Конспект занятия "Русская матрешка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Безгина Анна Анатольевна

комплексное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matreshka_anya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад присмотра и оздоровления № 216

План-конспект комплексного занятия

«Русская матрешка»

Безгина Анна Анатольевна,

воспитатель

Ярославль

2015

ПЛАН - КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ

 В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«РУССКАЯ МАТРЕШКА»

        

        Образовательная область: познавательное развитие

Цель: формирование представлений детей о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов, развитие интереса к народному творчеству.

Программные задачи:

образовательные: 

  • познакомить детей с историей матрёшки, процессом её изготовления,
  • познакомить с особенностями росписи семёновской, загорской, полхов – майданской матрёшки;
  • закрепить знания о составе числа пять,
  • упражнять в количественном счете,
  • учить рисовать отдельные элементы (цветы, листочки) с помощью кисточки и ватной палочки; 

развивающие: 

  • развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, умение украшать платок матрёшки разнообразными узорами;
  • развивать воображение;
  • формировать чувство цвета, ритма;

воспитательные: 

  • воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, интерес к народному творчеству,
  • воспитывать умение работать в группе и самостоятельно.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.

Демонстрационный материал: конверт с письмом, презентация «Русская матрёшка»,  матрешка пятиместная, 4 бумажных платочка, домик для Матрёшки, стол.

 Раздаточный материал: бумага,  гуашь, тонкие кисточки, ватные палочки,  баночки для воды.

Оборудование: магнитофон, мультимедийная система (для демонстрации презентации), песня Железновых «Мы в автобусе сидим», песня Ю. Слонов, Л. Некрасова «Веселые матрешки»

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, нам сегодня пришло необычное письмо.

 (достает конверт, расписанный по мотивам народной росписи)

- Как вы думаете от кого оно может быть? (Ответы детей)

- Давайте, узнаем от кого письмо. На конверте что-то написано:

Я на вид одна, большая,

Во мне сестра сидит вторая,

А третью - во второй найдёшь.

Их друг за дружкой разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри нас всех - малютка, крошка.

А все вместе мы - ….?

(Матрешка!)

- Ребята, а что вы знаете про матрешку? (Матрешка - русская игрушка, символ нашей страны. Игрушка эта непростая, внутри неё прячутся весёлые сестрички.)

- Молодцы!!! Что же нам Матрешечка пишет? (Открывает конверт, читает)

- Здравствуйте ребята! Мы с сестрицами приглашаем вас к себе в гости на десятый день четвертого месяца сего года. Будем ждать с нетерпением!

- Как интересно! Ребята, а вы любите ходить в гости? ( Да!)

- Я тоже люблю ходить в гости. А почему все так любят ходить в гости? (Можно весело провести время, можно познакомиться с новыми людьми и  узнать много нового и интересного)

- Решено! Отправляемся в гости! Ой! А когда же Матрешка нас ждет? Десятый день …четвертого месяца…? Когда же это, ребята? (Четвертый месяц года – апрель, десятый день – десятое число.)

-А сегодня какой день? (Десятое апреля)

- Точно! Десятое апреля – это же сегодня!!! Здорово!  А на чем же мы поедем в гости? (На поезде, самолете, машине, автобусе и т.д.)

- Я вам предлагаю отправится к матрешкам на автобусе! Согласны? (да)

Под музыку Железновых «Вот мы в автобусе сидим» дети выполняют музыкально-ритмические упражнения согласно тексту.

(Подъезжаем к домику, около которого на столике стоит матрешка)

- Давайте, дети,  поздороваемся с Матрешкой. (Здравствуйте!)

- Мы так рады, что ты позвала нас в гости, мы так к тебе спешили, и приехали на ….(Автобусе)

- А где твои сестренки? Ребята, вы видите сестренок? (Нужно матрёшку открыть). (Воспитатель раскрывает матрешку, а там пусто).

- Что случилось, Матрешечка?

- Ребята, Матрешка говорит, что она ходила на базар и купила всем платочки, а потом оказалось, что на всех платочков не хватило, ее сестры на нее обиделись. А она не знает, как  же сосчитать, сколько нужно платочков. Ребята, что же делать? Как помочь матрешкам? (Нужно помочь матрешкам сосчитать себя и платочки)

- А вы сможете это сделать? (Да)

- Матрешка, зови своих подружек. (Воспитатель достает и расставляет на  столе 4 матрешки. Самую большую так и держит в руках).

