«Развитие количественных представлений у детей 2-3 лет в процесс организации игровых образовательных ситуаций»
методическая разработка по математике (младшая группа) на тему
Различные методические приемы , необходимые для становления дочисловых и начальных числовыхпредставлений у детей, формирование элементарных знаний о расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya.docx | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие количественных представлений у детей 2-3 лет в процесс организации игровых образовательных ситуаций»
В познавательном развитии ребенка первые математические успехи занимают значительное место . Психические новообразования чрезвычайно интенсивно возникают уже в младенческом возрасте и раннем детстве. За сравнительно короткий отрезок времени ребенок фактически преодолевает многовековой путь математического развития человечества и оказывается способен к знаково-символическому отражению математических представлений и преобразованию окружающего мира. Поэтому мы можем говорить об особой роли математического развития дошкольников в наиболее сензитивный период детства.
Уже в 80-е годы 20 века в исследованиях отечественных ученых В.В.Даниловой, Е.А. Тархановой доказывалась возможность и целесообразность формирования математических представлений о множестве, величине, геометрических формах у детей третьего года жизни.
В настоящее время в педагогике раннего детства предлагаются различные методические приемы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирования элементарных знаний о расположении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировке в нем.
Развитие элементарных математических представлений у детей 2-3 лет является важным условием полноценного развития ребёнка. Они служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения счётной деятельностью. А развитие количественных представлений является одним из важных направлений работы с детьми 3-го года жизни.
Проблемами развития количественных представлений у детей раннего возраста занимались многие отечественные ученые Г. С. Костюк, А.М. Леушина, В.В. Данилова, Е.А. Тарханова. Своих работах они говорят о том, что представление о неопределенной множественности формируется у детей очень рано. В процессе развития представлений о множестве как целостном единстве значительную роль играют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный и особенно двигательный. В процессе организованных действий с совокупностями предметов под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества, независимо от названия предметов, их качеств и свойств. Под влиянием обучения дети проявляют способность различать множества предметов и множества звуков, самостоятельно создавать множества из предметов, усваивать смысл слов много, мало, один, соотносить их к группам предметов, звуков, движений.
Исследования ученых доказывают важность и необходимость развития количественных представлений у детей 2-3 лет. Отечественной дошкольной педагогикой и детской психологией накоплен достаточно обширный научный материал по развитию представлений о количестве. Проблема сегодняшнего дня выбор оптимальных форм обучения и развития количественных представлений у детей 2-3 лет с учетом новых направлений в педагогической теории и практике.
Я рассмотрела современные подходы к определению форм организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. В современной практике дошкольных учреждений наблюдаются две тенденции в организации обучения. Часть педагогов предлагает совершенно отказаться от коллективных занятий по математике, заменив их играми, индивидуальными беседами и другими формами работы. Другая часть педагогов отдает предпочтение коллективной форме как одной из ведущих форм учебной деятельности детей. При этом индивидуальное и дифференцированное обучение используется как дополнение к основной - коллективной.
На сегодняшний день ДОУ стоят перед проблемой определения форм организованной образовательной деятельности, позволяющей освоить ребенку содержание основной программы по образовательным областям. Авторы образовательных программ предлагают в качестве основной единицы образовательного процесса использовать образовательную ситуацию, т.е. такую форму совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей и интересов детей.
В ранней и младшей группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В настоящее время в дошкольных учреждениях можно выделить две проблемы, обусловленные использованием игры на занятиях: первая проблема заключается в значительном уменьшении использования игры и игровых приёмов в обучении детей, вторая проблема состоит в неумении части педагогов вообще использовать в образовательной деятельности игровой метод. Анализ практики работы дошкольных учреждений позволяет выделить следующее противоречие: между возможностью более эффективной подачи знаний дошкольникам при использовании игровых форм, методов обучения и неумением педагогов использовать максимально возможности игровых образовательных ситуаций для математического развития детей.
По проблеме использования игровых образовательных ситуаций в математическом развитии детей 2-3 лет недостаточно методических разработок. Лишь в работах Михайловой З.А. и Чеплашкиной И.Н. мы находим рекомендации по использованию игровых ситуаций в математической деятельности. Ряд авторов предлагают использовать в ходе игровых образовательных ситуаций для развития количественных представлений у детей раннего возраста игры и упражнения с пальчиками. Основной потребностью детей дошкольного возраста является игра. Дети живут и самовыражаются в играх. Поэтому особенности раннего возраста и дошкольного детства определяют ведущее место игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе. Тем самым реализуется положение ФГОС к структуре ООПДО о ведущей роли игровой деятельности в образовательном процессе детского сада.
