Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров Чудес»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) по теме

Федулова Людмила Анатольевна

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. 
Задачи:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров Чудес»

Воспитатель Федулова Людмила Анатольевна

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №411»

г. Казань

Цель: воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. 
Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать знания детей о способах составления арифметических задач и записывать их решение с помощью цифр;
  • расширить и закрепить навыки вычислительной деятельности: решение примеров;
  • закреплять умение находить соседей заданного числа;
  • формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку;
  • закрепить знания о временах года;

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес детей, мышление, память, творческое воображение, расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников;
  • обеспечить развитие умений формировать свои ответы на заданный вопрос.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • воспитывать умение слушать, не перебивать друг друга, работать в команде.

Здоровьесберегающие:

  • создание психологического комфорта путём рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.

Образовательные области:

  • «Коммуникация - социализация» -  развивать и совершенствовать связанную речь, умение строить ответ полным предложением; расширять и активизировать словарный запас детей.
  • «Художественное творчество» - совершенствовать приёмы работы с цветными карандашами, содействовать развитию воображения.
  •  «Музыка» - поддерживать интерес к прослушиванию и знакомству с произведениями П.И.Чайковского.

Виды деятельности:

познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная, игровая.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: создание проблемной ситуации, содержание игры в речевом сопровождении, игры с правилами, продуктивная деятельность, общение, решение проблемной ситуации.

Оборудование:

два мольберта; конверт с письмом и картой; пять флажков разного цвета; снежный ком; карточки с математическими примерами, математические знаки, цифры; игрушка «Клоун», «Змея», колпак; мешочек с шариками; две корзинки; картинка – пазл (самолёт); демонстрационный материал «Корзина» и «Дуб», карточки с овощами и желудями; цифры на магнитах; большая шкатулка, маленькая шкатулка, книга, шоколадные медальки; простые карандаши; стаканчики под карандаши; цветные карандаши.

Предварительная работа:

Расширение знаний о числах и математических знаков; знакомство с   правилами составления и решением задач; игра на закрепление знаний времён года «Что когда бывает», дней недели «Мишкина неделя»; ориентация в пространстве и на листе бумаги (графический диктант); разгадывание загадок; прослушивание произведений П.И.Чайковского.

Ход НОД.

I. Вводная часть.

Приходит телеграмма от Феи из страны Математики.  «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие к острову Чудес на поиски сокровищ. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея! Карта с маршрутом путешествия прилагается»

Воспитатель: Ну что ребята, отправимся в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, нужно выполнить задание.  

II. Основная часть.

а) Сообщение темы.

Проблемная ситуация: чтобы выбрать транспорт, нужно девочкам правильно вставить пропущенные цифры в числовой ряд, а мальчикам собрать картинку - пазл.

Дети: Получился самолёт.

Воспитатель: Мы отправляемся в путешествие на самолёте. Приготовились: руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт.

Первый остров «Снежный» (синего цвета)

Воспитатель: По курсу первый остров. Он называется «Снежный». Первое задание. Отгадайте загадку:

«Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Дом в снегу. Белы дома.

 Ночью к нам пришла …..

                                       (зима)

-А какое время года было до этого?

- Какое будет следующее?

- В какое время года вы пойдёте в школу?

- А сколько вам будет лет?

Воспитатель: Давайте поиграем. И для этого мне пригодится этот снежный ком.

- назови число, которое находится после 6? (7)

- назови число, которое стоит перед числом 3 (2)

- назови число, которое больше на 1 числа 5? (6)

- назови число, которое меньше на 1числа  8? (7)

- назови число, которое находится слева от числа 4? (3)

- назови число, которое находится справа от числа 1? (2)

Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданиями. Нужно лететь на следующий остров. Посмотрите по карте, какого он должен быть цвета?

Дети: Жёлтого.

Воспитатель: Приготовились: руки в стороны – в полёт, отправляем самолёт. Смотрим, вижу по курсу остров с жёлтым флагом. Приземляемся.

Второй остров «Математические знаки»

Воспитатель: Ребята, на этом острове живут математические знаки. Какие знаки вы знаете?

Дети: Плюс, минус, больше, меньше, равно.

Воспитатель: Правильно. Послушайте задание: выберите себе пример и поставьте такой математический знак, чтобы получился правильный ответ. Объясните, почему именно его ты поставил.

4+ 2=6

4=4

3+6=9

3+2=5

2<5

8-7=1

6-1=5

6>4

2+2=4

9-5=4

5=5

5-4=1

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Покидаем этот остров и смотрим по карте, какой по цвету следующий остров.

Дети: Коричневый.

Воспитатель: Руки в стороны – в полёт, отправляем самолет. По курсу остров с коричневым флагом. Приземляемся.

Третий остров «Весёлый клоун»

Клоун: Здравствуйте ребята. Я вам приготовил задачу. Если вы её правильно решите, я с вами поиграю.

Воспитатель: Ну что, ребята, вы умеете решать задачи?

Дети: Да.

Клоун: У меня было 5 шаров красного цвета и 2 шара жёлтого.  Сколько шаров у меня было?

Воспитатель задаёт вопросы:

- Повторите задачу.

- Назовите условие задачи?

- О чём говориться в задаче? (о шарах)

- Что мы знаем о количестве красных шаров? (красных шаров 5)

- Что мы знаем о жёлтых шарах? (жёлтых шаров 2)

- Назовите вопрос задачи?

