Для коллег
картотека по математике (старшая группа) на тему
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека дидактических игр | 136.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы.
«Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счёте предметов по названному числу и запоминании его, находить равное количество игрушек.
Содержание. В.объясняет детям, что они будут отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди называет детей и даёт им задание принести определённое число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручается проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Серёжа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принёс Серёжа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвёртом -5. Затем детям предлагается отсчитать определённое число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребёнок рассказывает, что сделал. Другой ребёнок проверяет, верно ли выполнено задание.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры : прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.
Материал: у каждого ребёнка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.
Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: « У меня большой жёлтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер ( большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
«Назови и сосчитай»
Цель: формировать умение считать звуки, называя итоговое число.
Содержание. Занятие лучше начать со счёта игрушек, вызвав к столу 2-3 детей после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят не громко и не слишком часто, чтобы дети успевали их сосчитать. Сначала издают не более 1-3 звуков только тогда? когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагает поднять руку (наклониться вперёд, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
«Назови свой автобус»
Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером.
Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника, и т.д.(марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становятся в 3 колонны за стульями ) Педагог- кондуктор раздаёт им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал « В автобус» дети находят свой автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
«Хватит ли?»
Цель:формитовать умение детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.
Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.
«Собери фигуру»
Цель: упражнять детей в умении вести счёт предметов, образующих какую- либо фигуру.
Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета?» Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети ещё раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну – по 4. «Как доказать, что палочек поровну?» Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.
«На птицефабрике»
Цель: упражнять детей в счёте в пределах 5, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.
Содержание. В.: «Сегодня мы пойдём на экскурсию- на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жёрдочке сидят куры, их 6, на нижней-5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыплёнок убежал. Что нужно сделать , чтобы курочек и цыплят стало поровну? ( Нужно найти 1 цыплёнка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму- курицу для цыплёнка и т.д.
«Расскажи про свой узор»
Цель:формировать умение детей овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.
Содержание. У каждого ребёнка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине – круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг – от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу – волнистые линии, справа и слева – по одной волнистой линии с листочками и т.д.
«Вчера, сегодня, завтра»
Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».
Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют 3 домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.
Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было… вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг. Игра продолжается.
«Почему овал не катится?»
Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, сформировать у детей умение различать круг и фигуру овальной формы.
Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала 1 ребёнок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а затем, это делают все дети вместе. Ребёнку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребёнок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то, что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры, похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов: спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребёнку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется , что круг катится, а фигура овальной формы нет. ( почему?) Затем выясняют , чем отличается фигура овальной формы от круга? ( фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путём приложения и наложения круга на овал.
«Посчитай птичек»
Цель: показать образование чисел 6 и 7, закреплять умение детей вести счёт в пределах 7.
Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок (снегирей и синичек) на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребёнок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше 6 или 5? Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6 . (Подчёркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5?». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.
«Встань на место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения : впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Серёжа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Серёжа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» и т.д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Где фигура»
Цель: закреплять умение правильно называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.
Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать пои порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (по середине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребёнка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребёнку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребёнок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребёнок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.
«Палочки в ряд»
Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.
Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание , верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.
«Части суток»
Цель: упражнять детей в различении частей суток.
Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика , каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. В. читает соответствующий отрывок, из какого- либо стихотворения, а затем подаёт сигнал. Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
- Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят…
2. Случится в солнечный денёк
Ты в лес уйдешь поглуше
Присядь попробуй на пенёк
Не торопись…Послушай…
- Вот уж вечер. Роса.
Блестит на крапиве.
Я стою на дороге,
Прислонившись к иве…
- Плакали ночью жёлтые клёны:
Вспоминали клёны,
Как были зелёны…
«Кто быстрее найдёт»
Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.
Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребёнка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдёт». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдёт предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы. » Вызывает сразу 4 ребёнка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задаёт вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т.д. В заключение В. задаёт вопросы: Что стоит рядом с кругом ? ( квадратом и пр.) Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?
«Прогулка в сад»
Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.
Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.
Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задаёт вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребёнок считает большие, другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? Затем вызывает ребёнка и предлагает ему поместить маленькие яблоки под большими ,точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей : « Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.»
Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчёркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же примеры, что и при образовании числа 6 и 7.
«Сделай столько же движений »
Цель: упражнять в воспроизведении определённого количества движений.
Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: « Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот». Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.
«Матрёшки»
Цель: упражнять в порядковом счёте, развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки (красная, жёлтая, зелёная, синяя и т.д.), от 6 до 10 штук.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрёшки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т.д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрёшка, выходит за дверь. В это время матрёшки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрёшка была 5, а стала 2,а в 2 стала 5». Иногда матрёшки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.
«Сложи дощечки»
Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.
Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10см. Можно использовать картонки.
Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети 2 подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой стороны столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей ). По очереди 1 ребёнок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
«Какое число рядом»
Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.
Материал. Мяч.
Содержание. Дети становятся в круг, в центре его - водящий. Он бросает мяч кому –нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее число. Если ребёнок ошибся, все хором называют это число.
«День и ночь»
Цель: закреплять знания детей о частях суток.
Содержание. Посередине площадки чертят 2 параллельные линии на расстоянии 1- 1,5м. Обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на 2 команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». В. стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День» или «Ночь» - игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются усредних линий, а В. подаёт сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подаёт сигнал.
Вариант №3. Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в чёрный цвет, другая – в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадёт, командует: «День», «Ночь».
«Угадай»
Цель: закрепить навыки счёта в пределах (…).
Содержание. В центре круга сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ).Какое число задумал зайка?
Далее зайка даёт такие задания: «Положить в квадрат число меньше (..) на 1. В круг – число больше (..) на 1 и т.д.
«Незаконченные картинки»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.
Материал. На каждого ребёнка листок бумаги с не завершёнными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые или овальные элементы. ( 1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.
Содержание. В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснят, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находят друг у друга ошибки.
«Про вчерашний день»
Цель: показать детям, как необходимо беречь время.
Жил – был мальчик по имени Серёжа. На столе у него стояли часы - будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда – то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик –так , тик –так –береги время, упустишь –не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы – будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:
- Эх, Серёжа, Серёжа! Уж 2 ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты ещё уроки не сделал…
- Так- так, - сказали часы. – Подходит к концу вечер, а ты всё бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Серёжа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.
Делать уроки Серёжа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как чёрные муравьи. Положил Серёжа голову на стол, а часы ему говорят:
-Тик – так, тик –так . Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдёт, и ты его больше никогда не вернёшь. Посмотрел Серёжа на календарь, а на листке уже не 2 число, а 3, и не воскресенье, а понедельник.
-Целые сутки потерял,- говорит календарь, целый день.
- Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Серёжа.
- А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.
- И попробую,- ответил Серёжа.
Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался на улице. Осмотрелся Серёжа и видит – подъёмный кран тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растёт всё выше и выше, и строители поднимаются всё выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание , рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Серёжа голову и как закричит:
- Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушёл?
- Вчерашний день? – спрашивают строители. – А зачем тебе вчерашний день?
- Уроки сделать не успел. – Ответил Серёжа.
- Плохо твоё дело, - говорят строители. Мы вчерашний день ещё вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.
«Вот чудеса, - думает Серёжа. – Как можно завтрашний день обогнать, если он ещё не пришёл?» И вдруг видит - мама идёт.
- Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как - то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.
- Вряд ли ты его найдёшь, - ответила мама.
Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.
И вдруг прямо на земле развернулся ковёр с красными цветами.
- Вот наш вчерашний день, - говорит мама.
Этот ковёр мы вчера на фабрике соткали.
Далее В. проводит беседу о том, почему Серёжа потерял вчерашний день, и как нужно беречь время.
«Машины»
Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.
Материал. Рули 3 цветов ( красный, жёлтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин – изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета – для стоянок машин.
Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули – каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку! » - все « едут » в свой гараж, т.е. дети с красными рулями едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т.д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.
«Путешествие в оранжерею»
Цель: познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счёте в пределах (3-10).
Содержание. Аналогично игре «Прогулка в сад»
«Чиним одеяло»
Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.
Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа . «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушёл в театр Карабаса - Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».
«Живые числа»
Цель: упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя своё число. ( 1,2,3 и т.д.) Дети меняются карточками и игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.
«Сосчитай и назови»
Цель: упражнять в счёте на слух.
Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперёд («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 задания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»
«Новогодние ёлочки»
Цель: показатьдетям как пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).
Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 ёлочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см (ёлки могут быть изготовлены из картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.
Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны ёлочки. Мы будем играть так: наша группа пойдёт в лес, и каждый найдёт там ёлочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать ёлочки нужной высоты. Кто найдёт такую ёлочку, подойдёт ко мне с ёлочкой и меркой, и покажет, как измерил свою ёлочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с ёлочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную ёлку ( показывает приём измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные ёлочки. Каждый подбирает нужную ему ёлочку. Если ребёнок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную ёлочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка ёлок по местам.
«Путешествие по комнате»
Цель: упражнять детей находить предметы разной формы.
Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната,- воскликнул он. – Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе всё покажу и расскажу,- ответил мальчик и повёл Карлсона по комнате. Вот это стол – начал он. « А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать всё про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону всё- всё про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.
«Кто быстрее назовёт»
Цель: упражнять в счёте предметов.
Содержание. В. обращается к детям: «Мы поиграем в игру «Кто быстрее назовёт».
Каких игрушек (вещей) у нас по 2 (3-10)? Кто быстрее найдёт и назовёт, тот выигрывает и получает фишку». В конце игры дети подсчитывают фишки.
«Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт»
Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении и считать шаги.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придёте правильно». Педагог вызывает ребёнка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперёд, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребёнку можно поручить назвать игрушку и описать её форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.
«Кто больше»
Цель: закреплять умение детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т.д.
Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в автобус вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков или девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленькими» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 5 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В. спрашивает: «А как сделать, чтобы ещё быстрее увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребёнок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».
«Мастерская форм»
Цель: закреплять умение детей воспроизводить разновидности геометрических фигур.
Материал. У каждого ребёнка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, 3-4 листа бумаги.
Содержание. В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
«Незнайка в гостях»
Цель: показать детям как видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счёт предметов.
Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами ещё раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребёнку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывают игрушки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
«Сломанная лестница»
Цель: формировать умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10х15, меньшего 1х15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1см; фланелеграф.
Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает 1 ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть 2 ступеньки в разных местах.
«Услышь и посчитай»
Цель: дать навыки одновременного счёта звуков и игрушек.
Материал. Подносы с мелкими игрушками.
Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего даётся 3-4 задания.
«Сестрички идут по грибы»
Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.
Демонстрационный материал: фланелеграф, 7 бумажных матрёшек ( от 6 см до 14 см), корзиночки (высотой от 2 см до 5см).
Раздаточный: тот же только меньшего размера.
Содержание. В. говорит детям: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрёшки – это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдёт самая старшая: она самая высокая, за ней пойдёт самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребёнка, который на фланелеграфе строит матрёшек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог.
Вызывает 2 ребёнка, даёт ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрёшками, чтобы матрёшки их разобрали. Ребёнок строит 2 сериационный ряд и замечает, что одной матрёшке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребёнок расставляет корзиночки под матрёшками, чтобы матрёшки их разобрали. Одна остаётся без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребёнок ставит её на место.
«Незаконченные картинки»
Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.
Содержание. У каждого ребёнка лист бумаги, на котором 8 незавершённых рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры (клей, кисточка, тряпочка).
«Разделим пополам»
Цель: дать навык детям делить целое на 2,4 части складыванием предмета пополам.
Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги.
Раздаточный материал: у каждого ребёнка – по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.
Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу её пополам, точно подравняю концы, проглажу линю сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равные ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина – это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска или половина? и т.д.»
Аналогично: с кругом.
Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
«Встань на место»
Цель: упражнять детей – в счёте в пределах 10.
Содержание. Педагог говорит: «Сейчас мы поучимся подбирать карточки, на которых нарисовано поровну разных предметов» и предлагает сосчитать, сколько предметов нарисовано у них на карточке. Далее объясняет задание: «Я буду называть числа, дети выходят, встанут в ряд и покажут всем свои карточки, назовут, сколько предметов у них нарисовано. Вопросы: «Поскольку предметов у них нарисовано?» и т.д.
«Назови скорей»
Цель: усвоение последовательности недели.
Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому – либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т.д.
«Найди игрушку»
Цель: формировать умение овладевать пространственными представлениями.
Содержание. «Ночью, когда в группе никого не было, - говорит В. – к нам прилетел Корлсон и принёс в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т.д.»
«Путешествие в булочную»
Цель: показать детям правила деления предметов на 2,4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью.
Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит В. – мне нужна половинка буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как будто остался целый прямоугольник. ( Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне 1 из них. Второй прямоугольник дети делят на 4 части.
«Кто правильно подберёт картинку»
Цель: формировать умение подбирать указанное число картинок, объединив родовым понятием «мебель», «одежда», «обувь», «фрукты».
Содержание. В. размещает на столе картинки предметов мебели и одежды слева, овощей и фруктов справа и предлагает детям поиграть в игру «Кто правильно подберёт указанное число картинок?» В. объясняет задание: «У меня на столе картинки предметов мебели и одежды, овощей и фруктов. Я буду вызывать сразу несколько детей. Выигрывает тот, кто правильно подберёт столько картинок разных предметов, сколько я скажу». Выполнив задание, дети рассказывают, как составили группу, по сколько в ней предметов и сколько их всего.
«Составь фигуру»
Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру.
Содержание. По просьбе В. дети достают фигуры из конверта, раскладывают их перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового ли размера? Как можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? ( по цвету, форме, размеру). Составьте группу из красных, синих, жёлтых фигур. После того, как дети выполнят задание. В. спрашивает: «Какие получились группы? Какого они цвета? Какой формы оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена 2 группа? Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в 3 группе? Назовите их! Сколько всего фигур жёлтого цвета?» Далее В. предлагает перемешать все фигуры и разложить их по форме (величине).
«Найди на ощупь»
Цель: формировать умение детей сопоставлять результаты зрительного, осязательного обследования формы предмета.
Содержание. Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребёнок кладёт на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету кладёт на стол, - ребёнок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается, ему предлагают внимательно рассмотреть предмет и дать словесное описание. После этого ребёнок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
«В какой сетке больше мячей»
Цель: упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х смежных чисел больше или меньше другого.
Содержание. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает угадать, в какой из них больше мячей. ( В одной сетке 6 больших, в другой – 7 маленьких мячей), если в одной 6 больших мячей, а в другой – 7 маленьких. Почему вы так думаете? Как можно доказать? Выслушав ответы детей, педагог говорит: «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давайте, заменим их маленькими кружками. Маленькие мячи – маленькие кружки. Большие большими. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, помести 6 больших кружков на наборном полотне, на верхней полоске. Сколько надо взять маленьких кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней полоске. Коля, объясни, почему 7 больше 6, а 6 меньше 7? «Как сделать, чтобы мячей стало поровну?»: Выясняют два способа установления равенства.
«Кто быстрее подберёт коробки»
Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте.
Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В. объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберёт коробку нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: « Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберёт коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высокой до самой низкой или от самой длинной до самой короткой).
«Не ошибись»
Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счёте.
Материал. На каждого ребёнка полоска плотной бумаги, разделённая на 10 квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображёнными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое – нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков. И положить её на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал: карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Дети, становятся в ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли» - дети передает друг другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых карточка с таким же числом пуговиц показывают ее.
Правила игры. Считать пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
«Считаем по порядку»
Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
Материалы: веер
Содержание. Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку. Воспитатель просит детей запомнить расположение лепестков и закрыть глаза. В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету). Игра продолжается 2-3 раза, каждый раз порядок лепестков восстанавливается.
«Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Содержание. Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
«Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
Содержание. У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коллегам посвящается!
Воспитатель - что это за слово, почему так названо оно?На слух кажется такое простое, но сколько смысла вложено в него!Для начала Воспитатель - это, прежде всего, просто человек,Любовь к д...
Анкета «Учитель-логопед глазами коллег»
Анкета «Учитель-логопед глазами коллег» МДОУ «Детский сад № ________» Учитель – логопед: ________________________ № п/п Критерии оценки Количество от...
Анкета для педагога "Зеркало для коллеги"
Анкету можно исползовать для самоанализа и анализа, при аттестации. В ней отражены резличные группы качеств (деловые, личностные...)...
Для коллег..............
В помощь воспитателям..................
Коллегам
Управление в современном ДОУ...
Презентация-поздравление для коллег к дню бухгалтера 21 ноября
В презентации красочно оформлены добрые слова для наших коллег , в день их профессионального праздника. С Бухгалтерией нужно дружить!!!...