Актуальность данной темы побудила меня провести работу по выявлению уровня развития у детей 2-3 лет количественных представлений. Было установлено, что большинство детей находятся на низко-среднем уровне освоения количественных представлений. Сниженные уровни обусловлены тем, что дети не умеют сравнивать группы предметов, не выделяют элементы множества, не понимают принцип взаимно-однозначного соответствия, не видят границ множества, у них не сформирован навык движения руки, а также низким уровнем развития речи.
На начальном этапе работы, проанализировав работы многих педагогов, я определила для себя основные требования к игровым образовательным ситуациям:
1.создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели;
2.включенность каждого участника в игровую образовательную ситуацию;
3.предоставление участникам игровой образовательной ситуации возможности 4.самостоятельного активного действия;
5.игровые задания должны быть сложными, но доступными детям;
6.пути и средства достижения целей должны быть вариативными.
Определяя систему работы и разрабатывая игровые образовательные ситуации, я учитывала следующие принципы организации образовательных ситуаций:
1.учет возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;
2.доступность содержания игровых образовательных ситуаций;
3.сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;
4.сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;
5.адекватного соблюдения темпа и времени проведения игровых образовательных ситуаций в педагогическом процессе;
6.постепенного усложнения игровых образовательных ситуаций;
7.цикличной организации игровых образовательных ситуаций.
Для реализации поставленной цели, я использовала систему, в которой игровые образовательные ситуации использовались в процессе организованной образовательной деятельности, организованной образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.
Важным условием для решения поставленных задач являлось создание предметной среды, имеющей развивающий характер. Большой интерес у детей вызвала книга-коллаж «Один, много, мало», созданная совместно с детьми. Её использование в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности способствовало закреплению у детей способов сравнения множеств, умения различать группы предметов по количеству. Дети охотно рассматривали коллажи, отвечали на поставленные вопросы, и даже задавали вопросы друг другу.
Процесс развития количественных представлений шел поэтапно:
1.формирование умение создавать совокупности из однородных предметов и различать количественные отношения: много — один;
2.формирование умение различать количественные отношения, добавив к уже изученным много-один, такие обозначения количества, как мало и ни одного;
3.формировать умение сравнивать множества и устанавливать равенства способом наложения;
4.формировать умение сравнивать множества и устанавливать равенства способом приложения.
Реализация каждого этапа решает определенные образовательные задачи, которые несут в себе усложнение и основываются на знаниях, умениях детей полученных на предшествующем этапе. При этом используются разнообразные формы, методы и приемы.
Игровой сюжет, активизация каждого ребенка, возможность самостоятельного активного действия, способствовали заинтересованности детей в достижении целей, поставленных в игровых образовательных ситуациях, что отличает их от непосредственной образовательной деятельности.
Дети раннего возраста гораздо лучше воспринимают и запоминают новую информацию в ходе игровой деятельности, которая является ведущей в этом возрасте, но самостоятельно они еще не могут организовать свою игру.
Учитывая специфику возраста, я осуществляла приемы педагогической поддержки ребенка при проведении игровых образовательных ситуаций.
С целью определения эффективности работы по освоению детьми количественных представлений, были использованы диагностические методики Баряевой Л.Б. и Кондратьевой С.Ю.
Сравнительный анализ показал, что игровые образовательные ситуации способствовали быстрому и качественному решению поставленных задач, соответствовали возрастным и индивидуальным возможностям детей. Они привлекли внимание детей, вызвали положительный эмоциональный отклик, активизировали каждого ребенка.
Улучшение показателей после проведенной работы обусловлено использованием предложенной системы игровых образовательных ситуаций на занятиях, в совместной деятельности воспитателя и детей в режимных моментах, в самостоятельной игровой деятельности. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень количественных представлений у детей 2-3 лет, у них был сформирован соответствующий уровень умений и навыков в освоении количественных отношений, в сравнении множеств. Дети овладели способами установления взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров
Процесс формирования количественных представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словаря (один, два...; первый, второй... и др.), а также совершенствование грам...
Развитие количественных представлений у детей в возрасте от 4 до 5 ти лет.
Освоение детьми счета -- это длительный и сложный процесс. При формировании количественных представлений следует соблюдать этапы счетной деятельн...
Статья "Развитие количественных представлений у детей 2-3 лет в процессе организации игровых образовательных ситуаций"
Опыт работы по развитию количественных представлений у детей 1 младшей группы....
опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"
Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...
Развитие навыков общения у детей 2-3 лет в процессе организации игровой деятельности
Ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована спос...
Развитие навыков общения у детей 2-3 лет в процессе организации игровой деятельности
Развитие навыков общения у детей 2-3 лет в процессе организации игровой деятельности...
«Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использования игровых обучающих ситуаций»
laquo;Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 6-7 лет в процессе использованияигровых обучающих ситуаций»...