Конспект интегрированного занятия «Поездка в лес к диким животным» для детей средней группы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Охрименко Валентина Николаевна

Интегрированное занятие "Поездка в лес к диким животным" разработано с целью расширения знаний детей средней группы о диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_les_ohrimenko.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Малышок»

Конспект интегрированного занятия

«Поездка в лес к диким животным»

для детей средней группы.

Разработчик:

Воспитатель

Охрименко Валентина Николаевна

П.г.т. Берёзово, ХМАО-Югра

2016

«Поездка в лес к диким животным»

Цель: расширить знания детей о диких животных.

Образовательные задачи:

  • систематизировать представления детей о диких животных (их внешнем виде,  питании; названии детенышей их приспособлении к условиям жизни);
  • закреплять представления о правильном поведении в лесу;
  • обогащать «читательский опыт» (опыт слушания) за счет малых фольклорных  форм (загадки, стихи);  
  •   стимулировать умение детей импровизировать и подражать повадкам животных под музыкальное сопровождение. 

Развивающие задачи:          

  • активизировать и обобщать словарь по теме «Дикие животные»;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, речь, мелкую моторику пальцев рук, мышление на материале описательных загадок;
  • воспитывать бережное, доброе отношение к животным, к природе;
  • развивать умение анализировать и обобщать;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать аккуратность в работе с клеем;
  • воспитывать коммуникативные навыки и умение работать в коллективе;
  •  вызвать у детей желание помогать героям в трудной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».          

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением зверей; отгадывание загадок, создание альбома на тему: «Дикие животные».

Оборудование: мягкие игрушки (белочка с бельчонком, зайчиха с зайчонком, лиса, ёжиха с ежонком, медведь), следы диких животных, геометрические фигуры для аппликации (разных цветов) для изготовления диких животных; ёлочка из картона с дуплом, ёлки искусственные, карточки к игре «Четвёртый лишний», круги Луллия,  аудиозапись песни «Голубой вагон», пение птиц, мультимедийное оборудование для показа слайдов с изображением жилища зверей, музыкальное сопровождение: «Звериная зарядка», подвижная игра «Лиса и зайцы».

Методы и приемы: рассматривание, обсуждение, пояснение, игровая ситуация.

Взаимодействие с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре.

 Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: А отправимся мы с вами на поезде (берутся друг за друга). Внимание, внимание наш поезд отправляется в дальний путь. (Звучит фонограмма песни В. Шаинского «Голубой вагон».)

Ребята, вот и  остановка. Давайте выйдем из вагона и посмотрим, где мы находимся. (Звучит фонограмма «Пение птиц».)   Мы приехали в лес.  

А как нужно вести себя в лесу?  

Правила поведения в лесу:

Воспитатель: ребята, скажите, как нужно вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, не говорить хором, не пугать животных, соблюдать тишину.

Сюрпризный момент:

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, я нашла письмо.  Давайте, я вам прочитаю его:

«Дорогие ребята, в моём лесу происходит какая-то путаница. Злой волшебник заколдовал всех животных, и они перепутали свои дома и не знают, как их найти! Животные не понимают, куда им идти, что им есть! Куда подевались их дети? Помогите, пожалуйста, вернуть всех на свои места. Я очень вас прошу! Идите по следам. Прежде, чем вы отправитесь, отгадайте мои загадки.

Старичок -Лесовичок».

 Воспитатель: Скажите, как называются животные, которые живут в лесу?

 Дети: Дикие животные.

 Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?

 Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

 Воспитатель: Перечислите этих животных.

Дети: Лиса, медведь, белка, волк, ёжик.

Прежде чем мы отправимся в наше путешествие, отгадайте, пожалуйста, загадки.

Летом ходит без дороги                                                                                                                    

Возле сосен и берёз,                                                                                                                                    

А зимой он спит в берлоге                                                                                                                                      

От мороза прячет нос (медведь).

Хитрая плутовка,                                                                                                                                                          

Рыжая головка,                                                                                                                              

Хвост пушистый - краса

А зовут её…(лиса).

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка).

Летом серенький,                                                                                                          

Зимой беленький,                                                                                                              

Прыгает ловко,                                                                                                                                

Любит морковку (заяц)

На спине иголки                                                                                                                            

Длинные и колкие,                                                                                                                                    

А свернётся он в клубок,                                                                                                                              

Нет ни головы, ни ног (ёжик).

