужа - нет лужи»
Вам потребуется: вода, поднос, губка, 2 тарелки
Как играть: сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Покажите. Как пользоваться губкой, набирая воду и отжимая. Обратите внимание, что вода не должна капать на поднос. Затем пролейте на поднос немного воды и соберите лужу губкой

«Сними прищепки»
Вам потребуется: бельевые прищепки
Как играть: прикрепите к одежде малыша прищепки. Ребенку придется из разных положений ухватить каждую прищепку, чтобы снять ее.

«Круги на воде»
Вам потребуется: большая посуда, наполненная водой
Как играть: Налейте в посуду воду и дождитесь, чтобы она была абсолютно спокойной. Дальше все зависит от вашей фантазии: можно дотронуться пальцем до середины и по воде пойдут круги. Часто встречаются картинки с изображением кругов на воде, малышу будет проще на практике понять и узнать это явление.
Если размеры посуды позволяют - покажите ребенку небольшие волны.

«Тонет - не тонет»
Вам потребуется: прозрачная миска с водой и предметы из различный материалов (камешки, гвозди, кубик, тряпочка, гурка, резиновые игрушки и т.д.)
Как играть: ребенок по очереди опускает в миску предметы и наблюдает - утонет он или нет. Перед опытом погадайте с малышом, что утонет, а что нет. В процессе игры можно сортировать предметы - в одну сторону те, что утонули. В другую - те что остались на поверхности. Объяснить. Почему это произошло (т.е. Малыш узнает о свойствах материалов)
Особенно хороша эта игра, когда ребенок принимает ванну.
«Коробочка с тканями» (от 2,5 до 5 лет) 
Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

«Волшебный мешочек» (от 3 до 5 лет) 
Игрушки: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста малыша; данное упражнение может также быть использовано с предметами, начинающимися на одну букву (например, если вы выучили букву "л", можно положить в мешочек ложку, лист, ластик и т.п.).

«Бумажные шарики и улитки»
Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. А двухлетний малыш вполне сможет самостоятельно создать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика! Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

“Посыпаем дорожки”
Предложите ребенку посыпать “песком” (манкой, пшеном) дорожку на столе шириной 3-5см. Ограничьте ее чем-либо, например, полосками бумаги. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок надо сыпать тремя пальцами (сложив их “щепоткой”), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать “сахаром” песочный “торт” и т.п.

Игра "В тишине"
Игрушки: любые предметы в комнате  В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

“Лепим колобки, колбаски и блинчики”
Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить праздничный обед для кукол. Покажите, как делать “колобки” (скатывать шарики), “колбаски” и “блинчики”. Потом из этих “заготовок” можно “собрать” фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию – победите соблазн лепить вместо него.

Игры с бисером
Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.
"Цветные дорожки":
 бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.
«Бисер в вазочке»:
 брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

«Разложим по порядку»: высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

Игра "Ходьба по линии"
Игрушки: линия в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Предметы для ношения: наполненный подкрашенной водой стакан, колокольчик, свечка, цветы. Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. В этой игре дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, книгу на голове. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Важно идти ровно по линии, не пролив воду, не уронив книгу, не погасив свечу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Что такое "Метод Монтессори"

Консультация дает краткое знакомство с методикой Марии Монтессори....

"Метод Монтессори"

Каждому ребенку от Бога даны таланты. Задача взрослых-просто помочь малышу раскрыть и правильно пименить их....

Методики раннего развития: обзор методов Монтессори, Домана, Лупан.

Раннее развитие детей сегодня достаточно модное увлечение родителей, малышей пытаются научить «читать раньше, чем ходить», осваивать несколько иностранных языков, не зная еще толком и родного, плавать...

Применение методов Монтессори-терапии на индивидуальных логокоррекционных занятиях

В статье говорится о применении некоторых видов Монтессори-материала на индивидуально-коррекционных занятиях логопеда....

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы...