ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО. Интегрированное занятие с приоритетом задач логико-математического развития для детей средней группы
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО
Интегрированное занятие с приоритетом задач логико-математического
развития для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_dlya_detey.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО
Интегрированное занятие с приоритетом задач логико-математического
развития для детей средней группы

ЦЕЛЬ. Закреплять знания детей о шахматных фигурах, их положение на доске. Продолжать знакомить с ходами шахматных фигур. Закреплять знания о свойствах геометрических фигур. Развивать умение работать с палочками Кюизенера. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать внимательность, желание выполнять логические задачи.
МАТЕРИАЛ: демонстрационные шахматы; шахматные доски и фигуры для детей; шахматные фигуры; карточки со схемой, геометрическими фигурами, предметными изображениями; цветные палочки Кюизенера.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель (показывает закрытую доску). Малыши, посмотрите, какой интересный ящик появилась в нашей группе. На что он похож? Как вы думаете, что в нем? (Ответы детей).
Воспитатель открывает доску, достает из нее шахматного коня.
Воспитатель. Откуда этот гость? Назовите, какие вы знаете шахматные фигуры. (Ответы детей).
Шахматный конь (говорит воспитатель). Приветствую вас, дорогие дети! Имею честь пригласить вас в гости в Шахматное королевство. Шахматные фигуры будут рады познакомиться с вами.
Воспитатель. Спасибо за приглашение! Но как нам попасть в Шахматное королевство? Может, построим тропинку? А помогут нам наши друзья - геометрические фигуры.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
"Веселая тропа"
Воспитатель. Чтобы приблизиться к Шахматному королевству, сначала построим тропинку по такой схеме (показывает карточку).

С какой фигуры начинать? Прочитаем тропинку. (Дети называют фигуры, характеризующие их - называют количество сторон, углов, цвет). А сейчас выложите дорожку, по которой мы пойдем.

Кто-то из детей выкладывает тропинку в направлении столика, на котором лежат цветные палочки Кюизенера.
Работа с палочками
Кюизенера

Воспитатель. Вот посмотрите, малыши, куда привела нас тропинка. Что есть на столе? Мы знаем, что эти цветные палочки не простые, а волшебные. Почему? (Ответы детей). Так, они обозначают число и из них можно что-то построить. Внимательно рассмотрите палочки и ответьте на вопросы.
Вопросы и задания
♦ Какая палочка немного длиннее красной? (Светло-зеленый).
♦ Какая палочка немного короче голубой? (Фиолетовая).
♦ Какие палочки длиннее красной, но короче фиолетовой? (Светло-зеленая, коричневая, желтая, темно-зеленая, черная).
♦ Какое число обозначает желтая палочка? (Пять).
♦ Какая палочка обозначает число 4? (Коричневая).
♦ Постройте геометрические фигуры из трех палочек, которые обозначают число 3; из четырех палочек, которые обозначают число 4. Как называются такие фигуры? (Треугольник; квадрат).
Воспитатель. Мы вспомнили, что из палочек можно что-то построить. А что мы можем сделать, чтобы быстрее добраться до Шахматного королевства? (Можно построить из палочек поезд).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

"Волшебный поезд"

Воспитатель. Построим поезд, у которого первым вагоном будет белая палочка, вторым - голубая, третьим - фиолетовая. Сколько пассажиров сядет в первый вагон? А во второй? Третий? В каком вагоне меньше пассажиров? А где - больше всего? (Ответы детей). Молодцы! За такие ответы поезд очень быстро довезет нас. Вот мы с вами и попали в Шахматное королевство. Как вы думаете, кто это нас ждет? А кого еще мы можем здесь увидеть? (Ответы детей).
Звучит марш.
Беседа о хода шахматных фигур Воспитатель. Прислушайтесь, дети, заиграла музыка. Это пешки хотят показать нам, как они ходят по шахматной доске. Пешка - это обычный солдат, пехотинец. Он ходит только по своей дороге и только вперед. Отступать назад пешке запрещено. Делает пешка один маленький шаг, став на следующую ячейку, но в начале похода этот солдат еще не уставший, поэтому свой первый ход он может сделать, перепрыгнув через одну ячейку. Посчитайте, по сколько черных и белых пешек есть на шахматной доске. Покажите палочку, обозначающую это число. А теперь попробуйте на своих досках походить пешками. (Дети выполняют задание).
Звучит торжественная медленная музыка.
Используя шахматы в дошкольном учреждении, следует помнить, что целью является не совершенное овладение этой игрой, а прежде всего развитие творческих способностей ребенка, его целеустремленности, самостоятельности, гибкости и логичности мышления, поэтому на занятиях следует сочетать элементы интеллектуальных игр с методиками логико-математического развития ребенка, такими как кубики Никитина, палочки Кюизенера и тому подобное.

