Методические рекомендации для педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития
проект по коррекционной педагогике
Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам при оформлении речевого уголка в группе ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития»
Составители: учителя логопеды:
Катюнина Наталия Николаевна
Алексеева Анна Ильинична
Животенко Наталья Петровна
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Надым, 2021г.
Детский сад — первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.
Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.
Для решения речевых задач в детском саду, важнейшей предпосылкой является правильно организованная обстановка, предметно –пространственной среды, в которой у детей появилось бы желание говорить, вступать в речевое общение. Развитие речи ребенка проходит нитью через все предметно – пространственное пространство группы, где непосредственно находится ребенок. Поэтому требования к среде речевого развития сводится к требованиям предметно – пространственной среды в целом.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
- Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
- Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
- Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
- Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
- В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
- Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
- Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
- Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах ДОУ
Цель речевого уголка: способствовать созданию оптимальных условий для организации предметно-развивающей среды в группе для совершенствования процесса развития и коррекции речи детей.
Задачи:
- Формирование фонематического слуха.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Закрепление навыков правильного звукопроизношения.
- Закрепление навыков, полученных на занятиях.
- Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий.
- Развитие связной речи.
- Развитие мелкой моторики.
Дидактический материал в речевом уголке:
- материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски);
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв);
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова);
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова);
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам);
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.);
- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
При организации речевого уголка необходимо соблюдать следующие требования:
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.
Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком.
Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности.
Игровой материал должен быть доступным для ребенка.
Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – «одушевленный персонаж», который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности.
Содержание речевых центров в возрастных группах:
Младшая группа
- Картинки по лексическим темам (альбомы).
- Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
- Художественные произведения по программе и др.
- Словесные дидактические игры.
- Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
- Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
- Различные виды театров.
- Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
Средняя группа
- Картинки по лексическим темам.
- Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
- Художественные произведения по программе и др.
- Словесные дидактические игры.
- Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
- Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
- Различные виды театров.
- Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп
- Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа
- Картинки по лексическим темам.
- Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
- Художественные произведения по программе и др.
- Словесные дидактические игры.
- Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
- Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
- Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа
- Картинки по лексическим темам.
- Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
- Художественные произведения по программе и др.
- Словесные дидактические игры.
- Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
- Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
- Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Методические рекомендации по содержанию книжного центра в группах ДОО
Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада.
Основной принцип, которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
Требования к устройству книжного уголка:
- удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
- эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене вывешивают репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта, правила пользования книгой. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность.
Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.
В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки.
Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги выставляются детские рисунки на темы художественных произведений.
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 10-12 разных книг:
- учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения.
- в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
- также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
- на витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
- особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах. Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова,
В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
- кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки.
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Литература:
1. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.
2. Вераксы Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования – М. Мозайка-синтез, 2014г.
3. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2013г.
4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007г.
5. Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. – М., 2013г.
6. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста"...
Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.
Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...
Консультация для педагогов ДОУ «Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
laquo;Организация развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Выступление на районном методическом объединении для старших воспитателей «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»
laquo;Сенсорная комната в детском саду»...
Методические рекомендации для педагогов по организации развивающей предметно-пространственной среды в группе для речевого развития
Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам при оформлении речевого уголка в группе ДОУ....
Методические рекомендации педагогам ДОУ « Организации развивающей предметно- пространственной среды в группах детского сада»
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уро...
Консультация для педагогов "Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды"
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого- педагогических условий, обесп...