Конспект занятия по математике в средней группе по теме: «Измерение длины».
план-конспект занятия по математике (средняя группа) на тему

Янкевич Ирина Николаевна

Программное содержание:

    Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки. Закреплять счет в пределах 8, умение соотносить цифру с количеством, пространственно-временные отношения.

     Развивать воображение, мышление, память.

     Воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении заданий.


Материалы к занятию:
    Демонстрационный – изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда.
    Раздаточный – ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.
 

Ход занятия:

 

    1. Зависимость результата измерения от величины мерки.


    1) Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети.     Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

 

    2) На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.

     Воспитатель спрашивает:
    -Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
    Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
    Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
    -Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
    -Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
     -Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
    -А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).

 

     3) На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
    Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
     После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины.      Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
    В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.

 

     2.Физкультминутка «Три медведя».
    Дети изображают медведей и выполняют действия согласно тексту.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был -
С погремушками ходил.

 

    З.Игра « Садовники».
    Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. « Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
    - Какой формы ваша клумба?
    - Сколько у нее углов?
    - Покажите верхние углы (нижние).
    -Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?
    - А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
    - Начинаем « сажать» цветы: «посадите» в верхний левый угол 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.
    - Какой угол остался свободным? « Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
     Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена.    Дети должны определить, какая цифра пропущена.

    4.Пальчиковая игра «Паук».
    Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

 

   5.Игра: «Не ошибись».
   Перед началом игры ведущий дает детям задание: « Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее.

 

     6.Игра: «Распутай клубок».
    Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним сюжетом:
    1) Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.
    2) Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.
    3) Котенок размотал весь клубок.
    Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.

 

    7. Итог занятия.
    -Ребята, что мы с вами делали сегодня на нашем занятии?
    -Что нового и интересного вы узнали?
    -Понравилось вам работать с мерками?
     Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по математике в средней группе

по теме: «Измерение длины».

Программное содержание:

    Формировать практические навыки измерения длины с помощью условной мерки. Формировать представления о зависимости результата измерения от величины мерки. Закреплять счет в пределах 8, умение соотносить цифру с количеством, пространственно-временные отношения.

     Развивать воображение, мышление, память.

     Воспитывать любознательность, самостоятельность в выполнении заданий.


Материалы к занятию:
   
Демонстрационный – изображения зверей для измерения длины Удава, 3-4 картинки, связанные одним сюжетом, карточки с отрезком числового ряда.
   
Раздаточный – ленты, плоские – мерки, зеленые листы, геометрические фигуры разного цвета и разной формы, цифры от 1 до 8.

Ход занятия:

    1. Зависимость результата измерения от величины мерки.


   1) Воспитатель измеряет шагами какое-нибудь расстояние, например, от стола до окна. Затем-то же расстояние измеряют своими шагами дети.     Получаются разные результаты. Как это объяснить: расстояние одно и то же, а результаты измерения – разные?
Дети должны догадаться, что разные результаты получаются из-за того, что у воспитателя шаги большие, а у них – маленькие. Чем больше шаг, тем меньше их получается.

    2) На фланелеграфе выставляется изображение Удава. Воспитатель рассказывает, что звери в лесу решили измерить его длину.
Сначала стал измерять длину Удава своими шагами Слон, затем Мартышка, а потом Попугай.

     Воспитатель спрашивает:
   -Как вы думаете, кто из зверей сделал больше всего шагов для измерения Удава? Меньше всего? Почему?
   Затем он выставляет по длине Удава двух слонов, четыре мартышки и восемь попугаев.
   Детей надо подвести к выводу: если измеряют длину разными мерками, то получаются разные результаты; число мерок больше, когда мерка меньше. Для этого можно использовать следующий диалог:
   -Какова длина Удава в слонах, мартышках, попугаях? (2 слона, 4 мартышки, 8 попугаев).
   -Почему получились разные числа? (У всех зверей разные шаги).
    -Когда получается больше шагов – когда они крупные или маленькие? (когда шаги маленькие, их больше).
   -А длина Удава меняется при измерении шагов? (Нет, Удав всегда один и тот же).