 - Что надо найти? (сколько шаров у клоуна)

- Каким действием мы это сделаем? (действием сложения)

- Какой это знак? (знак плюс)

- Как записать математически? (5+2)

- Сколько получилось шаров? (всего 7 шаров)

- Ответили на вопрос задачи? (Да)

Воспитатель: Мы справились с задание Клоун, теперь поиграй с нами.

Клоун: Возьмите мой волшебный мешочек и достаньте то, что там я для вас приготовил. Только не подглядывайте (дети по очереди достают маленькие мячи красного и жёлтого цветов).

Клоун: Ребята, поделитесь на две команды по цвету шариков. Команды должны составить задачу по картинкам. Первая команда составляет условие задачи про овощи в корзине, а вторая команда с желудями на дубу (дети составляют условие задачи, проговаривают их). Теперь команды поменяйтесь местами и с помощью цифр составьте решение задач. Вы справились с моими заданиями, и вам за это я хочу задать шуточные задачи:

«Три пушистых кошечки

Улеглись в лукошечке

Тут одна к ним прибежала

Сколько кошек вместе стало?»

                                                    (4)

«Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат

А ну, посчитай поскорей –

Сколько всего в воде малышей?»

                                                    (6)

- На столе лежало 4 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежало на столе?

- У берёзы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой по 6 шишек. Сколько всего шишек на берёзе.

Клоун: Молодцы ребята, вы справились с заданиями и вам пора отправляться на следующий остров. До свидания!

Дети: До свидания.

Воспитатель: Ребята, посмотрите по карте, к какому острову  нам дальше лететь?

Дети: К острову зелёного цвета.

б) Знакомство с новым материалом.

Четвёртый остров «Музыкальный»

Воспитатель: Приземляемся на остров с флагом зелёного цвета.

-Ребята, я думаю, этот остров называется «Музыкальным».  Хотите послушать? (воспитатель включает запись из альбома П.И.Чайковского «Времена года» «У камелька» (Январь))

Воспитатель: Ребята, это произведение написал П.И.Чайковский и называется оно «У камелька» (Январь) из альбома «Времена года».  А вы знаете, что такое камелёк? Камелёк – это русское название камина в дворянском доме, или какого-либо очага в деревенском жилище. В долгие зимние вечера у очага собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали. При этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях вся семья у камина музицировали. Читали вслух.

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела.

В камине гаснет огонёк,

И свечка нагорела»

                              А.С.Пушкин

Воспитатель: Ребята, какая была музыка?

(дети описывают свои ощущения)

Воспитатель: Понравилось вам музыкальное произведение. Отдохнули. Теперь пора отправляться на последний остров. Какого он цвета на карте? (красного). Руки в стороны -  в полёт, отправляем самолёт.

Пятый остров «Остров чудес»

Воспитатель: Ну, вот ребята мы и прибыли на остров чудес. Но сойти на него не так-то и просто, его кто- то охраняет. Чтобы это узнать необходимо, выполнить задание. Садитесь за столы, возьмите лист бумаги в крупную клетку и простой карандаш. Нам надо написать графический диктант:

2 вверх, 2 вправо, 7 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 4 влево, 2 вверх, 1 влево, 2 вниз, 4 влево, 6 вверх, 1 влево.

Дети: Получилась змея.

Воспитатель: Ребята, я вам покажу фокус. Я спрячу под волшебный колпак один из ваших рисунков, вы закроете глаза и громко скажите: Бим – Бом, Тра-та-та.

(под колпаком оказывается игрушка «Змея»)

Змея: Я охраняю сундук с сокровищами. Он находится за дверью с морским животным (дельфин).

Воспитатель: Ребята, вы нашли этого млекопитающего. Правильно, это дельфин. И сундук здесь. Давайте его откроем. Посмотрите, какая красивая книга.  В ней написаны разные задачи, которые нам предстоит решить на занятиях. Очень хороший подарок от Феи.

Воспитатель: Я предлагаю вам отблагодарить Фею за такое путешествие и нарисовать ей рисунки с нашими задачами, которые вы придумаете сами. Можно нарисовать игрушки, животных, птиц, рыбок.

в) Самостоятельная деятельность детей.

Дети рисуют рисунки с изображением условий задач.

 (Воспитатель собирает рисунки, складывает их в сундук и находит другую шкатулку с шоколадными медальками).

III. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, да тут ещё шкатулка, с настоящими сокровищами (раздаёт детям).

Ну вот, нам пора возвращаться в детский сад.

 Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что нового вы сегодня узнали? Какие задания с вами выполняли? Какие задания вам понравились? Все ли выполняли правильно?  Какие задания были трудные?

- Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране «Математика».

Цели: Закреплять умения понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно, составлять арифметические задачи по рисунку, записывать решение задачи. Формировать навык самоконтроля. ...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в тридевятое царство"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе. В целях поддержания произвольноог внимания дошкольников в течение 30 минут,на  занятии использован сказочный сюжет. Предлагается много матем...

Конспект итогового занятия, образовательная область «Познание. Формирование элементарных математических представлений» в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров чудес»

Цель: закрепить знания детей по пройденному материалу.Задачи:- развивать умение составлять число из двух меньших чисел в пределах 20.-учить ориентировке на листе бумаги.- учить составлять и решать зад...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие с Элли"

Программное содержание.   • Продолжать учить составлять число 10 из единиц.   • Познакомить с обозначением числа 10.   • Закр...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Математики"

Использование дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений как средства речевого развития детей с ОНР...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе «Путешествие в королевство математики»

 Конспект занятия по формированию элементарных математических способностей в подготовительной к школе группе "Путешествие в королевство математики"...