Методические рекомендации для педагогов ДОУ "Методика организации и проведения игр-занятий по ФЭМП в группах раннего возраста"
консультация по математике на тему

Кривенко Елена Евгеньевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_femp_metodika_ranniy_vozrast.docx407.46 КБ

Предварительный просмотр:

http://okartinkah.ru/img/ramka-dlya-kartinki-2156/ramka-dlya-kartinki-6.png

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 29

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

(для воспитателей

групп раннего возраста)

«Методика организации и

проведения игр-занятий

по ФЭМП в группах раннего возраста»

Составитель: Кривенко Е.Е.

Старший воспитатель

http://58.sadiki.by/sites/58/files/baby074.png

Май 2016г.

У детей раннего возраста важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период важно учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов от основной группы, отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы, передвигать в разных направлениях. А.В. Запорожец, считал, что процесс умственного развития ребенка связан с развитием его ощущений, восприятий, представлений. Поэтому формирование математических представлений в раннем возрасте должно быть тесно связано с развитием сенсорного опыта ребенка. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Наиболее соответствующей раннему возрасту формой обучения являются дидактические игры, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Кроме того, основным средством обучения в раннем возрасте является игрушка. Общеизвестно, что игрушка располагает большими возможностями для ознакомления детей с разнообразными свойствами предметов: величиной, формой, цветом, что очень важно для сенсорного развития малыша.

Стоит обратить внимание на то, что беря за основу в своей работе примерную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, раннее ознакомление детей с элементарными математическими представлениями для детей второго года жизни происходит на играх-занятиях с дидактическим материалом, а детей третьего года жизни уже  на играх-занятиях по ФЭМП. Однако в обеих возрастных категориях основной формой обучения будут являться дидактические игры.

Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывают возраст детей, уровень их развития. Занятия по сенсорному воспитанию могут быть одинаково интересны и малышам, и более старшим детям. С более старшими детьми объяснение на занятиях проводится не столь подробно и детально; при самостоятельном выполнении задания им может быть предложено большее количество дидактического материала.

Прежде чем провести первое занятие по сенсорному воспитанию с детьми второго года жизни, малышей надо научить сидеть спокойно, слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Кроме того педагоги часто сталкиваются с тем, что малыши раннего возраста, несмотря на их ярко выраженную познавательную активность в самостоятельной деятельности, не в состоянии на чем-либо сосредоточится на действиях специального образовательного и развивающего характера. Работа с детьми раннего возраста в условиях общественного воспитания еще более усложняется тем, что ребенок в отсутствии самого дорогого и надежного для него человека – матери - становится просто «недоступен» для педагогических воздействий. Практики Т.Н. Доронова и С.Г. Доронов предлагают ряд советов по привлечению внимания детей:

Совет 1.

Чтобы привлечь внимание детей не следует говорить: «Дети, подойдите ко мне, мы будем заниматься». Таким способом организованное внимание детей является «рабским». Внимание ребенка, задавленного силой авторитета взрослого, отличается крайне низким качеством. Задача педагога - развивать большую устойчивость деятельности за счет интересной мотивации, сюрпризного момента, потому что именно эмоциональное состояние ребенка имеет огромное значение для его психического развития. Поэтому привлекать внимание детей нужно не волевыми усилиями, а неожиданной радостью восприятия, например издать звук, предложить прислушаться и найти того, кто мяукает, кукарекает, лает и т.п., или внести красивую корзину, коробку, прикрытую чем-то, и заинтриговать детей ее содержимым.

Эффективным приемом привлечения внимания малышей являются действия самого взрослого с игрушками, совершаемые без предварительного объяснения и приглашение детей к участию в игре. Например, педагог вносит в группу корзину и делает вид, что хочет та что-то найти. Но неожиданно из  корзины появляется мордочка щенка. Взрослый выражает радость и недоумение, обращается к детям за помощью и советом.

Совет 2.

Наиболее действенной является речь взрослого, обращенная к малышу. Индивидуальное обращение способствует концентрации внимания. Кроме того, содержание речи легче приспособить к уровню развития каждого конкретного ребенка.

При знакомстве детей с игрушкой важно, чтобы взрослый обязательно «представил» ей каждого ребенка («Киса, это Ванечка. Я люблю Ванечку. Скажи, киса,  Ванечке: «Здравствуй, Ванечка!», а Ванечка тоже скажет: «Здравствуй, киса!»).

Совет 3.

Взрослый активно поддерживает любые действия малыша с игрушкой, что является одним из основных стимулов к овладению предметной деятельностью и формированию познавательной активности. Например, если ребенок захочет взять игрушку в руки, погладить ее, сжать, произвести какие-то манипулятивные действия, не следует ограничивать его в этом.

Совет 4.

Важным условием для возбуждения у ребенка интереса к игрушкам, с которыми познакомился, и желания продолжить заниматься и играть с ними, является умение взрослого «обустроить их жизнь» в группе. Для игрушек, изображающих домашних животных, можно выделить специальные места  с подстилками, лежаками и т.п.. Для диких животных лучше создать «уголок леса». С этой целью можно использовать маленькие искусственные елочки, плоскостные деревья и др. Можно поселить иг8рушки в домике-теремке, который взрослый собирает из строительного материала в присутствии детей, или построить для каждого из игрушечных животных по домику Важно, чтобы за игрушками закреплялись определенные места и дети легко находили их по памяти.

 Обучение маленьких детей на занятиях довольно сложный процесс, возможный при определенном уровне нервно-психического развития малышей. На занятиях по сенсорному воспитанию каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. В свою очередь, на этих же играх-занятиях дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности.

На втором году жизни у детей начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Поэтому содержание психолого-педагогической работы по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой включает в себя следующее:

  1. Для детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет (Игры-занятия с дидактическим материалом)

Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4—5 колец (от большого к маленькому), из 4—5 колпачков. Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.). Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки. Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т. д.). Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета. Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостн ые и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.

  1. Для детей от 2 до 3 лет (ФЭМП)

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один — много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.). Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении.

Чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, выработать у него правильные представления об этих свойствах, от педагогов требуются определенные усилия и умения владеть специальными приемами работы с детьми.

 Прием 1.

Зрительно сопоставлять предметы по форме, величине и устанавливать их совпадени е или несовпадение дети не могут, поэтому им предлагается накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнивать их по форме и величине.

Прием 2.

Определить цветовое соответствие или несоответствие на глаз детям также сложно. Но если они располагают возможностью приложения и наложения, то эта задача под руководством взрослого решается успешно. Например, всем игрушкам принесли в подарок красивые бантики. Необходимо, чтобы бантик соответствовал окраске животного: зеленой лягушке нужен зеленый бантик, желтому цыпленку – желтый бантик и т.п.. Педагог показывает малышу, как правильно выбрать бантик – приложить его к игрушке.

Подбор и группировка предметов по каким-либо свойствам требуют от малышей большой сосредоточенности, умения выделять и удерживать в памяти нужное свойство. Поэтому роль взрослого состоит не только в том, чтобы организовать игру, но и в том, чтобы активно участвовать в ней от начала до конца. При этом часто создается впечатление, что играют не дети, а взрослый. Это нормально, потому что в какой-то момент, возможно к 2-2,5 годам, окажется, что ребенок способен самостоятельно справиться с поставленной задачей.

Побуждение детей сопоставлять предметы по величине и понимать слова «большой» и «маленький» является важной задачей, для решения которой можно использовать интересные игровые приемы. Например, нужны две коробки, маленькая и большая, в каждой прорезаны двери разного размера: в одной маленькая, позволяющая «пройти» только мелким игрушкам, а в другой большая – для крупных.

Вначале педагог вносит коробку с маленькой дверь и создает проблемную ситуацию. Маленькие животные легко проходят в дверь, а большим игрушкам в нее протиснуться невозможно. Тогда педагог говорит детям, что дом с маленькой дверью для маленьких животных, а для больших животных нужен другой дом – большой и с большой дверью. Затем педагог вносит большую коробку с большой дверью и помогает детям организовать вход больших зверей в домик. После этого извлекает всех животных из домиков и вновь организует «проход» их в домики с учетом того, какие они  - большие и маленькие. Для закрепления полученных представлений можно три-четыре раза провести занятие с разными воротами: маленькими – для маленьких игрушек, большими – для больших.

Одной из трудностей, которые испытывают большинство детей второго года жизни, является подбор колец пирамидки. Задача подбора колец пирамидки в значительной степени облегчается, если проводить игру, в процессе которой все игрушки «строятся по росту». Чтобы «построить» игрушки, взрослые могут найти множество игровых поводов, поэтому делать это нужно как можно чаще.

Интерес представляют и такие действия с игрушками, когда дети надевают на них «украшения». Так, например, развитию фонематического слуха способствуют игры, когда игрушки украшаются бусами и бантиками, а побуждать детей фиксировать внимание на форме предмета помогут игры с использованием украшений разной формы.

Научить детей обращать внимание на цвет игрушек, устанавливать тождество и различия цветов и понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» помогут игры, при проведении которых, игрушкам могут «предлагаться» предметы посуды (тарелки, чашки и др.) или билеты для поездки по железной дороге, соответствующие их окраске. Например, среди нескольких тарелок есть только три зеленые: для лягушки, рыбки с зеленым хвостом и попугая с зелеными перьями; желтые достаются цыплятам.

На третьем году жизни у ребенка важно сформировать первоначальные представления о количественных и качественных различиях предметов ближайшего окружения. В этот период перед воспитателем стоит задача – учить детей разнообразно действовать с предметами: собирать однородные предметы вместе, отсоединять часть предметов (игрушек) от основной группы, с помощью взрослого отбирать игрушки одинакового цвета, величины, формы (такие же), передвигать их в разных направлениях: вперед, назад, вправо, влево от себя (туда, сюда), нанизывать, накладывать один предмет на другой и т. п. Сначала детей учат нанизывать на штативы кольца, шарики; собирать из трех-пяти и более колец одноцветные и разноцветные пирамидки; затем раскладывать кольца, расставлять пирамидки в порядке убывания (возрастания) их величины, составлять одинаковые и разные по цвету башенки из трех и более последовательно уменьшающихся деталей, разбирать и собирать народные дидактические игрушки: матрешки, яйца, бочонки и т. п., выкладывать из деталей строительного материала одноцветные и разноцветные, длинные и короткие дорожки и т. п. Таким образом, развитие количественных представлений должно быть тесно связано с формированием сенсорного опыта ребенка.

С детьми третьего года жизни не проводятся специальные занятия по развитию математических представлений. Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками.

Любая деятельность детей третьего года жизни создает благоприятные условия для развития таких представлений. Наряду с этим отдельные понятия, такие как много – один, один – много, много – мало, мало – много, могут быть рассмотрены в ходе регламентированных игр-занятий в качестве их составной части (занятий по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, лепке и др.). Подобные занятия с математическим содержанием желательно проводить с небольшими подгруппами детей. Причем в этих случаях они органически вводятся в контекст основных занятий.

Важное требование к таким занятиям – строгая дозировка программного материала, доступность и привлекательность содержания детям, их деятельностно-игровой характер.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяются несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач. Необходимо:

• приучать малышей наблюдать за действиями взрослых с предметами, слушать, как эти действия характеризуются;

• привлекать детей к активному участию в совместных с воспитателем действиях по составлению групп однородных предметов, сопровождать действия соответствующими словами, поощрять их речевую активность;

• побуждать детей называть свойства предметов, повторять сказанное за воспитателем (о количестве, величине, форме, цвете предметов).

Таким образом, для формирования элементарных представлений о количестве важно создать условия для развития восприятия и речи.

Уровень сформированности психических процессов у детей третьего года жизни (особенно восприятия, внимания, памяти, мышления и др.) диктует необходимость предоставления им полного, развернутого образца всех действий. Все упражнения выполняются вместе с воспитателем или с его помощью. Он подсказывает последовательность выполнения каждого действия, дает образцы всех речевых конструкций.

В процессе игр-занятий воспитатель учит детей рассматривать различные группы предметов, замечать их существенные признаки (цвет, форму, величину); группировать однородные предметы по указанным признакам, называть их количество, оперируя словами много – один, один – много, много – мало, мало – много.

Количество

В процессе игр-занятий по ознакомлению с количеством детей третьего года жизни воспитатель решает следующие задачи: учит детей различать контрастные количественные образования, создавать группы предметов по количественному признаку, подражая действиям взрослого, отвечать на вопрос «сколько?» словами много – один, один – много.

На начальном этапе ознакомления детей с количеством воспитатель привлекает их внимание к группам однородных игрушек, побуждает рассмотреть их, уточняет название («Кто это?», «Что это?») и только затем переходит к понятию количества, сказав: «Как много у нас зайчиков (мишек, куколок)!».

В следующий раз воспитатель привлекает детей к активному участию в создании группы из однородных предметов. Эта работа проводится с учетом особенностей наглядно-действенного типа мышления ребенка двух лет. Наглядно-деятельностным для детей должен быть сам процесс образования группы путем добавления предметов к предмету. Этот процесс доступен детям. Под руководством воспитателя они создают группу (группы) одинаковых игрушек, а затем называют их количество. (Много.) Например, воспитатель выкладывает на стол небольшие кубики (7–10 штук один за другим) и поясняет: «Вот кубик, вот еще кубик, еще кубик, еще кубик…», затем заключает: «Здесь много кубиков!» (При этом он жестом показывает на все кубики.) Дети повторяют: «Много». Потом взрослый предлагает детям показать, как много у них на столе кубиков. Он говорит, обращаясь к каждому ребенку: «Оля (Саша, Юра…), покажи кубики» и уточняет: «Все кубики покажи». Продолжая акцентировать внимание детей на количестве предметов, воспитатель радостно восклицает: «Вот как много кубиков!» Затем вновь спрашивает: «Сколько у нас кубиков, Оля (Саша, Юра…)?» Ответы детей он подтверждает словами: «Да, кубиков много».

С детьми третьего года жизни многократно повторяются разнообразные игровые действия с группами знакомых игрушек, например, под руководством воспитателя малыши то убирают кубики в коробку, то достают их и ставят на стол, то нагружают ими машину, то сгружают с машины. При этом каждый раз воспитатель побуждает детей сказать фразу: «Кубиков много». Важно, чтобы на первых учебно-игровых занятиях группы предметов создавались из однородных игрушек (одинакового вида, цвета, величины, формы, материала).

По мере того как дети овладевают умением образовывать группы однородных предметов и отвечать на вопрос «сколько?», воспитатель учит их создавать группы из предметов, объединенных каким-либо характерным признаком. Например, он предлагает каждому ребенку взять флажок красного цвета: «Наташа, возьми красный флажок, – говорит он. – И ты, Саша, возьми красный флажок!.. И я возьму красный флажок!» Спрашивает: «Сколько у нас флажков?» (Много.) «Какого они цвета?» (Какие они? – Красные.) Затем воспитатель ставит свой флажок в вазу и предлагает каждому ребенку тоже поставить свой флажок в вазу; он обращает внимание на количество флажков в вазе (много), их цвет (красные). Далее он привлекает внимание детей к коробке с синими флажками: заглядывает в нее, показывает их детям, спрашивает: «Что в коробке? (Флажки.) Какие? (Синие.Сколько их? (Много.)». Сравнивает количество синих и красных флажков: «В ваземного красных флажков, а в коробке – много синих флажков». Затем обобщает: «Красных флажков много и синих тоже много». Таким образом, сравнивая группы предметов по количественному признаку, воспитатель дает детям образцы соответствующих речевых конструкций.

Аналогичные упражнения проводятся с желтыми и зелеными флажками, синими и желтыми мячами и т. д.

Воспитатель специально создает различные игровые ситуации, чтобы дети еще и еще раз могли поупражняться в умении отвечать на вопрос «сколько?». Например, он отмечает, сколько у них игрушек того или иного вида, цвета, размера (больших, маленьких), пуговиц на пальто или на юбке у куклы, сколько кукол пьет чай, зайцев пляшет, матрешек гуляет и т. п. (Много.)

По мере того как дети овладеют умением образовывать группы однородных предметов, понимать и отвечать на вопрос со значением «сколько?», воспитатель может ставить перед ними новые задачи: различать и называть неравные по количеству группы и обозначать их словами: много – один, один – много, а затем – много – мало, мало – много.

Начинать обучение нужно с противопоставления контрастных количественных образований, то есть с игровых действий на сравнение группы предметов с одним предметом. Например, воспитатель инсценирует приход матрешек в гости к детям. Он акцентирует внимание на их количестве: «Сколько матрешек пришло к нам в гости! Много!» Предлагает каждому ребенку взять матрешку и спрашивает: «Сколько ты держишь матрешек?», затем помогает ребенку ответить: «Одну матрешку». Он побуждает ребенка повторить новую фразу. Затем педагог привлекает внимание детей к тому количеству матрешек, которое осталось на столе. Вместе они устанавливают, что их много. Воспитатель обобщает: «У Оли – одна матрешка, у Саши – одна матрешка, у Алеши – одна матрешка и у меня тоже одна матрешка. А сколько их на столе?». «Много», – отвечают дети. «Да, на столе матрешек много, а у каждого – только одна», – заключает педагог.

Или другой пример. Поставив на стол вазу с цветами (или флажками), воспитатель спрашивает: «Сколько цветов (флажков) в вазе? (Много.)» Затем берет из вазы один цветок (флажок) и предлагает каждому ребенку, тоже не спеша, взять из вазы один цветок (флажок): «Тебе – один цветок (флажок), тебе – один цветок (флажок), тебе – один цветок (флажок)» и т. д. Обращаясь, то к одному, то к другому ребенку, воспитатель спрашивает: «Сколько у тебя цветков (флажков)? (Один.) Сколько их осталось в вазе? (Много.)» В конце воспитатель подводит итог: «У каждого из вас (у Вани, Коли, Тани) – один цветок (флажок), а в вазе – много цветков (флажков)!»

Игр и игровых упражнений на различие понятий один – много можно придумать множество, например, игры-забавы с пальчиками: на руке у ребенка много пальцев, но вдруг они спрятались в ладошку, и остался только один пальчик. Можно прочитать детям потешку «Пальчик-пальчик, где ты был?», сопровождая чтение соответствующими движениями своих пальцев и пальцев ребенка.

Можно также организовать игровые упражнения с более активными движениями детей. Например, вокруг воспитателя собирается много детей. Затем они разбегаются в разные стороны, и рядом с воспитателем остается только один ребенок. («Только одна Олечка».) Потом дети прибегают обратно. Их становится опять много. Дети вновь разбегаются в разные стороны. Теперь с воспитателем остается одна Анечка и т. д.

Нужно помнить, что подобные упражнения должны иметь хорошую концовку: на руке обязательно появляются все пальчики, все дети обязательно возвращаются к воспитателю и т. п.

С целью закрепления понятий много – один, один – много можно использовать различные подвижные игры, например: «Воробышки и кот», «Кот и мыши», «Зайцы и мишка», «Солнышко и дождик» и др.

