«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»
статья по математике (подготовительная группа)
В докладе раскрывается роль познавательного развития и познавательной активности в жизни дошкольника, опубликованы интеллектуальные игры в детском саду и методика проведения интеллектуальных игр разных видов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_seminare_koshkova_m.g._-_kopiya.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска
«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»
воспитатель
1 квалификационной категории
Марина Геннадьевна Кошкова
Новосибирск
2015
(слайд № 1)
Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка…
Что такое интеллектуальное развитие ребенка?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, что же такое интеллект? (слайд № 2)
Интелле́кт (от лат. intellectus) – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека:
ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.
Интеллектуальное развитие это: формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно - историческим, диалектическим в их единстве).
Его органической частью является умение подвергать
самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным
богатством языка. (слайд № 3)
У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же это такое? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. (слайд № 4)
Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.
Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в массмедиа, в первую очередь, на телевидении, где победитель награждается какими – либо призами. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг.
Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог – новатор Борис Павлович Никитин назвал «творческим складом мышления». Главная особенность развивающих игр Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.
Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы. (слайд № 5)
КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных).
ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:
- Предметные
- Настольно – печатные
- Настольно – предметные: шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку
- Пространственные
- Словесные
- загадки,
- логические задачи (и загадки – истории),
- игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет»),
- ребусы,
- кроссворды,
- викторины,
- Компьютерные. (слайд № 6)
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:
- Индивидуальные,
- Парные,
- Командные и массовые викторины: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн – ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес»; мозговой штурм. (слайд № 7)
ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:
- Соревновательные и интерактивные,
- Пространственные и комбинаторные,
- Логические. (слайд № 8)
ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ:
- сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;
- включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности детей;
- введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом;
- учёт степени сформированности теоретического мышления ребенка;
- использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;
- разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;
- применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.
Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:
- Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию,
наблюдательность к окружающему миру.
- Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса
ребенка, развитие образного мышления и памяти.
- Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными
понятиями через простые математические истины.
- Играми – соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и
вырабатывающими стремление к победе.
- Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.
Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:
- Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у
детей, необходимо придерживаться простых правил.
- Самое главное правило – игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
- Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры.
Оскорбления и обиды не допустимы.
- Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
- Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.
- Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.
- В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители
награждены похвалой, памятными дипломами, медалями. (слайд № 9)
Примерное планирование «Недели интеллектуальных игр»
в детском саду, старшая группа:
- Понедельник – КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша;
- Вторник – викторина «Умники и умницы», игры Никитина;
- Среда – математический ринг, игры с логическими кубиками, игра «Что? Где? Когда?»;
- Четверг – викторина «Зачем и почему»;
- Пятница – турнир настольных игр с родителями.
В работе с детьми мы используем разные виды интеллектуальных игр.
Нами были разработаны и проведены интеллектуальные игры на разную
тематику.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР РАЗНЫХ ВИДОВ
Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.
К словесным играм – задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем – то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.
Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар – ус", "вино – град", "бой – кот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.
Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус":
Три буквы облаками реют:
Две видны на лице мужском,
А целое порой белеет
«В тумане моря голубом».
Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.
Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.
С "б" смертельной я бываю,
С "м" меха я пожираю,
С "р" актеру я нужна
С "с" для повара важна. (боль, моль, роль, соль)
В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя:
Я с "в" от непогоды вас укрою,
А с "т" я землю носом рою. (кров, крот)
Могут меняться и целые слоги.
Логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая – нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так:
Ты через реку переправишь
На мне людей, и скот, и груз,
Но если "и" в меня ты вставишь,
То я на воздух подымусь!
Анаграммы. Если какое – либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа" – "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.
Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" – "сон". В стихах задача может выглядеть так:
Задачу ты решишь свободно.
Я небольшая часть лица,
Но если ты прочтешь меня с конца,
Во мне увидеть можешь, что угодно
Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач.
Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь – народная забава.
Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.
Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.
Виды загадок:
- Загадка – описание (Вместе с солнышком встает, на заре для нас поет)
- Загадка – метафора (Висит груша, нельзя скушать)
- Загадка – противопоставление (Черен, а не ворон, рогат, а не бык)
- Загадка с напрашивающейся рифмой (Всему лесу краса, а зовут ее …)
- Загадка – обманка (Простой вопрос для малышей: кого боится кот? ...)
- Загадка – шутка (От чего утка плавает)
- Загадка – история, логическая задача.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОль дидактических гр экологического содержания в самостоятельной познавательной деяельности детей
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...
Роль загадок в познавательной деятельности детей с ОНР
Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки.Как произведение устного народного творчества, знаком...
Роль подвижных игр в развитии познавательных процессов старших дошкольников.
Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и играми на бумажных носителях. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но...
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
«Сенсорное воспитание и его роль в познавательном развитии ребенка»
Сенсорное воспитание ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении пространстве, а также запахе, вкусе, и температуре....
Презентация на тему "Развитие речи от года до трех лет, ее ведущая роль в познавательных процессах."
Презентация на тему "Развитие речи от года до трех лет, ее ведущая роль в познавательных процессах."...
Дидактическая игра и её роль в познавательном развитии у детей старшего дошкольного возраста
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие дидактическими...