     3) На столах у детей ленты и полоски разной длины (полоски укладываются по длине стола целое число раз).
   Воспитатель рассказывает, что длины часто измеряют тем, что всегда при себе: шагами, локтями, саженями, пядями и т.д., и показывает, как измерить длину ленты саженями и локтями. Затем дети самостоятельно измеряют саженями и локтями свои ленты.
    После этого дети измеряют длину стола пядями, полосками разной длины.      Для удобства после каждого выкладывания мерки можно выставлять фишку (палочки). Тогда число мерок равно числу фишек (палочек).
   В процессе этой работы закрепляются представления о том, что большая мерка уместится по длине стола меньше раз.

     2.Физкультминутка «Три медведя».
   Дети изображают медведей и выполняют действия согласно тексту.
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой,
Мама с ним – поменьше ростом,
А сынок – малютка просто.
Очень маленький он был -
С погремушками ходил.

    З.Игра « Садовники».
   Воспитатель предлагает вспомнить лето и посадить на клумбу цветы. « Клумбой» служит лист зеленой бумаги прямоугольной формы, а «цветами» – геометрические фигуры разного цвета и разной формы.
   - Какой формы ваша клумба?
   - Сколько у нее углов?
   - Покажите верхние углы (нижние).
   -Покажи углы, которые справа (слева). Сколько их?
   - А теперь найди верхний правый угол, нижний левый, верхний левый, нижний правый.
   - Начинаем « сажать» цветы: «посадите» в верхний левый угол 2 синих цветка, в нижний правый – 1 желтый, в верхний правый – красный и синий цветки.
   - Какой угол остался свободным? « Посадите» туда столько цветов, чтобы всех цветов на клумбе было 8 (3 цветка).
    Затем воспитатель просит детей посчитать от 1 до 8 и от 8 до 1 и показывает карточки с отрезками числового ряда, в которых одна клетка пропущена.    Дети должны определить, какая цифра пропущена.

    4.Пальчиковая игра «Паук».
   Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

   5.Игра: «Не ошибись».
  Перед началом игры ведущий дает детям задание: « Закройте глаза, я буду хлопать. Вы же внимательно слушайте, а потом покажите цифру, которая обозначает число ударов». Сосчитав удары, дети показывают цифру и объясняют, почему показали именно ее.

     6.Игра: «Распутай клубок».
   Воспитатель помещает на доску 3-4 картинки, связанные одним сюжетом:
   1) Бабушка вяжет, на земле лежит клубок. Рядом котенок.
   2) Котенок играет с клубком. Клубок стал заметно меньше.
   3) Котенок размотал весь клубок.
   Дети должны расставить картинки по порядку и объяснить, почему, по их мнению, порядок именно такой.

    7. Итог занятия.
   -Ребята, что мы с вами делали сегодня на нашем занятии?
   -Что нового и интересного вы узнали?
   -Понравилось вам работать с мерками?
    Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы, старались и были внимательными. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе по теме "Измерение длины"

Тематическое занятие по математике по теме "Измерение длины", в ходе которого дети знакомятся  с различными измерительными инструментами, с единицами измерения длины,  закрепляют знания ...

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....

План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.

ГБОУ СОШ №1375       План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.    Подготовили и ...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Измерение различных предметов с помощью условных мер»

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления у детей подготовительной группы.Задачи.Образовательная. Познакомить с измерением величин при помощи условной меры.Развивающая. ...

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»

Конспект занятия по математическому развитию детей старшей группы на тему: «Измерения длины. Единица измерения длины»Тема: «Измерения длины. Единица измерения длины»Програ...

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины»

Конспект по ФЭМП в подготовительной группе по теме «Измерение длины»...