Воспитатель может провести игру «Один и много», используя различные мелкие предметы: колечки, шишки, желуди, шарики и т. п. Для этого он кладет на стол один предмет, а немного поодаль – много таких же предметов. Затем берет один предмет, прячет его в руке и предлагает детям сделать то же самое. Несколько раз воспитатель угадывает, в какой руке и сколько предметов спрятали дети. Затем дети угадывают, в какой руке спрятал предмет воспитатель. После этого воспитатель предлагает детям спрятать все предметы (колечки или шарики) в ладошках. Оказывается, что этого сделать нельзя – много предметов не помещается в руке. Воспитатель указывает на один предмет и говорит: «Один шарик спрятался в ладошке, а много – нет!» Указывая на группу предметов, взрослый спрашивает, сколько их. «Много», – произносят дети вместе с воспитателем. Затем он говорит: «Возьмите каждый из большой кучки по одному колечку». Дети выполняют задание, а воспитатель комментирует: «У Наташи – одно колечко, у Тани – одно колечко, у Сережи – одно». Далее предлагает: «Покажите, у кого еще одно колечко?» Дети показывают. «Теперь положите свои колечки (шарики, шишки и т. д.) на стол (в корзиночку). У каждого было одно колечко (шарик, шишка), а вместе сколько?» «Много», – отвечают дети.

В завершение воспитатель может дать каждому ребенку маленькую коробочку или корзиночку и предложить положить в нее сначала один предмет, а потом много предметов.

В дальнейшем воспитатель предоставляет каждому ребенку возможность создавать бо́льшие и меньшие группы предметов и обозначать их количество словами: много – мало, мало – много. Например, он предлагает достать из коробки зайчиков, поставить их на стол и ответить на вопрос: «Сколько зайчиков?»; затем просит показать каждого зайчика (вместе с воспитателем дети показывают): «Вот зайчик, вот, вот, вот… Вот сколько их! Много!». Далее воспитатель привлекает внимание детей к коробке с остальными зайчиками и спрашивает: «Сколько зайчиков осталось в коробке?». «Вот и вот», – показывают дети. «Мало, – заключает воспитатель, – всего два зайчика. На столе много зайчиков, а в коробке – мало».

В другой раз воспитатель выкладывает на стол много одинаковых игрушек (например, 10) и произносит: «Как много у нас петушков (елочек, грибков)!» Затем отодвигает 2–3 игрушки и обращает внимание детей на две неравные группы предметов: «Здесь много петушков, – говорит он и показывает на игрушки. – А здесь – мало». При этих словах воспитатель может прикрыть руками меньшую часть игрушек. «Видите, их мало. Сколько?» – спрашивает воспитатель. «Мало», – произносят дети. «А здесь?» – воспитатель вновь обращает внимание детей на бо́льшую часть предметов. «Их много. Я не могу их все спрятать», – говорит воспитатель, прикрывая руками лишь часть предметов бо́льшей группы.

Повторяя действия еще раз и соотнося слова много, мало с соответствующими группами предметов, дети учатся различать и называть их.

Затем они подражают действиям взрослого: сами отодвигают часть игрушек от общей группы и обозначают словами каждую группу: «Много кубиков – мало кубиков».

Целесообразно закреплять представления детей о количестве на основе проведения игр и игровых упражнений «Расскажем про наши игрушки», «Сколько спряталось игрушек?», «Сколько мы нашли игрушек?», «Что в мешочке?», «Кому сколько нужно?», «Спрячем шарики в ладошках» и др.

 Организуя игры-занятия в группах раннего возраста необходимо помнить и  о культуре проведения занятий, важным компонентом которой является эстетика материалов, которые предлагаются детям. Дети будут заниматься охотно и с удовольствием, если все, что им показывают, имеет привлекательный вид: картинки цветные; игрушки целые, несломанные; кирпичики, кубики, шарики чистые, хорошо окрашенные. Рассматривание их доставляет ребенку радость, и он с большей эмоциональностью реагирует на получаемые впечатления. Большое значение имеют также приветливые, веселые интонации в обращенной к детям речи педагога.