- А вот и платочки, давайте разложим их в ряд. (дети раскладывают платочки).

- Сколько матрешек стоит на столе? (Четыре)

- Кристина, посчитай платочки. (Один, два, три, четыре)

- А сколько всего платочков? (Четыре)

- Дима, посчитай платочки (Один, два, три, четыре.)

- А чего больше, матрешек или платочков? (поровну)

-То есть платочков всем хватило? (Нет, мы не сосчитали первую матрешку)

- Мы забыли про самую большую матрешку! (воспитатель ставит на стол еще одну матрешку)

- А сколько теперь стало матрешек? (Пять.)

- А как получилось число пять? (К четырем прибавили один, получилось пять.)

-А теперь чего больше, матрешек или платочков? (Матрешек больше, чем платочков. Матрешек пять, а платочков четыре.)

- Что надо сделать, чтобы их стало поровну? (Добавить один платочек)

- Сколько станет платочков, если добавить один? (Пять)

- Как получилось число пять? (К четырем прибавили один, получили пять)

- Матрешечка! Решили мы твою задачу. А все потому, что ребята умеют считать. Ярослав, скажи, пожалуйста,  Матрешке, сколько ей еще нужно купить платочков? (Один)

-Ребята, Матрешечка говорит вам огромное спасибо и предлагает потанцевать вместе с ней.

Дети танцуют под песню «Мы веселые матрешки». (Выполняют музыкально-ритмические упражнения согласно тексту)

- Ребята, пока мы танцевали, Матрешечка сказала, что базар уже закрыт, и просит нас срочно что-то придумать! Как мы можем ей помочь?(Сделать самим такой платочек)

 - Конечно, вы же такие молодцы! Сейчас, Матрешечка, ребята тебе помогут.

- Матрешка спрашивает, а мы знаем, какие бывают платочки у матрешек? (Нет)

-  А сколько этой игрушке лет? А что вы знаете о первой русской матрёшке? Как она получила это имя? Какие бывают матрешки? (нет)

- Как же мы поможем тому, о ком так мало знаем. Давайте поближе познакомимся с символом нашей страны.

Презентация «Русская матрешка»

- Посмотрите, ребята. Вот она наша русская красавица! (Слайд 1)

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке. А всего одна игрушка!

- Кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира сказок. На самом деле этой деревянной куколке всего около ста лет. Точная история происхождения матрёшки неизвестна.  По одной из версий прообразом ее стала японская игрушка – Фукурума - большеголовый деревянный старичок. (Слайд 2). Его голова имела необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как вы думаете, почему? (Потому что очень умный)

- Действительно, так изображали людей очень умных. Фукурума раскрывался, в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Эту японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин. Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. А известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад. (Слайд 3)

- Самую большую куклу он одел в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передник. Нарисовал ей круглые голубые глазки, румяные щечки, тяжелую косу. В руках у неё нарисовал черного петуха. Назвали куклу Матреной – старинным русским именем. Ребята, а как будет ласково звучать имя Матрена? (Матрешечка, Матренушка, Матронушка)

- Молодцы, ребята,  а как вы думаете, из чего делают матрешку? (Из дерева).

- Вы правы, матрешек делают из дерева. Как вы думаете, из какого дерева? (Ответы детей.)

 - Мастера вытачивают игрушку в основном из липы, дерева мягкого. Рождение матрешки начинается на токарном станке.  (Слайд 4).  Сухие липовые чурки обтачивают снаружи и изнутри. Готовую заготовку грунтуют.  Её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.  Далее заготовку шлифуют, чтобы она стала гладкой. После этого на заготовку наносят карандашом основу рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уже затем матрёшке рисуют одежду. Дальше начинается роспись матрешки. Расписывая, используют гуашь, акварель или акриловые краски. На заключительном этапе изготовления, матрешку покрывают слоем лака. Лак защищает от влаги и пыли, а также придает особый блеск.