Воспитатель. Пешки промаршировали по своим дорожкам и освободили дорогу для сильных шахматных фигур. Первой свой ход нам хочет показать тура. Это - тяжелая важная фигура. По форме она похожа на башню. Она ходит в любом направлении - вперед, назад, вправо, влево, но только прямыми линиями, поэтому тура называют прямолинейной фигурой. Сделайте несколько ходов своей ладьей. (Дети выполняют задание). Звучит бодрая музыка.
Воспитатель. Немного погуляв полем, каждая тура вернулась в свой дом. Опять заиграла музыка, но уже веселее. Это слон спешит показать нам путь, по которому ходит он. Каждый слон имеет свою дорогу: слон, стоящий на светлой клетке, ходит вкось только светлой дорогой, а то, что стоит на темной - только темной. (Дети делают по несколько ходов каждым слоном). Помогите слону вернуться к своему домику - посчитайте и покажите палочку с номером его дома на шахматной доске. (Дети показывают светло-зеленую палочку 3).
Воспитатель. Как только слон вошел в свой домик на шахматную доску выпрыгнул конь. Живет конь между ладьей и слоном. Ход коня очень интересен. Он не ходит ни как ладья - прямыми линиями, ни как слон - косыми, а прыгает по полю, распевая песенку: "Прыг, скок и в сторону!". Попробуйте походить конем по своей доске.

(Дети выполняют задание). Веселый конь, напрыгавшись полем, вернулся к своему домику.
Звучит спокойная лирическая музыка и аплодисменты в аудиозаписи.

Воспитатель. Слышите? Все фигуры стали смирно и захлопали в ладоши, так как на доску вышла королева. Она очень важная, потому что это - самая сильная фигура в шахматном королевстве. Дом королевы такого же цвета, как и она сама, потому что она очень любит свой цвет. Ходить королева может, как ладья и как слон. Но она не может прыгать, как лошадь потому что королеве не гоже прыгать по полю. Скажите, дети, а вам нравится, как двигаются фигуры? А теперь покажем фигурам, как умеем двигаться мы.
Проводится физкультминутка за
выбором воспитателя.
Воспитатель. Посмотрите, как стройно стоят все фигуры. Они подняли головки, выпрямили спинки. Мы с вами также выпрямимся. Заиграла музыка - и на доску медленно вышел сам король. Все это время он наблюдал за нами, и ему также очень захотелось показать нам, как он ходит по шахматному полю. Король, как вы уже догадались, самая главная фигура в шахматном королевстве. Это единственная фигура, которую враги не могут сбить, ему только угрожают. Но, когда королю некуда спрятаться от угроз, проигрывает все его королевство. Итак, король следует быть очень осторожным, обдумывать каждый свой шаг. Именно поэтому он ходит только на одну клетку, но в любом направлении. Только король стал на свое место, на доске снова появились пешки и стали на свою улицу впереди фигур.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
"Какая фигура исчезла?"
Воспитатель. Король хочет проверить, хорошо ли вы запомнили его шахматное войско.

Поэтому фигуры немного поиграют с вами. Сейчас одна фигура исчезнет, ​​а вы должны отгадать, какой фигуры не стало.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает с поля фигуру, дети отгадывают, какую. Проводится несколько раз.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
"Поставь фигуры
по местам "

Воспитатель предлагает детям вернуть фигуры в их домики, расставив на шахматной доске.
Воспитатель. Жители Королевства очень рады, что познакомились с вами, а вы так хорошо их запомнили. Фигурам стало очень интересно, как мы сюда попали и кто нам помогал. Давайте их познакомим с нашими друзьями-помощниками - цветными палочками.
Дети по очереди называют цвета и имена палочек Кюизенера.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
"Прояви фотографию"

Воспитатель. А еще у нас есть фотографии цветных палочек, и они не проявленные, зашифрованы. Чтобы узнать, где снимок какой палочки, нужно посчитать объекты на фотографии. Их количество подскажет имена палочек.
Воспитатель показывает карточки, на которых изображены две собачки, три котика, четыре домика, пять божьих коровок и тому подобное. Дети подсчитывают изображенные объекты и находят палочку, которой можно обозначить такое количество.
Воспитатель. Шахматным фигурам очень понравились наши друзья-палочки, но больше всего их порадовали детки - умные, ловкие. А вам, ребята, что больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Поблагодарите фигурам за гостеприимство, скажем им "До свидания!", Ведь мы с ними обязательно встретимся еще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада

В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....

Конспект интегрированного занятия по формированию экологических представлений и аппликации для детей средней группы Тема: «Свойства снега»

Занятие интересно экологическими опытами. Дети учатся экспериментировать , ставить гипотезы и делать простейшие выводы.Занятие интегрированное: аппликация и ознакомление с окружающим миром....

Интегрированное занятие по окружающему миру «Путешествие осенний лес » для детей средней группы

Занятия проводились ко дню открытых дверей, на неделе творческих отчетов, педагогами детских садов и студентов пед коледжа...

Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Путешествие по станциям знаний» для детей средней группы

Цель: обобщение знания детей к концу учебного года.Задачи: 1.  Закрепить счет в пределах 5, уравнивать предметы путем прибавления и убавления, отвечать на вопрос «Сколько?»2.  Обобщить знани...

Конспект интегрированного занятия «Поездка в лес к диким животным» для детей средней группы

Интегрированное занятие "Поездка в лес к диким животным" разработано с целью расширения знаний детей средней группы о диких животных....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"

Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...