Эмоциональность восприятия у детей усиливается, когда предметы, игрушки показывают им в действии, в движении: кукла пляшет, собачка бегает, лает, из кирпичиков строят ворота, мостик. Интерес к занятию создается также в тех случаях, когда его содержание направляет детей на решение интеллектуально-игровой задачи. Ребенку дают для игры деревянные колечки, которые надо надеть на стержень. С внешней стороны игрушка ничем особенным не привлекательна. И все же ребенок длительное время занимается с нею, пытаясь надеть кольца на стержень, что удается ему не сразу. Он настойчиво продолжает свои попытки, делая это сосредоточенно, увлеченно. В данном случае положительное отношение ребенка к занятиям вызвано не внешним видом игрушки, а заинтересовавшей его возможностью действовать с нею.

Игру и обучение надо сочетать так, чтобы одно не мешало, а помогало другому. Решающая роль в этом принадлежит эмоциональности поведения воспитателя и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям. Когда он что-либо объясняет малышам, разговаривает с ними, то делает это бодро, весело, ласково и тем вызывает ответные положительные эмоции, желание заниматься. Стихи, потешки он читает живо, выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, звонко и четко имитируя голоса животных, если они встречаются в тексте.

Эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям создает у них бодрое, хорошее настроение. Эмоциональный характер дидактических занятий с детьми диктуется, как уже говорилось, особенностью их возрастного развития – непроизвольностью внимания: ребенок способен сосредоточиться только на том, что его привлекает своим содержанием, внешним видом, новизной, вызывает в нем положительные чувства, переживания.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Принципом последовательности обусловливается и ознакомление детей вначале с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем ощупывания, а уж потом с таким сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане зрительного восприятия.

Также одним из важных принципов организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится 1 раз в 2 недели. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному периоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях. Учитывая специфику работы с маленькими детьми рекомендуется двух - трехразовое повторение одних и тех же занятий. С более старшими ребятами каждое занятие проводится 1 раз. Однако не следует думать, что с этого возраста при обучении детей не нужна повторность. Повторное предъявление одних и тех же задач предусматривается на новом материале. Это обеспечивает умственную активность детей на занятиях.

Первоначально малышам дают задания на группировку предметов. Этому посвящается ряд занятий на различном материале с постепенным нарастанием этого разнообразия. Дети группируют предметы по величине, потом по форме и, наконец, по цвету. Но повторность и постепенность предусматривают и более тонкое усложнение. Так, вначале осуществляется группировка предметов с резко различными сенсорными свойствами (формы или цвета), затем с более близкими. На одном занятии дети группируют предметы круглой и квадратной формы; на следующем они оперируют с предметами круглой и овальной формы, но при этом сохраняются цвет, величина, фактура предметов, т. е. заданное сенсорное свойство выступает на данном занятии единственно новым. Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя "Что у тебя неправильно?", либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для малышей, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Список используемой литературы

  1. Доронова Т.Н., Доронов С.Г.. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от 1 года до 3 лет с использованием игрушек/ — М.: Воспитание дошкольника, 2007
  2. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий с детьми раннего возраста – М.: Детям 21 века, 2005
  3. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного обрзования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. И доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015
  4. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Доронова Т. Н., Доронов С. Г. – М: Детям XXI века, 2006
  5. Янушко Е.А.. Сенсорное развитие детей раннего возраста/ — М.: Мозайка-синтез, 2009.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Методические рекомендации по организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста...

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"

Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...

Методические рекомендации для педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития

Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам при оформлении речевого уголка в группе ДОУ....

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...

Методические рекомендации для педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития

Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам при оформлении речевого уголка в группе ДОУ....

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно – развивающейся, игровой среды в группе раннего возраста

Методические рекомендации для воспитателей по организации предметно - развивающейся среды. Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и ма...