Как можно назвать всех этих животных?

Дети: дикие животные.

Воспитатель: Почему их так называют?

Дети: Потому что они живут в лесу и сами за собой ухаживают. Сами добывают себе пищу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, чьи-то следы ведут нас прямо в лес.

Как вы думаете, кто это прошёл?

Дети: Медведь.

Воспитатель:  Миша, почему же ты сидишь на пенёчке? А как называют дом медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?

 Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

 Воспитатель: Хотите посмотреть, как зимует медведь в берлоге?

 Посмотрите на экран (дети смотрят на слайд со спящим в берлоге медведем).

 Воспитатель: Вот так медведь спит в своей берлоге.

 Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

 Дети: Мех теплый. Вход ветками завален. Снегом сверху замело.

 Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге.

 Только весной проснется. Чем питается медведь?

Дети: Ягодами, грибами, мёдом.  

Воспитатель: Да…Медведь - большой сладкоежка, очень любит мед.

(Ребёнок рассказывает стихотворение про медвежонка):

Бурый, неуклюжий, ласковый малыш,

Ты зимой в берлоге очень крепко спишь.

А весна наступитс мамой в лес пойдёшь,

Полный рот малины сладкой наберёшь.

Воспитатель: Давайте поместим медведя в берлогу (сделана из модуля-цилиндра).

Пойдёмте дальше по лесу, по следам. Чьи это следы?

Дети: Беличьи.

 Ой, смотрите, а вот и белочка сидит со своим детёнышем, притаились за кустом.

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

 Дети: Дупло.

 Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

 Дети: Чтобы другие звери не достали.

 Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

 Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

 Воспитатель: Посмотрите, какой у белки хвостик – большой, пушистый.

Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Скажите, а белочка меняет свою шёрстку? На какую?

Дети: Да, меняет. С рыжей на серую.

Воспитатель: Белочка, наши дети приготовили для тебя танец: «Белочка».

( Показ слайда: белочка в дупле).

(Дети размещают белочку в дупло на дереве).

Воспитатель: Дальше идём по следам, чьи следы встретились нам на пути?

Дети: Лисьи.

Воспитатель: Посмотрите, кто это спрятался под ёлочкой?

Дети: Лиса.

Воспитатель: А лиса разве живёт под ёлкой?

Дети: Нет, лиса живёт в норке.

Воспитатель: Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная.

 Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

 Дети: Следы заметать.

  Стихотворение  (рассказывает ребёнок).

 Лиса по лесу ходила,

 Звонки песни выводила,

 Лиса лычки драла,

 Лиса лапти плела.

 Возле елочки прошла,

Шишки и иголочки

Лисичка та нашла.

Выбегает Лиса (в роли Лисы инструктор по физической культуре).

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

(Лиса прощается с детьми и убегает).

(Лисичку -мягкую игрушку - садят в норку).

Физминутка

Осенним днём, лесной  тропой,

Звери шли довольные к себе домой:

 За мамой медведицей шел ……

 Дети: Медвежонок.

За мамой зайчихой прыгал….

 Дети: Зайчонок.

 Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

 Дети: Лисенок.

 Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

 Дети: Бельчонок.

 Воспитатель: За мамой ежихой плелся ….

А это кто сидит?

Дети: Ёжик с ежонком.

 Воспитатель: Расскажите, какой он?

 Дети: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ежика находятся иголки. Растут иглы так же, как и волосы. На голове и брюхе растет густая жесткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые.

Стихотворение про ежа: (рассказывает ребёнок).

-Что ж ты, Ёж, такой колючий?

-Это я на всякий случай:

-Знаешь, кто мои соседи?

-Лисы, белки и медведи!  

Дидактическая игра: «Четвёртый лишний».

( Показ слайда ёжик в гнёздышке).

Воспитатель: Пойдёмте дальше по лесу по следам. Чьи это следы?

Дети: Заячьи.

А вот и зайчик со своим зайчонком. Ну почему-то они возле норки сидят. А какой у них домик?

 Дети: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал.

 Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель:  Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Весёлая зарядка (под музыку).

(Дети зайчиху с зайчонком помещают за кустик).

Воспитатель: Ребята, у кого из животных нет детёнышей?

Дети: У медведя и лисы.

Воспитатель: Как помочь медведю и лисичке?

Дети: Сделать медвежонка и лисёнка самим.

