Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора».
проект по математике (младшая группа) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Актуальность темы исследования.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).
Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит.д.
Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Контингент участников проекта: воспитанники средней группы ( 4-5 лет).
Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.
Время реализации проекта: 1 месяц
Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора
Формы обучения конструированию Lego.
- метод творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).
- карточная система развивающих игр.
Преимущества обучения с Lego математическим действиям:
1. Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает - она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).
2. Решение задач, счета, создания узоров.
3. Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.
4. Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.
5. Сортировка по группам разных размеров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА- ДЕТСКИЙ САД № 19 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКИЙ РАЙОН
ПРОЭКТ
по математическому развитию
НОМИНАЦИЯ: дошкольный возраст
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам LEGO –конструктора».
Авторы:
Старший воспитатель МБДОУ д/с № 19
Кулик Марина Геннадьевна
Воспитатель: МБДОУ д/с № 19
Реснянская Ирина Сергеевна
Тимашевск
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Актуальность темы исследования.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психолога (Н.Н.Поддьяков, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, Л.А.Парамонов, Л.В.Куцакова и др.).
Н.Н.Поддьяков утверждает, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих предметах в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция ит.д.
Вклад конструирования заключается в том, что оно способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Именно в процессе конструирования возможно эффективное освоение математических представлений, так как: в процессе конструирования присутствуют игровое мотивирование и сюрпризные моменты, что близко для детей младшего дошкольного возраста. Оно основано на действенном развитии, а в формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод, сущность которого заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определенных способов действий с предметами и их заменителями (изображениями, графическими моделями, моделями и т.д.).
В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
Объект исследования: формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Контингент участников проекта: воспитанники средней группы ( 4-5 лет).
Предмет исследования: Lego –конструктор в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Новизна проекта: использование Lego –конструктора в процессе формирования элементарных математических представлений, активизация познавательной и мыслительной деятельности.
Время реализации проекта: 1 месяц
Цель проекта: Выявить и опытно-поисковым путем проверить формирование математических представлений у детей дошкольного возраста по средствам Lego –конструктора
Формы обучения конструированию Lego.
- метод творческих проектов (На занятиях предлагается выполнить мини-проект по изучаемой теме из деталей Lego конструктора).
- карточная система развивающих игр.
Преимущества обучения с Lego математическим действиям:
- Обучение происходит через игру (дети учатся посредствам игры. Когда деятельность привлекает - она захватывает внимание детей. Чем больше заинтересованности у детей, тем больше они учатся).
- Решение задач, счета, создания узоров.
- Lego учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям.
- Соотношение соответствующим цветовым группам и определение цвета в каждой группе.
- Сортировка по группам разных размеров.
Время проведения | Задачи | дидактические игры и математические задания с использованием конструктора Lego |
1 этап Подготови тельный. | - Приобретение знаний о множестве, числе, вели чине, форме, умение ориентироваться во времени и пространстве. - Формирование предпосылок математического мышления. - Овладение специальной терминологией — названия чисел, фигур конструктора (кубик, кирпичик), элементов фигур (сторона, вершина, основание) - Развивать глазомер. | 1. Знакомство с основными деталями Lego - конструктора (кубик, кирпичик). Фото № 1 2. Показ слайдов – знакомство с постройками из конструктора. Фото № 2 3. Знакомство с принципами сборки конструкций Lego. 4. Дидактическая игра «У кого башня выше». Приложение 1 Фото № 3 |
Этап 2. | - закреплять умение объединять предметы по цвету. - закреплять умение соотносить количество предметов с цифрой - формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста. - развитие мышления: • наглядно-действенного; • словесно-логического. |
Приложение № 3 Фото № 5 и № 6
Приложение № 4
Приложение № 5 Фото № 7 и № 8 |
Этап 3 |
|
Приложение № 6
Работа над сборкой модели Фото № 9 и № 10
Фото № 11 |
Этап 4. | Логические операции |
|
Ожидаемые результаты:
- Формирование математических навыков и умений посредством конструктора Lego.
- Развитие навыка счета до 5 посредством конструктора Lego.
- Развитие умений и навыков нестандартного мышления.
- Совершенствования коммуникативных способностей.
- Формирование навыков самостоятельного нахождения связей и решения «задач из жизни».
- Воспитание творческой личности.
Полученные результаты:
№ | Критерии | Начало проекта | Окончание проекта |
длительность проекта 1 мес | |||
1 | Активизация познавательной деятельности в начале НОД | 60% | 90% |
2 | Счёт в прямом порядке до 5 | 50% | 85% |
3 | Умение детей соотносить цифры с количеством предметов | 40% | 68% |
4 | Знания названия цифр | 55% | 70% |
5 | Освоение способов художественного оформления Lego конструкций | 30% | 60% |
Заключение.
Большие возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста представляет Lego – конструктор.
Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Lego -детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.
Lego – конструктор помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.
Главное «заразить» ребенка игрой, не просто разбудить в нем интерес к моделированию предложенных конструкций, но и помочь понять, что играя можно многому научиться.
При использовании в НОД математикой Lego – конструктора дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышанное, т.к эмоционально вовлечены в НОД.
Список используемой литературы
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
ООО «Издательство «Детство- Пресс»,2013 .- 528 с.
- Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGO EDUCATION).
ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2015.
- Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада: конспекты занятий. Мозаика – Синтез, 2009.- 64 с.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет (Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до пяти»). «ТЦ Сфера», 2012 г.
- Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград.: Перемена, 1994 г.
- Интернет – ресурсы, «Какие преимущества обучения с LEGO?»
Журнал «Провизор» №1. 2014 год, автор: Эллен Пейдж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»
главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Я выбрала самый до...
Отчет по творческой теме: «Формирование представлений у детей о правилах дорожного движения через игру»
отчет по теме самообразования...
Педагогическая находка. Проект по теме: «Формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о взаимоотношении мамы и ребёнка «Мамы разные нужны» (вторая группа раннего возраста)
Заочный материал для конкурса "Воспитатель года 2016"...
Конспект НОД во 2-ой младшей группе . Тема: Закрепление представлений у детей о желтом и красном цвете
Закрепление представлений у детей о желтом и красном цвете...
Мастер-класс на тему: «Развитие представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования с применением LEGO-конструктора»
1. Вступительная частьДобрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече!Коллеги, сегодня я предлагаю отправиться нам всем в путешествие на остров искать клад.На чем мы туд...
Мастер – класс на тему: «Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность»
Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Как правильно начинать формирование предпосылок ранней профориентации дошкольников». Ознакомление детей старшего дошкол...