программа кружковой работы "Веселый счет"
рабочая программа по математике (старшая группа) на тему

Дьячкова Наталья Владимировна

Данная программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет. рассчитана на 1 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_dyachkova_2016.docx47.99 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка                                                                                3
  2. Учебно-тематический план                                                                         4
  3. Календарно-тематическое планирование                                                  5
  4. Литература                                                                                                   15
  5. Приложение №1.Диагностика

  1. Пояснительная записка

В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие не только физических, но и умственных способностей организма. Навыки и умения, приобретённые в дошкольном детстве, являются фундаментом для успешного обучения в школе. Одним из основных направлений развития ребенка является формирование математических представлений. И уровень сформированности этих представлений во многом определяет уровень готовности ребенка к школе. Поэтому большинство родителей наших воспитанников считают целесообразным вести дополнительную работу в данном направлении. Учитывая пожелания родителей, мы решили организовать работу данного кружка с детьми нашей группы.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами.

Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста является длительным и весьма трудоёмким процессом, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;
  • Развивать образное и логическое мышление, внимание, память, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Способствовать развитию интереса к решению познавательных задач.
  • Воспитывать у детей интерес к занимательной математике.

Формы организации занятий:

  • Традиционные;
  • Комбинированные;
  • Индивидуальные;
  • Практические занятия;
  • Игры, конкурсы.

Методы:

  • Наглядные: показ картин, рисунков, плакатов, мультимедийных материалов и т.д.;
  • Словесные: объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ и т.д.;
  • Игры: дидактические игры, настольные игры, подвижные игры и т.д.;
  • Практические: выполнение заданий по инструкции, по собственному замыслу, проведение опытов;

Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и строятся на основе индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Программа рассчитана на 1 год.

Программа разработана для детей 5-6 лет. Занятия в кружке 1 раз в неделю по 20-25 минут, всего 34 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.

  1. Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Диагностика.

2 часа

2.

Счет. Соотнесение количества предметов с цифрой:

  • В гостях у друзей.
  • Число и цифра 5. Состав числа 5.
  • Число и цифра 6. Состав числа 6.
  • Число и цифра 7. Состав числа 7.
  • Число и цифра 8. Состав числа 8.
  • Число и цифра 9. Состав числа 9.
  • Число и цифра 10. Состав числа 10.

7 часов

3.

Геометрические фигуры:

  • Волшебные ступеньки.
  • Сказка о геометрических фигурах. Танграм.
  • Монгольская игра.
  • Колумбово яйцо.
  • Игра «Обезьянки».
  • Вьетнамская игра.
  • Волшебный круг.

7 часов

4.

Решение задач:

  • Путешествие по волшебной стране (Знаки +, -, =.)
  • Составь и реши задачку.
  • Числовая линейка.

3 часа

5.

Ориентирование в пространстве:

  • Лабиринт.
  • План и карта.
  • Путешествие с капитаном Немо.

3 часа

6.

Ориентирование во времени:

  • Игра «Когда это бывает?» (Времена года.)
  • Игра «Что за чем?» (Утро, день, вечер, ночь.)

2 часа

7.

Ориентировка на листе в клетку.

  • «Точка»
  • «Палочка»
  • «Геометрическая фигура»

3 часа

8.

Задачи-шутки, загадки

1 час

9.

Классификация.

1 час

10.

Деление круга и квадрата на равные части:

  • «Мы делили апельсин» (Деление круга на 2 равные части.)
  • «Раздели квадрат» (На 4 части.)

2 часа

11.

Дни недели.

1 час

12.

Диагностика.

2 часа

Итого

34 часа

  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Тема

Программное содержание

Материал

сентябрь

Диагностика.

Выявить знания и представления детей о

Тестовые задания.

«Волшебные ступеньки».

Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр.

Структурную поверхность тела: гладкие и шершавые. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков.

Набор геометрических тел: куб, шар, цилиндр, конус с разной структурной поверхностью. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков.

Число и цифра 5. Состав числа 5.

Закрепить навыки счета в пределах 5 в прямом и обратном порядке. Сформировать представление о составе числа 5 из единиц. Упражнять в счете предметов на ощупь.

Демонстрационный:

Числовая лесенка, пособие «Рассели соседей»; мешочек, предметы для пересчитывания;

Раздаточный :

Листы с нарисованными цифрами до 5,цветные карандаши.

октябрь

В гостях у друзей.

Закрепить понятие соотношения количества предметов с цифрой, обозначающей это количество.

Классифицировать блоки Дьенеша по двум, трём признакам с помощью кодового обозначения принципа. Формировать понятие «тяжелый - лёгкий» путём экспериментального наблюдения, проведение опыта.

Демонстрационный:

Карточки с изображением животных от 1 до 10, цифры для цифрового ряда;

Таз с водой;

Предметы: деревянный кубик, резиновый маленький мяч, стеклянная рыбка, пластмассовый шар, стрелки с номерами;

4 пакета, содержащие вещества, имеющие различные запахи.

Раздаточный:

Набор блоков Дьенеша;

Таблицы с изображением признаков блоков;

Блоки с изображением предметов.

Сказка о геометрических фигурах. Танграм.

Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру;

Учить называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам;

Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание, речь.

Демонстрационный:

Карточки с цифрами;

Ковролин;

Обручи.

Раздаточный:

Набор блоков Дьенеша;

Кодовые карточки;

Игра «Танграм».

Число и цифра 6. Состав числа 6.

Сформировать представление об образовании числа 6 путем добавления к 5 единицы. Закрепить навыки счета в пределах 6 в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов на ощупь. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение.

Демонстрационный:

Числовая лесенка, пособие «Рассели соседей»; мешочек, предметы для пересчитывания;

Раздаточный :

Листы с нарисованными цифрами 6, цветные карандаши;

Игра «Танграм».

Число и цифра 7. Состав числа 7.

Показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных цифрами 6 и 7.

Закрепить навыки счета в пределах 7 в прямом и обратном порядке.

Развивать конструктивные способности, мышление, воображение.

Демонстрационный:

Числовая лесенка, матрешки и пирамидки по 7 штук.

Раздаточный:

Листы с нарисованными цифрами 7, цветные карандаши, таблички с окошечками для счета.

Игра «Танграм».

ноябрь

Монгольская игра.

Сформировать умение составлять по образцу и по собственному замыслу фигуры-силуэты из набора «Монгольская игра».

Раздаточный:

Наборы «Монгольская игра», схемы к ним.

Число и цифра 8. Состав числа 8.

Показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных цифрами 7 и 8.

Закрепить навыки счета в пределах 8 в прямом и обратном порядке.

Развивать конструктивные способности, мышление, воображение.

Демонстрационный:

Числовая лесенка, наборы кругов и квадратов по 8 фигур;

Раздаточный:

Листы с нарисованными цифрами 8, наборы цифр от 1 до 8;

Наборы «Монгольская игра».

Игра «Что за чем?» (Утро, день, вечер, ночь.)

Закреплять представления о частях суток, их последовательности.

Демонстрационный:

Пособие «Часы»;

Раздаточный:

Картинки с изображением  разных частей суток (по 4 штуки на каждого ребенка)

Число и цифра 9. Состав числа 9.

Учить считать в пределах 9;

Показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Развивать конструктивные способности, мышление, воображение.

Демонстрационный:

Наборное полотно, плоскостные изображения зайчиков и белочек (по 9 штук);

Раздаточный:

Счетный материал, двухполосные карточки;

Картинки с цифрой 9, цветные карандаши.

Игра «Танграм»

декабрь

Число и цифра 10. Состав числа 10.

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «сколько?».

Закреплять представления о частях суток.

Демонстрационный:

Мяч, фланелеграф, треугольники и квадраты (по 10 штук);

Раздаточный:

Счетные палочки, Картинки с цифрой 10, цветные карандаши,

 д/игра «Составь сутки».

Путешествие по волшебной стране (Знаки +, -, =.)