(Вместе с детьми воспитатель перемещается к столам, на которых разложены геометрические фигуры).

Воспитатель: Кто спрятался в этом коричневом овале?

 Добавьте  ушки и хвостик, расскажи нам, кто это?

(На столике лежат ушки и хвостики. Ребенок добавляет к кружочку ушки и хвостик, называет малыша и его маму.)

Пальчиковая гимнастика:

Стоит в поле теремок, теремок,    (Поднимают руки над головой.)                                  

Он не низок не высок.  (Приседают и поднимаются на носочки.)                                                    

На двери висит замок.   (Пальцы рук складывают в замок.)                                                

Кто его открыть бы смог?  (Делают движения запястьями вперёд – назад.)  

Потянули, потянули;

Постучали, постучали;

Покрутили, покрутили!

Слева – зайка, справа – мишка – (Поворачивают голову)                                 

Отодвиньте-ка задвижку! (Пробуют потянуть замок в стороны)                                   

Слева – ёжик, справа – белка  (Делают повороты головой.)                                      

Нажимайте на замок!  (Сжимают, разжимают запястья.)                                            

Зайка, мишка, ёжик, белка открывайте теремок. (Разводят руки в стороны).

Приходит Старичок – Лесовичок (в роли Старичка – Лесовичка воспитатель):

Здравствуйте ребята! Спасибо вам, что вы помогли навести порядок в моём лесу. Нашли каждому зверю свой домик, а каждой маме своего детёныша. Я очень благодарен вам за это и хочу вручить лесные подарки: орешки, грибочки.

Старичок-Лесовичок: Вам понравилось путешествие?

Дети: Да!

Старичок-Лесовичок: Где вы сегодня побывали?

 Дети: В лесу.

Старичок-Лесовичок: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным.

Старичок-Лесовичок: Что мы хорошего сделали?

 Дети: Нашли дома каждому животному. Помогли найти детёнышей мамам.

Старичок-Лесовичок: Какие игры вам понравились?

Дети: «Пальчиковая игра», «Четвёртый лишний», подвижная игра «Лиса и зайцы».

 Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.

(Звучит мелодия «Голубой вагон» и дети возвращаются в группу на поезде).

Использованная литература:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» соответствует ФГОС. Под редакцией Н.Е.Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2014.

2. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы»  ФГТ в ДОУ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва, 2015.

3. ФГТ в ДОУ. Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» средняя группа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Волгоград.

4. И.А. Помораева, В.А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. ФГОС. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ.

5. О.А. Соломенникова. ФГОС. Ознакомление с природой в детском саду, средняя группа.

6. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду. ФГОС. Средняя группа.

7. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук. Книга для чтения в детском саду. Москва, ОНИКС-ЛИТ.

8. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, при участии Л.Н. Елисеевой, Н.П. Бабуровой.  Книга для чтения в детском саду и дома. МОСКВА ОНИКС.

9. Л.Ю.Павлова. ФГТ. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром.

10. Г.П.Шалаева. Маленький гений «Название детёнышей и способы передвижения животных». СЛОВО-АСТ Москва.

11. С.А. Васильева, В.И. Мирясова. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные». Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005.

12. Детская энциклопедия «Царство животных» Москва ОНИКС 21 век, 2000.

13. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ" - конспект интегрированного занятия художественно-эстетического цикла с элементами логоритмики для детей средней группы детского сада

В конспекте интегрированного, логоритмического занятия представлен музыкальный, игровой материал, пальчиковые и речевые игры для детей средней группы детского сада....

Конспект интегрированного занятия по формированию экологических представлений и аппликации для детей средней группы Тема: «Свойства снега»

Занятие интересно экологическими опытами. Дети учатся экспериментировать , ставить гипотезы и делать простейшие выводы.Занятие интегрированное: аппликация и ознакомление с окружающим миром....

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Дикие животные» для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности на тему  «Дикие животные»   для детей   средней  группы с использованием здоровьесберегающих технологи...

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему «Дикие животные» для детей средней группы.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности на тему  «Дикие животные»   для детей   средней  группы....

Интерактивная игра «Дикие животные» для детей средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий

Интерактивная игра «Дикие животные»для детей средней группы с использованиемздоровьесберегающих технологий...

Занятие по ФЭМП "Дикие животные" для детей средней группы

Конспект НОД по ФЭМП «Дикие животные» в средней группе...