«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»
статья по математике (подготовительная группа)

Кошкова Марина Геннадьевна

В докладе раскрывается роль познавательного развития и познавательной активности в жизни дошкольника, опубликованы интеллектуальные игры в детском саду и методика проведения интеллектуальных игр разных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_seminare_koshkova_m.g._-_kopiya.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска

«Роль интеллектуальных  игр  в  развитии познавательной активности  ребенка»

воспитатель

1 квалификационной категории

Марина Геннадьевна Кошкова

Новосибирск

2015

(слайд № 1)

      Ну, кто из родителей не мечтает, чтобы у них вырос здоровый, смышленый, всесторонне развитый ребенок? Однако не стоит чрезмерно увлекаться и «перегружать» малыша всевозможными занятиями и курсами, поскольку каждому возрасту соответствует свой уровень интеллектуального развития ребенка…

Что такое интеллектуальное развитие ребенка?

      Для того чтобы ответить на этот вопрос, узнаем, что же такое интеллект? (слайд № 2)

      Интелле́кт (от лат. intellectus) – качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека:  

ощущениевосприятие, память, представление, мышлениевоображение.

      Интеллектуальное развитие это: формирование способности к овладению и пользованию различными  типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно - историческим, диалектическим в их единстве).

 Его органической частью является умение подвергать 

самостоятельному анализу события  и явления  действительности, делать  самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным 

богатством языка. (слайд № 3)

      У специалистов есть термин – познавательная активность ребенка. Что же это такое? Это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять какие-то действия для достижения результата.
    Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры. (слайд № 4)

       Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Интеллектуальные игры распространены в массмедиа, в первую очередь, на телевидении, где победитель награждается какими – либо призами. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашкинардыго  и маджонг.

Интеллектуальные игры в детском саду позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный советский педагог – новатор Борис Павлович  Никитин назвал «творческим складом мышления». Главная особенность развивающих игр Никитина – то, что в них удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать всё самостоятельно.

     Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы. (слайд № 5)

КЛАССИФИКАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР.

 Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные и составные (представляющие из себя сочетание элементарных). 

ПО ИГРОВОМУ ДЕЙСТВИЮ:

  • Предметные
  • Настольно – печатные
  • Настольно – предметные: шашки, шахматы, домино, лото, сома, Го, сого, игры Рубика, игры Никитина, спички, «Морской бой», судоку
  • Пространственные

  • Словесные
  • загадки,
  • логические задачи (и загадки – истории),
  • игры в слова («Эрудит». «Балда», «Города», «Да и Нет»),
  • ребусы,
  • кроссворды,
  • викторины,
  • Компьютерные. (слайд № 6)

ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ:

  • Индивидуальные,
  • Парные,
  • Командные и массовые викторины: «Что? Где? Когда?», «Пойми меня», «Брейн – ринг», «О, счастливчик», «Поле чудес»; мозговой штурм. (слайд № 7)

ПО ИГРОВОЙ ЦЕЛИ:

  • Соревновательные и интерактивные,
  • Пространственные и комбинаторные,
  • Логические. (слайд № 8)

ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ:

  • сочетание посильности и определенной трудности - постепенное усложнение заданий;
  • включение операций сравнения, сопоставления, обобщения, ведущих к активизации аналитической деятельности детей;
  • введение операции «переноса знаний» в новую ситуацию; связанность заданий с интересами и жизненным опытом;
  • учёт степени сформированности теоретического мышления ребенка;
  • использование двигательных упражнений при формулировании вопроса и как подсказки для поиска правильного ответа;
  • разыгрывание импровизированных сцен по ключевым моментам задания;
  • применение парадоксальных вопросов для вызывания эмоциональных реакций.

    Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:

  •   Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию,  

  наблюдательность к окружающему миру.

  •   Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса

  ребенка, развитие образного мышления и памяти.

  •   Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными

  понятиями через простые математические истины.

  •   Играми – соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и  

  вырабатывающими стремление к победе.

  • Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.

Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:

  •   Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у  

  детей, необходимо придерживаться простых правил.

  • Самое главное правило – игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
  •   Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры.  

  Оскорбления и обиды не допустимы.

  • Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
  • Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.
  • Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.
  •  В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители

 награждены похвалой, памятными дипломами, медалями. (слайд № 9)

Примерное планирование «Недели интеллектуальных игр»

в детском саду, старшая группа:

  • Понедельник – КВН «Юный эрудит», игры с блоками Дьенеша;
  • Вторник – викторина «Умники и умницы», игры Никитина;
  • Среда – математический ринг, игры с логическими кубиками, игра                    «Что? Где? Когда?»;
  • Четверг – викторина «Зачем и почему»;
  • Пятница – турнир настольных игр с родителями.

В работе с детьми мы используем разные виды интеллектуальных игр.

Нами были разработаны и проведены интеллектуальные игры на разную

  тематику.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР РАЗНЫХ ВИДОВ

      Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

     К словесным играм – задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на  изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем – то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

     Шарада. Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар – ус", "вино – град", "бой – кот" и т. п. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус":

Три буквы облаками реют:

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет

«В тумане моря голубом».

Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач.

     Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.

С "б" смертельной я бываю,

С "м" меха я пожираю,

С "р" актеру я нужна

С "с" для повара важна. (боль, моль, роль, соль)

В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя:

Я с "в" от непогоды вас укрою,

А с "т" я землю носом рою. (кров, крот)

Могут меняться и целые слоги.

      Логогриф. Логогриф отличается от метаграммы тем, что в метаграмме одна буква заменяется другой, а в логогрифе какая – нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот". Основанная на этом изменении загадка в стихах может быть выражена так:

Ты через реку переправишь

На мне людей, и скот, и груз,

 Но если "и" в меня ты вставишь,

То я на воздух подымусь!

     Анаграммы. Если какое – либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа" – "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" – "сон". В стихах задача может выглядеть так:

Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можешь, что угодно

Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач.

     Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка – средство испытания мудрости, теперь – народная забава.

     Загадка – это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

      Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

Виды загадок:

  • Загадка – описание (Вместе с солнышком встает, на заре для нас поет)
  • Загадка – метафора (Висит груша, нельзя скушать)
  • Загадка – противопоставление (Черен, а не ворон, рогат, а не бык)
  • Загадка с напрашивающейся рифмой (Всему лесу краса, а зовут ее …)
  • Загадка – обманка (Простой вопрос для малышей: кого боится кот? ...)
  • Загадка – шутка (От чего утка плавает)
  • Загадка – история, логическая задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОль дидактических гр экологического содержания в самостоятельной познавательной деяельности детей

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Роль загадок в познавательной деятельности детей с ОНР

Загадки - неизменная составляющая многих занятий в детском саду. Как логическая задача, загадка учит анализировать, выделять существенные признаки.Как произведение устного народного творчества, знаком...

Роль подвижных игр в развитии познавательных процессов старших дошкольников.

Современные дети много времени проводят за развивающими компьютерными играми и играми на бумажных носителях. Конечно, эти игры стимулируют развитие умственных и творческих способностей детей, но...

«Сенсорное воспитание и его роль в познавательном развитии ребенка»

Сенсорное воспитание ребенка – это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении пространстве, а также запахе, вкусе, и температуре....

Презентация на тему "Развитие речи от года до трех лет, ее ведущая роль в познавательных процессах."

Презентация на тему "Развитие речи от года до трех лет, ее ведущая роль в познавательных процессах."...

Дидактическая игра и её роль в познавательном развитии у детей старшего дошкольного возраста

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие дидактическими...