- Наиболее известны три вида матрёшек: семёновская матрёшка, загорская матрёшка и полхов-майданская матрёшка. Их названия зависят от того места, где их расписывают. Давайте внимательно рассмотрим все три вида матрёшек. (Слайд 5).

- Скажите, ребята, а что общего у всех этих видов матрешек? (Все яркие, красивые, круглолицые. Имеют одинаковую форму. Одеты в русский сарафан, платок. В росписи каждой используются цветочные элементы.)

- А теперь посмотрите и скажите чем же они отличаются друг от друга? (У майданской матрешки нет платка с завязанными концами, вместо этого на голове полушалок, а у семеновской на платке узорная кайма. В руках у загорской матрешки какой-то предмет, у семеновской – пышный букет цветов, а наряд майданской матрешки практически весь заполнен цветочной росписью).

- Скажите, а к какому виду матрешек относится наша подружка? (семеновская)

- А почему, ребята? (У нее платочек с каймой и в руках букет цветов)

- Какие вы молодцы! Итак, мы с вами познакомились с традиционными видами матрешек. Сейчас же матрешек  можно встретить и совсем необычных, современных, авторских, музыкальных. (Слайд 6).

- Вот сколько мы всего нового узнали и теперь без труда смастерим самые красивые платочки! Но сначала немного отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дружная семья».

(дети встают в круг, под музыку передают матрешку по кругу друг другу, когда музыка остановится, тот, у кого в руках окажется матрешка, – выполняет задание):

У кого в руках матрешка, постирает нам  немножко!

(Ребёнок  имитирует стирку)

У кого в руках матрешка, тот  наварит нам  картошки!

(Чистит и варит картошку)

Кто матрешку в руки взял, тот задорно нам сплясал!

(Пляшет)

Кто матрешку в руки взял, в доме пол он подметал!

(Подметает пол)

У кого в руках матрёшка, он погладит в доме кошку!

(Гладит кошку)

У кого в руках матрёшка, ягод наберёт лукошко

(Набирает ягод)

- Давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают сувениры росписью. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Какой он формы? (Квадратной.)

- А какой формы платочки у матрешек? (Треугольной)

- Как же сделать из квадратного листа треугольный? (Сложить лист по диагонали и разрезать по линии сгиба, дети выполняют заготовка платочка)

- Дорогие мои мастера, пора приступать к работе. Включайте свою фантазию, будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.

(Дети расписывают платочки гуашевыми красками по замыслу)

- Вот и готовы наши платочки! И сколько их, красивых, нарядных! Теперь их на все хватит! Матрешка говорит нам большое спасибо! А нам пора возвращаться домой! Наш автобус уже ждет нас! (До свидания!) 

Под музыку дети возвращаются домой.

- Вот и вернулись мы в с вою группу. Ребята, вам понравилось мастерить платочки для матрешек? (Да)

-  А что интересного вы узнали о матрешке? (Узнали её историю, как её изготавливают, какие виды матрешек существуют и др.)

        Литература:

  1. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька. - М., 2011.
  2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. -  М., 2010.
  3. Иванова С. А., Пономарева Е. А. Полхов-майданская роспись. Демонстрационный материал для детей дошкольного возраста. -  М., 2007.
  4. Расписываем матрешку: [Электронный ресурс] //Арт-проект творческого коллектива Zen Designer. URL: http://zen-designer.ru/learn/63-raspisivaem-matryoshku.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Тема: "Матрешки"

Тема: «Матрешки»Задачи: Учим детей действовать со сборно-разборными игрушками из двух однотипных частей. Формировать умение не только подбирать части предмета, но и совмещать их в соответствии с...

Конспект НОД «Матрешки»

Для воспитателей групп раннего возраста...

Конспект Тема: «Матрешка в подарок»

Непосредственной образовательной деятельности: Художественное творчество (лепка) в первой младшей группе детского сада ...

Конспект "Русские матрешки"

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе...

Конспект занятия "Матрешка"

Интегративное занятие по художественно-эстетическому развитию...

Конспект ООД "Матрешки"

Развивающее музыкальное заняти на основе фольклерных потешек....

Конспект НОД "Матрешка"

Средняя группа...