Учить находить признаки отличия одной группы предметов от другой;

Закрепить знания о знаках: «-, +, =»;

Соотносить число предметов с цифрой.

Демонстрационный:

Математические знаки;

Набор цифр;

Таблицы с фигурами;

Лабиринт цифр;

Раздаточный:

Листы бумаги;

Карандаши.

Лабиринт.

Учить детей ориентироваться с помощью условно-схематических изображений;

развивать умение принимать поставленную задачу (инструкцию);  формировать навыки последовательно действовать по заданному правилу, чтобы добиться результата; контролировать ход решения задачи и результата.

Демонстрационный:

Лабиринт на листе белой бумаги;

Домик с заколдованными зверюшками;

Зайчики;

Логические задачи.

Раздаточный:

Игра «Танграм»;

Счетные палочки.

Ориентировка на листе в клетку.

«Точка».

Учить детей ориентироваться на листе в клетку: видеть и отмечать центр клеточки.

Демонстрационный:

Лист ватмана, расчерченный как тетрадь в клетку, черный маркер; Раздаточный:

Листы в клетку, простые карандаши.

январь

Ориентирование в пространстве:

План и карта.

Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью условно-схематических изображений;

развивать умение соотносить условные знаки на листе бумаги с окружающей действительностью;

упражнять в умении последовательно действовать по заданной схеме, чтобы прийти к результату.

Демонстрационный:

Лист бумаги для составления схемы комнаты, маркер.

Карта с изображением места, в котором спрятано угощение;

Раздаточный:

Альбомные листы, карандаши.

Ориентировка на листе в клетку. «Палочка».

Учить детей ориентироваться на листе в клетку: видеть и отмечать углы и стороны клеточки.

Демонстрационный:

Лист ватмана, расчерченный как тетрадь в клетку, черный маркер; Раздаточный:

Листы в клетку, простые карандаши.

Игра «Когда это бывает?» (Времена года.)

Закреплять представления о временах года, их последовательности, характерных особенностях; познакомить с названиями месяцев.

Демонстрационный:

 Календарь природы, сюжетные картинки с изображением времен года;

Раздаточный:

Картинки с изображением времен года.

февраль

Числовая линейка.

Учить детей считать до 10 в прямом и обратном порядке, опираясь на числовую линейку;

Показать способ сложения двух чисел в пределах 5 с помощью числовой линейки.

Демонстрационный:

Начерченная на доске числовая линейка;

Раздаточный:

Числовые линейки на каждого ребенка, счетный материал в количестве 5.

Игра «Обезьянки».

Формировать умение точно копировать действия другого человека;

Развивать внимание, аналитические способности, координацию движений;

Развивать конструктивные способности.

Демонстрационный:

Набор «Деревянный конструктор»;

Раздаточный:

Наборы «Деревянный конструктор»,

Конструктор «Лего».

Колумбово яйцо.

Формировать умение находить сходство по форме частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями;

Развивать воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

Демонстрационный:

образцы фигур;

Раздаточный:

Игра «Колумбово яйцо».

Классификация.

 «С двумя обручами».

Формировать понятие об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ»;

Классифицировать предметы, фигуры по признакам;

Сравнивать предметы;

Формировать умение упорядочивать предметы по одному признаку.

Демонстрационный:

Два обруча;

Набор предметов: тетради, книжки, ложки, карандаши, пуговицы;

Комплект «Фигуры»;

Игра «Трик- трак это не так» Раздаточный:

Карточки с символами.

март

Путешествие с капитаном Немо.

Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве с помощью условно-схематических изображений; умение соотносить условные знаки на листе бумаги с окружающей действительностью.

Демонстрационный:

Силуэтные изображения амфор;

Рисунок утонувшего корабля;

Карта острова сокровищ;

Логические задачи;

Игра «Сокровища» Раздаточный:

 «Лабиринты»

Ориентировка на листе в клетку.

«Геометрическая фигура»

Продолжать учить детей ориентироваться на листе в клетку: видеть и отмечать углы и стороны клеточки.

