программа кружковой работы "Веселый счет"
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему
Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет. рассчитана на 1 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_dyachkova_2016.docx | 47.99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ:
- Пояснительная записка 3
- Учебно-тематический план 4
- Календарно-тематическое планирование 5
- Литература 15
- Приложение №1.Диагностика
- Пояснительная записка
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие не только физических, но и умственных способностей организма. Навыки и умения, приобретённые в дошкольном детстве, являются фундаментом для успешного обучения в школе. Одним из основных направлений развития ребенка является формирование математических представлений. И уровень сформированности этих представлений во многом определяет уровень готовности ребенка к школе. Поэтому большинство родителей наших воспитанников считают целесообразным вести дополнительную работу в данном направлении. Учитывая пожелания родителей, мы решили организовать работу данного кружка с детьми нашей группы.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.
Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является длительным и весьма трудоёмким процессом, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
- Развивать образное и логическое мышление, внимание, память, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать развитию интереса к решению познавательных задач.
- Воспитывать у детей интерес к занимательной математике.
Формы организации занятий:
- Традиционные;
- Комбинированные;
- Индивидуальные;
- Практические занятия;
- Игры, конкурсы.
Методы:
- Наглядные: показ картин, рисунков, плакатов, мультимедийных материалов и т.д.;
- Словесные: объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ и т.д.;
- Игры: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры и т.д.;
- Практические: выполнение заданий по инструкции, по собственному замыслу, проведение опытов;
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Программа рассчитана на 1 год.
Программа разработана для детей 5-6 лет. Занятия в кружке 1 раз в неделю по 20-25 минут, всего 34 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
- Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Диагностика. | 2 часа |
2. | Счет. Соотнесение количества предметов с цифрой:
| 7 часов |
3. | Геометрические фигуры:
| 7 часов |
4. | Решение задач:
| 3 часа |
5. | Ориентирование в пространстве:
| 3 часа |
6. | Ориентирование во времени:
| 2 часа |
7. | Ориентировка на листе в клетку.
| 3 часа |
8. | Задачи-шутки, загадки | 1 час |
9. | Классификация. | 1 час |
10. | Деление круга и квадрата на равные части:
| 2 часа |
11. | Дни недели. | 1 час |
12. | Диагностика. | 2 часа |
Итого | 34 часа |
- Календарно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Программное содержание | Материал |
сентябрь | Диагностика. | Выявить знания и представления детей о | Тестовые задания. |
«Волшебные ступеньки». | Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр. Структурную поверхность тела: гладкие и шершавые. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков. | Набор геометрических тел: куб, шар, цилиндр, конус с разной структурной поверхностью. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков. | |
Число и цифра 5. Состав числа 5. | Закрепить навыки счета в пределах 5 в прямом и обратном порядке. Сформировать представление о составе числа 5 из единиц. Упражнять в счете предметов на ощупь. | Демонстрационный: Числовая лесенка, пособие «Рассели соседей»; мешочек, предметы для пересчитывания; Раздаточный : Листы с нарисованными цифрами до 5,цветные карандаши. | |
октябрь | В гостях у друзей. | Закрепить понятие соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество. Классифицировать блоки Дьенеша по двум, трём признакам с помощью кодового обозначения принципа. Формировать понятие «тяжелый - лёгкий» путём экспериментального наблюдения, проведение опыта. | Демонстрационный: Карточки с изображением животных от 1 до 10, цифры для цифрового ряда; Таз с водой; Предметы: деревянный кубик, резиновый маленький мяч, стеклянная рыбка, пластмассовый шар, стрелки с номерами; 4 пакета, содержащие вещества, имеющие различные запахи. Раздаточный: Набор блоков Дьенеша; Таблицы с изображением признаков блоков; Блоки с изображением предметов. |
Сказка о геометрических фигурах. Танграм. | Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру; Учить называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам; Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание, речь. | Демонстрационный: Карточки с цифрами; Ковролин; Обручи. Раздаточный: Набор блоков Дьенеша; Кодовые карточки; Игра «Танграм». | |
Число и цифра 6. Состав числа 6. | Сформировать представление об образовании числа 6 путем добавления к 5 единицы. Закрепить навыки счета в пределах 6 в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов на ощупь. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. | Демонстрационный: Числовая лесенка, пособие «Рассели соседей»; мешочек, предметы для пересчитывания; Раздаточный : Листы с нарисованными цифрами 6, цветные карандаши; Игра «Танграм». | |
Число и цифра 7. Состав числа 7. | Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных цифрами 6 и 7. Закрепить навыки счета в пределах 7 в прямом и обратном порядке. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. | Демонстрационный: Числовая лесенка, матрешки и пирамидки по 7 штук. Раздаточный: Листы с нарисованными цифрами 7, цветные карандаши, таблички с окошечками для счета. Игра «Танграм». | |
ноябрь | Монгольская игра. | Сформировать умение составлять по образцу и по собственному замыслу фигуры-силуэты из набора «Монгольская игра». | Раздаточный: Наборы «Монгольская игра», схемы к ним. |
Число и цифра 8. Состав числа 8. | Показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных цифрами 7 и 8. Закрепить навыки счета в пределах 8 в прямом и обратном порядке. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. | Демонстрационный: Числовая лесенка, наборы кругов и квадратов по 8 фигур; Раздаточный: Листы с нарисованными цифрами 8, наборы цифр от 1 до 8; Наборы «Монгольская игра». | |
Игра «Что за чем?» (Утро, день, вечер, ночь.) | Закреплять представления о частях суток, их последовательности. | Демонстрационный: Пособие «Часы»; Раздаточный: Картинки с изображением разных частей суток (по 4 штуки на каждого ребенка) | |
Число и цифра 9. Состав числа 9. | Учить считать в пределах 9; Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение. | Демонстрационный: Наборное полотно, плоскостные изображения зайчиков и белочек (по 9 штук); Раздаточный: Счетный материал, двухполосные карточки; Картинки с цифрой 9, цветные карандаши. Игра «Танграм» | |
декабрь | Число и цифра 10. Состав числа 10. | Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «сколько?». Закреплять представления о частях суток. | Демонстрационный: Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук); Раздаточный: Счетные палочки, Картинки с цифрой 10, цветные карандаши, д/игра «Составь сутки». |
Путешествие по волшебной стране (Знаки +, -, =.) | Учить находить признаки отличия одной группы предметов от другой; Закрепить знания о знаках: «-, +, =»; Соотносить число предметов с цифрой. | Демонстрационный: Математические знаки; Набор цифр; Таблицы с фигурами; Лабиринт цифр; Раздаточный: Листы бумаги; Карандаши. | |
Лабиринт. | Учить детей ориентироваться с помощью условно-схематических изображений; развивать умение принимать поставленную задачу (инструкцию); формировать навыки последовательно действовать по заданному правилу, чтобы добиться результата; контролировать ход решения задачи и результата. | Демонстрационный: Лабиринт на листе белой бумаги; Домик с заколдованными зверюшками; Зайчики; Логические задачи. Раздаточный: Игра «Танграм»; Счетные палочки. | |
Ориентировка на листе в клетку. «Точка». | Учить детей ориентироваться на листе в клетку: видеть и отмечать центр клеточки. | Демонстрационный: Лист ватмана, расчерченный как тетрадь в клетку, черный маркер; Раздаточный: Листы в клетку, простые карандаши. | |
январь | Ориентирование в пространстве: План и карта. | Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью условно-схематических изображений; развивать умение соотносить условные знаки на листе бумаги с окружающей действительностью; упражнять в умении последовательно действовать по заданной схеме, чтобы прийти к результату. | Демонстрационный: Лист бумаги для составления схемы комнаты, маркер. Карта с изображением места, в котором спрятано угощение; Раздаточный: Альбомные листы, карандаши. |
Ориентировка на листе в клетку. «Палочка». | Учить детей ориентироваться на листе в клетку: видеть и отмечать углы и стороны клеточки. | Демонстрационный: Лист ватмана, расчерченный как тетрадь в клетку, черный маркер; Раздаточный: Листы в клетку, простые карандаши. | |
Игра «Когда это бывает?» (Времена года.) | Закреплять представления о временах года, их последовательности, характерных особенностях; познакомить с названиями месяцев. | Демонстрационный: Календарь природы, сюжетные картинки с изображением времен года; Раздаточный: Картинки с изображением времен года. | |
февраль | Числовая линейка. | Учить детей считать до 10 в прямом и обратном порядке, опираясь на числовую линейку; Показать способ сложения двух чисел в пределах 5 с помощью числовой линейки. | Демонстрационный: Начерченная на доске числовая линейка; Раздаточный: Числовые линейки на каждого ребенка, счетный материал в количестве 5. |
Игра «Обезьянки». | Формировать умение точно копировать действия другого человека; Развивать внимание, аналитические способности, координацию движений; Развивать конструктивные способности. | Демонстрационный: Набор «Деревянный конструктор»; Раздаточный: Наборы «Деревянный конструктор», Конструктор «Лего». | |
Колумбово яйцо. | Формировать умение находить сходство по форме частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями; Развивать воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. | Демонстрационный: образцы фигур; Раздаточный: Игра «Колумбово яйцо». | |
Классификация. «С двумя обручами». | Формировать понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ»; Классифицировать предметы, фигуры по признакам; Сравнивать предметы; Формировать умение упорядочивать предметы по одному признаку. | Демонстрационный: Два обруча; Набор предметов: тетради, книжки, ложки, карандаши, пуговицы; Комплект «Фигуры»; Игра «Трик- трак это не так» Раздаточный: Карточки с символами. | |
март | Путешествие с капитаном Немо. | Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве с помощью условно-схематических изображений; умение соотносить условные знаки на листе бумаги с окружающей действительностью. | Демонстрационный: Силуэтные изображения амфор; Рисунок утонувшего корабля; Карта острова сокровищ; Логические задачи; Игра «Сокровища» Раздаточный: «Лабиринты» |
Ориентировка на листе в клетку. «Геометрическая фигура» | Продолжать учить детей ориентироваться на листе в клетку: видеть и отмечать углы и стороны клеточки. | Демонстрационный: Лист ватмана, расчерченный как тетрадь в клетку, черный маркер; Раздаточный: Листы в клетку, простые карандаши. | |
«Дорисуй то, чего не хватает». | Развивать логическое мышление, анализаторские способности; Воспитывать усидчивость. | Демонстрационный: Логическая картинка с недостающим изображением; Раздаточный: Логические картинки с аналогичным заданием, цветные карандаши. | |
Задачи-шутки. | Учить отгадывать математические задачи – шутки; Развивать смекалку, находчивость, логическое мышление; Формировать умение выделять существенные признаки предметов. | Раздаточный: Угощения для поощрения детей. | |
апрель | Составь и реши задачку. | Формировать умение детей составлять небольшие математические рассказы-задачки в одно действие; учить детей решать задачки и отвечать полным предложением. | Демонстрационный: Сюжетные картинки для составления рассказов-задачек; Раздаточный: предметные картинки для иллюстрации придуманных задач. |
Вьетнамская игра. | Формировать умение находить сходство по форме частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями; Развивать воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. | Демонстрационный: образцы фигур; Раздаточный: «Вьетнамская игра». | |
Деление круга и квадрата на 2 равные части. | Научить детей делить целое на 2 равные части путем складывания; научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились две равные части, половина целого, одна из двух частей); Показать отношение между целым и частью. | Демонстрационный: Квадрат и круг из бумаги; Раздаточный: Квадраты и круги меньшего размера на каждого ребенка. | |
Дни недели. | Дать детям представление о том, что 7 дней составляют неделю, каждый день недели имеет свое название, а последовательность каждых 7 дней всегда одна и та же; Учить связывать название каждого дня недели с его порядковым номером. | Картинки, иллюстрирующие деятельность детей, загадки о днях недели. | |
май | Деление квадрата на 4 равные части. | Научить детей делить целое на 4 равные части путем двойного складывания; научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились две равные части, половина целого, одна из двух частей; сложили еще пополам и получили 4 равные части); Показать отношение между целым и частью. | Демонстрационный: Квадрат и круг из бумаги; Раздаточный: Квадраты и круги меньшего размера на каждого ребенка. |
Итоговое занятие. | Закрепить полученные ранее знания, умения и навыки. | ||
Диагностика. | Определить динамику развития математических способностей у детей. | Тестовые материалы. |
- Литература:
- Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М.: «Рольф», 2000.
- Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001/
- Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», - 2006.
- Михайлова З. А. Математика от 3 до 7. - С. - П.: «Акцидент» 1997г.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: «Знание», 1999.
- Панова Б. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, - 2007.
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обновление вариативности содержания основной образовательной программы ДОУ за счет внедрения в общеобразовательный процесс проектной деятельности»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер. В условиях реформирования системы образования, вариативности содержания дошкол...
Программа кружка "Веселый счет"
Представленна программа кружка по ФЭМП "Веселый счет" для подготовительной к школе группы. Содержит пояснительную записку, перспективный план, диагностику....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «В гостях у сказки» Программа кружковой театрализованной деятельности по развитию связной речи у детей среднего дошкольного возраста
Тема: "В гостях у сказки"...
Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы п...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год
laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...
Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год
Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...