Демонстрационный:

Лист ватмана, расчерченный как тетрадь в клетку, черный маркер; Раздаточный:

Листы в клетку, простые карандаши.

«Дорисуй то, чего не хватает».

Развивать логическое мышление, анализаторские способности;

Воспитывать усидчивость.

Демонстрационный:

Логическая картинка с недостающим изображением;

Раздаточный:

Логические картинки с аналогичным заданием, цветные карандаши.

Задачи-шутки.

Учить отгадывать математические задачи – шутки;

Развивать смекалку, находчивость, логическое мышление;

Формировать умение выделять существенные признаки предметов.

Раздаточный:

Угощения для поощрения детей.

апрель

Составь и реши задачку.

Формировать умение детей составлять небольшие математические рассказы-задачки в одно действие; учить детей решать задачки и отвечать полным предложением.

Демонстрационный:

Сюжетные картинки для составления рассказов-задачек;

Раздаточный:

предметные картинки для иллюстрации придуманных задач.

Вьетнамская игра.

Формировать умение находить сходство по форме частей и комбинаций из них с реальными предметами и их изображениями;

Развивать воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части.

Демонстрационный:

образцы фигур;

Раздаточный:

«Вьетнамская игра».

Деление круга и квадрата на 2 равные части.

Научить детей делить целое на 2 равные части путем складывания; научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились две равные части, половина целого, одна из двух частей);

Показать отношение между целым и частью.

Демонстрационный:

Квадрат и круг из бумаги;

Раздаточный:

 Квадраты и круги меньшего размера на каждого ребенка.

Дни недели.

Дать детям представление о том, что 7 дней составляют неделю, каждый день недели имеет свое название, а последовательность каждых 7 дней всегда одна и та же;

Учить связывать название каждого дня недели с его порядковым номером.

Картинки, иллюстрирующие деятельность детей, загадки о днях недели.

май

Деление квадрата на 4 равные части.

Научить детей делить целое на 4 равные части путем двойного складывания; научить отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам, получились две равные части, половина целого, одна из двух частей; сложили еще пополам и получили 4 равные части);

Показать отношение между целым и частью.

Демонстрационный:

Квадрат и круг из бумаги;

Раздаточный:

 Квадраты и круги меньшего размера на каждого ребенка.

Итоговое занятие.

Закрепить полученные ранее знания, умения и навыки.

Диагностика.

Определить динамику развития математических способностей у детей.

Тестовые материалы.

  1. Литература:
  1. Бабич Л.Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. - М.: «Рольф», 2000.
  2. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: «Мозаика-Синтез», 2001/
  3. Михайлова З.А. игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: «Просвещение», - 2006.
  4. Михайлова З. А. Математика от 3 до 7. - С. - П.: «Акцидент» 1997г.
  5. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: «Знание», 1999.
  6. Панова Б. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Воронеж, - 2007.
  7. Интернет-ресурсы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обновление вариативности содержания основной образовательной программы ДОУ за счет внедрения в общеобразовательный процесс проектной деятельности»

  В соответствии с Законом РФ «Об образовании» современное дошкольное образование носит вариативный характер. В условиях реформирования системы образования, вариативности содержания дошкол...

Программа кружка "Веселый счет"

Представленна программа кружка по ФЭМП "Веселый счет" для подготовительной к школе группы. Содержит пояснительную записку, перспективный план, диагностику....

Рабочая программа кружковой работы по дополнительной общеразвивающей программе дошкольного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные пальчики» для детей от 3 до 4 лет

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми   младшего дошкольного возраста (3-х до 4-х лет) и является дополнительным видом   образования в форме кружковой работы п...

Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель

Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...

Рабочая программа кружковой работы «Волшебные краски» Нетрадиционная техника рисования Возраст 2-3 года Срок реализации программы 2022 – 2023 учебный год

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами,чем больше ...

Программа кружковой деятельности по речевому развитию с использованием инновационной технологии «Волшебные камешки» Возраст обучающихся: 6 -7 лет Срок реализации программы:1 год

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях. Данная программа интегрируется с образовательными ...